Глава III. О состоянии войны

16. Сос­то­яние войны есть сос­то­яние враж­ды и раз­ру­ше­ния. И, сле­до­ва­тельно, со­об­щая сло­вом или действи­ем не об оп­ро­мет­чи­вом и пос­пеш­но при­ня­том, но о про­ду­ман­ном и твер­дом ре­ше­нии ли­шить жиз­ни дру­го­го че­ло­ве­ка, сде­лав­ший это вов­ле­ка­ет се­бя в сос­то­яние войны с тем, в от­но­ше­нии ко­го он за­явил о по­доб­ном на­ме­ре­нии, и, та­ким об­ра­зом, под­вер­га­ет свою собствен­ную жизнь опас­нос­ти со сто­ро­ны дру­го­го или вся­ко­го, кто бу­дет по­мо­гать то­му за­щи­щаться и при­мет его сто­ро­ну. Впол­не здра­во и спра­вед­ли­во, что­бы я об­ла­дал пра­вом унич­то­жить то, что уг­ро­жа­ет мне унич­то­же­ни­ем. Ибо по ос­нов­но­му за­ко­ну при­ро­ды нуж­но стре­миться обе­ре­гать че­ло­ве­ка нас­колько воз­мож­но; ког­да нельзя убе­речь всех, то не­об­хо­ди­мо в пер­вую оче­редь ду­мать о бе­зо­пас­нос­ти не­вин­ных. И че­ло­век мо­жет унич­то­жить то­го, кто с ним воюет или про­яв­ля­ет враж­деб­ность по от­но­ше­нию к не­му и яв­ля­ет­ся уг­ро­зой для его су­щество­ва­ния, по той же при­чи­не, по ко­то­рой он мо­жет убить вол­ка или льва, ведь лю­ди эти не свя­за­ны уза­ми об­ще­го за­ко­на ра­зу­ма, ими ру­ко­во­дят только си­ла и на­си­лие, и, сле­до­ва­тельно, их мож­но рассмат­ри­вать как хищ­ных зве­рей, как опас­ных и вред­ных су­ществ, ко­то­рые, не­сом­нен­но, унич­то­жат че­ло­ве­ка, как только он ока­жет­ся в их влас­ти.

17. Тот, кто пы­та­ет­ся пол­ностью под­чи­нить дру­го­го че­ло­ве­ка своей влас­ти, тем са­мым вов­ле­ка­ет се­бя в сос­то­яние войны с ним; это сле­ду­ет по­ни­мать как объяв­ле­ние об умыс­ле про­тив его жиз­ни. Ибо у ме­ня име­ет­ся ос­но­ва­ние зак­лю­чить, что тот, кто хо­чет под­чи­нить ме­ня своей влас­ти без мо­его сог­ла­сия, бу­дет пос­ту­пать со мной, до­бив­шись сво­его, как ему заб­ла­го­рас­су­дит­ся, и мо­жет да­же унич­то­жить ме­ня, ес­ли у не­го бу­дет та­кая при­хоть; ведь ник­то не мо­жет же­лать иметь ме­ня в своей не­ог­ра­ни­чен­ной влас­ти, ес­ли только он не со­би­ра­ет­ся при­ну­дить ме­ня си­лой к то­му, что про­ти­во­ре­чит пра­ву моей сво­бо­ды, т. е. сде­лать ме­ня ра­бом. Быть сво­бод­ным от по­доб­ной си­лы яв­ля­ет­ся единствен­ным за­ло­гом мо­его сох­ра­не­ния; и ра­зум по­буж­да­ет ме­ня смот­реть па не­го как на вра­га моей бе­зо­пас­нос­ти, ко­то­рый стре­мит­ся от­нять у ме­ня сво­бо­ду, обес­пе­чи­ва­ющую ее; та­ким об­ра­зом, тот, кто пы­та­ет­ся по­ра­бо­тить ме­ня, тем са­мым ста­вит се­бя в сос­то­яние войны со мной. То­го, кто в ес­тествен­ном сос­то­янии по­же­лал бы от­нять сво­бо­ду, ко­то­рой об­ла­да­ет вся­кий в этом сос­то­янии, по не­об­хо­ди­мос­ти сле­ду­ет счи­тать умыш­ля­ющим от­нять и все ос­тальное, пос­кольку сво­бо­да яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем все­го ос­тально­го. По­доб­ным же об­ра­зом то­го, кто в об­ще­ствен­ном сос­то­янии по­же­лал бы от­нять сво­бо­ду, при­над­ле­жа­щую чле­нам это­го об­щества или го­су­дарства, сле­ду­ет по­доз­ре­вать в умыс­ле от­нять у них и все ос­тальное и, та­ким об­ра­зом, счи­тать на­хо­дя­щи­ми­ся в сос­то­янии войны.

18. Это де­ла­ет за­кон­ным убийство че­ло­ве­ком во­ра, ко­то­рый не при­чи­нил ему ни­ка­кой бо­ли, не за­яв­лял ни о ка­ком умыс­ле про­тив его жиз­ни, а только пос­редством при­ме­не­ния си­лы за­хо­тел зах­ва­тить его в свою власть, что­бы от­нять у не­го деньги или то, что ему заб­ла­го­рас­су­дит­ся. Пос­кольку он, не имея нра­ва, при­ме­ня­ет си­лу, что­бы зах­ва­тить ме­ня в свою власть, то не­за­ви­си­мо от то­го, ка­ко­вы его за­мыс­лы, у ме­ня нет ос­но­ва­ний пред­по­ла­гать, что тот, кто по­же­лал бы от­нять мою сво­бо­ду, не от­нял бы у ме­ня, ког­да он бу­дет иметь ме­ня в своей влас­ти, и все ос­тальное. И вслед­ствие это­го для ме­ня за­кон­но счи­тать его на­хо­дя­щим­ся со мной в сос­то­янии войны, т. е. убить его, ес­ли я мо­гу; ведь имен­но этой опас­нос­ти он по спра­вед­ли­вос­ти под­вер­га­ет се­бя, кто бы он ни был, ес­ли он вы­зы­ва­ет сос­то­яние войны и яв­ля­ет­ся в ней аг­рес­со­ром.

19. И вот здесь мы име­ем яс­ную раз­ни­цу меж­ду ес­тествен­ным сос­то­яни­ем и сос­то­яни­ем войны; а эти сос­то­яния, что бы ни ут­вержда­ли не­ко­то­рые лю­ди, столь же да­ле­ки друг от дру­га, как сос­то­яние ми­ра, доб­рой во­ли, вза­им­ной по­мо­щи и бе­зо­пас­нос­ти и сос­то­яние враж­ды, зло­бы, на­си­лия и вза­им­но­го раз­ру­ше­ния. Лю­ди, жи­ву­щие вмес­те сог­лас­но ра­зу­му, без ко­го-ли­бо, по­ве­ле­ва­юще­го все­ми ими, име­юще­го власть су­дить меж­ду ни­ми, действи­тельно на­хо­дят­ся в ес­тествен­ном сос­то­янии. Но си­ла или за­яв­ле­ние о го­тов­нос­ти ее при­ме­нить в от­но­ше­нии дру­го­го ли­ца, ког­да на зем­ле нет ни­ко­го выс­ше­го, к ко­му мож­но бы­ло бы об­ра­титься за не­мощью, – это и есть сос­то­яние войны; и имен­но от­сутствие воз­мож­нос­ти по­доб­но­го об­ра­ще­ния даст че­ло­ве­ку пра­во вес­ти войну про­тив аг­рес­со­ра, хо­тя бы он яв­лял­ся чле­ном об­щества и был соб­ра­том по граж­данству. Та­ким об­ра­зом, вор, ко­то­ро­му я не мо­гу ина­че пов­ре­дить, как только об­ра­тив­шись к за­ко­ну, ес­ли он ук­рал все мое иму­щество, мо­жет быть убит мной, ког­да он наб­ро­сит­ся на ме­ня, хо­тя бы он только хо­тел ук­расть у ме­ня ло­шадь или одеж­ду; по­то­му что за­кон, ко­то­рый был соз­дан для сох­ра­не­ния моей жиз­ни, ког­да он не мо­жет вме­шаться для ее спа­се­ния, как к дан­ном слу­чае при­ме­не­ния си­лы, – а ес­ли моя жизнь бу­дет по­те­ря­на, то это уже не­воз­мож­но воз­мес­тить – поз­во­ля­ет мне при­бег­нуть к са­мо­за­щи­те и к пра­ву войны, к сво­бо­де убить на­па­да­юще­го в ка­честве средства спа­се­ния в том слу­чае, ког­да при­чи­нен­ное зло мо­жет быть не­поп­ра­ви­мым, пос­кольку на­па­да­ющий не да­ет ни вре­ме­ни об­ра­титься к на­ше­му об­ще­му судье, ни вре­ме­ни для вы­не­се­ния за­кон­но­го ре­ше­ния. От­сутствие об­ще­го судьи, об­ла­да­юще­го властью, ста­вит всех лю­дей в ес­тествен­ное сос­то­яние; си­ла без пра­ва, об­ра­щен­ная про­тив лич­нос­ти че­ло­ве­ка, соз­да­ет сос­то­яние войны как в том слу­чае, ког­да ость об­щий судья, так и в том слу­чае, ког­да его нет.

Глава IV. О рабстве

22. Ес­тествен­ная сво­бо­да че­ло­ве­ка зак­лю­ча­ет­ся в том, что он сво­бо­ден от ка­кой бы то не бы­ло сто­ящей вы­ше его влас­ти на зем­ле и не под­чи­ня­ет­ся во­ле или за­ко­но­да­тельной влас­ти дру­го­го че­ло­ве­ка, но ру­ко­водству­ет­ся только за­ко­ном при­ро­ды. Сво­бо­да че­ло­ве­ка в об­ществе зак­лю­ча­ет­ся в том, что он не под­чи­ня­ет­ся ни­ка­кой дру­гой за­ко­но­да­тельной влас­ти, кро­ме той, ко­то­рая ус­та­нов­ле­на по сог­ла­сию в го­су­дарстве, и не на­хо­дит­ся в под­чи­не­нии чьей-ли­бо во­ли и не ог­ра­ни­чен ка­ким-ли­бо за­ко­ном, за исклю­че­ни­ем тех, ко­то­рые бу­дут ус­та­нов­ле­ны этим за­ко­но­да­тельным ор­га­ном в со­от­ветствии с ока­зан­ным ему до­ве­ри­ем… Сво­бо­да лю­дей в ус­ло­ви­ях су­щество­ва­ния сис­те­мы прав­ле­ния зак­лю­ча­ет­ся в том, что­бы жить в со­от­ветствии с пос­то­ян­ным за­ко­ном, об­щим для каж­до­го в этом об­ществе и ус­та­нов­лен­ным за­ко­но­да­тельной властью, соз­дан­ной в нем; это – сво­бо­да сле­до­вать мо­ему собствен­но­му же­ла­нию во всех слу­ча­ях, ког­да это­го не зап­ре­ща­ет за­кон, и не быть за­ви­си­мым от не­пос­то­ян­ной, не­оп­ре­де­лен­ной, не­из­вестной са­мов­ластной во­ли дру­го­го че­ло­ве­ка, в то вре­мя как ес­те­ст­вен­­ная сво­бо­да зак­лю­ча­ет­ся в том, что­бы не быть ни­чем свя­зан­ным, кро­ме за­ко­на при­ро­ды.

23. Эта сво­бо­да от аб­со­лют­ной, дес­по­ти­чес­кой влас­ти нас­только не­об­хо­ди­ма для сох­ра­не­ния че­ло­ве­ка и нас­только тес­но с этим свя­за­на, что он не мо­жет расстаться с ней, не поп­ла­тив­шись за это своей бе­зо­пас­ностью и жизнью. Ибо че­ло­век, не об­ла­дая властью над собствен­ной жизнью, не мо­жет пос­редством до­го­во­ра или собствен­но­го сог­ла­сия от­дать се­бя в рабство ко­му-ли­бо или пос­та­вить се­бя под аб­со­лют­ную, дес­по­тич­ную власть дру­го­го, что­бы тот ли­шил его жиз­ни, ког­да ему это бу­дет угод­но. Ник­то не мо­жет дать большую власть, чем та, ко­то­рой он сам об­ла­да­ет, и тот, кто не мо­жет ли­шить се­бя жиз­ни, не мо­жет дать дру­го­му влас­ти над ней. Действи­тельно, ес­ли че­ло­век по своей ви­не ли­шил­ся пра­ва на свою собствен­ную жизнь из‑за ка­ко­го-ли­бо действия, за ко­то­рое он зас­лу­жи­ва­ет смер­ти, то тот, кто по­лу­чил пра­во на его жизнь, мо­жет, ког­да прес­туп­ник на­хо­дит­ся в его влас­ти, не ли­шать то­го не­мед­лен­но жиз­ни и ис­пользо­вать у се­бя на служ­бе, и этим он не при­чи­ня­ет ему ни­ка­ко­го ущер­ба; ведь ког­да бы тот ни по­чувство­вал, что тя­го­ты рабства пе­ре­ве­ши­ва­ют цен­ность его жиз­ни, то в его влас­ти пос­редством соп­ро­тив­ле­ния во­ле сво­его гос­по­ди­на нав­лечь на се­бя смерть, ко­то­рой он же­ла­ет.

24. Это есть со­вер­шен­ное сос­то­яние рабства, ко­то­рое представ­ля­ет со­бой не что иное, как про­дол­жа­юще­еся сос­то­яние войны меж­ду за­кон­ным по­бе­ди­те­лем и плен­ни­ком. Ведь сто­ит им лишь од­наж­ды зак­лю­чить меж­ду со­бой до­го­вор и прийти к сог­ла­ше­нию об ог­ра­ни­чен­ной влас­ти, с од­ной сто­ро­ны, и о по­ви­но­ве­нии – с дру­гой, как сос­то­яние войны и раб­ства прек­ра­ща­ет­ся па все вре­мя, по­ка действу­ет до­го­вор; ибо, как уже го­во­ри­лось, ни один че­ло­век не мо­жет по сог­ла­ше­нию пе­ре­дать дру­го­му то, чем он сам не об­ла­да­ет, – власть над своей собствен­ной жизнью…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: