Распространение лютеранства и кальвинизма

Вскоре после начала Реформации идеи Лютера распространились на значительной территории. Из Германии они проникли в Восточную Пруссию и Ливонию, а затем и в Польшу. В 1525 году под влиянием Лютера объявили Пруссию лютеранским государством. Польское католическое духовенство оценило опасность новой идеологии. В 1520 году оно собралось в Петрокове на Собор под председательством архиепископа гнезненского Яна Лаского и запретило лютеранские книги, однако их распространение продолжилось: даже в польской столице, Кракове, где при университете открыто продолжали продаваться сочинения Лютера. В 1523 году король польский и великий князь литовский Сигизмунд I приказал Каштеляну краковскому Кшиштофу Шидловецкому, чтобы «никто не вносил в королевство книг Лютера или кого-либо из его последователей… никто под страхом смертной казни и конфискации всего имущества не осмеливался одобрять, а тем более проповедовать и распространять его зловредное и уже осужденное учение»[5]. Сигизмунд I издал указ с повелением восстановить католичество в Данциге, а отпавшим от него выехать из Польши в 24 часа под угрозой смертной казни. Но за Данцигом последовали Сандомир и другие города. Сведения об одной из самых ранних лютеранских общин в ВКЛ относятся к 1535, когда слуцкий князь Юрий Семенович Олелькович выделил в принадлежавшем ему городе землю для строительства лютеранской церкви.

Лютеранство принимали в основном горожане-немцы, из местных к нему обратилось совсем немного жителей

Но и это вызывает ответные запретительные меры, и в июле 1538 король Сигизмунд I издает эдикт против лютеран и анабаптистов с угрозой ― за распространение религиозных заблуждений конфисковывать имущество и высылать из страны. Но этого оказалось мало, и в 1542 выходит новый эдикт, наделяющий духовенство в лице виленского епископа судебной властью над еретиками и диссидентами. Протестанты лишались дворянства. Запрещалось нанимать учителями немцев, посылать шляхетских юношей в Германию для образования. Но законы исполняются плохо. Из-за противодействия княжеских родов королю пришлось в 1543 указ о заграничном образовании отменить, оставив лишь запрет привозить домой «еретические» сочинения.. В Королевце (Кенигсберге) был основан лютеранский университет (1544) с общежитием и стипендией для восьми литовцев

Несмотря на строгости, в 1539 виленский уроженец, ксёндз и доктор философии, Авраам Кульва открывает в Вильне школу для шляхетской молодёжи и активно выступает с лютеранскими проповедями, слушать которые постепенно собирается чуть ли не всё немецкое население города.

Виленский епископ Павел Гольшанский обратился к Сигизмунду I с просьбой вмешаться. Король издал эдикт, по которому Кульва должен был явиться на духовный суд, покаяться и понести наказание. Кульва сбежал в Пруссию[12].

 

После отъезда Кульвы, проповедником лютеранства в Литве стал Ян Винклер, ксёндз виленского костёла св. Анны. Виленский епископ запретил ему не только служить, но и вообще появляться в виленских костёлах[13].

Тогда Винклер открыл лютеранскую молельню в доме виленского купца Морштина. Образовалась лютеранская община, в основном из немцев

Сын Сигизмунда I король и великий князь Литовский Сигизмунд II Август стал покровительствовать протестантам. Несомненно, беседовал король и с придворными проповедниками Иваном Козьминским и Лаврентием (Дискордием) из Прошович, которых взял с собой в Литву в 1544[17].

Сигизмунд II Август переписывался с Кальвином Папа Римский обвинял короля в попустительстве протестантскому движению[18].

Стал охладевать к протестантам Сигизмунд II Август только к концу своего правления.

Парижский богослов Жан Кальвин, внимательно изучив труды Мартина Лютера, в 1532 году становится проповедником-протестантом, Кальвин переписывался со многими власть предержащими в Европе, в том числе с князем Николаем Радзивиллом Чёрным и краковским воеводой Яном Тарновским[19].

В 1557 в Вильне под председательством Николая Радзивила Чёрного прошёл первый учредительный Синод протестантов княжества. Он избрал руководящие органы протестантской церквиК 1560 кальвинизм приняли большинство магнатов ВКЛ: Сапеги, Кишки, Ходкевичи, Тышкевичи, Соломерицкие, Дорогостайские и др.

К 1563 в Великом княжестве Литовском было 195 православных храмов и около 50 монастырей. Католиков же к 1563 оставалось всего около тысячи, в Жмудской епархии, например, из 700 костёлов работало всего 6[25].

В кальвинизм перешли даже два иерарха католической церкви ― епископ жемайтийский Ян Пяткевич и епископ киевского диоцеза Николай Пац. Кальвинизм становился доминирующей религией в княжестве. В 1562 виленская типография Радзивиллов выпустила «Кальвинов катехизис для простых людей русского языка», а в 1584 Симон Будный организовал «поход веры» по землям Новогрудского воеводства, во время которого кальвинисты разгромили 65 православных храмов

В 1563 на средства Радзивилла была напечатана кальвинистская Библия на

В ВКЛ существовало 6 кальвинистских дистриктов: Виленский, Завилейский, Новогрудский, Русский, Брестский и Жмудский. В 1563 кальвинисты привилеем короля уравнены в правах с католиками и православными. В 1599 между кальвинистами и православными в Вильне была заключена конфедерация против наступления контрреформации[29].

Согласно учению протестантизма, первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он мог добиться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Христа.

Согласно протестантизму, основными понятиями избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех.

Николай Радзивил Чёрный умер на 50-м году жизни. С его смертью прервался «золотой век» литовского кальвинизма.

Российской императрицей Екатериной II указом 1767 было определено, что диссидентская шляхта (православная и протестантская) уравнивается с католической во всех правах, кроме выборов короля, которым мог быть только католик


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: