Ниже следуют права, принадлежащие монастырю Ашпах1в Роттале в округе суда2 (ehaft teiding) Гохкухена и в лесу Зуммерау.
§ 1....Существует обычай, по которому ежегодно в воскресенье после св. Глена прелат3 или его заместитель приезжают верхом в Гохкухен; только в случае их занятости назначается другой день. Пусть в этот день фогт Гохкухена собирает всех людей Ашпаха, держат ли они много или мало от монастыря. И пусть каждый жалуется и говорит о том, что его притесняют.
§ 2. Прелат имеет право назначать судьями тех, кто ему больше нравится и кто его больше слушает. И пусть суд заседает только на монастырской земле в присутствии прелата или его заместителя. Кто это нарушит, теряет свои права по отношению к монастырю.
§ 3. Существует обычай и право монастыря, по которому если кто женится и вручит утренний дар4жене, то он обязан это сделать в присутствии прелата или его заместителя, а жена его в течение 42 дней обязана дать что-нибудь монастырю. Также если кто-нибудь покупает или продает, он обязан в течение 42 дней прийти и уладить свои дела.
§ 4....Существует такой обычай и право монастыря: в случае поступления жалобы следует ее разобрать в ближайшие 14 дней. Пусть это будет сделано по всем законам. Если же кому покажется, что суд разобрал дело не по закону, он может апеллировать в Ашпахский монастырь. После этого можно апеллировать в Фридбах5 и т. д.
§ 5.... Существует обычай: если кто с кем в ссоре и не может ему простить нанесенной обиды, тогда он обязан судиться с ним в монастырском суде и больше нигде. Если двое судятся, то они обязаны заранее вносить плату за суд. Если же тяжущиеся имеют в пределах монастырских владений деньги в размере полфунта, то они не обязаны заранее вносить плату за суд. Если же случится, что один из тяжущихся лишается наследства, то он не обязан возмещать убытки, ибо он и без того достаточно наказан.
§ 6....Существует обычай, по которому никто не имеет права что-либо продавать или покупать без согласия прелата или его заместителя. Кто же нарушит этот обычай, тот расстается с деньгами и наделом до тех пор, пока не уплатит штраф (ein benügen thuet).
§ 7. Также существует право и обычай монастыря, по которому если двое повздорят из-за марки6 или подобных дел, то их судит фогт. Если ему не удастся примирить их по-доброму, то он судит их на суде.
§ 8....Существует обычай: если кто захочет передать наследство, то он обязан это делать в присутствии прелата, его судьи или кого-нибудь из высокопоставленных людей или на открытом суде. Если наследники откажутся от наследства, то оно может быть передано любому крестьянину (gemainen pauman), но только по согласию прелата или его заместителя.
§ 9....Существует обычай: если у кого имеются притязания по имущественным вопросам, он обязан их предъявить на данном суде. Кто же их не предъявит, тот не имеет права предъявлять их в течение года, а тот, в отношении которого имеются притязания, может оставаться спокойным. И пусть никто не осмелится по таким вопросам обращаться в какой-либо другой суд, чем Ашпахский.
§ 10....Существует обычай: если кто продает наследство, то он платит монастырю с каждого – фунта 30 пфеннигов7. Продажа имущества документально оформляется только прелатом или его заместителем. Оформление документов может быть задержано не более 42 дней.
§ 11....Существует монастырское право, по которому монастырские люди не могут уходить с суда без уплаты оброка, установленного по обычаю и милости (genaden und landpresten).
§ 12....Существует обычай, по которому если прелат или его заместитель приезжают в деревню, то фогт обязан им предоставлять ночлег, а монастырские люди обязаны приносить ему для еды курицу и корм для лошадей. Пусть все будет сделано так, как издревле водится и как это предусмотрено в книге обычаев.
§ 13....Существует право: если фогт кого вызовет на суд, а тот не придет, то последний платит штраф в размере б пфеннигов, в следующий раз – 12 и в каждый последующий раз тоже 12 пфеннигов.
§ 14....Существует право монастыря: если кто умрет, брать с него посмертный побор в виде второй [по качеству] головы [скота] и вещи, но по милости прелата или его заместителя все это может быть возвращено вдове умершего. Если же будут недоразумения относительно движимого имущества, то пусть разберется в этом фогт.
§ 15. Если у кого умрет его жена и он вновь хочет жениться, то он может это сделать по согласию фогта, не спрашивая согласия своего господина.
1 Ашпах (ныне Ашбах) – в Баварии, юго-восточнее Мюнхена.
2 Суд (ehaft teiding, ding, geding и т. д.) – ежегодные сходки крестьян, созываемые ими самими или феодалами. На суде обсуждались и утверждались уставы, сдавались оброки, принимались решения о наказаниях за невыполнение повинностей и другие проступки, разбирались отдельные жалобы и споры и т. д.
3 Прелат – глава монастыря Ашпах.
4 Утренний дар (Morgengabe) – подарок, который согласно древненемецкому обычаю, муж должен был преподнести жене в день свадьбы. Подарок мог включать домашнюю утварь, сельскохозяйственный инвентарь, рабочий скот.
5 Фридбах – вышестоящая судебная инстанция.
6 Марка – здесь общинные угодья: леса, луга, пастбища, выгоны и т. д.
7 Пфенниг – ½ шиллинга. С XV в. пфенниг равнялся 2 геллерам. Геллеры зачастую определялись по весу. Поэтому в уставах часто встречается выражение «фунт геллеров». Шиллинг – серебряная монета, равная 1/20фунта серебра.
Grimm I. Weisthümer, Berlin, 1957, Bd.VI, S. 129-131.
2. Устав Гофштеттена 1 (1384 г.)
1. Шефены2 показали, что г. Ринэке принадлежит судебная власть (die Gewalt), деревне – марка, а пробстуМайнц-ского собора – собственность (die Eigenschaft).
2. Если фогт Вильденштейна застанет постороннего человека в лесу, то он берет с него залог. Он может увезти залог с собой, но также может его (залог) привезти в деревню. Если там его выкупят, то фогт вместе с крестьянами выпивает на вырученные деньги.
3. Шульц3 держит половину своего надела бесплатно. За это он обязан принимать фогта, когда тот приезжает [в деревню] не по делам господина. Если же фогт приезжает по делам господина, то его обязана принимать деревня.
4. И когда фогт в сопровождении двух слуг приезжает на суд в день св. Мартина, то вся деревня, бедные и богатые должны ему устроить прием, как это подобает рыцарю.
5. Штраф в деревне не должен превышать 5 шиллингов белыми пфеннигами. Если же фогт откажется от штрафа, то соборному пробсту тоже ничего не положено. Но если фогт берет штраф, то ему причитается 7 а соборному пробсту – 2/з [штрафа].
6. Если случится, что соборный пробст остается на ночь (do lege) [в деревне], то они (крестьяне) обязаны давать только белую солому его лошадям. Если же в это время приедет господин Ринэке, то он (пробст) обязан ему уступить место и выехать [из деревни].
7. Каждый может пользоваться и продавать свой надел, не нанеся при этом ущерба господскому чиншу.
8. Если по каким-либо причинам надел будет разделен на части и им будут владеть многие, но потом кому-нибудь удастся его вновь соединить воедино, то последнему он будет даваться (leyhen) на первоначальных условиях.
9. При продаже надела следует платить ленному господину, т. е. соборному пробсту, 4,5 геллера за продажу (wan man ine das vffgibt) и 4,5 геллера за вступление во владение. Если же соборный пробст откажется от нее (платы), то фогт и шульц имеют право потребовать с покупателя указанную сумму.
10. Соборный пробст имеет своего представителя (lusener) в суде Гофштеттена. Ему никто не обязан давать корм, пищу и питье, разве только соседи сами согласятся на это.
11. Если в суде кто-нибудь будет наказан (fur leip und gut), то соборному пробсту дается не более 5,5 шиллинга белыми пфеннигами. Кроме того, г-н [Ринэке] получит свою часть.
12. Никто из слуг соборного пробста не имеет права брать залог, разве только шульц деревни разрешит ему это.
13. Если проштрафившийся в лесу отказывается давать залог, то фогт Вильденштейна обязан заставить его внести залог.
(Следуют подписи шефенов.)
1 Гофштеттен – город северо-восточнее Лора во Франконии.
2 Шефены – судебные заседатели.
3 Шульц – староста.
Grimm I. Weisthümer, Berlin, 1957, Bd.III, S.542-543.
3. Общинное самоуправление деревни Пфлаунлох 1 (1480 г.)
Во имя неделимой святой троицы аминь. Так как постановления, давно принятые людьми, забываются, а письменные законы могут существовать вечно и изо дня в день дополняться и усовершенствоваться, то сегодня, в день, указанный в этом документе, собралась вся община, богатые и бедные, лично проживающие в своем жилище в деревне Пфлаунлох, и единодушно решила, что любое постановление, принятое теперь всеми жителями Пфлаунлоха, богатыми и бедными, или которое будет принято их потомками, должно иметь силу до тех пор, пока ему будет покровительствовать господь бог. Во имя разумного увековечивания своего замысла и упрочения своего единства, в интересах обеспечения своих и потомства общинных владений и чести, а также с целью дальнейшего сохранения единства и общих источников жизни для потомства они составили настоящий распорядок и по единодушному решению всей общины превратили его в закон, который вечно должен соблюдаться всеми теперь живущими в Пфлаунлохе, а также теми их потомками, которые будут здесь проживать лично в своем жилище (haushäblichen wohnhaft).
§ 1....Значительное время тому назад существовал обычай, по которому все жители Пфлаунлоха выбирали из своей среды четырех [старших]. Однако с течением времени из-за уменьшения или роста количества населения, а особенно из-за разногласий и пренебрежения к общим интересам этот обычай был забыт и каждый стал действовать в своих интересах, нанося этим вред общине. Отныне вновь на благо об-щи’ны, во имя лучшего мира и единства ежегодно в день св. Георгия2 вся община, богатые и бедные, деревни Пфлаунлох, как ей подсказывает совесть, выбирает в качестве старших владеющих наследственными наделами четырех [крестьян], которых она считает наиболее полезными и пригодными для рассмотрения и решения общинных вопросов. И пусть эти четверо всегда будут настолько полновластными и могущественными, чтобы решать все вопросы общины относительно марки, дорог и тропинок, собирать все долги, заботиться об общинных баранах, распоряжаться относительно выгона скота, пастбища, охраны, рытья канав и всего того, в чем будут нуждаться члены общины, богатые и бедные, а также их скот. И все то, что эти четверо, избранные теперь или в другое любое время, сообща или по отдельности предпримут, сделают, лризовут, прикажут, запросят и т. д., является обязательным для всех; все должны быть им послушны и не сопротивляться, не выступать против них ни устно, ни делом, не скрываться от них и не искать защиты со стороны.
§ 2. Пусть не только никто не выступит ни устно, ни делом против четырех, избранных или утвержденных в день св. Георгия всей общиной сообща или большинством ее, но и пусть никогда не случится, чтобы все четверо были одновременно уволены. Необходимо, чтобы три, два или по крайней мере один из них остался для того, чтобы учить вновь избранных соблюдать общинную пользу и собственность.
§ 3. И пусть эти четверо ежегодно в день св. Георгия клянутся общине, что они по мере своих сил будут действовать на пользу и благо всей общине, как это предусмотрено настоящим документом.
§ 4. И пусть община сообща с четырьмя старшими в день св. Георгия выберет общинного исполнителя. Исполнитель настолько полновластен и могуществен, что согласно решению и приказанию четырех старших может разрешать, запрещать и делать все то, что на пользу и благо всей общины. Исполнитель обязан давать клятву общинникам в том, что он по мере своих сил будет действовать на пользу и благо всей общины, предупреждая всякое зло, и что он честно исполнит все распоряжения и приказы четырех старших. И пусть община заплатит исполнителю за его труд столько, сколько он заслужил согласно усмотрению четырех старших.
§ 5. Отныне четверо старших ежегодно в день св. Георгия обязаны при помощи присягнувшего исполнителя созывать всю общину в пригодный для этого дом, чтобы выбирать четырех старших и исполнителя. И пусть прежние четверо старших, которые получают отставку от общины, отчитываются перед вновь избранными о всех общинных делах, приходах, расходах и долгах, сообщают им все, чтобы вновь избранные знали, как и что делать дальше.
§ 6. Все деньги, собранные в виде штрафа или иным путем, четверо избранных обязаны по совету общины использовать на общее благо, на пользу богатых и бедных, никому не отдавая их в личную собственность; и сами они не должны их присваивать.
§ 7. Если теперь в марке или на пашне Пфлаунлоха находится залежный участок (wismad ligt, das vor zelten einesteils acker gewesen sind), который раньше обрабатывался, то согласно обсуждению и решению он на третий год превращается в пар, а если на нем растет достаточно травы, то ее следует косить в день св. Якова3. Остальные луга следует косить в обычное время, как это водится издревле. Необработанная земля между пашней и дорогой должна обрабатываться за исключением той, которая находится перед-четырьмя участками, начиная от Трюмлина в сторону Лоха. С ней следует поступать, как это принято издревле4.
§ 8....Каждый житель Пфлаунлоха, богатый и бедный, у которого нет огорода, имеет право разбить огород на одной четвертой части висмада5 и посадить там столько овощей, сколько ему и его семье нужно.
§ 9....Пусть никто не начинает обрабатывать свой пар раньше, чем за 8 дней до троицы. Пусть тогда начнут поднимать пар. Если же в это время будет засушливая или ненастная погода, то четверо выборных имеют право приблизить или отсрочить этот день в зависимости от времени, погоды и необходимости. И что они прикажут, является обязательным для всех без исключения.
§ 10. И пусть в дальнейшем никто ничего другого не сеет на паровом поле, кроме свеклы и льна. Если же кто-нибудь сеет другое, чем здесь указано, то это отойдет общине, и никто не может этому мешать или возражать против этого.
§ 11....Постановили, что община платит пастуху ежегодно в качестве жалованья 10 фунтов серебром и он не должен получать сверх того в качестве жалованья ни одной овечки. Пусть, однако, у пастуха будут собственные овцы, как и у всех других Söldner6.
§ 12....У каждого крестьянина Пфлаунлоха должно быть не более 14 овец и у каждого Söldner7 – не более восьми, которых он может выгонять на обычное пастбище.
§ 13....Если у кого из жителей деревни после дня св. Георгия отелится корова или опоросится свинья, то он обязан давать пастуху с коровы и свиноматки по буханке хлеба; если же у кого имеются поросята, которым ко дню св. Иоанна8 исполнилось 12 недель, то он платит пастуху полную плату; если же поросятам исполнится 12 недель не ко дню св. Иоанна, а только ко дню св. Якова, то каждый, кому принадлежат эти поросята, обязан давать пастуху летом сноп колосовых, осеннюю плату и буханку хлеба. И пусть каждый платит пастуху без обмана и возражений.
§ 14....Если какой-нибудь житель деревни Пфлаунлох до дня св. Иоанна купит скот на стороне и захочет его пасти в общем стаде, то каждый, кто это сделает, обязан давать пастуху буханку хлеба и плату с каждой головы; со скота, проданного и выведенного из деревни до дня св. Иоанна, платы не полагается.
§ 15....Пусть каждый житель Пфлаунлоха, который из бедности арендует (umb züns bestünde) одну или несколько голов скота, платит пастуху буханку хлеба.
§ 16....Никому из жителей Пфлаунлоха не разрешается в течение восьми дней до или после дня св. Мартина9за полную плату мли ее половину спарить свою овечку.
§ 17....Если кто-нибудь из жителей Пфлаунлоха выгоняет свой скот в общее стадо и не имеет в поле зерновых культур, то он вместо одного снопа озимого или ярового зерна обязан платить 3 геллера, а кто сам ничего не мелет и не печет, тот платит пастуху 4 геллера за буханку хлеба. И ежегодно в течение восьми дней до или после св. Георгия каждый, кто выгоняет свой скот в общее стадо, но не имеет колосовых, обязан платить за мерку зерна столько, сколько она стоит к этому времени в Нердлингене. Кто же имеет скотину, платит пастуху зерном. Так же, как здесь сказано, следует поступать с зерном и деньгами в день св. Михаила.
§ 18. Кто из жителей имеет собственных лошадей, тот обязан ежегодно один раз привозить пастуху дрова из леса. Однако никто не обязан это делать в день св. Михаила, разве только в том случае, если до этого пастух перевозил 4 телеги кизяка на собственной упряжке.
§ 19. Далее также постановили, что если какой-нибудь житель Пфлаунлоха, богатый или бедный, утаит часть своего скота и не уплатит пастуху деньгами или продуктами, как сказано выше, то этот скот переходит в руки общины. Его обязаны принять четыре старших и использовать на благо общины. И ни собственник, ни наследники не могут возражать против этого или потребовать его себе.
§ 20. И с пастбищем следует поступать так, как это издавна ведется.
§ 21. И если кто из общинников, проживающих в Пфлаунлохе, богатый или бедный, когда-нибудь не повинуется четырем избранным или присягнувшему общине исполнителю, то каждый раз, когда это случится, четверо старших или по их приказу присягнувший общине исполнитель обязаны взять под залог то, что предусмотрено согласно присяге, и использовать залог на благо общины. И пусть им поможет в этом община, а непослушный не должен предпринимать что-либо против или искать защиту на стороне.
§ 22. Если же кто из общинников, богатый или бедный, ведет кощунственные речи или противодействует четырем старшим в их деятельности или в выполнении их приказа через исполнителя и это выяснится, то каждый, кто так поступает, платит 60 пфеннигов геллерами, если он беден, и 3 фунта, если он богат. Если же кто выступит с клеветой против кого-нибудь из четырех и это является личным оскорблением, тогда он (один из четырех) имеет право ответить на оскорбление специальным изречением10. И если эта клевета направлена против одного или всех четырех избранных, которые выступали на пользу всей общине, то пусть вся община приходит им на помощь и содействует им по возможности в выполнении этого закона. Если же один или несколько из четырех избранных поспорят с общинниками по вопросам, не относящимся к общей пользе, то пусть спорящие стороны сами решат спор: общине же дела до этого нет. Но те общинники, которые находятся в родственных связях со спорящими, могут и обязаны заступиться за правые и справедливые дела.
§ 23. Также всей общиной, богатыми и бедными, согласовано, постановлено и запрещено отныне и вовеки кому бы то ни было из жителей Пфлаунлоха рыть канаву или копать яму на проезжей дороге, проходящей через указанную деревню. Кто совершит это преступление, обязан немедленно платить штраф в один рейнский гульден. Кто в других местах деревни по необходимости выроет канаву не в ущерб проезжей дороге, тот может это сделать без уплаты упомянутого штрафа. И чтобы все то, что здесь написано, во все времена верно соблюдалось всеми жителями деревни Пфлаунлох, богатыми и бедными; все те богатые и бедные, которые теперь лично в своих жилищах живут в Пфлаунлохе, клятвенно дали друг другу руки в том, что они и их наследники и потомки всегда будут вместе. Так как различные господа, духовные и светские, имеют в деревне Пфлаунлох наделы, то пусть наше мнение, порядок и все то, что здесь записано (meinung, Ordnung vud was hievor geschrieben), не затронут ни у одного из этих господ их цензы, богатства, зависимых людей и права. И чтобы это наше согласие, порядок и все то, что здесь записано, остались неизменными во все времена, мы и составили настоящий документ и постановили всей общиной, что он должен быть положен в специальное отделение [сейфа] приходской церкви Пфлаунлоха, к которому должны иметь ключ четверо избранных, и тот дворянин, который лично будет проживать в Пфлаунлохе. Если же в Пфлаунлохе не будет проживать дворянин, то ключ должен находиться у двух зажиточных крестьян (stattlich Gepawersmänner). Ежегодно в день св. Георгия этот документ или его копия должны быть зачитаны на общинном собрании, чтобы каждый житель знал, что ему следует делать. После прочтения документа или копии его следует их вновь вложить в сейф.
Чтобы составить настоящий порядок, всей общиной, богатыми и бедными, деревни Пфлаунлох были избраны юнкер Ганс фон Вейбинген, проживающий в настоящее время в Пфлаунлохе, нынешние четверо старших: Георг Треублер, Мартин Руф, Ганс Холл и Ганс Вольсхант, а также Хейнц Холл, Паулюс Фриц и Ганс Бауер. Все семеро сами присутствовали, когда зачитывался этот документ и были даны все клятвы так, как это указано выше. И после этого по настоятельной и серьезной просьбе всех членов общины, богатых и бедных, привесили свою печать к этому документу благородный юнкер Ганс фон Вейбинген, городской амман11 имперского города Нердлингена, Георг Гелен-старший и Димарн фон Розен, однако без ущерба для каждого из них и их наследников. Документ написан и зачитан всей общине честным Иоганном Шафлютцелем, являющимся в настоящее время судебным писарем в священном имперском г. Нердлингене. Дано в воскресенье 13 августа 1480 г. от рождения Христа.
1 Вблизи г. Нердлингена (ныне в ФРГ).
2 23 апреля.
3 25 июля.
4 Во многих местах община предоставляла старосте право иметь коня. Сено для него он косил по обочинам дорог. Возможно, что в документе подразумевается этот обычай.
5 Висмад – участок сенокоса, который может быть за день скошен одним человеком.
6 Имеется в виду кузнец, банщик и др.
7 Söldner – житель деревни, живущий на чужом наделе в качестве субарендатора, или подсоседка. Иногда это безземельные жители деревни.
8 24 июня.
9 11 ноября.
10 Не известно, какое специальное изречение употреблялось.
11 Амман – староста.
Grimm I. Weisthümer, Berlin, 1957, Bd.VI, S. 202-268.