ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВЯЗЕЙ
С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ОСНОВЫ МЕДИА-РИЛЕЙШНЗ
Рекомендовано Институтом коммуникационного менеджмента
Государственного университета — Высшей школы экономики
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности «связи с общественностью»,
для специалистов, работающих в сфере управления интегрированными
коммуникациями, коммуникационного менеджмента и в области
развития связей с общественностью
Москва
ФОРУМ - ИНФРА-М
2007
УДК 65.01(075) ББК 65.290-2я723 Г94
Рецензенты:
кандидат философских наук, руководитель образовательных программ
Института коммуникационного менеджмента Государственного
Университета — Высшей школы экономики И. В. Огарь;
доктор философских наук, профессор Алтайского государственного
университета Т. А. Семилет
Гундарин М. В.
Г94 Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз: учеб. пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 336 с. — (Высшее образование).
13ВЫ 978-5-91134-150-3 (ФОРУМ) I5ВN 978-5-16-003152-1 (ИНФРА-М)
В пособии рассматриваются основные аспекты системы эффективных коммуникаций со средствами массовой информации в сфере бизнеса и государственного управления, такие, как организация деятельности пресс-службы, организация и проведение медиа-мероприятий, эффективное использование медиа-документов, и др. Разделы пособия сопровождаются вопросами для самопроверки и материалами для дискуссии, призванными стимулировать самостоятельное освоение студентами материала. Пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и может быть использовано при преподавании таких курсов, как «Основы связей с общественностью», «Корпоративные связи с общественностью», «Основы коммуникационного менеджмента», «Работа современной пресс-службы» и др.
Для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама».
УДК 65.01(075) ББК 65.290-2я723
18ВЫ 978-5-91134-150-3 (ФОРУМ)
15ВЫ 978-5-16-003152-1 (ИНФРА-М)
© Издательство «ФОРУМ», 2007
Введение
Отношения со средствами массовой информации (медиа-рилейшнз) являются очень важной частью повседневной практики специалистов по связям с общественностью как в России, так и за рубежом. Значительное место медиа-рилейшнз отводится и в стратегическом планировании РR-деятельности.
Поэтому можно смело утверждать, что овладение базовыми принципами и технологиями медиа-рилейшнз (как и знакомство с теоретическими аспектами отношений со СМИ, граничащими со сферой коммуникативистики) является важной частью подготовки специалиста по связям с общественностью. Нельзя не отметить, что теме медиа-рилейшнз посвящены многие страницы в учебных пособиях, изданных в последнее время в нашей стране. Вместе с тем ни одно из заслуживающих внимание пособий не посвящено медиа-рилейшнз полностью (речь не идет о книгах, содержащих практические рекомендации для специалистов — у них иные, нежели у учебных изданий, и цели, и аудитория). Настоящее пособие призвано заполнить этот пробел.
Целью автора было соединить обобщающие разработки, которых появилось по мере развития связей с общественностью и коммуникативистики уже достаточно, и практические рекомендации специалистов в сфере медиа-рилейшнз в единую систему, призванную дать студентам, обучащимся по специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама», целостное представление о теории и практике отношений со СМИ.
Учебное пособие состоит из четырех разделов, в целом охватывающих все стороны медиа-рилейшнз: один раздел описывает отношения со СМИ в системе общей информационной политики, а также затрагивает ряд понятий сферы коммуникативистики; другой раздел касается планирования и организации деятельности современной пресс-службы; в двух разделах приводятся практические рекомендации по проведению мероприятий для журналистов (прежде всего — пресс-конференций), а также подготовка и рассылка пресс-релизов и других медиадокументов.
Каждый раздел снабжен обобщающим резюме, списком вопросов для самопроверки и материалом для дискуссий (призванным стимулировать самостоятельную работу студентов).
В приложении даны образцы нормативных документов и исследовательских методик, касающихся деятельности пресс-службы (как управленческой единицы, в обязанности которой, как правило, и входит налаживание системы медиа-рилейшнз).
Раздел 1
МЕДИА-РИЛЕЙШНЗ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
1.1. Базовые понятия медиа-рилейшнз
Медиа-рилейшнз как создание медийного образа организации
Связи с общественностью в настоящем пособии трактуются прежде всего как коммуникационная деятельность, осуществляемая в интересах организации и направленная на установление результативных двусторонних отношений организации с общественностью. Такая трактовка вполне согласуется, скажем, с Международным изданием Американской энциклопедии, которое определяет РиЬИс ге1а1юп§ как «область деятельности, связанную с созданием постоянного взаимопонимания между организацией и ее общественностью. Организация стремится объяснить своей общественности политику организации, продвинуть свои товары и услуги или заручиться финансовой поддержкой»1.
Соответственно основными понятиями в рамках названного процесса являются организация, общественность и коммуникация.
Организация — это любой субъект социальной деятельности. Здесь нет принципиального различия между формами собственности и сферой деятельности. Под такое понимание организации подпадают и коммерческий банк, и оптовая фирма, и магазин любого масштаба. Но вместе с тем — администрация губер-
1 Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Новости, 1990.
6 Раздел 1. Медиа-рилейшнз как направление деятельности...
натора или президента. Да и сам представитель исполнительной власти также может быть понят в качестве организации уже потому, что его социальное действие налицо.
В медиа-рилейшнз, как и в прочих сферах связей с общественностью, очень важно, чтобы специалист по РК с точки зрения общественности был бы «невидим». То есть чтобы аудитория видела перед собой образ организации и только организации. Поэтому, когда далее мы будем говорить о том, что организация совершила (или должна совершить) те или иные шаги в построении коммуникационной политики, речь будет, как правило, идти о том, что эти шаги совершает от имени организации именно специалист по РК (корпоративный или привлеченный со стороны).
Общественность — это объект, на который направлено социальное действие организации. При этом общественность ни в коем случае не пассивна, она имеет все возможности, чтобы осуществлять «обратное влияние» на организацию, и, более того, последняя должна стремиться к налаживанию постоянного взаимодействия с общественностью. В качестве общественности могут выступать широкие массы и специальные аудитории (в системе отношений «организация — организация», например, это политическая или бизнес-среда — органы исполнительной власти для органов власти законодательной или деловые партнеры, реальные и потенциальные, для коммерческой организации). В любом случае к стратегическим целям организации относится формирование «своей» общественности, т. е. целевой группы лояльных потребителей своей продукции/услуг.
При этом любая организация представляет собой сложно организованную информационную структуру. Это означает, что она неизбежно сталкивается с проблемами коммуникационного характера.
Коммуникация (от лат. соттитсаге — связывать, соединять) — совокупность процессов: чтения, получения, обработки, передачи и хранения информации. Эти процессы можно рассматривать на самых разных уровнях: от единично-бытового до глобально-социального.
Так, внутриорганизационные коммуникации принято делить на вертикальные (от начальства к подчиненным) и горизонтальные (между равными по статусу работниками и/или подразделениями), формальные (наполняемые официальной информацией) и неформальные (слухи, сплетни). При этом совершенно неиз-