Год 24-й (1391), 4-й месяц, день гуйхай. Чиновники уезда Дайсянь, округа Дайчжоу, области Тайюань, подали доклад о том, что бежало более 300 крестьянских дворов, что в течение ряда лет их пытались вернуть назад, но они не возвращаются. [Чиновники] просили разрешения отдать приказ войскам вернуть их. Император, обращаясь к чиновникам ведомства финансов, сказал: «Крестьянам недостает одежды и пищи или же налоги очень тяжелы – вот они и бегут. Если бы у них было достаточное количество одежды и пищи, а чиновники не беспокоили их, то, даже если бы их прогоняли силой, разве они согласились бы покинуть свою деревню, свою землю? Приказываю не разрешать беглым крестьянам переходить границу, однако если [на новом месте] они имеют пахотную землю, достаточную для пропитания, то... следует включить их в тамошние списки населения и приказать местным властям помогать им. Если же есть такие, которые не хотят заниматься земледелием, а исключительно занимаются торговлей, то считать их беглыми и взять их под стражу».
|
|
«Мин Тай-цзу ши лу», Ксилогр., гл. 208, л. 46.
Установление системы податей и повинностей
Из «Мин ши»
Система податей и повинностей – танские цзу, юн и дяо1 – была подобна древности, а введенная Ян Янем система двух налогов – лян шуй2 – была проста и легко осуществима. С течением времени, передаваясь из поколения в поколение вплоть до эпохи Мин, она не претерпела изменений.
Тай-цзу, сделавшись князем У, стал взимать лишь Vio податей. Люди выполняли (повинности, исчисляемые с земли.
Уезды подразделялись на 3 категории: высшую, среднюю и низшую, внося соответственно этому различную сумму налогов – в 60000, 30000, 10000 даней и меньше. Области, исходя из суммы налогов, подразделялись также на три различные категории: высшая в 200000, а низшая в 100000 даней.
После восшествия на престол император3сразу же установил систему податей и повинностей, считая единственно правильным Желтый реестр, который включал тяглых (дин) и поля (тянь). На тяглых налагалась повинность, а на землю – зерновая подать. Налог был двух родов: летний налог и осенняя подать. Летний налог взимался не позже 8-го месяца, а осенняя подать – не позже 2-го месяца следующего года.
Тяглые подразделялись на 2 категории: совершеннолетние и несовершеннолетние. Как только человек родился, его имя вносили в списки и он числился несовершеннолетним тяглым; когда же он достигал 16 лет, то становился совершеннолетним тяглым и облагался повинностями, а по достижении 60-летнего возраста от них освобождался.
Исключение составляли барщинники чиновников, которые были освобождены от повинностей государству.
|
|
Повинностей было всего три вида: повинность, которой облагались дворы; повинность, накладываемая на тяглых крестьян, и повинности, устанавливаемые в разное время специальными императорскими указами. Все они выполнялись в порядке трудовой повинности или по найму.
В областях, округах и уездах проверили записи податного населения, выясняя, много или мало производят продуктов, богаты или бедны [дворы], чтобы налогообложение было равномерным и соответствовало [местным] возможностям.
В годы правления Хуну летний налог состоял из риса и пшеницы, а также из денег (монеты и ассигнации) и из шелка. Осенние подати состояли из риса, денег (монеты и ассигнации) и шелка.
При Хунчжи (1488 – 1505) подсчитали общее количество поступлений. В летние налоги входили: рис, просо, пшеница, гречиха, шелковая вата вместе с нераспутанными нитями, налоговый шелк, шелковая вата, заменяющая ткани, нитки взамен ткани.
Осенняя подать состояла из риса, ассигнаций «цзу», ассигнаций «линь», ассигнаций «шаньцзу», налогового шелка, налоговых тканей и пр.
Тай-цзу вскоре после восшествия на престол приказал на всех частнособственнических землях размером от 5 до 10 му отводить по ½ му на посадку тутовых деревьев, конопли и хлопчатника, а если земли имелось более 10 му, то вдвое больше.
С 1 му [засеянной] коноплей земли брали 8 лян подати, с 1 му хлопчатника – 4 ляна, если же сажали туты, то только через 4 года начинали взимать налоги. Те же, кто не посадил тутовых деревьев, были обязаны внести 1 кусок шелковой ткани; кто не посадил конопли и хлопка – вносил холстом и хлопчатобумажной тканью по 1 куску. По этой причине произошел подъем в разведении тутов и в шелкоткачестве.
В 9-й год правления Хуну (1376) приказано было народу во всей стране приравнять натуральные поборы к серебру, ассигнациям, звонкой монете, шелковым тканям. Один лян серебра, или 1000 вэнь монеты, или 10 гуаней4ассигнациями приравнивались к 1 даню5 риса, а мелкой пшеницы меньше на 2/10. Один кусок хлопковой ткани приравнивался к 6 доу риса или к 7 доу пшеницы; 1 кусок холста из конопли приравнивался к 4 доу риса или 5 доу пшеницы. Шелк-сырец и ткани заменялись соответственно их весу. Желающим разрешалось вносить налоги просом.
В 17-м году (1358) в Юньани осенние подати заменили золотом, серебром, раковинами, холстом, лаком, киноварью, ртутью.
Тогда рис и пшеница считались основным налогом, а все, что их заменяло и вносилось как подать, считалось заменяющим налогом.
...В 30-м году (1396) в приказе императора ведомству финансов говорилось, что некий человек Гао Чжэнь написал о том, что Шэньси бедствует из-за задолженности по налогам, что и повелевалось обсудить. Чиновникам разрешалось в погашение задолженности по налогам в Поднебесной до 28-го года (1395) принимать рис, шелковые ткани, хлопок, золото, серебро и другие предметы. Что и сделали правилом.
Тогда ведомство финансов установило:
1 дин ассигнациями приравнивать к 1 даню риса;
1 лян золота приравнивать к 10 даням риса;
1 лян серебра приравнивать к 2 даням риса;
1 кусок шелковой ткани приравнивать к 1 даню 2 доу риса;
1 кусок хлопчатобумажной ткани приравнивать к 1 даню риса;
1 кусок ткани из рами приравнивать к 7 доу риса;
1 цзинь хлопка-сырца приравнивать к 2 доу риса.
Император сказал: «Ведь получением недоимок заменой желаю смягчить народную нужду. Подобное же бремя налогов может только увеличить бедствия народа. А разве это значит жалеть народ?
Каждый лян золота и серебра следует приравнивать к рису в двойном количестве6. Ассигнациями ограничиться 2 гуанями 500 вэнь за 1 дань. Остальное оставить, как предложено».
1 Цзу – зерновой налог; юн – государственная барщина; дяо – налог тканями в период Танской династии (618 – 906).
|
|
2 Реформы сановника Ян Яня были утверждены указом императора в 780 г.
3 Имеется в виду Чжу Юань-чжан – вождь антимонгольскоговосстания, провозглашенный императором в 1368 г.
4 Гуань – ассигнация достоинством в 1000 медных монет.
5 Дань – мера объема сыпучих тел, приблизительно равная 103 л.
6 Т. е. не за 10, а за 20 даней риса взимать 1 лян золота; не за 2, а за 4 даня риса взимать 1 лян серебра.
«Эршисыши», Шанъуиньшугуань, Шанхай, 1958, кн.22, стр.28994, Ксилогр., гл.78, л.1,2.