Збигнев Олесницкий (1389 – 1455) – польский политический деятель, кардинал и епископ Краковский. Стремился подчинить королевскую власть католической церкви. Был решительным противником польско-чешского сближения.
Если эта война продлится, то следует опасаться не только чешских еретиков, но скорее еретиков и схизматиков греческой секты, которые, кажется, соглашаются с чехами по многим вопросам, а именно: причащение под обоими видами, бедность клира, – и по многим другим ложным верованиям у них общий язык. Между ними часто бегают многочисленные посланцы, а последний раз был задержан в польском королевстве один посланец князя Сигизмунда Корибута, пребывающий в Чехии у еретиков, братья которого и почти весь род со стороны отца и со стороны матери находятся у Свидригеллы в Литве и живут по схизматическому обряду, – с дружественным письмом к войску таборитов и к самому князю Сигизмунду, при посредничестве которого все это делается. Эти письма были написаны на народном чешском языке. Перевод их с чешского на латинский, оставляя себе оригинал, посылаю вашему преподобию с таким знаком D, поставленным на обороте. Князь Свидригайло во всем руководствуется советами упомянутых схизматиков и наконец взял в жены жившую по их обрядам. Так что если литвины, которые являются католиками, хотели бы его склонить к заключению союза с нами, то русины, которые сейчас благодаря союзу и помощи этого князя сильнее литвинов, не допустят этого, боясь, как бы не пострадала их вера и могущество. Они держат в своих руках почти все значительные замки и посты. Ничего этого не было при жизни недавно умершего князя Витольда. В договорах, заключенных между польским королевством и литовским княжеством, было запрещено схизматикам-русинам держать замки в Литве и даже допускать [их] к общим совещаниям, как это ваше преподобие увидит в документах этого соглашения. Особенно поэтому мы решили донести вашему преподобию, чтобы вы видели, что это важнейшая причина, хоть есть и другие многочисленные поводы той злой войны...
|
|
Упомянутый князь Свидригайло ещє при жизни этого победоносного великого князя Витольда привлек тайно многочисленными милостями почти всех этих схизматических князей и рыцарство и тесно привязал их к себе, а особенно обещанием, что, если он при их помощи достигнет того положения, которое сейчас занимает, примет их веру и будет руководствоваться их советами... С упомянутым князем Свидри-гайлом находится в союзе некий воевода Молдавии... могущественный схизматик, ленник нашего короля и королевства. В последнее время упомянутый князь вышел из-под власти нашего короля... соединился даже с турками.., а что еще более опасно – допустил в свое государство некоего монаха из францисканского ордена, который публично проповедует учение гуситской секты и увлек им уже большинство простонародья. Он бродит по полям, увлекая за собой огромные толпы народа, учит их создавать войско и соблюдать все обычаи, которые приняты у чешских еретиков.
|
|
«Codex epistolaris», II, N 204.
Из письма Мартина Эренберга к великому магистру
Тевтонского ордена от 16 апреля 1428 г.
Они (гуситы) ездили и еще ездят до сегодняшнего дня по десять и двенадцать всадников куда хотят, чего им никто не запрещает, так как часть князей с ними помирилась и столковалась, а часть из них держит города для них (гуситов), в которых они помещают их больных и раненых и предписывают лечить их и возвращать им здоровье. Они также очень укрепились благодаря тем, которые прибыли в Силезию из Чехии, а также крестьянам, которые к ним присоединились, каких здесь сейчас много...
«Scriptores rerum Silesiacarum», f. VI, Breslau, 1871, N 89.
Из письма епископа Конрада к великому магистру
Тевтонского ордена от 21 мая 1428 г.
Уважаемый вельможный господин и любимый друг... Ересь, к сожалению, так усилилась и укрепилась благодаря многим, которые присоединились к ней в этих краях, а именно: князья Силезии заключили с [еретиками] мир – Болько-старый, его орат князь Бернард, князь Болько-молодой из Ополья, князь Ян из Зембиц, князь Людвиг из Олавы и князь Вацлав из Глубжиц; а затем, когда еретики вернулись из этих краев домой, с ними заключили мир князья из Рацибора, князь Пжемко из Опавы и князь Казько из Ось-венцима и тот из Цешина. Поэтому очень ослабели другие князья, области и города Силезии.
«Scriptores rerum Silesiacarum», t. VI, N 93.
Из письма Альбрехта фон Колдиц, лужицкого старосты, к магистру г.Згоржельца от 21 декабря 1428 г.
Еретики расположились бивуаком недалеко от Клодска и находятся в Бистрице, где сделали подкоп под башню и захватили ее. Они не очень сильны, так что можно было бы их одолеть. Я оповестил князей, страну и города, но никто не желает подняться... Эти из Клодска (мещане) схватили в городе 40 предателей, часть из них были посланцами и слугами тех господ, которые должны были ударить на город, а палач из Свидницы казнит их в настоящее время в течение 14 дней ежедневно, а число их растет с каждым разом все больше. Поэтому остерегайтесь измены.
«Scriptores rerum Silesiacarum», t. VI, N 106.
Реляция хроники Зигмунда о смерти Януша Зембицкого от 27 декабря 1429 г.
В год 1429-й, в день св. Яна Евангелиста, во время праздника рождества Христова. Светлейший князь Януш Зембицкий был убит вместе со многими верными ему [рыцарями], хотя некоторая часть от него бежала, горчайшими гуситскими еретиками около Клодска.
«Scriptores rerum Silesiacarum», t. VI, N 76.
Из хроники Зигмунда Росича от 17 января 1429 г.
В этом же 1429 г., в день св. Антония (17. XII), вроцлавяне в час ночи взяли Олаву, перебив там многих гуситов и наполнив ими колодцы.
Ключборг. В этом же году г. Ключборг был взят ересиархом Пухалой, который сделал Силезии много зла.
Болеславец. В этом же году, в июне месяце 18-го дня, гуситы взяли г. Болеславец, убив г-на священника Йогана Швейдница вместе со многими священниками и мирянами.
«Scriptores rerum Silesiacarum», t. XII, s. 48.
Из письма Альбрехта фон Колдиц к лужицким городам