Перечень и содержание дисциплин, выносимых на экзамен

ПРОГРАММА

Итогового междисциплинарного экзамена

Специальность - 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

 

 

Квалификация выпускника - специалист по сервису и туризму

 

Гуманитарный факультет

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

 

 

Вологда

2012


Программа итогового междисциплинарного экзамена составлена в соответствии с требованиями  государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности - 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм» со специализацией «Социокультурный сервис».

 

Составители программы:

канд. филос. наук, доцент                  __________________                   Гостева Л.Ф.

канд. филол. наук, доцент                 ___________________                 Середа Н.Д.

канд. истор. наук, доцент                  ___________________                 Беляева Т.А.

канд. истор. наук, доцент                       ___________________                 Савина Н.В.

д-р филол. наук, профессор               ___________________                 Бараков В.Н.

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма

 

Протокол заседания от «13» сентября 2012 г.  № 1

 

 

Заведующий кафедрой                ____________________               Гостева Л.Ф

 

Рассмотрена методическим советом гуманитарного факультета

 

 

Зам. председателя методического совета факультета

 

«14» сентября  2012 г.                        ____________________         Гостева Л.Ф.

 

Декан гуманитарного факультета

«17» сентября 2012 г.                         ___________________           Асташов В.Н.




Требования к уровню подготовки выпускника по направлению специальности 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм» со специализацией «социокультурный сервис»

 

 

Выпускник должен знать: возможности современных научных методов познания природы и владение технологиями, необходимыми для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; основы современных дисциплин о человеке, его потребностях, методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества; законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой; этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, учит их при разработке экологических и социокультурных проектов; нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально-культурного сервиса и туризма; возможности современных информационных технологий и владение методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме;

 

Выпускник должен уметь: продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; создавать условия для формирования рынка услуг социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий; иметь. научное представление о здоровом образе жизни, воздействии рекреации на человека, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования; принимать участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма, в разработке мероприятий по повышению эффективности их деятельности; принимать управленческие решения в рамках компетенции и осуществлять связь с общественностью; участвовать в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально-культурного сервиса и туризма; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знании;. внедрять современные научные знания, передовые технологии в социально-культурном сервисе и туризме, рекреации и других сферах деятельности;

 

Выпускник должен иметь навыки по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурном сервисе и туризме; в организации и обеспечения контроля качества оказываемых услуг социально-культурного сервиса и туризма; в обеспечении системы мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями социально-культурного сервиса и туризма, по принятию решений в экстремальных ситуациях, обеспечению безопасности жизнедеятельности.



Перечень и содержание дисциплин, выносимых на экзамен

 

«Введение в гостеприимство»

 

1. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека. Специфика сервиса в гостеприимстве. Индивидуальные и общественные потребности. Объективный и субъективный компоненты потребности. Сервис и его роль в удовлетворении потребностей человека. Услуга как форма сервиса. Специфика сервиса в сфере гостеприимства.

2. Индустрия гостеприимства в системе рыночной экономики. Комплексный характер индустрии гостеприимства.Рынок гостиничных услуг в России и за рубежом. Транснациолизация и глобализация в международной индустрии гостеприимства. Интегрированные гостиничные цепи и ассоциации в индустрии гостеприимства, их роль в развитии гостиничного бизнеса. Гостиничные консорциумы.

3. Структура гостиничного предприятия. Понятие гостиничного продукта, принципы его формирования. Основные, дополнительные и сопутствующие услуги. Основные службы гостиничного предприятия, их функции и общая характеристика.

4. Система категоризации гостиниц. Типы гостиничных предприятий. Международные классификационные требования к гостиничным предприятиям. Критерии классификации гостиниц в современной России.

5. Государственное регулирование в гостиничном сервисе: лицензирование и сертификация. Системы сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Обеспечение требований сертификации.

6. Государственное регулирование в гостиничном сервисе: стандартизация. Виды стандартов. Международные стандарты обслуживания на предприятиях индустрии гостеприимства. Правила предоставления гостиничных услуг в России.

7. Основные элементы организационной структуры управления гостиницей. Менеджмент качества обслуживания. Зарубежные системы качества обслуживания. Восприятие и оценка гостем качества обслуживания.

8. Технология приема и размещения гостей: этапы обслуживания. Бронирование, его типы. Организация приема и регистрации гостей. Паспортно-визовые формальности. Обслуживание клиентов в процессе проживания. Выписка и отъезд гостя. Виды расчетов.

9. Специфика службы питания в гостиничной индустрии. Основные формы предоставления питания. Понятие ресторана и особенности его работы. Классификация ресторанов по уровню обслуживания и предоставляемым услугам. Специализация ресторанов.

10.  Оснащение и оборудование гостиничных предприятий. Материально-техническая база предприятия гостиничного сервиса. Номерной фонд.

11. Особенности управления трудовыми ресурсами в индустрии гостеприимства. Кадровая служба гостиничного комплекса. Характеристика методов оценки деятельности персонала. Система повышения квалификации и профессионального роста.

12.   Система обеспечения безопасности в гостиничном сервисе. Технология приема и обслуживания VIP-гостей.


«Страноведение»

13. Страноведение как научная дисциплина. Предмет, методы и задачи страноведения. Понятие «территория» в страноведении. Состав и параметры территории страны. Географические границы страны. Делимитация границы. Демаркация границы.

14. Содержание понятия «географическое положение», свойства и влияние на туризм. Структура комплексной страноведческой характеристики территории.

15. Экономико-географическое положение страны как условие развития национального туризма. «Географическое положение рассматривается по двум направлениям: 1) географическое положение как фактор развития туризма и 2) географическое положение как условие развития туризма. Совокупность всех данностей географического положения формируют географическую среду, пространство, в которых существует государство, страна. Разные его стороны важны для определения различных направлений в развитии туризма.

16. Понятие «природа», ее роль и значение в туризме. Особенность изучения природы в туристском страноведении. Понятие «рельеф». Разнообразие форм рельеф. Понятие «природная зона». Методика изучения и оценки природных зон страны. Особенности изучения высотной поясности в туристском страноведении.  Взаимосвязь флоры, фауны и туризма в стране.

17. Понятие климата. Климат как системообразующий фактор в туристском страноведении. Содержание понятий «воды Мирового океана» и «воды суши».

18. Народонаселение страны: понятие и его составляющие. Демографическая характеристика населения. Понятие «демографическая молодость» в туристском страноведении. Этносы и этнические общности. Виды этнических общностей.

«Экскурсоведение»

19. Экскурсия и ее сущность. Определение, особенности экскурсионной деятельности, ее задачи. Основные функции экскурсии. Характеристика экскурсионных методов познания.

20. Личность экскурсовода. Права и обязанности экскурсовода. Требования к профессии. Экскурсоведческое мастерство. Речь экскурсовода. Формы речи и стиль языка.

21. Классификация экскурсий: по содержанию, по составу участников, по месту проведения, по способу передвижения.

22. Методика проведения экскурсии. Формы и приемы проведения экскурсии. Показ и рассказ, их сочетание. Сущность и виды показа. Средства наглядности. Сущность рассказа. Активные и интерактивные методы.

23. Экскурсионные объекты, их классификация: по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Природные объекты, исторические памятники, произведения архитектуры и градостроительства, памятники искусства, экспозиции музеев. Критерии оценки объектов.

24. Разработка экскурсионного маршрута. Тематика экскурсии. Проектирование экскурсии. Методическая и организационная документация на экскурсионную услугу. Технологическая карта экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Экономическая часть разработки.

25. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение. Контрольный текст экскурсии. Об5суждение маршрута. Обновление и дополнение текста.


«История отечественной и зарубежной литературы»

26. Вологодская литературная школа. История. Имена. Основные произведения.

27. Творчество Александра Яшина. Основные произведения. Проблематика. Поэтика.

28. Поэзия Н.Рубцова. Эволюция творчества. Основные циклы. Значение поэзии Н. Рубцова.

29. Творчество Василия Ивановича Белова. Эволюция творчества. Основные произведения. Проблематика. Поэтика.

30. Жизнь и творчество Астафьева В.П. в Вологде. История. Основные произведения. Проблематика творчества.

31. Поэзия Алексея Шадринова. Поэтическая и личная судьба как источник его лирики.

32. Современное состояние вологодской литературной школы. Основные имена, произведения, тенденции.

33. Литературные места Вологодской области. Имена. Музеи. Перспективы.

«Организация предоставления туристских услуг»

34. Туристско-рекреационные ресурсы и туристское районирование. Основные свойства туристских ресурсов. Туристское районирование территории России. Планирование использования туристских ресурсов.

35. Организационные формы и виды туризма. Туризм как массовый род путешествий. Основные организационные формы туризма. Классификация видов туризма.

36. Разработка туристского маршрута. Формирование тура. Технологическая карта маршрута. Паспорт маршрута. Информационный листок. Каталог маршрута.

37. Структура туристско-гостиничного комплекса. Типы предприятий размещения. Классификация гостиниц. Технологическая схема обслуживания туристов в отеле.

38.   Организация и технология работы туристской фирмы. Планирование и формирование программы обслуживания туристов. Реализация сбытовой политики. Правила продажи туристского продукта потребителю.

39. Туроператорская деятельность. Закон «О туристской деятельности в Российской Федерации». Финансовое обеспечение и обязательное страхование ответственности туроператора. Т ребования и условия осуществления туроператорской деятельности.

40. Турагентская деятельность.Т ребования и условия осуществления турагентской деятельности.

41. Взаимодействие туристской фирмы с поставщиками - транспортными компаниями. Категории и разряды транспортных средств. Организация транспортного обслуживания туристов.

«Краеведение»

42. Краеведение и его место в социально-гуманитарном познании. Русский Север как историческое образование и геокультурологическое понятие. Вологодская область и ее место в культурном ареале Русского Севера. Основоположники вологодского краеведения. А.А. Веселовский. П.А. Дилакторский. А.А. Засецкий. Н.И. Суворов. «Вологодские губернские ведомости», «Вологодские епархиальные ведомости», «Вологодское общество изучения Северного края» и их вклад в изучение истории края. Современное вологодское краеведение.

43. Культурное и природное наследие как предмет научного анализа. Основные принципы государственной политики в сфере управления культурным наследием в современной России. Наследиекак система материальных и интеллектуально-духовных ценностей общества. Материальное и духовное наследие.Понятия: объекты наследия, культурные ценности, культурные достижения, управление культурным наследием. ЮНЕСКО и ее роль в деле выявления и сохранения всемирного наследия. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».Архивы, музеи, библиотеки как учреждения социально-культурного типа и их роль в сохранении и интерпретации культурного наследия.

44. Природное наследие Вологодского края. Особенности природных условий края. Охраняемые природные территории Вологодской области. Национальный парк «Русский Север». Дарвинский государственный природный заповедник.

45. Материальное наследие Вологодского края. Агрокультура края: история и современность. Индустриальная культура края. Крупнейшие промышленные объекты Вологодской области. Коммуникационная культура: транспорт, связь, крупнейшие водные, железнодорожные и автомобильные пути.

46. Духовная культура и духовное наследие Вологодского края. Духовно-религиозное наследие. Северная Фиваида. Вологжане – видные деятели русской православной церкви. Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Д.А. Брянчанинов.

47. Значение исторического и художественного краеведения для развития историко-культурного туризма в регионе. Памятное место как вид культурного наследия и объект туризма. Памятные места Вологодской области, связанные с жизнью и деятельностью вологжан – ученых, государственных и общественных деятелей, деятелей литературы и искусства.Художественное пространство и художественная культура Русского Севера и Вологодского края в контексте туризма.

48.. Комплексная оценка природного и культурного наследия муниципального образования Вологодской области (на примере одного из районов по выбору студента).

 

«Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма»

 

49. Понятие и виды технологий. Цели технологизации жизни общества. Виды технологий: по сферам деятельности; по масштабу технологизации; по типу выполняемых функций; по типу цели; по способности к саморазвитию; по степени новизны. Специфика технологий в социально-культурном сервисе и туризме.

50. Технологии выставочно-ярмарочной деятельности. Основные понятия и история выставочно-ярмарочной деятельности. Технология подготовки проведения выставки в сфере сервиса и туризма. Технология организации участия в выставочно-ярмарочном мероприятии: выставочный стенд, информационная политика, взаимодействие с аудиторией.

51. Современные сервисные технологии: брендинг как актуальная технология. Этапы брендинга. Принципы формирования конкурентоспособного бренда в индустрии туризма. Происхождение и развитие брендинга как вида деятельности. Ценность и критерии бренда.

52. Франчайзинг как технология интеграции бизнеса. Понятие и история возникновения франчайзинга. Виды франчайзинга. Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности. Технология управления франчайзинговой формой организации бизнеса. Принципы организации. Особенности развития франчайзинговой формы бизнеса в России.

53. Современные технологии в сфере культуры и шоу-бизнеса. Основные принципы и методы организации шоу-бизнеса. Проблемы в сфере отечественного шоу-бизнеса. Разработка проектов и стратегия продвижения продукта.

54. Формы организационно-экономического сотрудничества в шоу-бизнесе. Инвестирование, меценатство, спонсорство, бюджетные средства. Спонсоринг и фандрайзинг.

55. Анимационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Сущность и функции анимации в туризме и гостеприимстве. Виды анимации. Требования к профессиональному облику аниматора. Анимация и культура. Анимация и региональный компонент. Анимация и событийный туризм. Постановка анимационных программ.

56. Информационные технологии, понятие и особенности. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма. Понятие и история информационных технологий. Система информационных технологий. Классификация информационных технологий. Интернет-технологии. Автоматизация деятельности туристических фирм. Туристские порталы и серверы в Интернете.

57. Системы бронирования и резервирования. Глобальные формы и принципы построения и реализации системы бронирования и резервирования. Основные направления системы бронирования и резервирования в социально-культурном сервисе и туризме. Российские и зарубежные системы бронирования.

58. Современные средства оргтехники, применяемые в социально-культурном сервисе и туризме. Способы передачи информации. Классификация видов связи: телефонная, телеграфная, радиотелефонная сеть, сотовая и пейджинговая сети, спутниковая связь и т.п. Методы их применения. Средства копирования и оперативного тиражирования документов.

«Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма»

59.  Виды юридических лиц. Физические лица как субъект предпринимательского права.  Основные признаки и порядок образования юридических лиц, физические лица как субъект предпринимательского права Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права.

60. Правовое регулирование туристической деятельности. Общая характеристика Федерального закона «Об основах туристской деятельности». Содержание договора на туристское обслуживание (взаимные права, обязанности и ответственность сторон). Общая характеристика закона «О туризме и туристской индустрии на территории Вологодской области».

61. Трудовые правоотношения. Виды трудовых договоров, срок испытания при приеме на работу, дисциплинарная и материальная ответственность работника.

62. Основные положения Федерального закона «О защите прав потребителей. Права потребителей при обнаружении недостатков оказанной услуги, сроки устранения недостатков оказанной услуги, сроки удовлетворения отдельных требований потребителей, судебная защита прав потребителей, возмещение морального вреда.

63. Арендные отношения организаций социально-культурного сервиса и туризма. Существенные условия договора аренды, обязательства сторон, Ответственность арендодателя и арендатора.


«Связи с общественностью»

64. Связи с общественностью: предмет, структура, функции, история становления. Определение связей с общественностью (СО, ПР, PR). Институт паблик рилейшнз, его возникновение и развитие. История связей с общественностью: причины появления, функции, содержание. Развитие связей с общественностью в России. Развитие PR в информационном обществе. Предмет, основные функции и цели общественных отношений. Базовые и технологические субъекты PR-деятельности. Значение связей с общественностью в современном мире.

65. Правовые и этические основы связей с общественностью. Информация как объект права. Организация и деятельность PR как предмет правового регулирования. Особенности правоотношений в области массовой информации. Проблемы правового регулирования информационной деятельности в СМИ. Соотношение закона и морали в деятельности специалистов по связям с общественностью. Этические нормы и кодексы профессиональной чести. Международные, региональные и национальные кодексы профессиональной этики. Современные международные и национальные PR-ассоциации.

66. Связи с общественностью в сфере бизнеса. Особенности PR-деятельности в бизнес-сфере. PR и маркетинг: общие черты и различия. Социальная ответственность бизнеса и принципы его взаимодействия с государством и гражданским обществом. Служба управления общественными отношениями в бизнес-сфере: цели, содержание деятельности, функции. PR как инструмент достижения общественного согласия между работодателем и работником, производителем и потребителем. Роль PR в укреплении социального партнерства. Организация, планирование, бюджет и проведение PR-кампании в сфере бизнеса. Технологии формирования и продвижения корпоративного имиджа. Сегментация потребителей и выбор целевого рынка. Спонсорство, патронаж, меценатство, благотворительность. Связи с общественностью на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.

67. Организационные формы PR-деятельности. Специальные мероприятия. Характеристика форм деятельности в связях с общественностью. Специальные мероприятия. Медиарилейшнз. Распространение информационных и аналитических материалов для СМИ. Работа PR-специалистов на выставках и ярмарках. Информационное спонсорство. Фандрайзинг и спонсоринг как направления PR-деятельности. Особенности организационных форм PR-деятельности на предприятиях сервиса и туризма.

68. Специальные материалы в связях с общественностью. PR-тексты. Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий и публикации в СМИ: тексты для распространения в СМИ и медиатексты – материалы для непосредственной публикации в СМИ. Специфика основных стилей при создании текстов в устной и письменной коммуникации. Подготовка информационных и аналитических PR-текстов. Особенности PR-текстов и общие требования к их подготовке: Рерайтинг. Публичная речь: виды, особенности написания и произнесения, значение. Особенности специальных материалов для деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма.

69. PR-деятельность в организации. Формирование корпоративной культуры. Корпоративная культура: понятие, функции, основные атрибуты. Национальные особенности корпоративной культуры. История российской деловой культуры. Субъекты и объекты интересов организации. Структура корпоративной культуры. Принципы корпоративной культуры. Типология корпоративной культуры. Критерии идентификации корпоративной культуры. Технологии формирования и поддержания корпоративной культуры. Доминирующая корпоративная культура и субкультуры в организации. Типы субкультур и контркультур. Уровни корпоративной культуры. Значение корпоративной культуры на предприятии социально-культурного сервиса и туризма.

70. Имиджмейкинг как направление PR-деятельности. Понятие и содержание имиджа. Предмет и функции имиджа: ценностные и технологические. Психологические основы имиджа. Типология имиджа (различные подходы). Каналы трансляции имиджа. Технологии формирования имиджа, их типология. Инструментарий имиджелогии. Формирование имиджа организации (корпоративного имиджа). Формирование имиджа личности (персонального имиджа, имиджа лидера). Формирование имиджа общественного движения / идеи (проекта). Формирование имиджа территории (региона). Формирование имиджа продукта (товара / услуги). Самопрезентация. Технологии самопрезентации. Значение самопрезентации для специалиста предприятия социально-культурного сервиса и туризма.

71. Предмет, сущность и задачи современной рекламы, ее место в системе маркетинговых коммуникаций, история становления. Предмет, сущность и задачи современной рекламы. Основные цели рекламы: создание осведомленности, предоставление информации, формирование благосклонности. Понятие целевой аудитории. Характеристика системы маркетинговых коммуникаций и схема процесса коммуникации. Особенности рекламы в социально-культурном сервисе и туризме. Предпосылки возникновения рекламы, социально-экономические потребности в рекламной деятельности. Протореклама. Печатная реклама в XIX веке. Выделение рекламы из сферы торговли. Рекламные агентства. Формирование основных видов рекламы. Вторая половина 19 века – регистрация товарных знаков. Законы о рекламе в странах Европы и США. Традиции рекламной деятельности как массово-коммуникативной деятельности. Особенности становления рекламы в России.

72. Правовые аспекты рекламной деятельности. Общая характеристика законодательного регулирования рекламы. Федеральный закон «О рекламе». Требования к рекламе, недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Роль государственных антимонопольных органов по осуществлению контроля в области рекламы.

73. Принципы и особенности рекламной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме. Классификация видов рекламы в социально-культурном сервисе и туризме по объекту рекламирования, направленности рекламы, характеру рекламного обращения, способу воздействия на целевую аудиторию, охватываемому сегменту рынка, источнику финансирования и т. д. Специфические черты услуги как товара и их влияние на особенности рекламы.

74. Средства распространения рекламы в социально-культурном сервисе и туризме. Средства распространения рекламы в социально-культурном сервисе и туризме и их особенности. Реклама в прессе, печатная и аудиовизуальная реклама, радио- и телереклама, рекламные сувениры, прямая почтовая рассылка, наружная реклама, компьютерная реклама. Выбор средств распространения рекламы. Понятие публичной оферты в туризме, ее условия. Каталоги и публичная оферта.

75. Основы разработки рекламных текстов, средства и приемы рекламного стиля. Творческая концепция и новаторство в рекламе. Выразительные средства рекламы. Средства и приемы рекламного стиля, речи. Зависимость языка рекламы от объекта рекламы и типа рекламополучателя, его менталитета. Рекламные жанры. Аргументация и логика, рекламная лексика, семиотика, грамматическая специфика рекламы. Требования к рекламным текстам. Основные композиционные элементы рекламного текста: заголовок, подзаголовок, основной текст, слоган. Принципы дизайна печатной рекламы, стили и разработка макетов, шрифтовое и художественное оформление. Особенности создания текстов для радио- и телевизионной рекламы. Основные инструменты для передачи радиорекламы: голос, музыка, звуковые эффекты. Особенности визуальной телерекламы. Реклама в интернете.

76. Товарные знаки и фирменный стиль предприятия социально-культурного сервиса и туризма. Товарный знак и его функции в социально-культурном сервисе и туризме. Основные типы товарных знаков: словесные, изобразительные, объемные, звуковые, комбинированные. Правила использования товарных знаков. Законодательство о товарных знаках. Использование франчайзинга в социально-культурной сфере и туризме. Фирменный стиль как нематериальный ресурс организации. Цели формирования фирменного стиля. Элементы фирменного стиля: товарный знак, логотип, фирменный блок, слоган, фирменные цвета, шрифты и др. константы. Носители фирменного стиля. Значение фирменного стиля для предприятия социально-культурного сервиса и туризма.

77. Эффективность рекламной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме. Рекламная кампания. Понятие эффективности рекламы, основные показатели оценки эффективности. Оценочные исследования рекламы: тесты на запоминание и убедительность, тесты коммуникации, оценка непосредственных откликов, фокус-группы, физиологические, кадровые и внутрирыночные тесты. Психологическая эффективность применения рекламы. Оценка экономической эффективности рекламных мероприятий. Методы формирования рекламного бюджета. Медиапланирование. Основные цели рекламных кампаний: экономические, имиджевые и социальные. Факторы, влияющие на выбор и формирование рекламных целей: общие цели развития предприятия, маркетинговая стратегия организации, состояние целевой аудитории и т. д. Взаимосвязь маркетинговой и рекламной стратегий организации. Классификация рекламных кампаний. Особенности организации рекламных кампаний в социально-культурном сервисе и туризме.

«Инновации в социально-культурном сервисе и туризме»

78. Понятие и содержание инновационных процессов. Содержание понятий «новшест8во», «нововведение», «инновация», их взаимосвязь. Сущность и понятие инноваций и инновационной деятельности. Классификация инноваций. Функции инноваций. Факторы, влияющие на развитие инновационного процесса.Теория экономических циклов.

79. Источники инновационных возможностей. Ключевые составляющие, предпосылки появления, основные источники и функции инноваций. Семь источников инновационных возможностей: неожиданное событие; несоответствие; нововведения, основанные на потребностях процесса; изменения в структуре отрасли; демографические изменения; изменения в восприятии потребителей; новое знание.

80. Риск в инновационной деятельности. Понятие и сущность инновационного риска, возможная классификация. Технология управления инновационным риском: цель, задачи, элементы. Методы и способы управления инновационным риском, их характеристика.

81. Инновационный менеджмент. Формы инновационного менеджмента. Современный менеджер-новатор. Стратегии конкурентного поведения компаний (виоленты, патиенты, эксплеранты, коммутанты). Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации (кривая трансформации). Инновационная активность руководства (роль руководителя в процессе инноваций). Классификация стилей управления.

82. Государственное регулирование инновационной деятельности. Обоснование необходимости государственного регулирования инновационной сферы. Понятие и сущность государственной инновационной политики: цель, основные задачи и принципы. Функции государственных органов в инновационной сфере. Прямые и косвенные методы государственного регулирования инновационной деятельности, их взаимодействие.

83. Защита интеллектуальной собственности. Понятие и сущность интеллектуальной собственности. Объекты промышленной собственности и их характеристика. Интеллектуальный продукт как собственность. Особенности реализации авторского права. Защита авторских прав. Понятие «ноу-хау» и его защита. Содержание понятия «патент». Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности.

84. Управление инновационными проектами. Содержание понятия «инновационный проект», его отличия от инвестиционных проектов. Возможная классификация инновационных проектов. Понятие и сущность экспертизы инновационных проектов. Поиск инновационной идеи как творческий процесс, используемые методы. Планирование, особенности контроля и завершение инновационного проекта. Основные организационные формы управления инновационными проектами.

85. Финансирование инновационной деятельности. Понятие и сущность венчурного (рискового) финансирования инновационной деятельности. Специфика российского венчурного предпринимательства. Особенности финансирования инноваций за счет бюджета, конкурсное распределение средств. Внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов для инновационной деятельности: собственные средства организаций и средства сторонних инвесторов.

86. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности. Правовые акты Российской Федерации. Законы, регулирующие права в области информатизации и применения новейших технологий. Особые экономические зоны, их роль в сфере развития туризма.

87. Инновационные процессы в туризме. Глобализация экономики и ее влияние на развитие туризма. Факторы, определяющие успех компании в новой и в традиционной экономике.

«Организация культурно-досуговой и развлекательно-игровой деятельности»

88. Понятия свободного времени, отдыха, рекреации, культурно-досуговой деятельности. Смысловые границы и взаимосвязь понятий. Содержание, цели, мотивы и функции культурно-досуговой деятельности. Разновидности досуга и классификация досуговой деятельности.

89. Культурно-досуговые учреждения. Понятие и назначение, типы и формы работы культурно-досуговых учреждений.

90. Туризм как один из видов досуговой деятельности. Туризм как способ решения досуговой проблемы населения. Классификация видов туризма

91. Организация игровой деятельности. Игра как средство развлечения и познания. Классификация игр. Психолого-педагогические особенности игрового общения. Методика подготовки и проведения игр. Приемы вовлечения в игру.

92. Методика организации культурно-досуговых мероприятий. Определение темы, цели и задач мероприятия. Создание постановочной группы. Создание сценария. Постановка и проведение мероприятия. Анализ мероприятия.

93. Особенности развития досуговой деятельности в России. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в X – XVII веках. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII – начале XX вв. Особенности культурно-досуговой деятельности в советский период. Основные тенденции культурно-досуговой деятельности в современной России.






Перечень вопросов.

 

1. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека. Специфика сервиса в гостеприимстве.

2. Индустрия гостеприимства в системе рыночной экономики.

3.  Структура гостиничного предприятия.

4.  Система категоризации гостиниц. Типы гостиничных предприятий.

5. Государственное регулирование в гостиничном сервисе: лицензирование и сертификация.

6. Государственное регулирование в гостиничном сервисе: стандартизация.

7. Основные элементы организационные структуры управления гостиницей.

8. Технология приема и размещения гостей: этапы обслуживания.

9. Специфика службы питания в гостиничной индустрии.

10. Оснащение и оборудование гостиничных предприятий.

11. Особенности управления трудовыми ресурсами в индустрии гостеприимства.

12. Система обеспечения безопасности в гостиничном сервисе.

13. Страноведение как научная дисциплина.

14. Содержание понятия «географическое положение», свойства и влияние на туризм.

15. Экономико-географическое положение страны как условие развития национального туризма.

16. Понятие «природа», ее роль и значение в туризме.

17. Понятие климата.

18. Народонаселение страны: понятие и его составляющие.

19. Экскурсия и ее сущность.

20. Личность экскурсовода.

21. Классификация экскурсий.

22. Методика проведения экскурсии.

23. Экскурсионные объекты, их классификация.

24. Разработка экскурсионного маршрута.

25. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение

26. Вологодская литературная школа.

27. Творчество Александра Яшина.

28. Поэзия Н.Рубцова.

29. Творчество Василия Ивановича Белова.

30. Жизнь и творчество Астафьева В.П. в Вологде.

31. Поэзия Алексея Шадринова.

32. Современное состояние вологодской литературной школ

33. Литературные места Вологодской области.

34. Туристско-рекреационные ресурсы и туристское районирование.

35. Организационные формы и виды туризма.

36. Разработка туристского маршрута.

37. Структура туристско-гостиничного комплекса.

38. Организация и технология работы туристской фирмы.

39. Туроператорская деятельность.

40. Турагентская деятельность.

41. Взаимодействие туристской фирмы с поставщиками - транспортными компаниями.

42. Краеведение и его место в социально-гуманитарном познании. Русский Север как историческое образование и геокультурологическое понятие.

43. Культурное и природное наследие как предмет научного анализа. Принципы государственной политики в сфере управления культурным наследием в современной России.

44. Природное наследие Вологодского края.

45. Материальное наследие Вологодского края.

46. Духовная культура и духовное наследие Вологодского края.

47. Значение исторического и художественного краеведения для развития историко-культурного туризма в регионе.

48. Комплексная оценка природного и культурного наследия муниципального образования Вологодской области

49. Понятие и виды технологий. Цели технологизации жизни общества.

50. Технологии выставочно-ярмарочной деятельности

51. Современные сервисные технологии: брендинг как актуальная технология.

52. Франчайзинг как технология интеграции бизнеса

53. Современные технологии в сфере культуры и шоу-бизнеса

54. Формы организационно-экономического сотрудничества в шоу -бизнесе

55. Анимационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме.

56. Информационные технологии, понятие и особенности.

57. Системы бронирования и резервирования.

58. Современные средства оргтехники, применяемые в социально-культурном сервисе и туризме.

59. Виды юридических лиц. Физические лица как субъект предпринимательского права.

60. Правовое регулирование туристической деятельности.

61. Трудовые правоотношения.

62. Основные положения Федерального закона «О защите прав потребителя»

63. Арендные отношения организаций социально-культурного сервиса и туризма.

64. Связи с общественностью (PR): содержание, сущность, принципы, функции.

65. Связи с общественностью в сфере бизнеса.

66. Правовые и этические основы связей с общественностью.

67. Организационные формы PR- деятельности. Специальные мероприятия.

68. Специальные материалы в связях с общественностью. PR-тексты.

69. PR- деятельность в организации. Формирование корпоративной культуры.

70. Имиджмейкинг как направление PR- деятельности

71. Предмет, сущность и задачи современной рекламы, ее место в системе маркетинговых коммуникаций, история становления.

72. Правовые аспекты рекламной деятельности.

73. Принципы и особенности рекламной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме.

74. Средства распространения рекламы в социально-культурном сервисе и туризме.

75. Основы разработки рекламных текстов, средства и приемы рекламного стиля.

76. Товарные знаки и фирменный стиль предприятия социально-культурного сервиса и туризма.

77. Эффективность рекламной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме.

78. Понятие и содержание инновационных процессов.

79. Источники инновационных возможностей.

80. Риск в инновационной деятельности.

81. Инновационный менеджмент.

82. Государственное регулирование инновационной деятельности.

83. Защита интеллектуальной собственности.

84. Управление инновационными процессами

85. Финансирование инновационной деятельности.

86. Нормативно- правовое регулирование инновационной деятельности.

87. Инновационные процессы в туризме.

88. Понятие свободного времени, отдыха, рекреации, культурно-досуговой деятельности.

89. Культурно-досуговые учреждения.

90. Туризм как один из видов досуговой деятельности.

91. Организация игровой деятельности.

92. Методика организации культурно-досуговой мероприятий.

93. Особенности развития досуговой деятельности в России.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: