О разрешении беглым крестьянам пахать землю в новых местах

Год 24-й (1391), 4-й месяц, день гуйхай. Чиновники уезда Дайсянь, округа Дайчжоу, области Тайюань, подали доклад о том, что бежало более 300 крестьянских дворов, что в те­чение ряда лет их пытались вернуть назад, но они не воз­вращаются. [Чиновники] просили разрешения отдать приказ войскам вернуть их. Император, обращаясь к чиновникам ведомства финансов, сказал: «Крестьянам недостает одежды и пищи или же налоги очень тяжелы – вот они и бегут. Если бы у них было достаточное количество одежды и пищи, а чиновники не беспокоили их, то, даже если бы их про­гоняли силой, разве они согласились бы покинуть свою де­ревню, свою землю? Приказываю не разрешать беглым кре­стьянам переходить границу, однако если [на новом месте] они имеют пахотную землю, достаточную для пропитания, то... следует включить их в тамошние списки населения и приказать местным властям помогать им. Если же есть та­кие, которые не хотят заниматься земледелием, а исключи­тельно занимаются торговлей, то считать их беглыми и взять их под стражу».

«Мин Тай-цзу ши лу», Ксилогр., гл. 208, л. 46.



Установление системы податей и повинностей

Из «Мин ши»

Система податей и повинностей – танские цзу, юн и дяо1 была подобна древности, а введенная Ян Янем си­стема двух налогов – лян шуй2 – была проста и легко осу­ществима. С течением времени, передаваясь из поколения в поколение вплоть до эпохи Мин, она не претерпела изме­нений.

Тай-цзу, сделавшись князем У, стал взимать лишь Vio пода­тей. Люди выполняли (повинности, исчисляемые с земли.

Уезды подразделялись на 3 категории: высшую, среднюю и низшую, внося соответственно этому различную сумму на­логов – в 60000, 30000, 10000 даней и меньше. Области, исходя из суммы налогов, подразделялись также на три различные категории: высшая в 200000, а низшая в 100000 даней.

После восшествия на престол император3сразу же уста­новил систему податей и повинностей, считая единственно правильным Желтый реестр, который включал тяглых (дин) и поля (тянь). На тяглых налагалась повинность, а на зем­лю – зерновая подать. Налог был двух родов: летний налог и осенняя подать. Летний налог взимался не позже 8-го ме­сяца, а осенняя подать – не позже 2-го месяца следующего года.

Тяглые подразделялись на 2 категории: совершеннолетние и несовершеннолетние. Как только человек родился, его имя вносили в списки и он числился несовершеннолетним тяглым; когда же он достигал 16 лет, то становился совершеннолет­ним тяглым и облагался повинностями, а по достижении 60-летнего возраста от них освобождался.

Исключение составляли барщинники чиновников, которые были освобождены от повинностей государству.

Повинностей было всего три вида: повинность, которой облагались дворы; повинность, накладываемая на тяглых крестьян, и повинности, устанавливаемые в разное время специальными императорскими указами. Все они выполня­лись в порядке трудовой повинности или по найму.

В областях, округах и уездах проверили записи подат­ного населения, выясняя, много или мало производят продук­тов, богаты или бедны [дворы], чтобы налогообложение было равномерным и соответствовало [местным] возможностям.

В годы правления Хуну летний налог состоял из риса и пшеницы, а также из денег (монеты и ассигнации) и из шелка. Осенние подати состояли из риса, денег (монеты и ассигнации) и шелка.

При Хунчжи (1488 – 1505) подсчитали общее количество поступлений. В летние налоги входили: рис, просо, пшеница, гречиха, шелковая вата вместе с нераспутанными нитями, налоговый шелк, шелковая вата, заменяющая ткани, нитки взамен ткани.

Осенняя подать состояла из риса, ассигнаций «цзу», ас­сигнаций «линь», ассигнаций «шаньцзу», налогового шелка, налоговых тканей и пр.

Тай-цзу вскоре после восшествия на престол приказал на всех частнособственнических землях размером от 5 до 10 му отводить по ½ му на посадку тутовых деревьев, конопли и хлопчатника, а если земли имелось более 10 му, то вдвое больше.

С 1 му [засеянной] коноплей земли брали 8 лян по­дати, с 1 му хлопчатника – 4 ляна, если же сажали туты, то только через 4 года начинали взимать налоги. Те же, кто не посадил тутовых деревьев, были обязаны внести 1 кусок шелковой ткани; кто не посадил конопли и хлопка – вносил холстом и хлопчатобумажной тканью по 1 куску. По этой причине произошел подъем в разведении тутов и в шелко­ткачестве.

В 9-й год правления Хуну (1376) приказано было народу во всей стране приравнять натуральные поборы к серебру, ассигнациям, звонкой монете, шелковым тканям. Один лян серебра, или 1000 вэнь монеты, или 10 гуаней4ассигнациями приравнивались к 1 даню5 риса, а мелкой пшеницы меньше на 2/10. Один кусок хлопковой ткани приравнивался к 6 доу риса или к 7 доу пшеницы; 1 кусок холста из конопли при­равнивался к 4 доу риса или 5 доу пшеницы. Шелк-сырец и ткани заменялись соответственно их весу. Желающим разре­шалось вносить налоги просом.

В 17-м году (1358) в Юньани осенние подати заменили золотом, серебром, раковинами, холстом, лаком, киноварью, ртутью.

Тогда рис и пшеница считались основным налогом, а все, что их заменяло и вносилось как подать, считалось заменяю­щим налогом.

...В 30-м году (1396) в приказе императора ведомству фи­нансов говорилось, что некий человек Гао Чжэнь написал о том, что Шэньси бедствует из-за задолженности по нало­гам, что и повелевалось обсудить. Чиновникам разрешалось в погашение задолженности по налогам в Поднебесной до 28-го года (1395) принимать рис, шелковые ткани, хлопок, золото, серебро и другие предметы. Что и сделали правилом.

Тогда ведомство финансов установило:

1 дин ассигнациями приравнивать к 1 даню риса;

1 лян золота приравнивать к 10 даням риса;

1 лян серебра приравнивать к 2 даням риса;

1 кусок шелковой ткани приравнивать к 1 даню 2 доу риса;

1 кусок хлопчатобумажной ткани приравнивать к 1 даню риса;

1 кусок ткани из рами приравнивать к 7 доу риса;

1 цзинь хлопка-сырца приравнивать к 2 доу риса.

Император сказал: «Ведь получением недоимок заменой желаю смягчить народную нужду. Подобное же бремя нало­гов может только увеличить бедствия народа. А разве это значит жалеть народ?

Каждый лян золота и серебра следует приравнивать к рису в двойном количестве6. Ассигнациями ограничиться 2 гуанями 500 вэнь за 1 дань. Остальное оста­вить, как предложено».

1 Цзу – зерновой налог; юн – государственная барщина; дяо – на­лог тканями в период Танской династии (618 – 906).

2 Реформы сановника Ян Яня были утверждены указом императора в 780 г.

3 Имеется в виду Чжу Юань-чжан – вождь антимонгольскоговосста­ния, провозглашенный императором в 1368 г.

4 Гуань – ассигнация достоинством в 1000 медных монет.

5 Дань – мера объема сыпучих тел, приблизительно равная 103 л.

6 Т. е. не за 10, а за 20 даней риса взимать 1 лян золота; не за 2, а за 4 даня риса взимать 1 лян серебра.

«Эршисыши», Шанъуиньшугуань, Шанхай, 1958, кн.22, стр.28994, Ксилогр., гл.78, л.1,2.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: