§ 272. Мы изучили эволюцию справедливости, рассматриваемой объективно как условие поддержания жизни; а затем мы указали, каким образом первичный элемент справедливости дополняется новым фактором, необходимость которого вытекает из совместной жизни; наконец, мы показали, что подобные объективные условия приводят к возникновению соответствующих им субъективных элементов: чувства справедливости и идеи справедливости. Теперь мы должны дать точную формулу, выражающую отысканную нами согласие противоположных требований. Наша формула должна соединить положительный элемент с отрицательным; она будет положительной настолько, насколько утверждает необходимость того, чтобы каждый индивид не встречал препятствий для своей деятельности; она будет отрицательной настолько, насколько, признавая необходимость свободы действия для всех, она тем самым указывает на некоторые ограничения свободы действия каждого. Следовательно, наша формула должна выражать свободу каждого, ограниченную только свободой всех. Это мы и выразим, сказав: каждый человек волен делать все, что хочет, лишь бы он не нарушил ничьей подобной же свободы.
|
|
§ 273. Эта формула может быть ложно понята. Можно утверждать, например, что, следуя ей, справедливость не будет нарушена, если один человек ударит другого, причем этот последний не будет лишен возможности ответить первому таким же ударом. Но если мы вспомним, что в основе нашей формулы лежит признания небольшой суммы счастья как конечной цели всякой деятельности; если мы вспомним, что взаимные ограничения признаны нами лишь настолько, насколько они необходимы для полноты жизни, – то мы увидим, вместо того чтобы оправдывать нападения и возмездия, стремится установить предел, который никто не должен переходить.
§ 274. «Око за око, зуб за зуб» – такова первобытная идея справедливости, в которой нападению противопоставляется встречное нападение; эта идея исчезает, по мере того как она перестает применяться на практике. А тогда возникает сформулированная здесь идея справедливости, согласно которой поведение ограничивается такими пределами, которые делают всякое нападение невозможным…
VIII. Выводы из нее
|
|
§ 281. Виды человеческой деятельности многочисленны, а общественные отношения весьма сложны; поэтому принцип, провозглашающий, что свобода каждого ограничивается только свободой всех, останется мертвой буквой, пока мы не покажем, в чем заключаются ограничения, возникающие при различных обстоятельствах. Мы рассмотрим различные частные применения нашего принципа, причем, следуя общепринятой терминологии, будем называть различные частные виды свободы правами.
§ 282. Злоупотребление каким-либо словом обыкновенно ведет к тому, что это слово теряет всякий кредит. Так случилось и со словом «право». В прежние времена, например, целые реки крови проливались для поддержания «права» какого-нибудь человека на престол, и в настоящее время злоупотребление этим словом так велико, что даже те, которые эксплуатируют пристрастие публики к сплетням, сообщая ей сведения о частной жизни выдающихся людей, ссылаются в свою защиту на «право» публики знать об этих людях. Благодаря подобным злоупотреблениям, дело дошло до того, что многие начали отрицать существование прав. Они, следуя Бентаму, стали утверждать, что государство есть творец права и что нет другого источника права. Если люди, включающие в понятие права то, чего не следует в него включать, обнаруживают этим недостаток проницательности, то, с другой стороны, такой же недостаток проницательности обнаруживают и те, которые не замечают истинного значения слова «право» – значения, затемненного различными злоупотреблениями.
§ 283. Права – в истинном смысле этого слова – суть выводы из принципа равной свободы, а то, что ошибочно называется правом, не может быть выведено из этого принципа. Изучая эти выводы, мы увидим, что не законодательство есть источник права, а право есть основа законодательства.
IX. Право Физической целости
§ 284. Право физической целости есть одно из самых очевидных следствий закона равной свободы. Нарушения физической целости есть проявление одним человеком большой свободы действия, чем та, которой может воспользоваться другой (ибо возмездие не признается нашей формулой); с другой стороны, причинение какого бы то ни было физического страдания или расстройства уничтожает возможность достижения наибольшей суммы счастья. Физическая целость, на которую каждый имеет право, следует понимать весьма широко: она может быть нарушена, с одной стороны, прямым насилием, с другой стороны, такими действиями, которые вызывают у других людей самое легкое недомогание.
§ 285. Нет надобности останавливаться на праве каждого сохранить жизнь и, следовательно, на запрещении совершать убийство.
§ 286. Связь между такими телесными повреждениями, которые причиняют смерть, и такими, которые более или менее понижают жизнеспособность, слишком очевидна, чтобы не быть признанной уже давно; но только в последнее время был сделан шаг далее в этом направлении: была признана ответственность за всякий вред, причиненный другим благодаря небрежности…