Политические взгляды скорины и гусовского

Социальная философия Лыщинского

ЛЫЩИНСКИЙ Казимир (1634-1689, казнен в Варшаве) - философ Беларуси, легендарный мученик за атеистические убеждения, известный по пяти фрагментам трактата "О несуществовании Бога, а также по материалам следствия и суда над "атеистом". Л. был воспитан в школах иезуитов, в 1658 вступил в орден иезуитов и работал в иезуитских коллегиумах. В 1666 вышел из ордена и стал вести частную жизнь, исполняя некоторое время должность брестского подсудка. Открыл школу, над входом в которую была надпись: "Не знающий математики да не войдет...", относящая школу к традиции платоновской Академии и классического философского образования. Бог, судя по трактату, не существует, являясь химерой человеческого сознания, используемой церковью и государством в своих целях. Библия написана людьми, которые с ее помощью поддерживают обман. Материалистический подход проявляется также в отрицании бессмертия души, загробной жизни, чистилища, ада и рая. Есть и попытки раскрытия социальной заданности и роли религии, при этом, Л. ненавидел свою судьбу, утверждая, что истину ослепшим в пещере открывать опасно: открывшего ослепленные светом разорвут на части (возможно Л. знал учение Платона об алетейе и образах, известный миф, пещеры. Он был арестован по доносу своего соседа за атеизм и был посажен в Варшавскую тюрьму в 1688 году 28 марта. 31 октября 1689 его приговорили к смерти путем сожжения. А дом разрушили и навсегда оставили там пустырь. Но по просьбе Ливонского Епископства и само Л., ему отрубили голову.

2. Симеон Полоцкий теоретик абсолютизма

Наиболее известными его произведениями являются "Жезл правления", "Вертоград многоцветный" и "Рифмолигон" (1679) - собрание стихотворений.Мыслитель защищал социальное неравенство. Он призывал богатых заботиться о своих "подначальных" и не доводить их до скудности, а также управлять ими с разумом и кротостью, а не посредством "наложения язв". Среди пороков русской жизни Симеон критикует лень, праздность и особенно пьянство. Тема обязательности труда постоянно присутствует во всех произведениях мыслителя. Главной проблемой творчества Симеона было разрешения вопросов, связанных с верховной властью, формой её организации и деятельности. Он один из первых в истории отечественной политико-правовой мысли дал политическое обоснование необходимости установления просвещённой монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Большое внимание уделяется описанию образа царя. Симеон полагает, что просвещённая монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. Все люди в гражданстве должны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство, и исключений из этого нет ни для кого. Мыслитель обращает также внимание на недопустимость жестоких санкций. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть. Симеон мечтает о равном для всех суде. Судебные дела следует вершить своевременно и без волокиты.В определении внешнеполитического курса русского государства Симеон придерживается традиционной для русской политической мысли ориентации на мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов.он советует царю жить в мире со всеми государствами. В истории политических и правовых учений С. Полоцкий выступил одним из первых серьёзных идеологов просвещённого абсолютизма в России.ия против религиозного фундаментализма.

Граматичнско-общественные взгляды и деятельность Копиевича. Автобиографические сведения          

Илья Копиевич — уроженец Великого Княжества Литовского, родился близ города Ляховичи, недалеко от Мстиславля (совр. Могилёвской области, Беларусь). Во время русско-польской войны ребенком был захвачен в плен.Выходец из протестантской семьи, образование он получил в Слуцкой кальвинистской гимназии, основанной в 1617 году князем ЯнушемРадзивиллом, исповедавшим кальвинизм. В 1674 году его назначили лектором (учителем младших классов) этой гимназии. Один из сотрудников Петра Великого по распространению просвещения в России.Составитель и издатель русских книг, выходивших из типографии Тессинга в Амстердаме. Позже он заводит свою типографию и издает значительное их количество. Составленные им книги, а в особенности прошения его и письма (изданы Пекарским) показывают, что он довольно хорошо владел обычным в то время литературным славяно-русским языком. В течение одного 1699 г. К. напечатал и приготовил к печати 21 книгу. Он занимался и "стихами поэтыцкими", восхваляя деятельность Петра и изображая те трудности, какие судьба ставила на пути преобразователя. Между изданными К. книгами есть учебники навигации, арифметики и других прикладных наук, грамматики и практические руководства по изучению разговоров: лучшая книга — латинская грамматика. Он подготавливал к печати "О добродетели" Горация, но успел лишь издать басни Эзопа — первый русский перевод классического писателя. В 1702 г. К. пытался перейти в Берлин, чтобы быть ближе к России, но переговоры его с берлинской академией наук были безуспешны. В 1705 и 1706 г. К. был в Данциге, где им написано предисловие к "Руковедению в грамматику славенороссийскую"; в 1707 г. он является в Россию и состоит при Якове Брюсе, который его, за ненадобностью, отослал к Г. И. Головкину, начальнику посольской канцелярии. Дальнейшая судьба К. неизвестна.

 

Политические взгляды скорины и гусовского.

Скорина был глубоко верующим человеком, а Библию считал «богодухновенной» книгой.Библию Скорина рассматривает в качестве универсального источника светских знаний, энциклопедии естественных, исторических, философских и правовых наук, пособия для изучения грамматики, логики, музыки, арифметики, риторики и других наук. Не отрицая необходимости богознания, Скорина считал, что человек должен изучать также природу и общество. Важное место в трудах мыслителя занимают вопросы этики. Скорина рассматривает человека в трёх измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе этой концепции лежит мысль о необходимости совершенствования человеческой природы. Политический идеал Скорины – просвещённая, гуманная и сильная монархическая власть. Правитель, по его мнению, должен быть набожным, мудрым, образованным, доброжелательным и справедливым к своему народу, править страной в соответствии с законом. Скорина придавал большое значение вопросам правового регулирования общественной жизни. В мировоззрении Скорины можно наблюдать попытку преодоления средневекового религиозного представления о красоте как о проявлении божественного. Таким образом, мировоззрение Франциска Скорины характеризуется широким диапазоном. Философские взгляды мыслителя характеризуются антропоцентризмом, расширением границ духовной свободы человека, демократизмом и патриотизмом. Его взгляды построены на основе единства этического, эстетического, нравственности, красоты и истины. Становление мысли и самосознания периода Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовском связано также с современником Франциска Скорины – Николаем Гусовским, прежде всего с его поэмой «Песнь о зубре». Зубр является у поэта символом родины и свободолюбивого, мужественно народа ВКЛ. В своём произведении Гусовский утверждал ряд важнейших ценностей для народа: веру, мудрую власть, общественное согласие, духовную культуру, ценность природы родного края. Мыслитель с одобрением высказывается о природоохранном законодательстве великокняжеской власти и сам выступает в роли учёного-эколога. Г. одним из первых поставил в философской мысли ВКЛ проблему охраны и разумного использования природных ресурсов государства, а также экологического воспитания человека и общества. Он придавал большое значение роли государственности в исторических судьбах народа. Огромную роль в жизни отечества он также отводил культуре традиции. Это делает его мировоззрение во многом сходным с идеалами Франциска Скорины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: