Из трактата Павла Влодковица, разоблачающего агрессивную политику Тевтонского ордена (1415 г.)

Павел Владковиц – ректор Краковского университета, автор антиклерикальных трактатов. На Констанцском соборе, осудившем Гуса, он выступил в его защиту. Владковиц не только отстаивал суверенитет Польши от посягательств папского Рима, но впервые выдвинул принцип признания прав за нехристианскими народами.

 

5. У язычников, хотя они не признают Римской империи, нельзя отнимать их государств, собственности и власти, так как [они] владеют всем этим, не совершая греха и благодаря бога, который сотворил все это для человека, которого соз­дал по своему подобию.

28. Император не имеет права давать разрешение на за­хват земель язычников, не признающих его власти.

29. Императорские привилеи, предоставленные Прусскому ордену или другим относительно захвата земель язычников, не дают им никакого права, но только вводят в заблуждение христиан, ибо нельзя дать то, чего не имеешь...

Прусский орден, воюя с мирными язычниками, а вернее, нападая на них, никогда не вел справедливой войны по той причине, что те, кто нападает на стремящихся жить в мире, не имеют за собой никакого права – ни естественного, ни бо­жеского, ни канонического, ни гражданского.

32. Нельзя обращать язычников в христианскую веру ме­чом и насилием, так как этот способ соединен с обидой ближ­него.

«Starodawne prawa polskiego Pomniki», t.V, s.186-194.



V. ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЯ ГУСИТОВ НА ПОЛЬШУ

Виелунский эдикт Владислава Ягеллы против гуситов

Владислав, божьей милостью король польский, постанов­ляет, что если кто-либо в нашем польском королевстве и под­властных нам землях оказался бы еретиком или заподозрен­ным в ереси, или, наконец, способствовал бы ей, или руково­дил ею, должен быть схвачен нашими старостами, городским магистратом и иными должностными лицами, а также всеми нашими подданными, как занимающими должности, так и не занимающими. Такой еретик должен быть наказан сообразно размеру его проступка как оскорбляющий наше королевское величие. Те же, которые прибудут из Чехии и вступят в наше королевство, будут подвергнуты проверке со стороны своихепископов или также инквизиторов по делам ереси, назначен­ных с этой целью апостольской столицей.

Если же кто из жителей нашего королевства любого со­словия не вернулся бы из Чехии до ближайшего праздника вознесения господня, должен быть признан убежденным ере­тиком и понести наказание, которое обычно определяется ере­тикам, и, даже возвратившись, не сможет оставаться в нашем королевстве. Тем не менее все имущество этого сорта людей, движимое и недвижимое, должно быть объявлено конфиско­ванным в пользу нашей казны; потомки же их, как мужского так и женского [пола], должны быть навсегда лишены наслед­ства и почестей и никогда не смогут достичь никаких высоких должностей или званий, но должны навсегда оставаться обесчещенными.

Никогда, наконец, [они] не смогут порадоваться каким-. либо привилеем и шляхетским званием. Запрещаем под стра­хом тех же наказаний всем купцам и другим людям... чтобы не смели вывозить в Чехию никаких товаров, а особенно олова, оружия, продовольствия и напитков. Дан в Виелуне... 9 апреля в год господен 1424.

 

«Volumina Legum», f.I, S.85-86.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: