Рекомендации по улучшению стратегии ООО «Электропром»
Анализ мезо-среды предприятия показывает, что предприятие выпускает несколько разновидностей электротехнической продукции, поставщиками сырья являются крупнейшие заводы РФ, которые поставляют резисторы, конденсаторы, электроплаты и др. Подобное производство является конкурентным, поскольку существует ряд заводов выпускающих аналогичную продукцию, в том числе и за рубежом. Следует отметить, что выпускаемая продукция широко востребована в ВПК, горнодобывающей промышленности, в строительстве. Положительным элементом мезо-среды является то, что ООО «Электропром» входит в состав крупнейшего холдинга СДС. Это позволяет в короткие сроки применять гибкую трансферную, сбытовую и инвестиционную политику.
Таблица 1 - Сегментация рынка
Продукция | Сегмент рынка |
1) Электродвигатели постоянного тока | 1) Военно-промышленный комплекс (подводные лодки,ПВО,танки) 2) Электротехническая промышленность (пусковые агрегаты) 3) Горная промышленность (добывающие комплексы,комбайны) |
2) Светодиодные светильники | 1) Предприятие ЖКХ 2) Городское строительство 3) Потребительский рынок |
3) Рештаки и запасные части к конвейерам | 1) Горнодобывающая промышленность 2) строительство |
Таблица 2 - Основные конкуренты организации.
|
|
Продукция | Конкуренты |
1) Электродвигатели постоянного тока | 1) Крупные электромашиностроительные предприятия РФ (ООО «БЭТЗ» г.Белгород,ОАО «Псковские электромоторы») 2) Зарубежные предприятия («DYNAMO AD» Болгария) |
2) Светодиодные светильники | 1) Завод шахтной автоматики 2) Завод Красный Октябрь |
3) Рештаки и запасные части к конвейерам | 1) Анжермаш |
Таблица 3 - Поставщики и посредники организации
Продукция | Поставщики и посредники |
1) Электродвигатели постоянного тока 2) Светодиодные светильники 3) Рештаки и запасные части к конвейерам | «Ангарский электромеханический завод», ОАО «Контактор» г.Ульяновск, «Контакт» г.Саратов, ОАО «Черкесский завод». Представительство ОАО ХК "СДС-Маш" - компания управляющая сбытом и продвижением продукции предприятий, входящих в холдинг |
Анализ приведенных выше таблиц показывает сегменты рынка, конкурентоспособность, рынок поставщиков и посредников.
Оптимальной базовой стратегией ООО "Электропром" является cтратегия усиления позиций на рынке.
Приоритетным направлением стратегии развития ООО "Электропром" может стать увеличение объема реализации продукции, работ и услуг, при этом резервы увеличения прибыли за счет оптимизации затрат на предприятии еще имеются. Кроме того, для достижения данной цели необходимо оптимизировать систему управления и производство.
|
|
Выбор предприятием нескольких дополнительных стратегий (систематическое повышение эффективности производства, снижение затрат и прямая интеграция).
Для управления реализацией стратегии компании предусмотрены следующие меры:
-- для обеспечения поддержки стратегии коллективом решено постоянно информировать персонал об изменениях в стратегии, целях, миссии, темпах реализации;
-- организовать обучение персонала с привлечением ученых и ведущих специалистов из других организаций;
-- привлечь наиболее квалифицированных специалистов к работе по реализации основной стратегии, обеспечить четкое распределение ответственности за реализацию принимаемых мер;
-- осуществлять планирование внедрения мероприятий (с указанием ответственного) при внесении изменений в стратегию (в первую очередь, по срокам и объемам финансирования);
-- обеспечить первоочередное (целевое) финансирование мероприятий по стратегическому управлению;
-- разработать систему автоматизации системы планирования ресурсов и поставок предприятия;
-- внести необходимые изменения в оргструктуру -- ввести специализированный отдел -- отдел разработки стратегии. Созданный отдел должен обратить особое внимание на мониторинг внешней среды и формирование благоприятного имиджа, что позволит сохранить имеющиеся объемы работ и найти новые рынки сбыта[6].
3.2. Оценка проблем управления реализацией стратегии
ООО «Электропром»
После разработки стратегии следует процесс ее реализации. В процессе реализации стратегического плана по выбранной стратегии разрабатывается система текущих и оперативных планов. Однако существуют факторы сдерживающие управление реализацией стратегии. ООО «Электропром» столкнулся с рядом проблем стратегического планирования:
1) Низкое качество планирования, излишнее согласование на разных уровнях. Это связано, прежде всего, с недостатком квалифицированных специалистов, высокой иерархической лестницей рассмотрения и утверждения стратегий в управляющих компаниях холдинга.
Пути решения этой проблемы:
- повышение уровня самостоятельности крупных предприятий, входящих в холдинг (Алтайвагон),
- повышение уровня подготовки специалистов по стратегическому планированию,
- повышение уровня стратегического планирования.
2) Дефицит высококвалифицированных менеджеров и специалистов. Это происходит из за слабого взаимодействия предприятия с вузами, слабого уровня профессиональной подготовки преподавательского состава, отсутствием региональной системы бизнес-образования.
Пути решения этой проблемы:
- развитие систем целевой подготовки специалистов для нужд предприятия. В Прокопьевске организован филиал Московского института машиностроения, активно работает филиал КузГТУ,
- разработка и внедрение образовательных стандартов нового уровня,
- повышение уровня и качества профессионального образования. При ООО «Электропром» активно работает машиностроительный техникум.
3) Недостаток инвестиций для реализации стратегии. Это происходит из-за недостатка собственных средств, неразвитого регионального рынка капитала, в том числе фондового, высоких ставок кредитования.
Пути решения этой проблемы:
- мобилизация финансовых ресурсов на решение ключевых проблем, развития системы бюджетирования,
- развитие фондового рынка, рынка ценных бумаг,
- формирование регионального фондового рынка.
4) Небольшие инвестиции в основной капитал. К факторам по этой проблеме относятся низкий уровень стратегического планирования, отсутствие разработанных и обоснованных программ и сценариев развития.
|
|
Пути решения этой проблемы:
- совершенствование системы подготовки и переподготовки менеджеров высшего звена. ООО «Электропром» заключило эффективные контракты с двумя менеджерами высшего звена,
- разработка стратегии развития на каждом предприятии холдинга,
- разработка внутренних стандартов по инвестированию. Эта работа начата на заводе в 2014 году.
Выводы по 3 главе
Оптимальной базовой стратегией ООО "Электропром" является cтратегия усиления позиций на рынке.
Приоритетным направлением стратегии развития ООО "Электропром" может стать увеличение объема реализации продукции, работ и услуг, при этом резервы увеличения прибыли за счет оптимизации затрат на предприятии еще имеются. Кроме того, для достижения данной цели необходимо оптимизировать систему управления и производство.
Логическим завершением третей главы стала оценка путей решения проблем сдерживающих стратегическое планирование. Эти проблемы описаны совместно с факторами сдерживания, так же приведены пути решения этих проблем, в том числе которые были реально проведены руководством холдинга «СДС-Маш» и ООО «Электропром».
Заключение
В курсовой работе представлены теоретические основы управления реализации стратегии предприятия на примере существующего машиностроительного производства, каким является ООО «Электропром» г.Прокопьевск.
В первой главе приведены классические определения понятий «стратегия», «стратегическое управление». Проведен анализ теоретических источников по указанной теме. Освещены проблемы управления реализацией стратегией предприятий в условиях современной экономики России.
Во второй главе приведена краткая характеристика деятельности ООО «Электропром», проведен анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции, поставщиков и посредников, а так же ключевых составляющих стратегии развития. Проанализирован процесс управления реализацией стратегии с приведением конкретных мероприятий стратегического характера.
Третья глава посвящена основным этапам формирования стратегии и разработке мероприятий по управлению реализации стратегии. Приведены фактические данные по рынку выпускаемой продукции, поставщиков и посредников. Проведена сегментация рынка, приведены основные конкуренты организации. Сформулированы проблемы стратегического планирования, факторы сдерживающие решения этих проблем, а так же пути их решения. Приведены конкретные мероприятия, осуществленные руководством холдинга «СДС-Маш» и ООО «Электропром» по теме курсовой работы.
|
|
Список использованной литературы
1. Кашкина С.В. Цель предприятия и стратегия ее достижения // Менеджмент в России и за рубежом. - №3. - 2011. - С.25-32.
2. Сухановская Е.В. Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура // Проблемы экономики и менеджмента. - №3. - 2012. - С. 18-20.
3. Теракова Е.Н. Организационная структура и стратегия предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. - №2. - 2011. - С. 5-15.
4. Хасси Д. Стратегия и планирование. - Спб: Питер, 2011. - 384 с.
5. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. - СПб: Питер, 2009. - 412 с
6. Эффективность стратегического управления / Под ред. Ю.Н. Лапыгина. - Владимир: ВлГУ, 2014. - 350 с
7. Фомичев, А. Н. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] А.Н. Фомичев: учебник для вузов. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 468 с. // http://www.biblioclub.ru/book/116312. html.
8. Cтратегический менеджмент [электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki. html.
9. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент // Курс Лекций. Москва-Новосибирск, 2004. – 287с.
10. Реализация стратегии организации [электронный ресурс] // http://m-strateg.narod.ru/index/0-20 html.