Г) Гален и его учение (галенизм)

    Период поздней империи характеризуется обострением дуалистических тенденций, т.е. сочетания естественно-научных и идеалистических воззрений (лат. dualis - двойной, двойственный) во многих отраслях естествознания. В области медицины этот дуализм ярко проявился в деятельности величайшего врача, грека по происхождению - Галена. Он является автором более 125 трудов по медицине.

    Естественно-научные позиции Галена проявились в его обширной врачебной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии.

    Гален подробно описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Он описал все отделы головного и спинного мозга, 7 из 12 пар ЧМН, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечные и продольные сечения спинного мозга для исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения.

    Он писал: “Если рассекать какой угодно нерв или спинной мозг, то части органа, лежащие выше места сечения и остающиеся в связи с головным мозгом, сохраняют еще способности, между тем как вся часть, лежащая ниже разреза, не в состоянии более сообщать этому органу ни движения, ни чувствительности”. Поскольку в Александрии уже перестали производить вскрытия человеческих трупов из-за влияния христианства (введенного в качестве государственной религии императором Константином - 306-337гг.), Гален анатомировал животных (обезьян, свиней, копытных и др.).

    Учение Галена о болезни носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о 4-х главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи.

    Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. До настоящего времени существуют так называемые “галеновы препараты”, получаемые путем обработки природного сырья по методу Галена.

    Наряду с естественно-научными позициями значительное место в учении Галена занимали идеалистические воззрения. Исходя из учения Платона о пневме, Гален объяснял все жизненные процессы действием нематериальных сил, образующихся в результате преобразований пневмы. В организме пневма обитает в различных видах: “душевная” пневма - в мозге, “жизненная” пневма - в сердце и “естественная” пневма - в печени. Так, нервы несут “душевную силу”, печень дает крови “естественную силу” и т.д.

    Т.о. Гален правильно описывал то, что наблюдал экспериментально, но полученные результаты трактовал идеалистически. В этом и состоит дуализм учения Галена.

    В средние века католическая церковь использовала идеалистические стороны учения Галена и связала их с богословием. Так возник галенизм - искаженное, одностороннее понимание учения Галена. Опровержение галенизма и восстановление истинного содержания учения Галена потребовало многих столетий.

    д) Становление Христианства и больничное дело

Христианство было официально признано в качестве одной из религий Римской империи императором Константином в 324г. В 380г. христианство было принято государственной религией Римской империи. С историей христианства тесно связано возникновение монастырских больниц. Первая большая христианская больница была построена в Кесарии в 370г. епископом Василием Великим. Она была похожа на маленький город: каждое ее строение соответствовало определенному типу болезней. Была также и колония для прокаженных. Больничное дело в восточных провинциях империи стояло на более высоком уровне и позднее получило развитие в Византийской империи.

Первая больница в Западной Римской империи была создана в Риме в 390г. на средства кающейся римлянки Фабиолы, которая отдала все свое богатство на сооружение благотворительных учреждений.

 

В конце IV в. н.э. Великая Римская империя значительно ослабела экономически. Ее северо-западные территории все чаще подвергались нападениям германских, славянских и других племен Западной Европы. Восточные провинции империи (Греция, Центральные и Восточные Балканы, Малая Азия, Сирия, Египет, Палестина) были более сильными экономически. В 395г. после смерти императора Феодосия они окончательно отделились от Рима как Восточная Римская (или Византийская) империя. Т.о. некогда могущественная Римская империя разделилась на 2 части: Восточную Римскую, просуществовавшую до 1453г., и Западную Римскую империю, просуществовавшую недолго – до 476г., когда в результате непрекращающихся кровопролитных войн и восстаний рабов был свергнут последний император – Ромул Августул.

476г. считается в Западной Европе началом средних веков и феодализма.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: