Местных чиновников
О вреде, причиненном народу налоговым старостой1 Цюй Чжун-ляном.
Налогоплательщики Сун Гуань-эр и другие подали челобитную о том, что в Шанхайском уезде налоговый староста Цюй Чжун-лян собирал слишком тяжелые налоги, отбирал у крестьян, доставивших зерно, подорожные2 и не разрешал им вернуться домой к хозяйствам. И у них не осталось иного выхода, кроме как донести на него. Я послал людей арестовать его и обратился к нему с вопросом: «Кроме того что ты поливал зеріно водой3 и замерял его неправильными мерами4, ты еще собрал 10000 гуаней на жертвоприношения духам5. Как же ты их использовал?» На что Цюй ответил: «Налогоплательщики сами использовали эти деньги в ближайшем храме». Я еще раз спросил его об этом, и он не смог произнести ни слова. Тогда [вызвали налогоплательщиков и они] доложили: «Гуань-эр и другие перевозили зерно из Сунцзяна, один раз они [везли зеїрно] до Шаоюаня, один раз до Сучжоу и один раз до Иси. Как только мы покинули лодки, с нас сразу же стали требовать лодочные деньги по 6 гуаней». Я спросил старосту: «Как ты использовал эти деньги?»
|
|
Он ответил: «На починку лодок». Налогоплательщики сказали: «Гуань-эр и другие доставили по 17 даней, а два хозяина (Хуан Гуань-и и Сун Гуань-эр) – по 10 даней, и все они пользовались собственными лодками для доставки зерна в казенные амбары». Увы, вот так он вел себя в моем присутствии. Слова налогоплательщиков поставили его в тупик, и он не смог сказать ни одного слова [в свое оправдание] и только стоял, опустив голову. Он, [Цюй Чжун-лян], из богатой семьи, и я повелел ему вместо меня6 оказывать помощь народу, не допускать скверных дел и творить добрые дела; так он смог бы сохранить навеки свое потомство7, Іразве это не прекрасно? «Почему ты же, староста, не угомонился и после того, как крестьяне внесли то зерно, которое следовало с них собрать, установил фиктивные налоги и требовал множество повинностей? Почему же ты довел дело до того, что на тебя донесли, и погубил себя и свою семью? Когда же я передал тебя в руки закона, ты испугался. Разве ты не знал, что такие дела караются законом? А теперь вздыхаешь и просишь освободить тебя, но как же можно освободить тебя?»
1 В 1371 г. вся Минская империя была разбита на ряд районов, каждый из которых должен был сдавать в казну по 10 000 даней зерна в качестве налога, Во главе районов были поставлены налоговые старосты, отвечавшие за своевременный сбор и доставку зерна в казенные амбары.
2 Доставка зерна осуществлялась крестьянами в порядке отбывания государственных трудовых повинностей. Крестьяне, назначенные на эту повинность, получали от старост своих деревень подорожные, на которых налоговые старосты ставили свою пометку о доставке зерна в казенные амбары, после чего крестьяне возвращались в свои деревни, сдавали подорожные деревенским старостам, и это означало окончание отбывания повинности. Вот эти-то подорожные и отобрал у крестьян Цюй Чжун-лян.
|
|
3 После чего зерно увеличилось в объеме, появился излишек по сравнению с установленной правительством нормой и часть зерна староста смог присвоить себе.
4 Применение нестандартных мер в целях личного обогащения широко практиковалось чиновниками феодального Китая.
5 В каждом районе Китая почитались духи местных рек, озер, гор и т.д.
6 Чжу Юань-чжан хотел этим сказать, что на местах чиновники представляли особу самого императора.
7 По китайскому законодательству, наказанию подвергался в случае тяжелых преступлений не только сам преступник, но и члены его семьи.
«Да гао», рукопись, хранящаяся в библиотеке Пекинского университета.
Виды земельной собственности. Формы эксплуатации крестьян
Из «Минь-ши» гл. 77, 78
Земельная система
Минская земельная система в целом складывалась из двух категорий полей: государственных и частных.
Первоначально государственные земли состояли из земель, входивших в государственный земельный фонд еще во времена Сун и Юань. Затем к ним были присоединены земли, возвращенные в государственный фонд, земли, конфискованные правительством, земли, конфискованные по приговору суда, школьные земли, императорские поместья, конские пастбища, пригородные земли, клеверные луга, выгоны для скота, земли при императорских усыпальницах и кладбищах, земли казенные (гунтьянь), обрабатываемые или незанятые, пожалованные или испрошенные, земли поместий (чжуан тянь) князей, княгинь, заслуженных чиновников и родственников императора, вельмож, евнухов, монастырей, – должностные земли чиновников, поля, отданные на кормление пограничным служащим, земли поселений: военных, крестьянских и купеческих. Все они в целом назывались государственными землями. Остальные же все считались частными землями. Во время смут и разорения при конце Юаней1многие земельные реестры и списки населения погибли, и сбор земельных податей был неточным.
Минский Тай-цзу, став государем, послал Чжоу Чжу и других 164 человека перемерить в Чжэси2 поля, чтобы обложить податями и налогами. Затем он приказал ведомству финансов (хубу) обследовать подлинное состояние земель в Поднебесной. В то время в обоих Чжэ богатые люди, уклонялись от повинностей, переписывали в большом количестве земельное имущество на чужое имя. Это называлось «Те цзяо гуй цзи» – железные ножки – ложная передача.
В двадцатом году Хунъу (1388) император приказал гоцзышэну У Чуно и другим отправиться в округи и уезды и соответственно размерам продовольственного налога установить участки (цюй). В каждом участке назначить по 4 податных старосты. Измерив площадь земельных участков, по номерам записать имена хозяев и размеры полей и, собрав эти записи, сделать реестр. Формой он был подобен рыбьей чешуе, а потому назывался «Рыбьечешуйчатый реестр» («Юймань туце»). До этого императорским эдиктом было приказано по всей стране составить «Желтый реестр» («Хуан цэ»), в котором принимался за основу двор; в нем подробно записывались по 4 рубрикам: 1) количество давних владений, 2) вновь полученных, 3) потерянных владельцами, 4) действительно имевшихся в наличии. А в «Рыбьечешуйчатом реестре» земля принималась за основу, и особо записывались все земли равнинные, возвышенные, расположенные на крутых склонах, заливные и заболоченные, плодородные и неплодородные, песчаные и солончаковые.
«Рыбьечешуйчатый реестр» был как бы основой, и в случае земельных тяжб в нем справлялись. «Желтый реестр» служил как уток, на основании его устанавливались нормы взимания податей и повинностей.
|
|
При каждом закладе или продаже земли подготовлялся список размера податей и натуральных поборов, а чиновники записывали все это. Если же продажа происходила без ведома начальства, то случалось, что имущество уходило, а налог оставался, и людям от того был большой вред.
В связи с тем, что на всякой равнине многие земли пришли в запустение, император приказал местным чиновникам сосчитать людей и раздать им землю, учредить сынун (земельное управление), чтобы южнее Хуанхэ они ведали освоением целины и делами управленческими. Земли, находящиеся при канале, император приказал учесть, передать местным тяглым и не разрешать отбирать у них эти земли.
На севере, где вблизи стены многие земли лежали необработанными, было приказано призвать народ для пахоты. При этом одному человеку давали по 15 му пахотной земли и 2 му огородной и освобождали от податей в течение трех лет. Каждый год палата Чжуншушэн3подавала доклад о том, сколько в Поднебесной поднято целины: наименьшее количество целинной земли достигало тысячи му, а наибольшее – превышало 200 тыс. му.
Люди, получившие от казны быка и сельскохозяйственные орудия, платили за них налог. Целина и пустоши, обработанные сверх нормы, навечно освобождались от обложения.
В двадцать шестом году (1394) при переучете земель в Поднебесной оказалось 8 507 623 цина потому, что тогда почти не было пустующих земель. Как правило, поля, расположенные близ городов, считались землей высшего разряда, более отдаленные – среднего и низшего. 5 чи равнялись 1 бу, 240 бу равнялись 1 му, 100 му – 1 цину.
Тайцзу сохранил юаньскую систему «ли» и «шэ»4. В округах и уездах севернее Хуанхэ «шэ» – общины местного населения – разделялись на «ли» и «цзя». Земли пришлых людей в каждом поселении также разделили на «ли» и «цзя». Общинники раньше заняли большие участки, а новые участки переселенцев были малы. Поэтому земли поселенцев считались малыми му, а земли общинников – широкими му. В царствование Сюаньдэ (1426 – 1435) целина и пустоши больше не освобождались от обложения податями навечно, а заболоченные низины и солончаки, с которых ранее вообще не взимали подати, все подверглись учету и были включены в установленную норму обложений; поэтому сумма податей превысила прежнюю норму. Местные власти считали большие му за малые му, чтобы общее число соответствовало прежней сумме; случалось, что несколько му считали за 1 му; бу и чи были неодинаковыми. Люди произвольно то увеличивали их, то уменьшали. Земли распределялись неравномерно.
|
|
Такое положение было только в северных районах. В гуйчжоуских землях отсутствовало подробное измерение и перепись; когда же нужно было уточнить количество [земли], то справлялись у местных чиновников.
Со временем учет земли повсюду пришел в хаотическое состояние и «Желтому реестру» не соответствовал...
Система поселенческих земель (тунь, тянь) состояла из военных поселений и народных поселений. В начале царствования династии Тай-цзу установил народных и военных поселений 10 тыс. хуфу5, где солдаты одновременно занимались земледелием. Эта система была чрезвычайно хороша. Кроме того, приказали военным начальникам расселять солдат в районах Лунцзяна. Кан Муцай сравнительно с другими имел большой успех, поэтому император издал указ, восхвалявший его; тем самым порицались другие начальники. В третий год Хунъу (1370) палата Чжуншушэн просила разрешения взимать подати с солдат – поселенцев в Шочжоуском округе Тайюаня, но император не разрешил. На следующий год палата Чжуншушэн ходатайствовала о разрешении взимать подати с поселенческих земель в Хэнани, Шаньдуне, Бэйпине, Шэньси, Шаньси и в областях Чжили и Хуайань; с тех, кто получил от казны скот и семена, взимать подати 50%, а с тех, кто сам себя всем обеспечивал, брать подати 30%. Император приказал пока не облагать податью, а через три года начать взимать зерновой налог по одному доу с каждого му земли.
В шестом году (1373) тайпучэн Лян Есянь Темуэр писал, что на территориях Нинся и Сычуани, к юго-западу до Чуань-чэна и к северо-востоку до Татань, на протяжении 800 ли расположены плодородные земли и нужно призвать бродяг и разорившихся людей для поселения на тех землях, что и было сделано императором. В связи с этим послали Дэн Юя, Тан Хэ и других военачальников для руководства заселением Шэньси, Чжандэ, Хунина, Бэйпина, Юнпина, для переселения жителей Шаньси и Чжэньдина в Фынян.
В связи с тем, что доставлять провиант морем было далеко и случалось, что многие тонули, горячо обсуждалась выгода переселенческой политики и необходимость того, чтобы в Поднебесной и «вэй со» – военных округах и уездах – все солдаты и поселенцы занимались возделыванием целины.
Эта мера имела целью уменьшение тесноты в густозаселенных местностях и переселение в редкозаселенные районы (куань сян) завербованных или сосланных за преступления. Переселенцы считались «минь тунь» – народными поселенцами, и ими управляли «юсы» – гражданские власти, а «цзюнь тунь» – военные поселенцы управлялись вэй со – гарнизонными властями. В пограничных районах три десятых поселенцев несли гарнизонную службу, а семь десятых занимались земледелием. Во внутренних землях страны две десятых несли охранную службу, а восемь десятых занимались земледелием. Каждый военный получал 50 му пахотной земли, что и считалось одним наделом. Он получал также рабочего вола, сельскохозяйственный инвентарь, его учили полеводству и выращиванию деревьев, а позже облагали повинностями и податями. Чиновников посылали взимать подати, а тех из них, которые грабили и насильничали, наказывали.
Вначале с 1 му взимали подати 1 доу, а спустя 35 лет установили правило взимания с одного надела земли военного поселенца основной подати (чжэн лян) – 12 даней. Запасы складывали в поселенческие амбары, и местным войскам разрешали самим их расходовать. Остальная продовольственная подать находилась в распоряжении местных вэй со – гарнизонных властей.
В начале годов правления Юнлэ установили правила награждения и штрафов поселенцев из правительственного войска. Сверх ежегодного рациона, равного 12 даням риса, считалось нормой иметь излишек в 6 даней. Собиравших сверх этого награждали ассигнациями, а у кого была нехватка – вычитали из жалованья.
Ввиду различия плодородия земли законные нормы не могли быть одинаковыми, а потому император приказал воинским начальникам засевать поле для образца, чтобы по количеству снятого с него в год урожая можно было проверять и сравнивать.
Тайюаньский цзовэйцяньху Чэнь Хуай собрал с образцового поля каждого военного поселения зерна 23 даня. Император приказал щедро вознаградить его. Командующий войсками (цзунбин) в Нинся Хэ Фу собрал зерна еще больше, за что пожалован был указом, восхвалявшим его.
Начальник ведомства финансов Юй Синь донес, что в Ху-гуане гарнизоны собирают зерно различных сортов, и просил, чтобы рис считали стандартом. Все же остальное: просо – су, гу, ми, шу, ячмень, гречиху, просо (ци) – по 2 даня, рис – дао (необрушенный), гаолян (сорго) – 2 даня 5 доу, красное просо (шань), мелкое просо (бай) – 3 даня приравнивали к 1 даню риса. Пшеницу, коноплю, бобы также приравнивали к рису. Император утвердил это и опубликовал как приказ.
Кроме того, изменили количественное соотношение поселенцев – земледельцев и воинов с таким расчетом, чтобы в важных стратегических пунктах близ границы гарнизонов было больше, чем поселенческих земель, а в захолустных местностях, куда подвоз провианта затруднен, поселенцев было больше, чем гарнизонных солдат. На каждые 100 воинов назначали сотника (байху), на каждые 300 – тысячника (цзяньху), на каждые 500 и более – военного командира (чжихуэй), чтобы они осуществляли командование. В поселениях установили красные доски, на которых перечисляли правила, гласившие, что старики старше 60 лет, калеки и малолетние должны обрабатывать землю, чтобы только прокормить самих себя, и их не включают в установленные нормы поборов. Те из поселенческих войск, которым государственные задания мешали заниматься земледелием, должны были быть освобождаемы от поборов до последней крупинки. Запрещалось также солдат гарнизонов (вэйсо) привлекать на другие работы.
В то время на востоке от Ляо и Цзо, на севере до Сюань и Да, на западе до Ганьсу, на юге вплоть до Дянь и Шу и даже до Цзяочжи и внутри страны, к югу и к северу от великой реки Хуанхэ – повсюду поселения процветали.
В эпоху Сюаньцзуна (1426 – 1435) произвели переучет жителей всех поселений. Тем, кто из-за участия в походах прекратил пахоту или у кого землю захватили начальники (гуань), богачи (хао) и влиятельные люди (шияо), уменьшили дополнительную подать вполовину. Людям, которые приходили в поселения из северных земель, давали повозку, быка и земледельческие орудия.
Всех ляодунских военнопоселенцев (тунь цзюнь) подразделили на 3 категории. Тех, кто имел тяглых (дин) и быков, отнесли к первой категории. Тех, кто имел одного из. двух – либо тяглых, либо скот, – включили во вторую категорию. Не обладавшие ни тем, ни другим считались принадлежащими к третьей, низшей категории.
При Инцзуне (1436 – 1449 и 1457 – 1465) отменили взимание с военных земель чжэнлян – основной натуральной подати в зернохранилище, а взимали только юйлян – дополнительную подать, равную 6 даням. После этого освободили от всех податей военных, поднявших целину вдоль границы, и уменьшили в различных размерах зерновую подать с пограничных поселенческих земель.
Во время Цзинди (1450 – 1456) в пограничных районах было много ратных дел, поэтому приказали разделить солдат на две смены, так, чтобы каждая смена 6 дней несла охрану, а 6 дней занималась земледелием.
В начале правления Чэнхуа (1465 – 1486) губернатор в Сюаньфу E Шэн закупил для казны 1 800 быков и сельскохозяйственный инвентарь и послал солдат в земледельческие поселения. Собрав с этих поселенцев подать зерном, он обменял ее на серебро, чтобы покрыть расходы на содержание казенных лошадей. Пограничное население считало это выгодным...
После восшествия на престол Сюаньцзуна (1426 – 1435) гуансийский бучжэнши Чжоу Гань производил проверку в округах (фу) Су, Чан, Цзя, Ху и, вернувшись, сообщил: «Во всех этих округах народ во множестве разбегается и гибнет. Старшины, которых я опрашивал о причинах, говорят, что это результат тяжелых поборов. Так, например, в Уцзяне и Куньшане налог с частных земель со старого му был равен 5 шэн. Мелкий люд (сяо минь) арендовал и возделывал землю богачей (фуминь) и вносил с му частной аренды 1 дань. Позже в связи с событиями и конфискацией установили налог по образцу частной аренды. Забирали все. Даже если из 10 частей брать 8, народ не может этого вынести, и тем более, когда все отбирают! Если все отбирать, то это обрекает людей на холод и голод. А если желать, чтобы они не разбегались и не погибали, то так нельзя поступать. В Жэньхэ, Хайнине, Куньшане море затопило более 1 900 цин государственной и частной земли, но даже теперь, более 10 лет спустя, с них еще взимают (чжэн) налоги. Земля затоплена морем, откуда же платить налог?».
1 Имеются в виду народные восстания против монгольского ига в 50 – 60-х гг. XIV в.
2 Северо-западная часть провинция Чжэцзян.
3 Палата Чжуншушзн – одно из высших учреждений в империи.
4 «Ли» и «шэ» – сельские общины и другие деревенские административные единицы.
5 Единица управления несколькими дворами.
«Хрестоматия по истории Китая в средние века (XV – XVII вв.)», М., 1960, стр.19,27,37.