Религиозно-мифолоические представления латинов и этрусков

ЛАТИ́НЫ (Латиняне) (лат. Latini), древние италийские племена, заселявшие область Лаций (лат. Latium, современная область Лацио в Италии).

Считается, что Латины, как и другие племена индоевропейского происхождения, являются в Италии пришельцами, вытеснившими неиндоевропейское население, возможно, родственное этрускам. Латинская археологическая культура, составляющая вариант культуры вилланова, представлена погребениями в различных местах Лация, а также остатками поселений. Античная традиция и археологические материалы рисуют латинов преимущественно пастушескими и земледельческими племенами. Религия латинов характеризуется земледельческим и скотоводческим культами, магическими обрядами, оказавшими огромное влияние на религию Древнего Рима. Латины испытали сильное влияние этрусской культуры.

Латины и близкие к ним сабинские племена явились основателями Рима (754-752 до н. э. согласно традиции). В начале 1-го тыс. до н. э. объединились в Латинский союз во главе с г. Альба-Лонга. С 6 в. до н. э. Рим пытался подчинить себе латинов (так называемые Латинские войны), что и удалось ему к окончанию второй Латинской войны (340-338 г до н. э.). После покорения Римом латины получили собственные законы (гражданские права без права голоса в комициях, так называемое «латинское право», Jus sine suffragio, также Jus Latii) и быстро смешались с римлянами. В 90 г. до н. э. были уравнены в правах с жителями Рима, получив таким образом статус римских граждан. Латины дали название латинскому языку, ставшему не только основным языком древнего Рима и римской литературы, но и официальным языком Римской империи, оказавшим огромное влияние на формирование романских языков. В мифологии название латинов связано с легендарным царем Латином. Иногда латинов (или их часть) называли аборигенами.

ЛАТИ́Н (лат. Latinus, иногда Latium, греч. Latinos), в греческой мифологии (согласно «Теогонии» Гесиода) сын Одиссея и Цирцеи, царь тирренов (греческое названиеэтрусков), правивший вместе с братьями Агрием и Телегоном.

В римской мифологии — царь города Лаврент (в современной области Лацио в Италии), сын Фавна и Марики (отождествлявшейся с Фауной). Будучи царем латинов, с происхождением названия которых связывают его имя, приютил Энея и его спутников. Латин выдал за него свою дочь Лавинию, несмотря на то, что пообещал ее Турну, сынуДавна, царю рутулов, из-за этого Турн вступил в войну с Энеем и был побежден.

Почитался в Древнем Риме как Юпитер Латиарис; святилище находилось на Альбанской горе. Латин, как считалось, исчез неведомым образом, поэтому в праздник либерарий на перекрестках ставились качели, качаясь на которых разыскивали Латина на земле и на небе.

 

Мифология и история Этрурии

Этруски были расселены преимущественно в районе к югу от долины реки По вплоть до Рима, ближе к западному побережью Апеннинского полуострова. Их история прослеживается примерно с 1000 г. до н. э. вплоть до I в. н. э., когда этруски были окончательно ассимилированы римлянами. Когда и откуда этруски попали в Италию, неясно, и их язык большинством ученых признается неиндоевропейским. Этруски испытали огромное влияние древнегреческой культуры, что сказалось и на религии. Так, множество сюжетов на этрусских зеркалах имеют несомненно греческое происхождение; это доказывают имена многих персонажей, записанных этрусским алфавитом на этрусском языке, но имеющие несомненное греческое происхождение. Многие верования этрусков стали частью культуры Древнего Рима; считалось, что этруски являются хранителями знаний о многих ритуалах, которые были недостаточно известны римлянам.

[править]Политеистическая система верований

Системой верования у этрусков был имманентный политеизм; это подразумевает, что все видимые явления считались проявлением божественной силы и сила была сведена к божествам, которые действовали непрерывно в мире людей и могли быть разубеждены или уговорены в пользу человеческих дел. Сенека младший говорил (спустя длительное время после ассимиляции этрусков) что различие между «нами» (население Римской Империи) и этрусками состояло в том, что: «Тогда как мы верим, что молнии высвобождается как результат столкновения облаков, они верят, что облака сталкиваются, чтобы высвободить молнию: поскольку они приписывают все божеству, они закономерно верят не в то, что вещи имеют значение потому, что они происходят, а в то, что они происходят, поскольку у них есть значение».

Этруски верили, что их религия была открыта им в древности провидцами, двумя главными из которых были Тагет и Вегойя. Очевидны три слоя во всесторонних лейтмотивах искусства этрусков, касающихся религии. Один представляется божествами врожденной природы: Catha и Usil, солнце, Тивр, луна, Сефланс, бог огня, Туран, богиня любви, Ларан, бог войны, Leinth, богиня смерти, Maris, Thalna,Turms и бог Фуфлунс, чье имя некоторым неясным образом родственно городу Популония.

Правя пантеоном меньших божеств, более высокие, кажется, отражают индоевропейскую систему: Тин или Тиния, небо, его жена Юнона и Сел, богиня земли. В качестве третьего слоя были взяты греческие боги в этрусскую систему: Артемида, Минерва (латинский эквивалент Афины), и Вакх (латинский эквивалент Диониса) в течение этрусского периода приобретения восточных черт в 750/700-600 до н. э.

[править]Пророки и пророчества

[править] Disciplina Etrusca

Религия этрусков была религией откровения. Ее писанием был корпус этрусских текстов, названный Etrusca Disciplina (этрусские знания). Это название появляется полностью у Валерия Максимуса, но Марк Туллий Цицерон в позднюю римскую республику ссылается на disciplina в своих записях по предмету. Массимо Паллотино собирает известные (но несохранившиеся) манускрипты как Libri Haruspicini, формулирующие теорию и правила прорицания по животным внутрянностям, Libri Fulgurales, темой которого было прорицание по ударам молний и Libri Rituales. Позже были созданы Libri Fatales, выражающая религиозно правильные методы основания городов и святилищ, осушения полей, формулирования законов и указов, измерения пространства и разбиения времени; Libri Acherontici, касающаяся загробной жизни и Libri Ostentaria, правила для интерпретации предзнаменований. Откровения пророка Тагета были даны в Libri Tagetici, которая включала Libri Haruspicini и Acherontici, а прорицательныцы Vegoia в Libri Vegoici, которая включала Libri Fulgurales и часть Libri Rituales.


Эти работы не представляли пророчества или священные писания в обычном смысле. Они ничего не предсказывали непосредственно. У Этрусков не было никакой систематической этики или религии и никаких больших видений. Вместо этого они сконцентрировались на проблеме желаний Бога: если Бог создал вселенную и человека и имеет определенные намерения относительно всех и всего в ней, почему он не разработал систему общения с человечеством? Этруски полностью приняли таинство желаний Бога. Они не пытались рационализировать или объяснить его действии или помещать любым его предписаниям и намерениям. В качестве ответа на его волеизъявления они создали сложную систему предсказания; то есть, Бог предлагает бесконечный поток знаков событий и явлений повседневной жизни, истолковав которые, можно направить дела в нужное русло. Этрусские знания, главным образом, был рядом правил для проведения предсказаний всех видов; Паллоттино называет это религиозной и политической «конституцией». Свод не указывал на то, какими должны быть законы или как должны вести себя люди, он лишь помогал задавать вопросы и получать ответы на них.

[править] История учения

Прорицательские расспросы в соответствии с учением производились жрецами, которых римляне называли гаруспиками или жрецами. В Тарквинии находилась община из 60 человек. Этруски, как свидетельствуют надписи, использовали несколько слов: capen (сабинское cupencus), maru (умбрское maron-), eisnev, hatrencu (жрица). Они называли искусство гадания по внутренностям животных zich nethsrac.

 

[править]Религиозные практики

Этруски верили в глубинный контакт с божественностью. Они не делали ничего без надлежащего совета с богами и знаков от них. Эти практики в общем были унаследованы римлянами. Бог назывался ais (позже eis) множественное число от которого — aisar. Они находились в afanu или luth, свщенном месте, таких как favi, могиле или храме. Туда необходимо было приносить fler (множественное число — flerchva) «подношения».

Вокруг mun или muni, могил, существовали man или mani (латинское Manes), души предков. В иконографии после 5го века до н. э., умершие показаны путешествующими в подземный мир. В некоторых примерах искусства этрусков, таких как Могила Francois, дух умершего определен термином hinthial (буквально «(тот, кто) внизу»). Специальный судья, cechase, присматривал за cecha, или rath, священными объектами. Тем не менее, каждый человек имел свои религиозные обязанности, которые были выражены в alumnathe или slecaches, священном обществе. Никакое публичное событие не проводилось без netsvis, гаруспика, или его женского эквивалента, nethsra. Они читали выпуклости на печени правильным образом принесенной в жертву овцы. У нас имеется модель печени, сделанная из бронзы, чья религиозная значимость до сих пор является предметом горячих споров, размеченная на секции, которые, возможно, предназначались для объяснения того, что выпуклость в этом регионе должна означать. Прорицание при помощи гадания по внутренностям животных (haruspicy) — это традиция, восходящая к Fertile Crescent.

[править]Верования о загробном мире

Верования этрусков о загробной жизни представляются составным накоплением верований вследствие различных исторических влияний. Этруски, в общем, разделяли ранние средиземноморские верования, как египтяне, которые выживание в загробном мире и процветание там связывали с обращением с останками усопшего здесь. Могилы этрусков имитировали домашние строения и характеризировались просторными комнатами, росписями на стенах и могильной мебелью. В могиле, особенно на саркофагах (примеры показаны ниже), была репрезентация усопшего в ее или его лучшие дни, часто с супругом. Не каждый имел саркофаг; иногда усопшего помещали на каменную скамью. Поскольку этруски практиковали смешанные обряды погребения и кремации, в пропорции, зависящей от периода, могила могла также содержать урны с пеплом и костями; в этом случае, урна могла иметь форму дома или быть представлена в форме усопшего.

В дополнение к миру, подверженному влиянию земных дел, существовал мир переселения душ (трансмиграционный) по ту сторону могилы, по образцу греческого Аида. Им управлялаТанр. Связующим звеном между мирами живых и мертвых была Вант. Умерших провожал туда Харун, эквивалент Смерти, а. Этрусский Аид был населен греческими мифологическими фигурами, а также некоторыми местными, таким как Сатре, Тукхулха, смешанной внешности.

[править]Мифология

[править] Источники

Мифология подтверждена некоторым количеством источников различных сфер; к примеру, изображения на большом количестве керамики, надписи и выгравированными сценами на Praenestine cistae (богато украшенные коробки; см. язык этрусков) и на specula (богато украшенные ручные зеркальца). В настоящее время около двух дюжин выпусков Corpus Speculorum Etruscorum были опубликованы. Особенно этрусские мифологические и культовые фигуры появляются в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Этрусские надписи в недавнее время получили более авторитетную презентацию благодаря Гельмуту Риксу, Etruskische Texte (Этрусские тексты).

 

Этруски – древний загадочный народ, когда-то живший на Апеннинском полуострове, на территории современной Италии. Этрурия – область Тосканы, расположенная между реками Тибр и Арно. Самоназвания этрусков – “рассенна” сохранилось в названии горной гряды близ Ареццо в Тоскане. Греки знали этрусков под именем тирренов или тирсенов, и оно сохранилось в названии Тирренского моря.

Загадочность народа этрусков проявляется практически во всем. Их язык неизвестен, письменность не расшифрована, происхождение и этническая принадлежность не ясны. Об этом народе написано удивительно мало, словно этруски жили какой-то замкнутой жизнью и практически не соприкасались со своими соседями. Дело, видимо, в том, что образ жизни и мировоззрение этрусков воспринималось большинством народов Средиземноморья как нечто исключительное. Их быт, нравы и обычаи казались их современниками настолько непонятными и противоречивыми, что вызывали наряду с восхищением острое неприятие, религиозный страх и даже ненависть. Авторы греческих и римских письменных источников чаще всего пишут об этрусках с осуждением, либо просто замалчивают о них. А ведь этруски создали самобытнейшую цивилизацию, удивительные шедевры искусства, экологическую и экономическо-социальную системы. Они завезли в Италию виноград и оливы, основали сам Рим и правили им полтораста лет, но исчезли как народ с лица планеты будто в одночасье, забрав с собой свои тайны. Самое интересное то, что свое исчезновение они предсказали еще за несколько столетий.

Религия и мифология этрусков имеют много общих черт с древнегреческой религией и мифологией. Долгое время считалось, что произошло заимствование культуры “дикими” этрусками у образованных греков. Оказалось, что это не так или не совсем так. Это не заимствование представлений у “более культурных греков”, а взаимообмен сюжетами и персонажами мифов. Грекам просто исторически больше повезло, после них сохранилась обширная литература.

Мы можем утверждать, что в результате контактов этрусков с греческими колонистами в Италии и на окружающих ее островах происходил процесс сопоставления и отождествления древнейших этрусских богов с олимпийскими богами; одновременно этрусские боги вводились в греческий пантеон. Частым поводом для утверждения о заимствованиях этрусками древнегреческих верований служит созвучие и частичное совпадение имен божеств в пантеонах древних греков и этрусков. При этом не учитывают тот факт, что многие персонажи этрусской мифологии с именами, созвучными греческим богам, присутствовали в этрусском пантеоне еще до образования общности народов Эллады. При этом сами древнегреческие историки неоднократно указывали на большую, относительно греческих, древность этрусских мифологических представлений. Тем не менее, многие современные ученые, вопреки античным письменным свидетельствам, отказываются видеть самобытность этрусской цивилизации, хотя определенное влияние греческой культуры на Этрурию, конечно, имело место.

Можно с полной достоверностью утверждать, что зафиксированное заимствование этрусками греческих мифов – это не плагиат, но переосмысление последних в ключе собственных космогонических, религиозных и политических представлений. Одновременно происходили ассимиляция и заимствование финикийских, карфагенских, египетских и отчасти кельтских мифологем и верований. Такое “заимствование” носит условный характер. Сам исходный миф может быть общим для древних средиземноморских народов, но со временем он получает наибольшее развитие в одном из регионов. В дальнейшем именно этот вариант перенимают другие народы, причем перенимают они не чужой миф, а свой собственный, в новой переработке и ином осмыслении. Этот переработанный миф в дальнейшем мог модернизироваться в соответствии с местными представлениями, в результате создается иллюзия заимствования. Принято считать, что родиной мифа является страна, у народа которой миф сохранился в более литературном и развернутом виде, - например Греция или Египет. Такое мнение опровергается археологическими данными, показывающими наличие мифологических представлений, подобных представлениям Греции и Египта, у других народов еще до появления и Древней Греции и Древнего Египта.

Коротко остановимся на связях этрусков с древнейшими цивилизациями Востока. Наличие таких связей указывает на тот факт, что Древняя Греция являлась не единственным источником знаний и опыта для Этрурии, более того, сама Этрурия во времена Древней Греции владела многими знаниями, которыми древние греки не обладали.

Греческая культура, как довольно позднее образование, несла в себе мало традиционных концепций, связанных с цивилизациями шумеро-вавилонской и хеттской культур. В то же время этрусская ранняя мифологическая система и культура имели в некоторых базовых чертах ярко выраженное сходство с этими древнейшими цивилизациями. Это сходство относится в первую очередь к таким важнейшим достижениям мысли древних народов, как календарь, астрологические представления и гадательные практики. Сходство между этими базовыми ритуальными и космогоническими представлениями в Этрурии, у хеттов и ассиро-вавилонцев наблюдается почти полное.

Все вышеперечисленные знания относились к категории жреческих тайн и строго охранялись. Их берегли больше, чем теперь берегут военные секреты. Открыть эти тайны чужаку, а тем более целиком отдать чужому народу было немыслимо. Данное сходство жреческих знаний и представлений возможно только в двух случаях: если народы имели добрососедские отношения и их жрецы входили в одну и ту же тайную коллегию или если их жреческие системы имели общие корни. Некоторым аналогом подобных жреческих союзов могут служить современные тайные общества и современные же межнациональные сообщества ученых. Следовательно, хеттские, вавилонские и этрусские жрецы, как и сами народы, имели общие религиозные и мифологические представления еще до переселения предков этрусков на Апеннинский полуостров.

Знаменитый римский историк Тит Ливий писал об этрусках: “Народ, который посвятил себя религии больше других народов, потому что отличался искусством религию культивировать”. При этом нужно особенно отметить, что этруски равно почитали как Небесных богов, так и богов Подземного пантеона, и можно предполагать, что элементы многих этрусских мистерий, жреческой магии и мифологических представлений легли в основу европейской черного магического искусства. Именно этим и определяется наш интерес к богам Преисподней этрусской религии.

МАНИЯ/МАНИА

Мания – подземная хтоническая богиня, считавшаяся матерью или бабкой Манов (в ранних верованиях преимущественно злые духи), а иногда Ларов/Лазов/Ларвов. Мания была одной из самых ужасных богинь этрусков – насылала на людей безумие.

Об этой богине и ее культе известно из греческих и римских источников. Этрусские источники донесли до нас о ней крайне мало сведений, что объясняется особенностями ее культа, который у этрусков носил тайный сакральный характер. Рассмотрим, что известно об этой страшной этрусской богине.

Богиня Мания имела свой одноименный греческий аналог. В греческой мифологии Мания – персонификация безумия, насылаемого на людей преступивших закон и обычай. Она иногда отождествлялась и Эвменидами – богинями мщения. Храм Мании находился между Аркадией и Мессенией, где по преданию Орест был лишен ума за убийство матери.

Римляне заимствовали культ богини Мании у этрусков по причине большой силы и значимости этой богини, хотя им и претила ее магическая мрачность и жестокость. Из римских источников известно, что Мания – богиня мрака и безумия.

В Риме изображения богини Мании вывешивалось перед домом для его охраны. Аналогичные изображения, как принято считать – Горгоны Медузы, вывешивались и делались по фризу зданий у этрусков. Это может указывать на их идентичность, так как культ богини Мании заимствован римлянами у этрусков, а отнесение изображений на этрусских храмах к Горгоне Медузе принято условно, исходя из греческих аналогов подобных изображений. Прототип обряда вывешивания изображения чудовища на домах и храмах существовал еще в древнем Вавилоне. Так маски чудовища Хумбабы у ассиро-вавилонцев служили той же охранной цели. Известно, что изображения Горгоны наносились на щиты этрусских воинов для устрашения врагов и магического превосходства в сражениях. Видимо, «богиня Медуза» этруссков – это и есть древнейшая богиня Мания/Маниа.

Основной жертвенной пищей богини в римские времена считалась бобовая каша, но этим жертвы Мании не ограничивались. Ее культ у этрусков был связан с человеческими жертвами и отсеченными головами. По этрусским представлениям в голове находилась душа человека. Из этого следует, что страх перед Манией – не просто страх перед смертью, это страх перед безумием – гибелью души, после которого гибнет сама внутренняя сущность человека и невозможно его посмертное перерождение. Принесение в жертву головы указывает на древнейшее поверие, что Мания/Медуза – хозяйка Протоокеана, где растворяется даже душа человека. Позднее, в римские времена, вместо голов людей Мании приносили в жертву головку лука и чеснока. Кроме того, в этрусские времена ей приносили в жертву мальчиков, используя ножи, смоченные в крови жертвенного козла.

Тот факт, что праздник Мании совпадал с праздником Луперка (Волкобог)/Фавна, не случаен. В римской мифологии бог Фавн отождествлялся с греческим богом Паном. Пан покровительствовал стадам и мог наслать на врагов безумие или панику. Следовательно, Пан/Фавн вполне мог быть мужской ипостасью все той же Мании. Хтоническая природа Мании тоже сближает ее с Фавном/Паном/Луперком: в римской, греческой и ряде других мифологий божества растительности и плодородия имеют хтоническую природу.

Представления о Протоматерии как порождающей стихии, видимо связаны с женским менструальным циклом. Женщины в это время имеют повышенную возбудимость, которая могла соотноситься с ритуальным безумием женских или женоподобных хтонических богов плодородия, например богини Мании и Диониса. Сама кровь, выходящая при менструальном цикле, возможно рассматривалась как отражение порождающего Протоокеана, с ней могли соотноситься обязательные кровавые жертвы этим богам и богиням, как восполнение Протоматерии, носящее у этруссков кровавый характер.

Обычай наносить красную краску в обрядах, связанных с плодородием и войной, с циклами «жизни – смерти» сохранился у многих народов. Не случайно одежда этрусского царя, а затем и римских цезарей и императоров, имела красный цвет. Пурпур символизирует древнейшую функцию царей как носителей плодородной силы народа. Возможно, пурпур, символизируя функцию царя, как жертвоприносителя, имел и иное значение в сакральном смысле не обрядового жертвования хтоническим богам самого царя за процветание своего народа.

Мания имела праздник в один день с богом подземного огня Велхансом/Вулканом, что подчеркивает ее хтоническую природу и разрушительную силу, так как Велханс отвечал за извержения вулканов.

С богиней Манией связан еще один этрусский бог – Мантус. Боги Подземного мира Мантус и Мания упоминаются Сервием. На модели печени из Пьяченцы бога Мантуса, вероятно, представляет Ветисл. Варрон, в свою очередь, считал Манию эквивалентом царицы Загробного мира Персефоны.

Если искать параллели между богиней Манией и богами других древних индоевропейских пантеонов, то к Мании по этимологии имени и функционально близка ведическая Майя – богиня иллюзии, обмана и в конечном смысле безумия и гибели того, кто ей подвластен. Все жреческие, аскетические, йогические, буддийские и другие индийские системы посвящены преодолению воздействия Майи.

На связи богини Мании с символикой «черной», колдовской луны стоит остановиться подробней.

Само имя порожденных Манией Манов указывает на древность этрусского верования в них и на его изначальный характер. По-видимому, Маны, или их прототип, были в глубокой древности связаны с лунной символикой, культом первопредка и мужским началом. На это указывает связь однокоренных с именем Манов понятий в различных космогонистических системах с культом луны и месяца. Соотнесение имени Манов с символикой луны дает основание обратиться к сравнению культа Манов и их матери Мании с культом лунной богини Аритими.

Культ Аритими включал в себя сакральные обряды женской, жреческой магии. Помимо этого, богиня Аритими в древности была связана с представлениями о перерождении души и вечной жизнью. Близость богинь Мании и Аритими косвенно подтверждается тем фактом, что обеим богиням, этруски приносили обильные человеческие жертвы. Кроме того, Мания считалась богиней ритуального безумия, а воздействие лунных фаз на протекание психических заболеваний было хорошо известно как в древности, так и теперь. Достаточно вспомнить явление лунатизма или обострение маниакальных депрессий в полнолуние…

Для установления соответствия между Манами, богиней Манией и Аритими приведенных совпадений явно недостаточно, но хорошо известно, что в древнейших жреческих представлениях существовал мрачный культ «темной луны», который по своей природе был близок к кровавым обрядам богини Мании.

У древних греков была известна богиня Геката, имеющая малоазийское происхождение, что сближает ее появление с прародиной пеласгов и этруссков. Геката объединяет в себе характеристики этрусских богинь Аритими, Мании и Медузы. Древнейшее происхождение богини может указывать на то, что Аритими, Мания и Медуза – ее ипостаси, получившие со временем статус самостоятельных богинь.

Рассмотрим характеристики богини Гекаты, для того чтобы убедиться в правомочности нашего предположения.

Геката является ночной, демонической ипостасью лунной богини Артемиды/Аритими. Она отвечала за магию и колдовство, подобно богине Мании была связана с душами предков и карающими силами Преисподней. С Манией и Медузой богиню Гекату сближает ее облик: наличие змей в руках и волосах. Ее атрибутом являлся зажженный факел. Наличие подобного атрибута связывает ее с Манами, так как факел – один из символов Манов, как проводников в Загробный мир.

Известно, что Геката – древняя женская богиня, которая защищает и отмщает покинутых женщин и зажигает любовь в сердцах их избранников. Ее изображения ставились на перекрестках дорог и там же ей приносились жертвы. Этот факт, сближает ее, согласно указанию Овидия, с культом Манов. Овидий пишет, что жертвы Манам нужно приносить на перекрестках дорог. Подобный обряд уводит нас во времена расцвета древней женской лунной магии и мифологии, когда на перекрестках совершались наиболее значительные и мрачные обряды. До XX века в России сохранялся обычай хоронить великих грешников и страшных колдунов на перекрестках дорог. Также во многих колдовских традициях других народов обряды по вызову нечистой силы происходили именно на перекрестках.

Ритуальные и мифологические функции богини Гекаты связывают ее культ с культами таких богинь, как Аритими/Артемиды ипостасью которой она считалась, с хтоническими богинями Манией и Медузой, а также со всем множеством демонов Манов. Рассмотрение функций богини Гекаты указывает на общий идоевропейский прототип темной лунной богини, связанный с магией (см. Горгона, Лилит как Великая Мать).

Об этрусской ипостаси богини Мании Медузе известно крайне мало. Медуза считалась владычицей Подземного мира. Возможно она носила имя Тарсу, олицетворение чистого Хаоса, так как у этруссков была горгоноподобная демоница под этим именем, по многим данным аналогичная богине Мании.

Имеются гравюры с этрусских зеркал, где Медуза изображена мужеподобной и с бородой. Данный факт убеждает в том, что Медуза может быть одной из ипостасей богини Подземного мира – Мании, а ее мужеподобный вариант изображает пару Мании – бога Манта/Мантуса.

Сама Медуза олицетворяла первозданные хтонические силы. Она связана с Протоморем, в котором может утонуть, раствориться душа и тело человека. Уровень Медузы – «самый ужасный круг Ада», откуда нет и не может быть возврата для души. Этот круг обнесен полосой из треугольников. Число 3 у этруссков соотносилось с тремя мирами, составляющими Космос. Круг из треугольников, в таком случае должен символизировать власть богини смерти во всех трех мирах. Отметим также, что Медуза – одна из ипостасей богини Менрвы, которая властвует на небе, на земле и в Загробном мире.

По этрусским верованиям богиня Мания/Медуза (олицетворение Хаоса) породила бога Велханса. От своего сына Велханса она родила бога подземного разрушительного огня и его сестру. Велханс – царь центра земли, бог подземной природы; он царь вулканов и диких разрушительных сил, не подвластных больше никому. Умилостивить его и получить отсрочку наказания можно только путем принесения в жертву мальчика. Не случайно праздники Велханса и Мании проводили в один день 1 мая. (В день 1 мая, по средневековым поверьям, видимо, дошедшим до нас через Древний Рим от этрусков, был максимальный разгул нечистой и хтонической силы (ср. праздник ведьм Вальпургиева ночь)).

 

 

ВЕЙОВИС/ВЕТИСЛ

Вейовис считался царем Подземного мира, о чем говорится у Цицерона, который называет Вейовиса (veiovis) подземным Юпитером этрусков.

Роль Вейовиса, как одного из хозяев Подземного мира подчеркивается тем, что во второй главе в сочинении Марциана Капеллы Вейовис вершит суд над злыми духами.

На модели бронзовой печени для священных гаданий бог Вейовис обозначен как Ветисл и находится в 15 регионе. У Марциана Капеллы в том же 15 регионе находится бог Вейовис (Veiovis). То, что Вейовис – подземный бог, подтверждается тем, что его имя написано в самой неблагоприятной, пятнадцатой клетке на кайме в левой части модели печени из Пьяченцы. Его имя встречается также в тексте на пеленах Загребской мумии. Вейовис был довольно почитаемым богом: известно поклонение Вейовису на римском Капитолии. Согласно Авлу Геллию статуя Вейовиса на Капитолии изображала юного бога со стрелой в руке, стоящего рядом с козой, которую ему приносили в жертву (ср. «библейский козел отпущения грехов»). Этот же ритуал, по Фесту, предполагал приношение мертвым.

Атрибутами Вейовиса были коза и стрелы громовержца. У этрусков важнейшие боги могли распоряжаться громовыми стрелами, а у греков громовые стрелы принадлежали только громовержцу Зевсу. Наличие громовых стрел выводит Вейовиса в сонм высших богов.

Рассмотрим имя Вейовиса, который у римлян именовался Вейовис/Ведиовис/Ведий. Частица «ve» обозначает отрицание, корень «Diovis» означает «Юпитер» или «бог», из чего следует, что Вейовис – «не бог», «антибог». Следовательно, Вейовис противопоставляется небесному богу Юпитеру и становится понятным, почему он назван Юпитером Подземного мира.

На роль царя Подземного мира существует еще несколько претендентов. Одним из претендентов на роль Вейовиса предстает царь Загробного мира Аита. То, что Вейовис – царь Подземного мира, не противоречит тому обстоятельству, что царем Загробного мира был Аита. Загробный мир – мир посмертного воздаяния души, но подземный мир – мир хтонических сил.

 

 

МАНТУС

Мантус – имя этрусского бога Подземного царства. Боги Подземного мира Мантус и Мания упоминаются Сервием. На модели печени Мантус, возможно, соответствует богу Ветислу.

Существует большое количество мнений об этом этрусском боге. Кратко приведем основные их них. По мнению О. Мюллера, Мант – не кто иной, как демон Харон. Герхард отождествлял Мантуса с одним из встречающихся на зеркалах и фресках демонов, изображенных с короной на голове.

 

АИТА

Бог Аита – этрусский владыка Загробного мира, что следует и из того, что он изображался в короне и со скипетром. Иногда на фресках в этрусских гробницах его можно видеть с волчьим или собачьим скальпом на голове или шлемом в виде волчьей головы.

Из сравнительной мифологии индоевропейских и средиземноморских народов известно, что волк-пес – проводник в царство мертвых. Примером этому может служить хотя бы египетский бог Анубис.

Аита/Аид – общий персонаж греческих, этрусских и римских мифов. Древнегреческий Аид, скорее всего, бог догреческого происхождения. Его изображение встречается на троне в догреческих Амиклах.

Греческий Плутон/Аита имеет атрибутом двузубец (вилы), как обозначение его вторым братом царя богов громовержца Зевеса. Его имя означает «безвидный, ужасный» и соотносится с именем этрусского Аита.

Характерно, что вилы у славян связывались с древнейшими представлениями о хтоническом божестве Вие. В более позднее христианское время вилы стали атрибутом хтонических, адских бесов и чертей. В эзотерическом исчислении двузубец олицетворяет число 2. Двойка в свою очередь – противопоставление одного другому, указание на своеобразный раздел Живого и Мертвого – Загробного мира.

 

 

ОРК

Гораций называет Харона satellos Orci – «служитель Орка». Имя Орка в латинских надписях в двух случаях из девяти имеет написание Orchus. Форма Orchus указывает на этрусское происхождение этого имени. У римлян именем Оркус называли то бога Загробного царства, то само Загробное царство, а то и демона увлекающего туда свои жертвы. Но в большинстве случаев римляне и этруски почитали Орка как хозяина Подземного мира с карательными функциями. Он сохранял черты самостоятельного божества в пантеоне этрусков.

Орк наказывал за нарушение обещаний, и его именем клялись. Попробуем разобраться, почему имя этого бога использовалось для самых нерушимых клятв. Для понимания этого обратимся к греческим верованиям. У греков самой страшной клятвой была клятва подземными водами реки Стикс. Даже бог, нарушивший такую клятву, лежал бездыханным 10 лет. Попадание в мире Смерти в реку Смерти означало смерть в царстве мертвых, что могло приравниваться к потере или смерти души, ее растворению в Первоматерии реки Смерти. Возможно, культ Орка был связан с путешествием душ в Загробном мире и силой незыблемого закона этого мира. Если Орк был связан с перевозкой души через реку Стикс, то и клятва этой рекой могла быть перенесена на само имя этого бога.

Интересно, что имя Орка может быть родственно русскому слову «рака» - «гробница»

 

ТУРМС/ХЕРМЕ

Бог Турмс – божество Преисподней и проводник душ в Подземном мире.

Бог Турмс соотносился с греческим богом Гермесом/Херме. Существование двух имен у одного бога объясняется тем, что Херме был богом пеласгов, а Турмс – тирренов.

В позднейшее время, под греческим влиянием, Турмс заменен богом Хару – греческим аналогом Харона.

 

 

ХАРУ/ХАРОН

 

Демон смерти Хару/Харун, по мнению ряда ученых и по созвучию имен, соответствовал греческому Харону – перевозчику душ через реку Загробного мира Стикс. Считается, что под влиянием греческой мифологии демон Хару стал проводником дущ и заменил в этой роли более раннего этрусского бога Турмса.

Мы полагаем, что данное мнение основывается в основном на предвзятом отношении к этрусской мифологии, когда ее считают просто калькой с греческой. Оно лишает этрусские воззрения своей самобытности и уводит нас от истинного понимания мировоззрения этого народа.

Соотнесение демона Хару и древнегреческого перевозчика душ Харона в один персонаж могло возникнуть только при закате Этрурии, когда многие древние знания были потеряны и под влиянием Рима распространялись греческие мифологемы. Скорее всего, Харон и Хару имеют одно древнее происхождение, но у греков этот бог достаточно рано превратился в простого перевозчика душ через реку Стикс, а этруски долго сохраняли его более древнее значение. Мы полагаем, что Хару был у этрусков богом физической Смерти.

Для обоснования нашего взгляда на то, что демон Хару в раннем этрусском пантеоне был богом Смерти и имеет к древнегреческому перевозчику душ Харону весьма далекое отношение, рассмотрим, как и в каких сценах он фигурировал в этрусском искусстве. Хару довольно часто изображался на фресках в этрусских гробницах и на погребальном убранстве.

Хару ранних памятников этрусков имеет зловещий вид, является молчаливым свидетелем смертных мук и смерти. На сцене жертвоприношения человека из Вульчи V- VI вв. до н.э. Хару находится рядом с демоном Ванф. Он выглядел как демоническое существо с крючкообразным носом, острыми ушами, крыльями за спиной, в руке держал свой основной атрибут – молот на длинной рукояти.

В могиле Орка он также изображен с молотом – этрусским символом Смерти, который соответствовал косе Смерти. Нос демона подобен клюву, загнутому, как у хищной птицы. Сопоставление с хищными птицами не случайно. У этрусков хищные птицы считались символами смерти.

На рельефной урне из Кьюзи изображены ворота Подземного мира, а перед ними находятся адский пес Цербер и Хару вместе с душой умершего. В могиле Франсуа в Вульчи в сцене жертвоприношения Ахиллом троянских пленников в честь Патрокла запечатлен момент, когда Ахилл повергает на землю одного из троянцев и убивает его, и тут же справа изображен Хару, который замахивается тяжелым молотом. На демоне – конический головной убор и юбка.

Позднее происходят изменения в облике Хару: на изображении в могиле он сидит с молотом, положенным на левое плечо, торчащим носом, как и в могиле Орка, широкие дуги бровей над горящими глазами, открытый рот, но облик скорее карикатурный чем устрашающий. Джильом дает фрагментарное изображение головы Хару: у демона выдающийся нос, глаза дикие, рот открыт в хищной усмешке.

Из перечисленных изображений видно, что Хару нигде не изображен как проводник души, напротив, он имеет своим атрибутом молот как символ смерти. Следовательно, он – убивающий демон, олицетворение самой физической смерти. Сцены, в которых изображен Хару, это или жертвоприношение или убийство. Хару изображался рядом с адским псом Цербером – сторожем Загробного мира, что говорит о том, что сам он не сторож, а демон устрашающий и карающий. На то, что этрусский Хару не идентичен древнегреческому Харону, указывает и его ужасающий вид, который проводнику в Загробный мир просто не нужен. Еще одним аргументом в пользу того, что Хару не проводник, а олицетворение физической смерти, причем. Скорее всего насильственной, является то, что он изображен рядом с демоном проводником души Ванф, и в руках у него его смертоносное оружие. Если Хару – проводник души, то в данной сцене непонятно, зачем душе два демонических проводника. Скорее, один из персонажей – сама Смерть, а другой персонаж – проводник души. Некая карикатурность в облике Хару в позднее время находит в сете того, что Хару – олицетворение физической смерти, вполне понятное объяснение. В эпоху заката своего государства этруски относились к смерти довольно стоически и с известной долей черного юмора, что объяснимо существованием психологической защиты перед угрозой опасности. Они свято верили в предсказании последнего срока жизни своего народа, а римская экспансия на их территории подтверждала это предсказание. Фатальный подход к жизни и смерти во многом и обусловило падение Этрурии перед римскими захватчиками.

И наконец приведем последний аргумент в пользу того суждения, что демон Хару был олицетворением смерти. На саркофаге из Тарквиний изображены лев и гриф, терзающие добычу, а по бокам от них изображены демоны Хару и Тухулка. Вероятно, Хару олицетворял саму Смерть, а Тухулка – муки и смерть души. Хару символически изображался как лев, терзающий добычу, он обозначал физическую смерть человека. Отметим, что на ряде изображений голова Хару прикрыта куском львиной шкуры, что также сближает его с символикой льва терзающего.

Хищные птицы относились этрусками к посмертным мучениям и гибели души, так как они уничтожали глаза, через которые душа человека, находящаяся по представления этрусков в голове, связывалась с внешним миром, и гениталии, указывающие на возможность посмертного сакрального брака души умершего с богиней и дальнейшее ее перерождение. Данное изображение символизировало полную смерть человека, его физическое и духовное уничтожение.

 

 

ТУХУЛКА

 

Тухулка – демон смерти, по нашему предположению – демон смерти души человека, так как он соотносится с хищной птицей и имеет голову птицы. Тухулка имеет много общего с Хару, они часто изображались вместе, как свидетели или исполнители воли богов Преисподней. Имя Тухулки встречается на этрусских памятниках начиная с IV века до н.э. В облике этого демона имеются человеческие и звериные черты. Вид он имел довольно жуткий, был птицеголовым и из его хвоста выползали змеи. В могиле Орка он изображен как существо с крыльями грифа, ушами лошади, подымающимися в виде змей над головой волосами. Существует довольно много изображений этого демона. Так, например, на краснофигурном кратере из Вульчи изображены Харон с молотом и Тухулка с двумязмеями в сцене прощания супругов. В барельефах встречаются страшные сцены: демоны, вооруженные луками и стрелами, увлекают за собой души мертвых в Загробное царство, где чудовищный Тухулка избивает их своим огромным посохом. Тухулка иногда изображался с двузубыми вилами, что является характерным признаком греческого царя Подземного царства – Аида.

 

 

ФЕРСУ

 

Ферсу – один из древнейших этрусских персонажей Загробного мира. Он более древний демон, чем Тухулка. Эргон указывает на сходство между именами Phersu и Phersephnei (Персефоны). Такое сходство и причастность Ферсу к мучениям и смерти позволяет отнести его к демонам смерти. Для того чтобы выявить его роль в этрусском пантеоне, рассмотрим, как его изображали этруски.

На изображении Ферсу в могиле Авгуров присутствует собака-волк, что указывает на хтонический характер демона, так как по этрусской традиции волк имеет хтоническую природу. Подобные сюжеты встречаются также в гробницах Олимпиады и Пульчинеллы. Вспомним тот факт, что царь Загробного мира Аита носил на голове волчий скальп. На фреске изображена борьба человека, на голову которого надет мешок, с диким зверем – волком или собакой, натравленной на него Ферсу. Человек в данной сцене, видимо, Геракл, так как на изображении имеется дубина, являющаяся его атрибутом. Кроме того, как в могиле Авгуров так и в могиле Олимпиада Ферсу – участник, а возмржно, руководитель проводимой игры. В могиле Пульчинеллы он изображен в комическом виде, убегающим.

Другим фактором, определяющим роль Ферсу, является само его имя. Имя Ферсу семантически произошло от этрусского словаphersu – персонаж в маске, от него происходит и латинское слово persona. Все эти детали являются свидетельством существования у этрусков театрализованных представлений, где основным действующим лицом был Ферсу. Целью таких представлений было облегчение душе ее загробного путешествия. Есть основания полагать, что в случае победы человека над собакой, Ферсу изгонялся со сцены. К таким ритуальным действиям у этрусков относились конные ристалища, различные единоборства, гладиаторские бои и травля людей собаками. Все эти праздники были впоследствии заимствованы у этрусков римлянами, которые утратили сакральный смысл проводимых действий и рассматривали их просто как развлечения.

Ферсу был демоном, который осуществлял очень важную функцию. Он отвечал за магию замещения, иными словами, этот демон помогал этрусским жрецам переводить замещающие действия в их прототип. Разыгрываемое действие с его помощью становилось настоящим. Этим не ограничивались функции Ферсу. Он, как это видно из его изображений, проводил испытания душ в Загробном царстве и осуществлял сакральную связь между участниками поминальных и праздничных действий с Загробным миром. Такая связь очень часто базировалась на кровавых жертвоприношениях. Так в поэме Гомера Одиссею, для того, чтобы привлечь души предков, необходимо было принести в жертву черного барана.

Для более сильных магических ритуалов, связанных с Подземным миром, этруски использовали и человеческие жертвоприношения, например гладиаторские бои, где более достойный или удачливый гладиатор во время поединка приносил в жертву своего менее удачливого собрата. Менее кровавые состязания такие как конные ристалища и единоборства проводились с двоякой, даже троякой целью. Один из смыслов заключался, как и в наши дни, чтобы выявит достойнейшего. Второй смысл был в том, чтобы потешить и ублажить богов, которым посвящался праздник или поминовение. Это своеобразное жертвоприношение действием, услугой. Третий и, видимо, важнейший смысл заключался в передаче душе энергии и качеств победителей в играх, что было необходимо для ее посмертного воцарения. Из вышесказанного следует, что демон Ферсу играл очень значительную роль в мифологии и ритуалах этрусков. Он даже в какой-то мере стал прототипом театрального актера и покровителем театра.

ТИФОН

Разновидность существ Подземного мира предстает на древних барельефах Болоньи. На одном из них душа умершего в одежде воина на коне въезжает в Загробное царство, а навстречу ему поднимается змееногий демон. Демон похож на изображение Тифона или греческие изображения титанов. Змееногость оттеняет его хтоническую древнюю природу.

Макробий дает описание нескольких форм змееногих гигантов, изображения которых часто встречается на древних монументах.

Существует версия, что Тифон является символом вулканической силы, и само греческой имя Тифона произошло от слова “дым”.

ЗМЕИ

Змея – хтонический атрибут этрусских богов и принадлежность жреческого культа. Жрецы, вызывая демонов, держали в руках змей. У Ливия, описано как римские солдаты, увидев бегущих впереди войска этрусских жрецов со змеями и факелами в руках, отступили. Консулам и легатам с большим трудом удалось предотвратить их бегство.

Змеи изображены в руках демона Тухулки; они атрибуты царицы Загробного царства Ферсифай, иногда заменяют ей волосы. В качестве параллелей можно указать на Медузу Горгону со змеями вместо волос и на крито-микенские статуэтки богинь со змеями в руках.

На черепице домов, наряду с конями и аистами – представителями стихий воды и воздуха соответственно, изображались и змеи – представители стихии земли и Подземного царства. Кроме того, змея в этрусской и римской, а отчасти и славянской традиции – символ побегов и корней растений, указывающая на плодородную силу земли и подземных богинь. Широко известно, что змея – символ мудрости и олицетворение идеи перерождения, с которой змеи связаны как существа, меняющие кожу, омолаживающиеся в новой чешуе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: