Борьба центральной власти с злоупотреблениями

Местных чиновников

О вреде, причиненном народу налоговым старостой1 Цюй Чжун-ляном.

Налогоплательщики Сун Гуань-эр и другие подали чело­битную о том, что в Шанхайском уезде налоговый староста Цюй Чжун-лян собирал слишком тяжелые налоги, отбирал у крестьян, доставивших зерно, подорожные2 и не разрешал им вернуться домой к хозяйствам. И у них не осталось иного выхода, кроме как донести на него. Я послал людей аресто­вать его и обратился к нему с вопросом: «Кроме того что ты поливал зеріно водой3 и замерял его неправильными ме­рами4, ты еще собрал 10000 гуаней на жертвоприношения духам5. Как же ты их использовал?» На что Цюй ответил: «Налогоплательщики сами использовали эти деньги в бли­жайшем храме». Я еще раз спросил его об этом, и он не смог произнести ни слова. Тогда [вызвали налогоплательщиков и они] доложили: «Гуань-эр и другие перевозили зерно из Сунцзяна, один раз они [везли зеїрно] до Шаоюаня, один раз до Сучжоу и один раз до Иси. Как только мы покинули лодки, с нас сразу же стали требовать лодочные деньги по 6 гуаней». Я спросил старосту: «Как ты использовал эти деньги?»

Он ответил: «На починку лодок». Налогоплатель­щики сказали: «Гуань-эр и другие доставили по 17 даней, а два хозяина (Хуан Гуань-и и Сун Гуань-эр) – по 10 даней, и все они пользовались собственными лодками для доставки зерна в казенные амбары». Увы, вот так он вел себя в моем присутствии. Слова налогоплательщиков поставили его в тупик, и он не смог сказать ни одного слова [в свое оправдание] и только стоял, опустив голову. Он, [Цюй Чжун-лян], из богатой семьи, и я повелел ему вместо меня6 оказывать помощь народу, не допускать скверных дел и творить добрые дела; так он смог бы сохранить навеки свое потомство7, Іразве это не прекрасно? «Почему ты же, ста­роста, не угомонился и после того, как крестьяне внесли то зерно, которое следовало с них собрать, установил фиктив­ные налоги и требовал множество повинностей? Почему же ты довел дело до того, что на тебя донесли, и погубил себя и свою семью? Когда же я передал тебя в руки закона, ты испугался. Разве ты не знал, что такие дела караются за­коном? А теперь вздыхаешь и просишь освободить тебя, но как же можно освободить тебя?»

1 В 1371 г. вся Минская империя была разбита на ряд районов, каж­дый из которых должен был сдавать в казну по 10 000 даней зерна в ка­честве налога, Во главе районов были поставлены налоговые старосты, отвечавшие за своевременный сбор и доставку зерна в казенные амбары.

2 Доставка зерна осуществлялась крестьянами в порядке отбывания государственных трудовых повинностей. Крестьяне, назначенные на эту повинность, получали от старост своих деревень подорожные, на которых налоговые старосты ставили свою пометку о доставке зерна в казенные амбары, после чего крестьяне возвращались в свои деревни, сдавали по­дорожные деревенским старостам, и это означало окончание отбывания повинности. Вот эти-то подорожные и отобрал у крестьян Цюй Чжун-лян.

3 После чего зерно увеличилось в объеме, появился излишек по срав­нению с установленной правительством нормой и часть зерна староста смог присвоить себе.

4 Применение нестандартных мер в целях личного обогащения ши­роко практиковалось чиновниками феодального Китая.

5 В каждом районе Китая почитались духи местных рек, озер, гор и т.д.

6 Чжу Юань-чжан хотел этим сказать, что на местах чиновники пред­ставляли особу самого императора.

7 По китайскому законодательству, наказанию подвергался в случае тяжелых преступлений не только сам преступник, но и члены его семьи.

«Да гао», рукопись, хранящаяся в библиотеке Пекинского университета.



Виды земельной собственности. Формы эксплуатации крестьян

Из «Минь-ши» гл. 77, 78

Земельная система

Минская земельная система в целом складывалась из двух категорий полей: государственных и частных.

Первоначально государственные земли состояли из земель, входивших в государственный земельный фонд еще во вре­мена Сун и Юань. Затем к ним были присоединены земли, возвращенные в государственный фонд, земли, конфискован­ные правительством, земли, конфискованные по приговору суда, школьные земли, императорские поместья, конские пастбища, пригородные земли, клеверные луга, выгоны для скота, земли при императорских усыпальницах и кладбищах, земли казенные (гунтьянь), обрабатываемые или незанятые, пожалованные или испрошенные, земли поместий (чжуан тянь) князей, княгинь, заслуженных чиновников и родственников императора, вельмож, евнухов, монастырей, – должно­стные земли чиновников, поля, отданные на кормление погра­ничным служащим, земли поселений: военных, крестьянских и купеческих. Все они в целом назывались государственными землями. Остальные же все считались частными землями. Во время смут и разорения при конце Юаней1многие земельные реестры и списки населения погибли, и сбор земельных пода­тей был неточным.

Минский Тай-цзу, став государем, послал Чжоу Чжу и других 164 человека перемерить в Чжэси2 поля, чтобы обло­жить податями и налогами. Затем он приказал ведомству финансов (хубу) обследовать подлинное состояние земель в Поднебесной. В то время в обоих Чжэ богатые люди, укло­нялись от повинностей, переписывали в большом количестве земельное имущество на чужое имя. Это называлось «Те цзяо гуй цзи» – железные ножки – ложная передача.

В двадцатом году Хунъу (1388) император приказал гоцзышэну У Чуно и другим отправиться в округи и уезды и соответственно размерам продовольственного налога устано­вить участки (цюй). В каждом участке назначить по 4 по­датных старосты. Измерив площадь земельных участков, по номерам записать имена хозяев и размеры полей и, собрав эти записи, сделать реестр. Формой он был подобен рыбьей чешуе, а потому назывался «Рыбьечешуйчатый реестр» («Юймань туце»). До этого императорским эдиктом было приказано по всей стране составить «Желтый реестр» («Хуан цэ»), в котором принимался за основу двор; в нем подробно записывались по 4 рубрикам: 1) количество давних владе­ний, 2) вновь полученных, 3) потерянных владельцами, 4) действительно имевшихся в наличии. А в «Рыбьечешуйчатом реестре» земля принималась за основу, и особо записыва­лись все земли равнинные, возвышенные, расположенные на крутых склонах, заливные и заболоченные, плодородные и неплодородные, песчаные и солончаковые.

«Рыбьечешуйчатый реестр» был как бы основой, и в слу­чае земельных тяжб в нем справлялись. «Желтый реестр» служил как уток, на основании его устанавливались нормы взимания податей и повинностей.

При каждом закладе или продаже земли подготовлялся список размера податей и натуральных поборов, а чиновники записывали все это. Если же продажа происходила без ве­дома начальства, то случалось, что имущество уходило, а на­лог оставался, и людям от того был большой вред.

В связи с тем, что на всякой равнине многие земли при­шли в запустение, император приказал местным чиновникам сосчитать людей и раздать им землю, учредить сынун (зе­мельное управление), чтобы южнее Хуанхэ они ведали освое­нием целины и делами управленческими. Земли, находящиеся при канале, император приказал учесть, передать местным тяглым и не разрешать отбирать у них эти земли.

На севере, где вблизи стены многие земли лежали необра­ботанными, было приказано призвать народ для пахоты. При этом одному человеку давали по 15 му пахотной земли и 2 му огородной и освобождали от податей в течение трех лет. Каждый год палата Чжуншушэн3подавала доклад о том, сколько в Поднебесной поднято целины: наименьшее количе­ство целинной земли достигало тысячи му, а наибольшее – превышало 200 тыс. му.

Люди, получившие от казны быка и сельскохозяйствен­ные орудия, платили за них налог. Целина и пустоши, обра­ботанные сверх нормы, навечно освобождались от обло­жения.

В двадцать шестом году (1394) при переучете земель в Поднебесной оказалось 8 507 623 цина потому, что тогда почти не было пустующих земель. Как правило, поля, распо­ложенные близ городов, считались землей высшего разряда, более отдаленные – среднего и низшего. 5 чи равнялись 1 бу, 240 бу равнялись 1 му, 100 му – 1 цину.

Тайцзу сохранил юаньскую систему «ли» и «шэ»4. В окру­гах и уездах севернее Хуанхэ «шэ» – общины местного насе­ления – разделялись на «ли» и «цзя». Земли пришлых людей в каждом поселении также разделили на «ли» и «цзя». Об­щинники раньше заняли большие участки, а новые участки переселенцев были малы. Поэтому земли поселенцев счита­лись малыми му, а земли общинников – широкими му. В царствование Сюаньдэ (1426 – 1435) целина и пустоши больше не освобождались от обложения податями навечно, а заболо­ченные низины и солончаки, с которых ранее вообще не взи­мали подати, все подверглись учету и были включены в уста­новленную норму обложений; поэтому сумма податей превы­сила прежнюю норму. Местные власти считали большие му за малые му, чтобы общее число соответствовало прежней сумме; случалось, что несколько му считали за 1 му; бу и чи были неодинаковыми. Люди произвольно то увеличивали их, то уменьшали. Земли распределялись неравномерно.

Такое положение было только в северных районах. В гуйчжоуских землях отсутствовало подробное измерение и перепись; когда же нужно было уточнить количество [земли], то справлялись у местных чиновников.

Со временем учет земли повсюду пришел в хаотическое состояние и «Желтому реестру» не соответствовал...

Система поселенческих земель (тунь, тянь) состояла из военных поселений и народных поселений. В начале царство­вания династии Тай-цзу установил народных и военных посе­лений 10 тыс. хуфу5, где солдаты одновременно занимались земледелием. Эта система была чрезвычайно хороша. Кроме того, приказали военным начальникам расселять солдат в районах Лунцзяна. Кан Муцай сравнительно с другими имел большой успех, поэтому император издал указ, восхваляв­ший его; тем самым порицались другие начальники. В третий год Хунъу (1370) палата Чжуншушэн просила разрешения взимать подати с солдат – поселенцев в Шочжоуском округе Тайюаня, но император не разрешил. На следующий год палата Чжуншушэн ходатайствовала о разрешении взимать подати с поселенческих земель в Хэнани, Шаньдуне, Бэйпине, Шэньси, Шаньси и в областях Чжили и Хуайань; с тех, кто получил от казны скот и семена, взимать подати 50%, а с тех, кто сам себя всем обеспечивал, брать подати 30%. Импера­тор приказал пока не облагать податью, а через три года начать взимать зерновой налог по одному доу с каждого му земли.

В шестом году (1373) тайпучэн Лян Есянь Темуэр писал, что на территориях Нинся и Сычуани, к юго-западу до Чуань-чэна и к северо-востоку до Татань, на протяжении 800 ли расположены плодородные земли и нужно призвать бродяг и разорившихся людей для поселения на тех землях, что и было сделано императором. В связи с этим послали Дэн Юя, Тан Хэ и других военачальников для руководства заселением Шэньси, Чжандэ, Хунина, Бэйпина, Юнпина, для переселения жителей Шаньси и Чжэньдина в Фынян.

В связи с тем, что доставлять провиант морем было да­леко и случалось, что многие тонули, горячо обсуждалась выгода переселенческой политики и необходимость того, чтобы в Поднебесной и «вэй со» – военных округах и уез­дах – все солдаты и поселенцы занимались возделыванием целины.

Эта мера имела целью уменьшение тесноты в густозасе­ленных местностях и переселение в редкозаселенные районы (куань сян) завербованных или сосланных за преступления. Переселенцы считались «минь тунь» – народными поселен­цами, и ими управляли «юсы» – гражданские власти, а «цзюнь тунь» – военные поселенцы управлялись вэй со – гарнизонными властями. В пограничных районах три десятых поселенцев несли гарнизонную службу, а семь десятых зани­мались земледелием. Во внутренних землях страны две деся­тых несли охранную службу, а восемь десятых занимались земледелием. Каждый военный получал 50 му пахотной земли, что и считалось одним наделом. Он получал также рабочего вола, сельскохозяйственный инвентарь, его учили полеводству и выращиванию деревьев, а позже облагали повинностями и податями. Чиновников посылали взимать подати, а тех из них, которые грабили и насильничали, нака­зывали.

Вначале с 1 му взимали подати 1 доу, а спустя 35 лет установили правило взимания с одного надела земли воен­ного поселенца основной подати (чжэн лян) – 12 даней. Запасы складывали в поселенческие амбары, и местным вой­скам разрешали самим их расходовать. Остальная продо­вольственная подать находилась в распоряжении местных вэй со – гарнизонных властей.

В начале годов правления Юнлэ установили правила на­граждения и штрафов поселенцев из правительственного вой­ска. Сверх ежегодного рациона, равного 12 даням риса, счи­талось нормой иметь излишек в 6 даней. Собиравших сверх этого награждали ассигнациями, а у кого была нехватка – вычитали из жалованья.

Ввиду различия плодородия земли законные нормы не могли быть одинаковыми, а потому император приказал воинским начальникам засевать поле для образца, чтобы по количеству снятого с него в год урожая можно было прове­рять и сравнивать.

Тайюаньский цзовэйцяньху Чэнь Хуай собрал с образцо­вого поля каждого военного поселения зерна 23 даня. Им­ператор приказал щедро вознаградить его. Командующий войсками (цзунбин) в Нинся Хэ Фу собрал зерна еще больше, за что пожалован был указом, восхвалявшим его.

Начальник ведомства финансов Юй Синь донес, что в Ху-гуане гарнизоны собирают зерно различных сортов, и просил, чтобы рис считали стандартом. Все же остальное: просо – су, гу, ми, шу, ячмень, гречиху, просо (ци) – по 2 даня, рис – дао (необрушенный), гаолян (сорго) – 2 даня 5 доу, красное просо (шань), мелкое просо (бай) – 3 даня прирав­нивали к 1 даню риса. Пшеницу, коноплю, бобы также при­равнивали к рису. Император утвердил это и опубликовал как приказ.

Кроме того, изменили количественное соотношение посе­ленцев – земледельцев и воинов с таким расчетом, чтобы в важных стратегических пунктах близ границы гарнизонов было больше, чем поселенческих земель, а в захолустных местностях, куда подвоз провианта затруднен, поселенцев было больше, чем гарнизонных солдат. На каждые 100 вои­нов назначали сотника (байху), на каждые 300 – тысячника (цзяньху), на каждые 500 и более – военного командира (чжихуэй), чтобы они осуществляли командование. В посе­лениях установили красные доски, на которых перечисляли правила, гласившие, что старики старше 60 лет, калеки и малолетние должны обрабатывать землю, чтобы только про­кормить самих себя, и их не включают в установленные нормы поборов. Те из поселенческих войск, которым государ­ственные задания мешали заниматься земледелием, должны были быть освобождаемы от поборов до последней крупинки. Запрещалось также солдат гарнизонов (вэйсо) привлекать на другие работы.

В то время на востоке от Ляо и Цзо, на севере до Сюань и Да, на западе до Ганьсу, на юге вплоть до Дянь и Шу и даже до Цзяочжи и внутри страны, к югу и к северу от ве­ликой реки Хуанхэ – повсюду поселения процветали.

В эпоху Сюаньцзуна (1426 – 1435) произвели переучет жителей всех поселений. Тем, кто из-за участия в походах прекратил пахоту или у кого землю захватили начальники (гуань), богачи (хао) и влиятельные люди (шияо), умень­шили дополнительную подать вполовину. Людям, которые приходили в поселения из северных земель, давали повозку, быка и земледельческие орудия.

Всех ляодунских военнопоселенцев (тунь цзюнь) под­разделили на 3 категории. Тех, кто имел тяглых (дин) и бы­ков, отнесли к первой категории. Тех, кто имел одного из. двух – либо тяглых, либо скот, – включили во вторую кате­горию. Не обладавшие ни тем, ни другим считались принад­лежащими к третьей, низшей категории.

При Инцзуне (1436 – 1449 и 1457 – 1465) отменили взима­ние с военных земель чжэнлян – основной натуральной по­дати в зернохранилище, а взимали только юйлян – дополни­тельную подать, равную 6 даням. После этого освободили от всех податей военных, поднявших целину вдоль границы, и уменьшили в различных размерах зерновую подать с погра­ничных поселенческих земель.

Во время Цзинди (1450 – 1456) в пограничных районах было много ратных дел, поэтому приказали разделить солдат на две смены, так, чтобы каждая смена 6 дней несла охрану, а 6 дней занималась земледелием.

В начале правления Чэнхуа (1465 – 1486) губернатор в Сюаньфу E Шэн закупил для казны 1 800 быков и сельско­хозяйственный инвентарь и послал солдат в земледельческие поселения. Собрав с этих поселенцев подать зерном, он обме­нял ее на серебро, чтобы покрыть расходы на содержание казенных лошадей. Пограничное население считало это вы­годным...

После восшествия на престол Сюаньцзуна (1426 – 1435) гуансийский бучжэнши Чжоу Гань производил проверку в округах (фу) Су, Чан, Цзя, Ху и, вернувшись, сообщил: «Во всех этих округах народ во множестве разбегается и гибнет. Старшины, которых я опрашивал о причинах, говорят, что это результат тяжелых поборов. Так, например, в Уцзяне и Куньшане налог с частных земель со старого му был равен 5 шэн. Мелкий люд (сяо минь) арендовал и возделывал землю богачей (фуминь) и вносил с му частной аренды 1 дань. Позже в связи с событиями и конфискацией устано­вили налог по образцу частной аренды. Забирали все. Даже если из 10 частей брать 8, народ не может этого вынести, и тем более, когда все отбирают! Если все отбирать, то это обрекает людей на холод и голод. А если желать, чтобы они не разбегались и не погибали, то так нельзя поступать. В Жэньхэ, Хайнине, Куньшане море затопило более 1 900 цин государственной и частной земли, но даже теперь, более 10 лет спустя, с них еще взимают (чжэн) налоги. Земля за­топлена морем, откуда же платить налог?».

1 Имеются в виду народные восстания против монгольского ига в 50 – 60-х гг. XIV в.

2 Северо-западная часть провинция Чжэцзян.

3 Палата Чжуншушзн – одно из высших учреждений в империи.

4 «Ли» и «шэ» – сельские общины и другие деревенские администра­тивные единицы.

5 Единица управления несколькими дворами.

«Хрестоматия по истории Китая в средние века (XV – XVII вв.)», М., 1960, стр.19,27,37.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: