Борьба Македонии за гегемонию в Элладе

 

1.1. Реформы и войны Филиппа II. Борьба с сепаратизмом знати сопровождалась постоянными войнами Македонии с иллирийцами, фракийцами - северными соседями. В события вмешивались и греческие полисы. В 359 г. до н.э., во время похода в Иллирию, погиб Пердикка III, что открыло путь к власти его брату Филиппу II. Став регентом при малолетнем наследнике, он уничтожил всех претендентов на трон и заставил своего племянника отречься от власти. Филипп II предпринял ряд походов для того, чтобы сломить сопротивление знатных родов, объединить обе части государства. При царском дворе в Пелле была создана своеобразная школа для детей македонской знати. Воспитываемые в ней вместе с будущим наследником юноши, с одной стороны, являлись заложниками, с другой - так при царском дворе готовились люди, преданные своему правителю. Вторым чрезвычайно важным шагом в преобразованиях Филиппа стала реформа армии - создание македонской фаланги, вооруженной копьями различной длины (сариссами); ряды воинов при этом строились так, что все копья находились на одной линии. Филипп II ввел также новые тактические приемы ведения боя: взаимодействие пехоты и конницы, преследование армии противника до полного ее уничтожения. (Согласно существовавшей у эллинов традиции, победа доставалась тому, кто отступил с поля боя. Отступившую армию не преследовали. В знак победы на поле устанавливался трофей.) Страна была разделена на округа, и каждый из них поставлял в войско определенное количество воинов.

Преобразования Филиппа II принесли первые победы: он захватил богатую золотом Фракию и греческий город Амфиполь (356 г. до н.э.), пообещав его завоевать для афинян, но нарушил слово. Захват Амфиполя стал первым ударом по интересам афинян. И они объявили войну Филиппу II, но занятые борьбой со своими союзниками (Союзническая война) не могли действовать активно.

В этом же году разразилась Третья Священная война (356 - 346 гг. до н.э.). Причиной ее стало обвинение некоторых влиятельных фокидян в оскорблении Дельфийских святынь. Виновные были приговорены к штрафу. Отказ уплатить его привел к войне против Фокиды. Афины, Спарта и тиран одного из городов Фессалии - Фер выступили на стороне Фокиды. В ходе войны фокидяне, захватив сокровища Дельфийского храма, использовали их для создания наемного войска. Фивы, возглавлявшие войну против Фокиды, обратились за помощью к Филиппу, и он начал поход на юг, стремясь использовать борьбу полисов для укрепления своих позиций в Средней Греции. Но у Фермопил его ждали объединенные силы эллинов. Не желая вступать в открытую вражду с пока еще более сильным противником, ссориться с афинянами, Филипп повернул войско на север - против союза Халкидских городов, центром которых был Олинф. Олинф несколько раз обращался за помощью в Афины. На народном собрании после длительного обсуждения принято решение об оказании помощи, но было уже поздно: в 348 г. до н.э. Олинф был захвачен и полностью разрушен. Поражением для Фокиды завершилась Священная война, результатом ее для Македонии стали два голоса в Дельфийской амфиктионии, которые она получила вместо фокидян[5].

1.2. Демосфен и его «Филиппики». На эти годы приходится начало политической деятельности оратора Демосфена (384 - 322 гг. до н.э.), создание его речей «Филиппик», направленных против опасности, которая шла с севера. Однако до первых успешных выступлений будущий знаменитый оратор пережил и неудачи. Первая его речь в защиту собственных интересов была встречена насмешками. Демосфен, сын Демосфена, остался без отца, когда ему было всего семь лет. После старшего Демосфена осталось значительное состояние: две ремесленные мастерские (эргастерии) по производству щитов, в которых работало около сотни рабов, дом в Афинах, торговые лавки в Пирее, деньги, вложенные в различные операции. Его опекуны растратили большую часть состояния. Став совершеннолетним, Демосфен возбудил против них судебное разбирательство. Как сообщают биографы оратора, первоначально он не обладал красноречием и хорошей дикцией. Пять лет тянулось судебное разбирательство. За это время Демосфен овладел искусством речи и изучил риторику. Ему удалось выиграть дело. Годы борьбы за наследство превратили Демосфена в известного оратора. Он писал речи для других (стал логографом), но и сам неоднократно выступал по частным и общественным делам в суде. Одна из речей в защиту общественных интересов была произнесена в 355 г. до н.э. в связи с проектом псефизмы об аннулировании торговых привилегий купцам Боспора, которые были освобождены от уплаты пошлин за ввозимые в Афины товары.

Демосфен убеждал своих сограждан сохранить привилегии. Он говорил: «Почвы Аттики засушливы. У нас хорошо растут оливки - дар покровительницы нашего города. Но во все, даже самые урожайные годы не хватает в государстве зерна. Отовсюду мы стремимся привозить его. Только боспорские суда каждый год доставляют в пирейскую гавань до 400 000 медимнов хлеба. И этот торг выгоден нам, ибо позволяет получить недостающее. Выгоден он и боспорцам. Пусть и дальше привозят они к нам хлеб. Не изменится ли путь кораблей, если мы лишим их владельцев привилегий? Сможем ли мы, из-за сегодняшних трудностей введя пошлину, завтра купить нужное зерно?»

В 351 г. до н.э. Демосфен произнес первую из восьми «Филиппик», в которой называл македонского царя разбойником, стоящим у порога дома афинян. Он призывал защищать хлебный торговый путь, а не бегать за Филиппом, нанося ему отдельные удары. Во время Олинфской катастрофы Демосфен произнес три олинфские речи, убеждая сограждан оказать помощь городу. После разгрома Олинфа Филипп начал переговоры с афинянами о заключении союза, к мирным переговорам склонялись и афиняне. И в 346 г. до н.э. был заключен Филократов мир, по которому Македония и Афины брали на себя обязательство обеспечивать безопасность плавания, бороться с пиратами. Острова Лемнос, Имброс, Скирос и Евбея остались под контролем Афин.

Демосфен во второй «Филиппике» утверждал, что этот союз является «мошенничеством Филиппа», заводя дружбу с Фивами, Аргосом, Мессенией, он сплачивает силы против Афин. Оратор обвинял сторонников мира Эсхина и Евбула в получении денег от Филиппа. В следующей «Филиппике» Демосфен призывал все греческие полисы сплотиться для борьбы против Филиппа. Участвует оратор и в проведении военной реформы, по которой предлагалось собирать средства на оснастку судов со всех граждан пропорционально их имуществу. Торгово-ремесленные круги поддерживали Демосфена. Но объединению полисов мешали и их противоречия, и борьба различных группировок в государствах, и прямой подкуп лидеров народа Филиппом, заявлявшим, что любой город можно взять, если в него сможет войти осел, нагруженный золотом.

В 339 г. до н.э. вспыхнула новая Священная война по обвинению в оскорблении святынь Амфиссой. И Филипп принял участие в борьбе против святотатцев. Его армия подошла к Фермопилам. Демосфен, осознающий, что македоняне не задержатся здесь надолго, сумел склонить фиванцев и афинян к заключению союза, в который вошли Коринф, Мегара, Евбея. Но было уже поздно. В 338 г. до н.э. в битве при Херонее (территория Беотии) армия эллинов была разгромлена. Афиняне начали спешную подготовку к защите, предлагалось даже вооружить рабов, предоставить права метекам, простить изгнанников, если они вступят в войско. Но Филипп не вторгся в Аттику. Афинский флот и дружба с поверженным, но не уничтоженным противником были ему нужны. Он вернул и плененных при Херонее афинян, заключил новый союз с Афинами. Контроль над островами афиняне сохранили. В благодарность за это они даровали Александру III, сыну Филиппа II, гражданские права. Демосфен вынужден был покинуть Афины.

В 337 г. до н.э. в Коринфе созван конгресс, из крупных полисов в нем не участвовала только Спарта. Полисы Эллады объединились под главенством Филиппа, ставшего стратегом-автократом созданного союза. По условиям конгресса отныне никто не имел права воевать в армии, направленной против Македонии, в Элладе устанавливался всеобщий мир, запрещались насильственные перевороты и войны между собой, запрещались конфискации имущества, отмена долгов, массовый отпуск рабов на свободу, всем полисам гарантировалась свобода мореплавания. Стратег-автократор назначался командующим войском, которому предстояло отправиться на Восток против Персии, которая во время войны первой половины V в. до н.э. оскорбила эллинские святыни.

Мир независимых полисов шел к закату.

1.3. Политические лидеры Афин. В связи с противостоянием Афин и Македонии мы говорили об одном из известнейших ораторов - Демосфене, но среди тех, кто выступал против Филиппа и в последующем против Александра (антимакедонская группировка) были и другие, не менее значимые для истории этого полиса политические деятели. Одного из них, Ликурга, даже называют большим патриотом, чем Демосфен. Для понимания перипетий политической жизни в Афинах необходимо остановиться на деятельности и тех, кто склонялся к союзу с Македонией (промакедонская группировка).  

Ликург был одним из учеников Исократа и Платона, его род восходил к Эрехфею, в честь которого был построен храм на Акрополе - Эрехтейон. Предки Ликурга неоднократно избирались на высшие магистратуры. Как и многие афинские лидеры, он принадлежал к числу тех аристократических родов, которые были известны своей приверженностью к демократическим порядкам. Свидетельством этого является казнь деда Ликурга во время «Тирании тридцати». Идеалом Ликурга, как и Демосфена, были Афины времен Перикла. Будучи богатым человеком, Ликург отличался скромностью в быту. Некоторые из его современников шутили, что он носит один и тот же гиматий и зимой и летом, а обувается только в те дни, когда этого требует обычай. Относительно одного из законов, проведенных Ликургом, сохранилось анекдотическое свидетельство. По предложению Ликурга был принят закон: для того, чтобы не было отличий (и зависти) у несостоятельных, на Элевсинские мистерии женщинам запрещалось ездить на колеснице (Элевсинский храм расположен на расстоянии около 6 - 7 км от Афин). Однажды его собственная жена нарушила постановление, за что был уплачен штраф в 6 тыс. драхм (1 драхма = 6 оболам. Как известно, плата за посещение народного собрания составляла 3 обола. Считается, что этой суммы достаточно для того, чтобы прокормить в течение дня семью.) Однако, несмотря на значительное состояние, Ликург не упоминается среди тех, кто выполнял различные литургии (в отличие от Демосфена, тратившего свои средства на многочисленные литургии). Ликург был последовательным противником Македонии. Он говорил о павших при Херонее, что «в них одних только сохранилась свобода Эллады… вместе с их телами погребена и свобода остальных эллинов».

После воцарения Александра, благодаря Ликургу, возглавлявшему афинские финансы в течение 12 лет, были построены новые доки и арсенал в Пирее, созданы запасы военного снаряжения и укреплены стены. Ежегодный доход полиса возрос до 12 тыс. талантов. Среди его мероприятий следует отметить также реформу эфебии. Ранее юноши, достигшие 18 лет (эфебы), в течение двух лет несли охрану границ Аттики, совершенствуя свое военное искусство. Ликург уделял большое внимание патриотическому воспитанию эфебов, которые привлекались к участию в религиозных церемониях. Законы о роскоши, принятые по предложению Ликурга, диктовались не только фискальными интересами государства, но и стремлением возродить прежнюю простоту жизни. Он осуждал проявление внешних признаков богатства, особенно нажитого нечестным путем. В ходе одного из судебных процессов Ликург добился осуждения некоего предпринимателя Дифила, конфискованное имущество которого составляло 160 талантов. Строительная деятельность (при Ликурге было завершено строительство театра Диониса, масштабные работы производились на агоре), дававшая средства к существованию разорившимся гражданам, - это продолжение программы Перикла. Строительство должно было способствовать и более широкому привлечению к расходам во благо демоса состоятельных граждан, которые получили право оставлять свое имя на постройках, которые они финансировали. Принимались Ликургом меры и по безопасности плавания - борьбе с пиратством. Ликург, как и Демосфен, принадлежал к числу тех состоятельных граждан, которые считали, что гегемония Афин обеспечивает свободу других эллинов. Будучи приверженцем демократических традиций родного полиса, он защищал интересы тех кругов, которые были связаны с торговлей, поэтому после ухода войск Александра на Восток Ликург изменил свою позицию, считая, что гегемония Македонии не несет прямой угрозы. По его мнению, следовало накапливать силы, выжидать удобного момента, чтобы возродить былую мощь.

Последовательным противником Филиппа являлся Гиперид, принадлежавший к числу знатных и состоятельных афинян. Известно, что в 340 г. до н.э. он снарядил две триеры, в следующем году исполнял триерархию (одна из самых затратных литургий) и был хорегом. Согласно традициям, гражданин после исполнения литургии в течение двух лет не мог быть привлечен к новой литургии. У Гиперида были дома в Афинах и Пирее, поместье в Элевсине. О путях создания состояния Гиперида позволяет судить одна из его речей, в которой он восхваляет тех, кто приносит пользу государству, разрабатывая серебряные рудники Лаврия. Суд, по его мнению, должен обеспечивать безопасность таких граждан, защищать их состояние от конфискаций, так как новые разработки увеличивают богатство полиса.

Выпуск золотого «филиппика», эксплуатация золотых рудников Фракии, захват Александром персидской казны сделали Гиперида яростным противником Македонии, финансовая политика которой наносила урон ему и тем, кто принадлежал к числу его сподвижников. Гиперида обвиняли в том, что именно из-за его подстрекательств разразилась Ламийская война (об этом см. ниже). Позицию Гиперида характеризует также его выступление против Демосфена в деле о казне Гарпала. Обвиняя Демосфена в том, что тот настаивает на предоставлении убежища казначею Александра, Гиперид упрекал его и в том, что он наживается на морской торговле и дает ссуды под залог кораблей и грузов.

Но в те дни, когда афиняне готовились после битвы при Херонее к вторжению Филиппа, Гиперид вместе с Демосфеном руководил ремонтами стен, сооружением рва. Ему принадлежит проект декрета о предоставлении гражданских прав метекам, возвращении изгнанников и освобождении рабов для того, чтобы увеличить ряды ополчения. В последующем, защищаясь, он сказал по поводу этого противозаконного предложения: «Да, я внес такое предложение. Ради того, чтобы свободным не пришлось испытать рабства. Оружие македонян закрывало для меня буквы этих законов».

Среди тех, кого обычно относят к промакедонской группировке, прежде всего назовем Фокиона, о котором Плутарх писал: «Он постоянно, если стоял у власти, стремился направить государство к миру и покою». Источники сообщают, что Фокион много раз избирался стратегом и стремился подражать древним, ведя скромный образ жизни, воспитывая сына в спартанских традициях. Реально оценивая силы Македонии, Фокион считал, что борьба с ней погубит родной город. Но именно ему афиняне вручили руководство войском после битвы при Херонеи, когда угроза нависла над Аттикой. О социальных позициях Фокиона можно судить по двум фактам: по обвинению Гиперида над Фокионом был устроен суд. А когда «лучшие из граждан» выступили в его защиту, толпа заревела от возмущения и раздались крики, что нужно побить камнями приверженцев олигархии и врагов демократии. После Ламийской войны Фокион советовал своим согражданам «побольше сидеть в деревне и целиком отдаться сельским работам» (Плутарх, Фокион, 34, 29). Исследователи данного периода предполагают, что Фокион отражал интересы средних земельных собственников.

Резкая критика настоящего и восхищение прошлым звучали в речах и другого противника позиции Демосфена - Эсхина, считавшего, что оратор должен иметь хорошее происхождение, быть рассудительным и благоразумным, рачительным хозяином, не допускающим расточительства.

Независимо от отношения к политике Филиппа или Александра, все - и те, кто выступал сторонником борьбы с Македонией, и те, кто склонялся к компромиссу, считая войну гибельной, были искренни в своих убеждениях. Но были и другие, например Демад, получавший постоянно подарки от Филиппа и призывавший афинян с союзу с ним. 

На отношении к Македонии сказывались противоречия между различными слоями афинских собственников. На политическую ориентацию влияли также происхождение, личные связи, традиции. Изменение источников получения богатства, то, что не только земельная собственность стала средством существования и обогащения отдельных категорий граждан, привело к появлению нескольких группировок. Они пришли на смену традиционному в прошлом противостоянию олигархов (более состоятельных) и демократов (менее состоятельных).

 

 

Держава Александра

 

Победитель, стратег-автократор Филипп II после возвращения в свою столицу - Пеллу был убит. Весть об этом привела в движение греческие полисы, возбудив в них надежду на освобождение от македонской гегемонии, создалась угроза распада Коринфского союза. Совершив стремительный марш, Александр разгромил Фивы, и весной 334 г. до н.э. его армия, в состав которой входило около 30 тыс. пехотинцев, 5 тыс. всадников, при поддержке флота, насчитывавшего 160 судов, переправилась через Геллеспонт (пролив Дарданеллы). Восточный поход начался. Первый удар был нанесен персидской армии в битве при реке Гранике. Победа Александра, объявившего о предоставлении автономии греческим полисам Малой Азии, открыла ему ворота многих из них. Неоднократные попытки Дария заключить мир оказались безуспешными. Следующий удар был нанесен в битве при Иссе (333 г. до н.э.). Персидский царь Дарий III бежал с поля битвы, в руках победителя оказались его семья, обоз с громадными ценностями. Сражение при Гавгамелах в 331 г. до н.э. стало концом державы Дария, вновь покинувшего свою армию и вскоре убитого одним из сатрапов. Войско Александра разместилось во всех столицах Персии: Вавилоне, Сузах, Персеполе, Экбатане. Военный талант Александра и антиперсидские настроения способствовали его успехам. Так, во время похода в Египет зимой 332/331 гг. персидский наместник не оказал сопротивления македонской армии, а жрецы признали Александра сыном бога Солнца и наследником фараонов.

В целом во внешней политике Александра можно выделить два периода: 334 - 330 гг. до н.э., когда удар был направлен против Персии, 330 - 325 гг. - походы в Среднюю Азию, Индию. Параллельно проводятся меры по укреплению власти.

2.1. Организация управления. Результатом завоеваний стало создание державы, которая включала в свой состав земли восточной части Средиземноморского бассейна: Балканские полисы Эллады и Македонию, побережье Малой Азии, Сирию, Египет. Ко второму комплексу относились области центральной Азии, долина Тигра и Евфрата, Иран, третий регион - это более удаленные от морского побережья дальневосточные земли. Сложность организации управления состояла в том, что в каждом из завоеванных регионов система управления, сложившаяся ранее, имела значительные отличия. В процессе завоевания Персии Александр первоначально ограничивался заменой персидского сатрапа македонским, в основном из числа гетайров. Так, Калас, сын Гарпала, командовавший конницей, был назначен сатрапом Геллеспонтской Фригии, в которую со временем была включена и Пафлагония. Брат одного из полководцев его отца Пармениона - Асандр стал правителем Лидии. Первым персом, сохранившим свою власть, был сатрап Мессопотамии Мазей, который при взятии Вавилона сдал город без боя. Объявивший себя освободителем порабощенных персами народов, Александр в некоторых случаях восстанавливал местную систему управления. Он сохранил Карию за местной правительницей Адой, вышедшей навстречу войску. Правда, она обладала только гражданской властью. Местная система управления была сохранена и в Киликии, Каппадокии. Но во всех случаях верховная власть принадлежала Александру. Македонские сатрапы первоначально представляли и гражданскую, и военную власть, но финансовое управление поручалось другим лицам во всех сатрапиях. К управлению финансами допускались эллины, но ни один из них не был назначен сатрапом.

Не получили декларируемой свободы эллины Малоазийского побережья. Города Малой Азии утратили право чеканить собственную монету. Они должны были содержать македонские гарнизоны и выдавать заложников.

Особенно сложным являлось положение в Сирии, которая не была полностью покорена. Здесь наиболее часто менялись сатрапы, назначаемые из числа ближайших друзей Александра. Особый статус имел Египет, который не стал единой сатрапией. Децентрализация управления, многочисленные наблюдатели и инспектора должны были обеспечить верность этой богатой территории, где египтяне были представлены в гражданском управлении.

В целом административной единицей в восточной части государства Александра оставалась сатрапия. Но сатрапы не обладали, как прежде, всеми нитями власти: финансовое управление во всех случаях было отделено от военного. Разделение власти должно было ослабить самостоятельность местной администрации, усилить власть Александра, статус которого в различных частях его державы имел существенные отличия. Для Македонии, которая управлялась его наместником Антипатром, он был царем. Полисы Эллады не входили в состав государства, Коринфский союз считался автономным. Для эллинских полисов Александр являлся лишь главой Коринфского конгресса, стратегом-автократором, но в действительности автономия полисов все в большей и большей степени подавлялась. Свидетельством стремления превратить эллинов в подданных стал один из последних указов Александра об изгнанниках: полисы должны были принять и расселить политических изгнанников, что, безусловно, затрагивало интересы гражданских общин, ибо земли и имущество изгнанников были поделены.

Создавались военные колонии и новые города, которые обладали автономией в решении внутренних дел, являясь составной частью государства. Они возникали на стратегически важных пересечениях дорог чаще всего путем насильственного переселения жителей из других центров или поселения ветеранов. Одним из крупнейших центров стала созданная в Египте Александрия, организованная как греческий полис. Здесь существовало и поселение местных жителей, не являвшихся гражданами. Свобода, как эллинских полисов, так и вновь образованных, была ограничена. Александр являлся гегемоном и стратегом в войне с Персией, и потому Эллада должна была подчиняться его приказам.

Полисы Малой Азии не входили в состав Коринфского союза. По мере освобождения их от персов Александр выделял их из территорий сатрапий, в которые они входили. После разгрома Дария для азиатских народов Александр стал правителем в духе Ахеменидов, которых он здесь сменил.

Следующей высшей ступенькой системы управления являлся совет из 10 телохранителей - своеобразный штаб при Александре. Сюда сходились все нити управления из сатрапий.

2.2. Армия Александра. Главной опорой и в осуществлении завоевательных планов, и в удержании власти являлась армия. Ядром ее была фаланга, состоявшая из земледельцев Македонии, и знать, служившая в коннице. Войско Александра было оснащено осадными орудиями. Преобразования, заложенные Филиппом и развитые Александром, превратили македонскую армию в лучшую по тем временам. Она включала в свой состав, кроме собственно македонян, наемников из полисов Эллады и отряды, набранные по условиям Коринфского конгресса. В ходе завоеваний на востоке армия претерпела существенные изменения. Первоначально в качестве вспомогательных отрядов в ее состав вошли скифы, согды, бактрийцы и другие варварские народы. В последующем представители знатных семей, дети сатрапов были включены в состав конницы друзей царя, варвары вошли в число гетайров. Наконец, в пешей фаланге также появляются персы - в Сузах около 30 тыс. юношей, обученных и вооруженных по македонскому образцу, пополнили армию Александра. Причин трансформации армии было несколько, прежде всего - недостаток пополнений из Македонии, людские ресурсы которой истощала война. Далее, в соответствии с политикой достижения неограниченной власти подобное усиление армии делало возможным противопоставление хорошо обученных воинских контингентов из варваров и македонян. Если учесть зреющее недовольство в войске Александра, о чем свидетельствует ряд выступлений, такая мера позволяла силами одних подавить других. (В войске Селевкидов и Птолемеев основное ядро армии - фаланга состояла из македонян, правда, правители Египта привлекали в последующем и египтян - категорию воинов махимой, наделяемых за службу участком земли.) Следует учитывать и изменение военных задач после разгрома армии Дария. На смену битвам пришла малая война, требовавшая более маневренного войска.

2.3. Новые направления политики Александра и возникновение оппозиции. Государство, созданное силой оружия, не было прочным, оно состояло из разнородных этнических элементов, и Александр вынужден был искать в условиях Востока новые методы укрепления своей власти. Одним из них стало обожествление личности правителя, использование восточных обычаев, привлечение персов к управлению и политика кровного смешения народов. Идея обожествления не являлась новой для Александра. Еще Исократ писал Филиппу, что, если он завоюет Персию, ему ничего не останется, как стать богом. Высший правитель должен держать себя как бог среди людей. Путешествие к оракулу бога Амона в Египте - истоки обожествления личности Александра. Проявлял он и заботу о местных культах и богослужении. Характерным является отношение эллинов к политике обожествления. Эллиан в «Пестрых рассказах» сохранил свидетельство об отношении лакедемонян к стремлению Александра: «Если Александру угодно быть богом, пусть будет». Однако идея обожествления личности правителя соответствовала представлениям восточных народов.

Но не во всех бывших сатрапиях Персии было спокойно, для усмирения восстаний приходилось прибегать к карательным мерам. Кроме того, среди ближайшего окружения полководца вызрел заговор, в который оказался вовлеченным и сын Пармениона Филота, возглавлявший гетайров. Подосланные Александром убийцы устранили и Пармениона, прежде чем он узнал о смерти сына. Командование над пехотой было заменено новыми людьми, подчинявшимися непосредственно верховному командующему - Александру. Самостоятельность гетайров была уничтожена.

В 328 г. до н.э. вспыхнуло восстание в Бактрии во главе с сатрапом Бессом. Оттесняемый войском Александра Бесс отступил в Согдиану, где в 329 г. до н.э. разгорелось антимакедонское движение, во главе которого стоял Спитамен. Бесс, захваченный Птолемеем, был казнен, но восстание в Согдиане надолго задержало Александра. Только в 327 г. до н.э. армия восставших была уничтожена. Стремясь к примирению с согдийской знатью, Александр женился на Роксане, приказав жениться на местных знатных женщинах и своим друзьям. Трехлетняя война в Средней Азии сделала Александра нетерпимым, и во время одной из ссор он убил своего молочного брата Клита. Кроме затянувшейся войны и усталости, возможной причиной ссоры могло стать введение обычая преклонения ниц (прокинесис). Недовольство телохранителей новым обычаем привело к новому заговору и казням. Среди заговорщиков был и племянник Аристотеля историк Калисфен, воспевавший походы Александра, но отказавшийся выполнять прокинесис.

В этом же году Александр предпринимает новый поход - в Индию. Армия индийского царя Пора была разбита, но продвинуться в глубь полуострова Александр не смог: его воины отказались идти дальше на восток. И Александр вынужден был повернуть назад. Его флот во главе с Неархом также начал отход на запад к устью Евфрата. Встречая сопротивление местного населения, Александр с трудом продвигался на запад. На пути в Сузы он был ранен, почти половина его армии погибла. Только в 324 г. остатки войска и флот Неарха соединились.

Одним из последних мероприятий завоевателя в его восточной политике стало заключение смешанных браков. В 324 г. до н.э. в Сузах состоялись брачные церемонии, в ходе которых 10 тыс. македонян сочетались браком с представительницами местного населения. Так называемое слияние народов являлось одним из путей создания подданных единого государства. (Птолемеи и другие правители эллинистических государств отказались от данного направления деятельности Александра, как и от предоставления высших должностей автохтонному населению.)

 

Завоевания Александры создали условия для развития нового эллинистического общества. Его правление - это переходный период к эллинизму. Некоторые из мероприятий Александра были восприняты его преемниками, однако многие из них претерпели существенные изменения. Говоря о деятельности Александра, необходимо учитывать то, что его завоевания должны были создать наилучшие условия развития страны, способствовать установлению территории, которая бы обеспечивала интересы Македонии. Восточные походы, безусловно, оказали влияние на Македонию, некоторый период существовавшей за счет ограбления завоеванных. Так, после взятия Фив 30 тыс. фиванцев были превращены в рабов, 440 талантов серебра получил Александр от их продажи. Во время экспедиции в Среднюю Азию македоняне пленили 40 тыс. человек, захватили 230 тыс. голов скота, самые сильные и красивые из пленных и животных были отправлены на родину. Но обогащалась только верхушка македонского общества. Семьи рядовых воинов платили различные налоги. Лишь родители и дети павших при Гранике были освобождены Александром от поземельного и имущественного налога. Непрерывные войны привели к уменьшению и разорению населения страны.

Созданная Александром держава оказалась непрочной. Разразившаяся сразу же после его смерти борьба между полководцами привела к образованию нескольких эллинистических монархий.

 

В новый период, в который вступили Эллада и завоеванные Александром земли, создаются города, благодаря смешению эллинов и варваров подрывается этническая разрозненность, создается общегреческий язык - кайоне. На Балканах началось перемещение политических и экономических центров, возникли новые союзы. Афины уступили свое значение морского центра Коринфу и Родосу. Один из крупнейших советских исследователей данного периода А.Б.Ранович отмечал, что в период эллинизма были созданы новые формы экономической, политической и духовной жизни. Он писал, что «эллинизм – это конкретно-историческое явление, характеризующееся сочетанием и взаимосвязью эллинских и восточных начал в экономическом строе, социальных и политических отношениях»[6], которые в свою очередь привели и к рождению новой культуры.

Историки отмечают, что история эллинистического периода является одной из сложнейших. Причина в том, что трехвековой отрезок времени был насыщен многочисленными внешнеполитическими событиями, возникновением союзов между правителями эллинистических государств и их борьбой первоначально за сохранение наследия Александра, затем за влияние в Средиземноморском бассейне и контроль морских торговых дорог. Сложности и разногласия среди историков существуют и в определении географических и хронологических границ периода. Неоднозначно рассматривается представителями различных исторических школ и сущность эллинизма. Пожалуй, наиболее краткое определение приводит английский историк В.Тарн, считая, что эллинизм – это «условная этикетка» для цивилизации трех веков. В российской историографии отмечается, что эллинистический период - это часть и античной, и восточной цивилизации.

Первое определение хронологических рамок периода принадлежало немецкому историку И.Дройзену: период от завоеваний Александра до 30 г. до н.э. В современной историографии нижней границей принято считать 323 г. до н.э. - год смерти Александра, верхней - завоевание Римом последнего эллинистического государства - Птолемеевского Египта в 30 г. до н.э. Современные российские историки, рассматривая изменения в течение трехсотлетней истории, выделяют две фазы развития: собственно эллинизм, когда происходило взаимодействие в социально-экономической и политической сферах эллинских и восточных начал, и «постэллинизм», характеризуемый культурным взаимовлиянием[7]. Последуем за авторами последнего исследования об истории Средиземноморья, считающих, что время выработки дефиниция еще не наступило, и остановим внимание на следующих вопросах:

 1. Политическая борьба после смерти Александра Македонского.

2. Судьба Афин и Спарты в эллинистическое время.

  3. Развитие социально-экономических отношений в эллинистический период на примере Птолемеевского Египта.

 

Но об этом в следующей главе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: