Историческое значение и сущность эллинизма

Эллинизм начался с походов Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и закончился завоеванием последнего эллинистического государства (Египетского царства) римлянами в 30 г. до н. э. Он стал насильственным объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств. Общество в своей основе представляло сплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, который дал качественно новую соц-экономическую структуру, гос-ное усройство и культуру, новую систему международных отношений. В отечественной историографии эллинизм понимается как сочетание и взаимодействие греческих и восточных элементов в области экономики, классово-социальных отношений, политических учреждений, культуры и религии, т. е. во всех областях жизни, производства и культуры. В одних государствах и обществах преобладали греческие начала (Пергам, Македония, Великая Греция), в других — восточные (Бактрия, Иран, Средняя Азия), в третьих их соотношение было более или менее равномерным (Сирия). Эллинистический мир – обширная территория. Выделяют 4 осн. региона: 1) Египет и Ближний Восток; 2) Средний Восток (Иран, Средняя Азия,Северо-Западная Индия); 3) Балканская Греция, Македония, Фракия; 4) Великая Греция и Причерноморье.

В целом эллинизм стал более высоким этапом исторического развития народов классической Греции и Древнего Востока, сделавших шаг вперед в экономической жизни, усложнении социально-классовой структуры, государственного строительства, культуры и религии. Основой прогрессивных изменений в эпоху эллинизма было взаимообогащение древнегреческой и древневосточной цивилизаций. Поощрение торговых операций, активное градостроительство, сложность в классовых и социальных отношениях. На смену традиционным типам суверенного греческого полиса, с одной стороны, и древневосточной деспотии — с другой, пришла форма эллинистической монархии, сочетающей в разных вариациях элементы как полисной государственности, так и древневосточных монархических порядков. Плодотворным было взаимодействие и взаимообогащение греческих и восточных начал в области культуры и религии. В эпоху эллинизма оно проявилось в бурном развитии точных наук (астрономии, математики, физики), биологии, географии, в создании сложных философских систем, массовой скульптуры, расцвете градостроительства, архитектуры, литературы, поэзии.



Полисная система ценностей и понятие гражданства у древних греков.

Эпоха архаики, характеризовавшаяся рождением полисного типа государственности, изменила и менталитет, само мироощущение людей. Основополагающей общественной ценностью стал

коллективизм. Полис – община, коллектив – осознавался как начало всех начал. Считалось, что отдельный человек живет и пользуется всеми благами свободы и культуры лишь постольку, поскольку он является гражданином своего полиса. Человек считался полноценным лишь тогда, когда он входил в какой-нибудь коллектив; вне его он становился изгоем, лишенным каких бы то ни было прав и влачащим безрадостное существование. В общественном сознании налицо был приоритет общего над частным, выражавшийся, например, в необходимости полисной солидарности, т. е. совместного действия всех граждан полиса для достижения тех или иных общих целей.

Однако было бы ошибкой считать Древнюю Грецию таким обществом, в котором граждане слепо подчиняются коллективистским установкам. В полисной жизни уже в эпоху архаики было возможно проявление индивидуальной инициативы, возрастала значимость отдельной личности. Только благодаря наличию индивидуального, личностного творческого начала греческая цивилизация смогла создать огромное количество шедевров культуры.

Наиболее ярко индивидуальные начала проявились в духе состязательности (в т. н. агональном духе), определявшем всю повседневную жизнь греков и оказавшем необычайно плодотворное воздействие на их самобытную и неповторимую культуру. Любая сфера деятельности становилась в Греции ареной состязания. Вполне закономерно, что именно в древнегреческой цивилизации появился спорт. Важнейшим фактором общественной жизни полисного мира стали панэллинские (т. е. предполагавшие участие граждан всех полисов Эллады) спортивные Игры. Спорт считался делом религиозным, угодным богам, и потому каждые Игры посвящались тому или иному божеству, находились под его покровительством. Самыми знаменитыми из них были Олимпийские игры, проводившиеся раз в четыре года в главном греческом святилище Зевса, расположенном на территории городка Олимпия.

Особенности полисного менталитета: стремление к свободе, чувство собственного достоинства, консерватизм, партикуляризм или сепаратизм.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: