Солнечный бог Ра и его разновидности: Амон-Ра, Фта-Ра, Озирис-Ра, Менту-Ра. Лодка Ра и ее плавание

Боги Египта многочисленны и разнообразны, но многие из них представляют собою выражение одного и того же понятия, только с разными оттенками. Более или менее разнородных понятий в учении о богах не много, и они не сложны. Может быть найдено и указано основное, исходное божество Египта, к которому сводятся и все главные боги, из него возникшие. Это божество – Ра – солнце, первоначальный и древнейший бог. Все первичные божества Египта суть различные олицетворения этого же понятия о солнце и свете, или имеют к нему близкое, непосредственное отношение: они становятся главными, получают это высшее значение чрез прибавление к ним общего для всех их имени Ра. Амон-Ра, Фта-Ра, Озирис-Ра, Менту-Ра. Этим же древнейшим божественным именем назывались и цари Египта – «сыны солнца» – представители его божественной силы на земле. Нарицательное имя египетских царей – Фараоны – имя бога Ра (с прибавлением Фра). Один Ра не имеет подле себя другого, женского начала, подобно всем другим богам, что выражает идею первоначальной целости, нераздельности его существа и самобытности. Первоначальный культ Египта – культ солнца

Ра «владыка обоих миров», т.е. небесного и земного, «царь всех богов» изображался преимущественно как скарабей (жук с особыми, чудесными свойствами), который, по верованию египтян, не имел полового различия и каждый индивидуум которого один производил потомство, служа, таким образом, символом возрождения существ,— и под видом ястреба (перепелятника), который, по мненью египтян, открыто, смелее смотрит на лучи солнца и быстрее в своём полете. Посвященные богу Ра животные или указывают на солнце своими свойствами, или служат символами его творческой, производительной силы. Между ними более известны: кошка, лев и вол. Я «великая кошка», говорит о себе бог солнца в книге мёртвых. Кошка расширяет и изменяет зрачки, вместе с возвышением солнца на горизонте, но в основе этого лежало главным образом представление об истреблении этим животным других вредных животных. Лев представлял собой идею силы и могущества. Солнцу был посвящён вол - чёрного цвета Мпеѵіз, изображавшийся с солнечным кругом и перьями на голове: обычный в древности символ производительной, рождающий силы.Наконец, загадочный сфинкс в форме льва с человеческой головой, называвшийся у египтян пеб «владыка, господь», указывал на солнце, как на владыку богов и всей вселенной.

Живительная, производящая и провидящая сила солнца представляется обыкновенно под образом путешествия Ра, вместе с окружающими его богами, на корабле или лодке по пространству небес. Этот образ плывшего солнца, возник в связи с представлением о св. реке Египта. Ра плавает вместе с богами. Он неустанно обтекает всю землю и весь мир и «боится остановиться». Так описываются свойства Ра в гимне. «Слава тебе, о солнце, творец всех людей! Ты один живешь в истине и рождаешь все, что существует, и животных, и людей. В твоём глазу, т. е. в видимом диске солнце, открывается Господь неба и земных миров, владыка всего, родитель всех богов, царь высот, вождь небесных воинств и предводитель всех богов. Когда плывешь ты в барке, радость несется повсюду». Царь богов, культ которого под разнообразными Формами распространился по всей стране Египта, подобно другим богам, имел и свой особый, местный культ. Было особое место преимущественного поклонения богу солнца Ра – Гелиополь в среднем Египте – город солнца. В пропилеях гелиопольскаго храма во множестве стояли статуи бога солнца, в виде кошек и львов. Тем, к кому бог был милостив, предсказывали будущее и посылали пророческие сны. К этому городу привязана и легенда о птице Феникс, о чудных свойствах которой., со слов египтян, рассказывают нам греческие писатели и древние церковные учителя. Нет сомнения, что сага о возрождающейся из пепла птице, выражала собою представление о солнечном годе, или циклах планетных движений. В Гелиополе по преимуществу развиты были астрологическая понятия. Как понять то, что первоначальный общий бог оставался местным в одном городе – на это ответить трудно. Быть может это значит, что культ Гелиополя древнейший из всех местных египетских культов. Из Гелиополя шла древняя египетская мудрость, жители этого города считались ученейшими из. всех египтян. В Гелиополе были развиты понятия астрального характера.

Но солнце, с представлением о котором связана была в Египте идея Бога, не всегда видимо. Оно заходит, исчезает с горизонта, и вечером погружается в какую-то бездну. Оно существует – видимо и невидимо. Эта невидимая, таинственная сторона в жизни солнца представляется первичной, основной по отношению к видимой, из неё возникающей. Солнце дневное, видимое привело к мысли о солнце ночном, невидимом, к представлению об особенной, таинственной области, куда скрывается и откуда является солнце. С именем Ра неразрывно другое имя того же бога Амон иди Хнум, обозначавшее собою солнце заходящее, ночное. Солнце есть Ра, «когда оно светит на восточном горизонте неба, но оно есть Тум, когда скрывается в гор или за горою жизни». Это другое солнце родит первое и становится выше Ра. Таинственная область Тум или Атум есть то место, где рождается видимое солнце, «.божественный младенец», как часто называлось у египтян восходящее солнце. Таинственное место, откуда оно является, – закат, запад Аменти «гора жизни» называется «царственным пребыванием» этого божественного дитя. Самое имя менти от отрицания «Ти» значит: непроницаемый, скрытый, таинственный. В непостижимой области бытия есть другой бог Атум, который живет в этой бездне неба и из неё возникает каждый раз Ра видимое обнаружение Атума, реальное проявление этой непостижимой, скрытой, творческой силы. Ему приписывается свойство самобытности или саморождения. «Не могут боги сами себя породить, ты один рождаешь всех их».

В противоположность этому Атум, как солнцу ночному, в верхнем Египте – Ра, как светило дневное называется – Менту или Менту-Ра. Атум и Менту – две ипостаси Ра -солнце восходящее и заходящее.

Менту изображался с головою ястреба, цвет его был красный. Ему также, как и Ра, посвящён был черный бык с чудесными свойствами, менявший цвет своей шерсти, соответственно переменам в движении солнца.

Идея солнца, источника света и жизни, разделилась на два представления о скрытом и видимом начале света и его живительной силы. Но и сам свет имел особых представителей, в лице своих богов. Сын солнца – Шу «свет», «вождь неба». В книге мёртвых изображается подпирающим собою небесный свод, на котором живёт и путешествует в своей барке Ра. Свод неба, по космологическому представлению египтян, утверждён на столбах, раздвоенных вверху. Шу описывается, как сила, которая образовала этот свод неба и подняла над землею жидкий состав небесной поверхности. Под его защитой и охраной совершает и свое плавание по небесному своду Ра. С Шу или Му неразлучна его сестра и жена, «дочь солнца», которая изображается с головою львицы и с яблоком в руках, а иногда с рогами на голове и с одним глазом во лбу. Два, неразрывно связанный между собою, божества, очевидно, выражают идею силы света, в его явлении на пространстве неба и в действиях его на землю.

Озирис и Сет. Понятие о добре и зле.

Порождения Себа и Нут – Озирис и Изида вместе со своими детьми, олицетворяют саму жизнь мира, во всей широте её обнаружении, соединяя в себе элемент астрономический с Физическим и антропологическим. Это боги представители реального обнаружения божественных сил, в которых воплощено божественное начало, это типы, в которых открывается божество, как сила живая. Неизменное в их лице представляется, как изменяющеюся. Как боги носители жизненных начать, они представляют собою силу, борющуюся с силою тьмы и разрушения, потому что и сама действительная жизнь представляет смешение и борьбу сил, часто разнородных до противоположности. Египетское воззрение на то, что называется силою зла и тьмы привязано по преимуществу к мифу об этих богах жизни. Учение о них обнимает собой всю мировую жизнь, во всех её главных проявлениях.

Культ этих богов – самый распространенный, средоточие всего египетского культа, а идея, в них воплощенная – основная  мысль всей египетской религии. К этим богам все сводится и в богослужении, и в практике, самой жизненной стороне религии. Культ первоначально возник в Абидосе (в среднем Египте), там он был наиболее развит и уважаемым, и, затем, одинаково воспринятый и усвоенный на всем пространстве Египта. Этот культне мене древен, чем культ Ра в Гелиополе.

Что значит имя Озирис (Хезири) не известно, возможно «глаза Изиды». Древние греческие писатели переводили это название словом многоокий, предполагая в нем понятие силы, могущества. Иероглиф Озириса глаз и трон. Изображается в человеческом образе, в одежде огненного цвета, что указывает на ближайшее отношение его к солнцу. Над головой змея, общие принадлежности богов, жезл и бич — его необходимые атрибуты. Лотосовый лист и дерево тамариск были его символами, последнее в Библосе и на острове Филэ называлось «деревом Озириса». Из животных, кроме вола, кошки и таинственного сфинкса, ему посвящена была цапля. По всей вероятности,— она служила символом сеяная и жатвы, потому что птица эта живёт на полянах и следует за плугом. Озирис называется великим богом, от себя происшедшим, как и Ра и Атум, но характеристические эпитеты его: бог явившейся, т.е. открывшийся в жизни мира, бог благодетель. Как бог в явлении и жизни, бог человека и его протомит, он же – и решатель судеб человека в будущей жизни. Греки отождествляли его с Дионисом. Жилище Озириса в особой сфере небес, известной под именем «Сагу». Общая свойства и символика бога указывают в нем производительное жизненное начало, подобное тому, какое обожествлялось в Ра и Атму, но в другой форме. 'Его жена-сестра Изида (Нез) имела множество имен: «владычица, мать жизни, полнота бытия». Что значит главное имя этой «тысячеименной богини», т. е., Нез, сказать трудно. Её иероглиф – трон. На голове её всегда венец и перья коршуна, а над головою змей. Изображалась она в форме женщины, но с рогами коровы. Знак воды также как и у Нейт, её необходимая принадлежность. Утренняя звезда – звезда Изиды. Из животных ей посвящалась газель. Это тот же тип матери бытия, силы рождающей и производящей, который олицетворялся в Нут, Мут и Нейт – с ними она часто смешивается и отождествляется), но в Форме более реальной, жизненной и осязательной.

У Озириса и Изиды есть брать Сеть. Его жена Нефтида или Нефтис, сестра Озириса. В этом брате бога-благодетеля, в египетской мифологии, воплощена идея разрушительных, враждебных сил природы.

Идея враждебных сил природы в Египте первоначально привязана была к представлению о змеях или драконах. Агап змеи, враждебный солнцу  от древности был олицетворением зла и бед жизни, вместе с подчиненными ему драконами. Впоследствии, идея зла стала неразрывною с именем бога Сета.

Происхождение и значение этого египетского божества, олицетворяющего собою силу зла, недовольно ясно и возбуждает некоторые недоумения. Имя его, по-видимому, тождественно с именем бога царей пастырей, который, как уже замечено нами, называется на памятниках Египта Сет или Сутек. Поэтому его сближаются с Ваалом или Белом соседних с Египтом семитических народов. Гиксосы исключительно чтили его культ, особенно в нижнем Египте, как замечено уже, при них был очень распространён. На памятниках их времени он называется великим богом, богом провидящим, бодрствующим на барке в веков» На этих основаниях следовало бы, по-видимому, заключит, что Сет был Бог в смысле силы благодетельной, но не национальный бог египтян и поэтому был у них в презрении и впоследствии стал олицетворением зла. Но имя Сета встречается на памятниках времён более древних, чем эпоха гиксосов и начавшегося затем преследования семитического Сета или Сутека со стороны египетских жрецов. Правда, что он и здесь называется богом соседних, чужеземных народов, но известно, с другой стороны, что он имел и местный культ в самом Египте, именно в Омбосе. Всего вероятнее поэтому, что Сет был египетский бог, с которым отождествили потом бога гиксосов и которому. приписали значение бога чуждых народов, как бога зла и войны. Идея его принадлежит самому Египту, но впоследствии была развита в более резких чертах и отчасти видоизменилась в своем содержании. Его имя и окружающая его символика дают право на заключение, что в нем олицетворялась та же сила, что и в богах солнца и в Озирисе, который был его братом, рожденный от той же Нут, но сила в значении отрицательном. Сет тоже солнце, но в его жгучем, иссушающем действии на землю, нечто, весьма близкое к тому, что в индейской мифологи представлял собою Ариман, из бога солнца обратившейся у иранцев в бога зла. По Плутарху, цвет Сета огненный, красный. Имя его значит блистающий огонь, пламень. Изображается он под видом чудовищного животного, жёлтого или красного цвета, с отвислыми ушами и хвостом, и называется «палящим змеем». Его символическое животное осел. Ему также принадлежали крокодил и гиппопотам. На одном из папирусов он назван богом, живущим «в пустоте» (в пустыне), невидимым, страшным, который стремится все задушить и уничтожить, хотя сам никогда не умирает. Но с этим соединено еще другое представление. Он называется богом выварного, солёного моря, которое не питает почвы. Он же бог и соседних народов и как бог эфиопов, изображается не только красным, но' и черным. Сет, первоначально олицетворявший собою жгучие лучи солнца, впоследствии развился в бога зла, враждебного жизни, и, заменив собою дровяного змея Апопа, стал на его место.

Жена Сета Нефти (Нефтис, Нефтида), «владычица дома», представляет другую сторону Изиды, как и сам Сеть другую, противоположную сторону Озириса. Символическая принадлежности её общи с Изидой. Некоторые видят в них указание на нее, как на богиню запада. Также, как и Изида, она изображается крылатою, с коршуном на голове и с пустою корзиною - символ бесплодия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: