Эллинистический Египет

 

Одним из крупнейших государств эллинистического периода стала держава Птолемеев, которая наряду с другими постоянно вмешивалась в борьбу, происходившую на Балканах, боролась за преобладание с Македонией и с Селевкидами, вступая в некоторые периоды с ними же в династические связи, отстаивая свои территории в Азии и господство над морскими дорогами. Конец ее наступил позднее, чем других эллинистических государств или союзов эллинов, и прежде чем это случилось, последняя царица Египта Клеопатра сделала попытку возродить прежние границы и могущество государства. Но силы были неравными: победителем стал Рим.

Развитие социальных отношений в эллинистическом Египте при всей общности, характерной для периода в целом, имело существенные отличия, выявить которые, познакомиться с частной жизнью, взаимоотношениями подданных и носителей власти позволяют многочисленные папирусы, представляющие собой документы частного характера (расписки, квитанции), распоряжения и наказы Птолемеев. Большое значение для изучения экономического и социального развития имеет архив Зенона - переписка управляющего хозяйством одного из сановников Птолемея II. Папирусы и эпиграфические памятники стали важнейшими источниками для реконструкции истории этого государства. Среди них нельзя не упомянуть знаменитый Розеттский камень - трехъязычную надпись, благодаря которой были дешифрованы иероглифы.

3.1. Некоторые особенности государства Селевкидов и Птолемеев. Во время ожесточенной борьбы полководцев Александра складываются новые политические и экономические отношения в возникающих государствах. Македоняне и греки, купцы и воины оседали на новых местах, приносили свои обычаи, воспринимали частично и обычаи местного населения. В свою очередь правители эллинистических государств также искали пути сближения с местной знатью, что порождало новую систему управления. В эллинистический период родились мировые державы, в которых большую роль играла традиция. Социальным и экономическим изменениям сопутствовали новые явления и в идеологии. Развивается культ правителей. Некоторые восточные культы распространяются среди эллинов, не только тех, кто обосновался на новых землях, но и в самой Элладе. Примером служит почитание египетского божества Сераписа, проникшего даже в Италию. Благодаря внедрению товарно-денежных отношений в различные области хозяйственной жизни, существенные изменения претерпевала экономика. Усиливающийся обмен между государствами способствовал вовлечению в сферу товарных отношений и сельскохозяйственных территорий. Монополия в области внешней торговли - поощрение экспорта одних товаров и запрета на ввоз других - позволяла государству извлекать громадные доходы. Стремление контролировать торговые дороги, места стоянок кораблей приводило к постоянным столкновениям между эллинистическими монархами. Государство вмешивалось и в ремесленное производство. В эллинистическом Египте, например, контролировались как некоторые сферы производства, так и торговля готовым продуктом даже в пределах собственной территории (производство масла).

Развитие товарно-денежных отношений внесло изменения в организацию хозяйства и методы эксплуатации занятых в производстве, прежде всего в сельском хозяйстве, общинников. Принцип насилия в сочетании с договорным началом распространяется на свободных, что привело к появлению новых форм зависимости. (В классический период на принципе насилия - внеэкономическое принуждение - строились только взаимоотношения между рабами и свободными.) Договором оформлялись взаимоотношения между теми, кто предоставлял работу (в том числе и государство), и теми, кто ее исполнял. При неравенстве сторон возникала зависимость, при которой положение свободного оказывалось близким к статусу раба. В то же время рабы стали не только объектом права, но и субъектом. Некоторые из них, возглавляя по поручению своего господина то или иное предприятие, могли защищать его интересы в суде.

В области политических изменений необходимо отметить сочетание монархии с самоуправляющимися коллективами граждан (лишенный автономии полис продолжал существовать), в состав которых большая часть населения страны не входила. Безусловно, для эллинистических монархий, возникших на территориях, имевших длительный предшествующий период развития, в силу этого характерны существенные различия. Наиболее полно эти особенности выявлены благодаря наличию широкого круга источников для Птолемеевского Египта.

3.2. Египет Птолемеев. В отличие от державы Селевкидов, Египет не отличался этническим разнообразием. Птолемеи имели владения в Азии, но центральное место в территориальной структуре государства занимала долина Нила. Здесь в большей степени, чем в других государствах эллинистического времени, сказывался принцип традиции в административном делении (сохранились номы), в представлениях о верховной власти и титуле правителя. Как и Селевкиды, Птолемеи много воевали, но в пределы их египетских владений армии противника на протяжении трех веков не вторгались (исключение составляет кратковременная военная экспедиция Антиоха IV). Основная масса населения страны продолжала говорить на своем языке, греческий не был столь распространен, как в державе Селевкидов. Даже государственные декреты издавались не только на официальном языке, языке двора: пример - упомянутая выше Розеттская надпись. Процесс смешивания населения (начало его восходит к политике Александра) для Египта не был характерен, как и возникновение многочисленных городов. В азиатских пределах государства Птолемеи создали около 30 городских центров, в Египте один - Птолемаиду. Правда, большим городом являлась Александрия, в которой возникает известная всему эллинскому миру библиотека, ставшая значительной научной школой. К сожалению, она сгорела во время осады Александрии римлянами. Существовал еще один город, появившийся на карте страны уже давно, - Навкратис.

 

Так что же представляла собой держава Птолемеев, являющаяся одним из вариантов эллинистических монархий.

Для укрепления власти Птолемеи использовали как греческие институты, так и местные традиции: они считались наследниками фараонов, опирались на жречество. Еще во время раздела наследства Александра, став сатрапом Египта, Птолемей Лага вернул ряду храмов земли, которых они лишились во время господства персов. Сохранил он, как и другие монархи, деление на номы, во главе которых были поставлены стратеги. Большая часть македонских и греческих колонистов - клерухов получила земельные участки на условиях несения военной службы. Александрия и Птолемаида - крупнейшие торговые центры - имели самоуправление. В Александрии, ставшей со временем столицей государства, население делилось на несколько категорий: полноправные граждане, александрийцы (имели ограниченную правоспособность), самоуправляющиеся группы переселенцев - политевмы (например, политевма иудеев), бесправные египтяне (подданные), лаой - люди. Наряду с избираемыми гражданами магистратами царские чиновники наблюдали за внутренней жизнью города и руководили ей.

Завоеватели и в то же время наследники фараонов, Птолемеи распоряжались всем земельным фондом страны. Он делился на две части: собственно царские земли и уступленные. Уступленные земли - это участки клерухов, далее земли, подаренные храмам и высшим чиновникам, и наследственные владения частных лиц. Обработка всех земель контролировалась государством, все земли, за исключением дарственных, облагались налогами. На царских землях трудились арендаторы - царские земледельцы, с которыми заключались договора. Условия таких договоров предписывали сроки посева, вид культуры, количество урожая, которое следовало сдать в хранилища. Посевной фонд, в отдельных случаях и рабочий скот, царские земледельцы получали в ссуду, за которую следовало расплатиться. За своевременность возврата ссуды и за сдачу урожая в государственное хранилище отвечало все население деревни - комы. Юридически оно было свободным, но за неуплату ссуды любой житель комы мог быть продан в рабство. Самостоятельный уход из деревни не разрешался, в случае обнаружения беглеца его возвращали в родное село. Старосты комы - комархи назначались администрацией правителя. Они, как и инспектор урожаев, эконом нома, следили за выполнением обязательств, оговоренных в договоре.

Детальный контроль существовал и в ремесле. Получая сырье из казны, ремесленники должны были производить определенное количество продукции, ассортимент и качество которой определялись государством. Готовая продукция сдавалась в казну, за невыполнение инструкций налагался штраф. Сохранившиеся инструкции чиновникам свидетельствуют о детальном контроле в тех отраслях производства, которые являлись государственной монополией. Примером может служить изготовление масла. Эконом должен был следить за ходом сева, за тем, употреблены ли все выданные семена по назначению, качественно ли обработана земля, соблюдено ли расписание посева, весь ли урожай поступил в хранилища. Изготовление масла также полностью контролировалось государством, конфисковавшим все прессы. Торговля маслом осуществлялась откупщиками. Им предписывался размер дохода, недоимки они покрывали из собственных средств. Вознаграждением служили 5 % от собранной (установленной государством) суммы. Фактически весь доход от его продажи поступал в казну.

Все египтяне платили подушный налог и различные пошлины: за аренду дома, за продажу товара. Будучи подданными государства, а не членами общин, они должны были принимать участие в строительстве дорог, ирригационных сооружений, работе на «дом царя». Особенно тяжелым являлось положение тех, кто работал в рудниках, на разработке золота в Нубии. Здесь использовались рабы, свободные, осужденные за преступления, часто вместе со всей семьей. Детальный контроль хозяйственной деятельности, монополия государства позволяли получать огромные доходы, которые шли на содержание двора и вознаграждение войска и целой армии чиновников - диойкетов, получавших и дарственные земли. Практиковалась также раздача низшим чиновникам пустующих земель в вечное пользование при условии уплаты налога. В некоторых случаях пустующие земли передавались храмам, которые обрабатывались царскими земледельцами и иеродулами (священными рабами) - юридически свободными лицами, отдавшими себя под покровительство храма. Они имели семью, собственное имущество, арендовали у храма землю и выполняли работы в пользу храма. Иеродулия являлась наследственным институтом зависимости. Возникла она из-за экономической незащищенности человека, поиска покровителя, суеверий.

III в. до н.э. стал периодом расцвета Египта. При первых Птолемеях велось масштабное строительство, возведен Фаросский маяк высотой около 20 м, в ирригации и военном деле использовались технические достижения эпохи, например, Архимедов винт, сооружались многопалубные корабли.

Создатель государства Птолемей Лага, впоследствии прозванный Сотер (Спаситель), в результате многочисленных походов (воюя с Селевком) включил в состав государства Южную Сирию, Палестину, часть Финикии. Этими землями на протяжении ста лет владели его преемники. Богатый медью Кипр входил в состав территории державы (только на краткий срок в 306 г. до н.э. им овладели македоняне) до 58 г. до н.э., когда был захвачен римлянами. Стремление контролировать торговые морские пути привело Птолемея I к войне с правителем Македонии Деметрием за остров Родос. По просьбе его жителей он помог им изгнать Деметрия, за что и получил прозвище Сотер. Политику расширения границ державы продолжали преемники Птолемея I. В одной из надписей в честь Птолемея III Эвергета сказано, что он получил от своего отца Ливию, Финикию, Сирию, Кипр, Кикладские острова и совершил многочисленные походы.

 При Птолемее Сотере возник новый культ - бога Сераписа. Именно в это время отстраивается Александрия, создаются библиотека и музей, обустраивается александрийский порт. Это, как и содержание администрации и карательных органов, требовало огромных средств, которые выкачивались из рядового населения, терявшего заинтересованность в результатах своего труда, подчас оказывавшего прямое сопротивление власти. В последней четверти III в. до н.э. стали заметны первые симптомы кризиса, нашедшие отражение в борьбе за власть, неудачных войнах, мятежах и волнениях подданных. Наконец, в 30 г. до н.э. как и другие государства, возникшие в эллинистическую эпоху, Египет был завоеван римлянами и превращен в личное владение императора. 

 

 

*       *

*

Мы завершили анализ событий, имевших место на протяжении многих веков развития греческой цивилизации, оставившей след в культуре многих народов. И подводя итоги, обратимся к словам английского историка М.Гранта: «Наши корни, как постоянно и справедливо утверждается, в основном следует искать в истории классической Греции… Наши сегодняшние поступки и образ мыслей в значительной степени были подготовлены Грецией классического периода. Но история греков должна рассматриваться в их собственном восприятии, как явление того времени, бесконечно ценное само по себе»[8].

 

 

4. Библиографическая справка

 

Интерес историков к личности Филиппа II и Александра III, в целом к истории Македонии привел к появлению значительного числа монографических работ и статей, посвященных различным аспектам политики Филиппа, Александра, истории Эллады данного периода. Из обобщающих работ приведем некоторые.

Гафуров Б.Г., Фролов Э.Д. Александр Македонский и Восток. М., 1980.

Дройзен И.Г. История эллинизма: Т. 1: История Александра Великого. Ростов н/Д., 1996.

Костюхин Е.А. Александр Македонский в литературной и фольклорной традиции. М., 1972.

Левек П. Эллинистический мир: Пер. с фр. М., 1989.

Создается романтический портрет Александра Македонского, как талантливого полководца, движимого идеей завоевания мира. Интерес представляют разделы, посвященные судьбе наследия Александра, приведена краткая хроника событий эллинистических государств от периода эпигонов до времени римских завоеваний. Значительная часть книги посвящена культуре.

Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950.

Приведена историография проблемы, освещена деятельность Александра Македонского, история таких крупнейших эллинистических государств, как державы Селевкидов, Птолемеевского Египта, а также события в данное время в Македонии и Элладе в целом, охарактеризована эллинистическая культура.

Тарн В. Эллинистическая цивилизация: Пер с англ. М., 1949.

Освещены многочисленные противоречия и военные столкновения в эллинистическом мире после смерти Александра Македонского и до завоевания последнего эллинистического государства - Птолемеевского Египта. Дан обзор некоторых аспектов культуры.

Шахермайр Ф. Александр Македонский: Пер. с нем. М., 1984.

Шофман А.С. Восточная политика Александра Македонского. Казань, 1976.

Эллинизм: Экономика, политика, культура. М., 1990.

Анализируется понятие «эллинизм», рассмотрено его определение представителями различных исторических школ, даны хронологические и географические рамки (Г.А.Кошеленко) и предпосылки эллинизма (Э.Д.Фролов, В.И.Исаева). Основное внимание уделено вопросам синтеза экономических, социальных отношений и культуры Запада и Востока. Отдельный раздел посвящен деятельности Александра Македонского как времени становления эллинизма (Л.П.Маринович), историческому развитию Греции, крупнейших островов (Делоса и Родоса), а также истории Северного Причерноморья в эллинистическую эпоху (В.П.Яйленко, Ю.Г.Виноградов, А.Н.Щеглов).


 

Учебное издание

 

Алла Ильинична Романчук

 

 

Человек и общество античности

 

 

Учебное пособие

 

Редактор и корректор В.И.Попова

 

Компьютерная верстка

произведены в Лаборатории византийской археологии

при кафедре археологии исторического факультета

 

ЛП № 020257 от 10.10.96

    Подписано в печать 07.05.2001.  Формат 60 х 84 1/16

Бумага для множительных аппаратов. Печать офсетная.

Уч.-изд. Л. 11,23. Уч.печ.л. 9,9. Заказ    Тираж 400

Издательство Уральского университета

620083, Екатеринбург, ул. Тургеньева, 4

 


[1] Рассматривая характерные черты эпохи, мы перечислили наиболее крупные внешнеполитические события, однако, следует сказать несколько слов о Мавсоле (377 – 353 г. до н.э.), известному благодаря гробнице (мавзолею), сооруженной после его смерти вдовой Артемисией II. В последующем мы еще встретимся с правителями Карии. В частности с Адой, изгнанной персидским сатрапом Пиксодаром и восстановленной на престоле Александром Македoнским. Ада и ее супруг Идревс унаследовали власть в Карии после смерти Артемисии II (351/350 г. до н.э.).

Карией, находившейся на юго-западе Малой Азии, до 546 г. владели Крез, затем персидский царь Кир II. Во время восстания против Дария I в Ионии карийцы присоединились к восставшим. Столицей Карии стал Галикарнас. Среди правителей этого времени источники называют полулегендарную Артемисию I, которая сражалась на стороне персов при Саламине. В последующем Галикарнас вошел в состав Делосского морского союза. Во время борьбы за престол Артаксеркса II Мавсол добился признания своей власти, формально подчиняясь персидскому двору. Мавсол создал крупный флот, установил контроль над побережьем, затрудняя доставку зерна из Египта в Афины.   

[2] В Спарте появление закона о дарении, утрата Мессении, в целом разорение граждан привели к тому, что численность спартанцев с полным владением - клером сократилась с 5 тыс. в конце V в. до н.э. до 1,5 тыс. в первой половине IV в. до н.э. Гражданский коллектив уменьшился также за счет людских потерь во время многочисленных военных экспедиций. Сокращение числа граждан в Афинах также было значительным. Например, во время Сицилийской операции около 10 тыс. гоплитов погибло; эпидемия сыпного тифа во время Пелопоннесской войны унесла около 1/4 населения Афин. Восполнение армии за счет наемников из-за отсутствия граждан, которые могли приобрести оружие, приводило к «покупке воинов», что неминуемо вело к еще большим расходам, новым поискам средств пополнения казны и т. д.

 

[3] О мире/ Пер Л.М.Глускиной// Исаева В.А. Античная Греция в зеркале античной риторики: Исократ. М., 1994. 

[4] Приведенные выше цитаты из речей Исократа взяты из кн.: Античная Греция. М., 1983. Т. 2.

[5] Амфиктиония являлась Дельфийским культовым союзом, который осуществлял управление имуществом храма.

[6] Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950. С. 30.

[7] Эллинизм: К спорам о сущности// Эллинизм: Экономика, политика, культура. М., 1990. С. 13.

[8] Грант М. Классическая Греция. М., 1998. С. 6.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: