Система домината при Константине

314 - была выпущена новая золотая монета. Она сделалась основной монетой во всей Империи. Продолжалось начавшееся при Диоклетиане прикрепление к месту жительства и работы куриалов, ремесленников и колонов. их обязанности были не только пожизненными, но и наследственными. прикрепление к профессиональным коллегиям ремесленников. Указ Константина «О беглых колонах», изданный в 332 г. патроциния! Мелкие свободные крестьяне в деревнях, ремесленники и куриалы в городах, спасаясь от административного и налогового гнета, добровольно переходили под патроциний местных магнатов и становились их колонами.

Деление на пограничные и маневренные войска оставалось, но маневренные войска были разделены на две категории. армия пополнялась отрядами из подчиненных варварских племен. Профессия воина тоже становилась наследственной. Численность легионов была уменьшена. Число начальников соответственно увеличилось. организация новой формы римского монархического режима домината, начатая Диоклетианом, была в значительной степени завершена и в дальнейшем функционировала без принципиальных изменений до самого падения Западной Римской империи.деление Империи на четыре части осталось. эти части назывались префектурами. Ими управляли назначаемые императором высшие чиновники — префекты претория. Командование армией передано военным магистрам, которых тоже было четыре. Провинции состояли из нескольких небольших округов. Вся административная система была основана на подчинении низших чиновников высшим по рангу и, наконец, префектам претория своей префектуры. Префекты претория и военные магистры подчинялись непосредственно императору, самодержцу, были его советниками. При священной особе доминуса находился высший совещательный совет —консисториум. высшие чины на 6 категроий: 6 – низшая категория мужи «выдающиеся». 5 - «совершеннейшие», 4 — «светлейшие», 3 — «почтеннейшие», 2 — «сиятельные», 1 — «благороднейшие». пять категорий были доступны лицам только сенаторского сословия, занимавшим высшие должности в имперской бюрократии. Все главные управления назывались «священными». Роскошь и торжественность дворцового обихода. Доминус оставался прежде всего верховным главнокомандующим. власть доминуса, кроме армии, подкреплялась еще разветвленной и централизованной бюрократией, которая контролировала армию. Религиозная политика. 313 – Миланский эдикт, христианская религия объявлялась равноправной со всеми другими системами. 325 – собор всех епископов Запада и Востока для того, чтобы покончить с религиозными разногласиями. Был принят церковный христианский календарь, была уточнена система христианских иерархий. Констатнтин оставался язычником.330 – священное провозглашение города Константинополь новой сталицей. Умер в 337 году. Хотя доминус по-прежнему оставался прежде всего военачальником, опиравшимся на зависимую от него и верную ему армию, но в дополнение к этой старой опоре римской императорской власти теперь действовали еще две разветвленные и мощные силы — бюрократия и христианство. система домината обеспечивала эксплуатацию и подавление трудящихся масс внутри страны и защиту территории от все усиливавшихся нападений варварских племен.



Римское общество и государство в 4 в. Попытка реставрации язычества при Юлиане Апостате и ее крах.

Римское государство в IV в. сохраняло высокий международный престиж, была стабилизирована обстановка на римских границах. Укрепление авторитета центральной власти, создание огромного государственного аппарата. Городская верхушка была представлена владельцами небольших рабовладельческих поместий в окрестностях города, собственниками ремесленных мастерских, оптовыми торговцами. Особенно оживилась городская жизнь в восточной части Империи. шло вызревание новых отношений, возникавших на основе разлагающихся античных структур. постоянное укрепление крупного землевладения К концу IV в. античные формы хозяйства, связанные с муниципальными слоями, так же как и города античного типа, временно ожившие в IV в., начинают деградировать и уступать место новым, протофеодальным отношениям. Огромное императорское землевладение было одной из экономических опор домината.

Религиозные споры приобрели большое политическое значение и часто кончались настоящими побоищами, накалявшими социальную обстановку.

попытка возродить гибнувшее язычество была сделана императором Флавием Клавдием Юлианом (360—363 гг.) Согласно эдиктам Юлиана, провозглашалась терпимость ко всем религиям, восстанавливались разрушенные языческие храмы, им возвращались ранее конфискованные земли. Христианская церковь лишалась государственных дотаций, христиане не допускались к высшим постам в армии, к преподаванию в школах. Он хотел придать традиционно формальному язычеству этический характер.

Политика Юлиана вызвала недовольство различных слоев римского населения, социальная база реформатора оказалась очень узкой. Вот почему, когда Юлиан погиб во время похода против персов в 363 г., его преемник император Иовиан отменил все постановления Юлиана по религиозным вопросам, полностью восстановив господствующее положение христианства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: