В) Философские основы медицины древнего Рима

    В римском обществе широко распространилась древнегреческая философия. Атомистическое учение древнегреческих философов Левкиппа, Демокрита и Эпикура нашло отражение в трудах римского философа и поэта Лукреция. В своей поэме “О природе вещей” (в 6 книгах) он с точки зрения атомистического учения описывает сложное строение живых организмов и передачу признаков по наследству, вымирание неприспособленных и выживание приспособленных организмов, точно описывает симптомы некоторых заболеваний. Обращая внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного начала, которая найдет свое дальнейшее развитие в труде выдающегося итальянского ученого эпохи Возрождения - Джироламо Фракасторо “О контагии, контагиозных болезнях и лечении”.

    Передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на Асклепиада (128 - 56гг. до н.э.) - видного греческого врача, практиковавшего в Риме. Он разработал свою систему лечения - “безопасно, быстро и приятно”, которая выгодно отличалась от методов врачевания “живодера” Архагата. Асклепиад был последователем Эрасистрата, который отошел от господствовавшей в то время гуморальной теории и отдавал предпочтение твердым частицам тела. В учении Асклепиада объединились оба представления о причинах болезней: гуморальное и зарождающееся солидарное (лат. solidus - твердый).

    Основными причинами болезней Асклепиад считал:

1) стагнацию, т.е. застой твердых частиц в порах и каналах тела;

2) расстройство движения соков и пневмы.

    Поэтому Асклепиад придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов. Его лечение состояло из диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и постоянного движения (ходьба пешком, езда верхом на лошади, путешествия в коляске и т.д.). Парализованных он рекомендовал носить на коврах и раскачивать, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Медикаменты Асклепиад назначал редко и считал, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Сам он был первым примером этому - никогда не болел и умер в глубокой старости в результате несчастного случая.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ

 

А) Становление военной медицины

    Широкие завоевательные походы потребовали организации в римской армии медицинской службы. В конце I - начале II в. н.э. в римских войсках появились врачи-профессионалы. Первые сведения о военном хирурге армии императора Нерона - Диоскориде относятся к I веку. В каждом легионе был легионный врач - medicus legionis, в каждой когорте (а легион состоял из 10 когорт) - по 4 врача - medici cohortis. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу.

    Со II в. начали устраивать военные учреждения для раненых и больных - валетудинарии - по одному на 3-4 легиона. Персонал этих учреждений состоял из врачей, инструментариев (заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом) и младшего персонала (уход за больными).

    Гражданских больниц в древнем Риме не было: врачи посещали больных на дому или больные приходили к ним на дом. Однако для медицинской помощи рабам (хотя и считалось, что их лечить не нужно - пусть умирают без вмешательства врачей, но экономическая ценность которых возросла), хозяева устраивали у себя в поместьях валетудинарии по примеру армейских. Существовал и обычай - выздоровевшего раба отпускали на свободу, и он становился гражданином.

Б) Развитие медицинского дела

    Наряду с военной медициной в римской империи развивалась и гражданская медицина. Государственные власти стали учреждать в городах и провинциях оплачиваемые должности врачей - архиатров - старших врачей (греч. archi - главный, старший и iatrOs - врач).

    В городах в зависимости от численности населения назначалось по 5-10 врачей. За выборами архиатров строго следили местные власти и центральное правительство. После процедуры выборов, напоминавшей строгий экзамен, врач получал звание “Врач, утвержденный государством”. Архиатры получали постоянное жалование, но могли заниматься и частной практикой.

    Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофон (Iв. н.э.) - личный врач императора Клавдия, потомок Эскулапа (как римляне называли бога врачевания Асклепия).

    В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах в гг. Риме, Афинах, Александрии и др. Анатомия в этих школах преподавалась на животных, а иногда - на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: