§ 349. Выполнение несходных деятельностей приводит к несходству организаций. Для обществ организованных с целью борьбы с внешними врагами, принудительная организация является целесообразной.
§ 350. Но поддержание внутреннего спокойствия и предупреждение правонарушений требуют совершенно иной организации. Это станет совершенно понятным, когда мы вспомним, насколько различны задачи общества при борьбе с внешними врагами и при ограждении индивидов от взаимных обид. В одном случае опасность непосредственно угрожает обществу как целому, а индивидам угрожает только косвенно, тогда как в другом случае она непосредственно угрожает индивидам, а обществу как целому она угрожает только косвенно. В одном случае она велика, концентрирована и локализована, а в другом – мала, индивидуализирована и рассеяна. В одном случае все члены общества одновременно подвергаются известным лишениям, тогда как в другом случае вред причиняется то тому, то другому индивиду, и тот, относительно которого сегодня совершена несправедливость, может сам завтра совершить несправедливость. В одном случае опасность велика, но, после ее устранения, она в течение значительного промежутка времени не возобновляется; в другом случае она не велика, но постоянна…
|
|
§ 352. Весьма возможно, что в будущем установится такая гармония интересов, что и политическая организация будет типично отличаться от организации современных европейских государств; но пока эти государства находятся в переходном состоянии, а их организация неизбежно имеет соответствующий характер…
§ 354. Скажем два слова о распределении государственных повинностей. Говоря вообще, этот вопрос не представляет особых затруднений: легко видеть, что плата каждого индивида должна соответствовать выгодам, получаемым этим индивидом. Но при современном положении общества весьма трудно провести этот принцип на практике. Нужно только заметить, что выгоды, получаемые индивидом от государства, можно разделить на два класса: безопасность существования и безопасность собственности. И если безопасность существования для всех одинакова дорога, то нельзя сравнить выгод, получаемых миллионером от защиты его собственности, и выгод, получаемых от подобной защиты простым поденщиком. Нужно сделать еще одно замечание. Налоги должны быть прямыми, а не косвенными. В пользу косвенных налогов приводили тот довод, что публика платит их, не замечая; но именно в этом и состоит их недостаток: плательщики прямых налогов более зорко следили бы за государственными расходами.
|
|
XXV. Обязанности государства
§ 355. Так как мы теперь переходим к вопросу, относительно которого существует сильное разногласие, то мы начнем с индуктивного способа доказательства, пользующегося большим доверием публики.
§ 356. Обзор исторических данных и наблюдение над жизнью низших рас показывает, что, во‑первых, там, где не было и нет войны, не существует и правительства; во‑вторых, войны приводят к проявлению авторитетного этого вождя достаточно укрепится, он начинает подчинять себе и невоенную деятельность индивидов: он превращается в короля. Таким образом, правительство возникает и развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против других обществ. Первичная обязанность правительствующей силы есть национальная защита.
§ 357. Многие простые общества постоянно существовали без всяких попыток правящей власти оградить индивидов друг от друга; даже многие сложные общества долго существовали при подобных условиях. Государство не вмешивалось в распри индивидов: каждый защищал себя, как мог. Защита общества против внешних врагов не только есть первичная обязанность государства, но есть еще и источник вторичной его обязанности, развившейся из нее путем дифференциации и заключающейся в защите индивидов друг от друга. В самом деле, даже на самых ранних ступенях общественного развития обида, нанесенная индивиду, считалось обидой всей семьи и вызвало месть этой семьи всем членам той семьи, к которой принадлежал обидчик; таким образом, права индивидов охранялись путем частных войн между семьями, войн, совершенно аналогичных племенным войнам. Кроме того, когда власть верховного правителя достаточно укрепилась, то он стал заботиться о поддержании внутреннего спокойствия вследствие того обстоятельства, что всякое нарушение внутреннего порядка уменьшает способность общества бороться с внешними врагами. С ослаблением милитаризма первичная обязанность государства все уменьшалась, а вторичная все увеличивалась…
§ 359. Обязанность государства быть готовым для защиты от внешних врагов признается всеми в достаточной мере. Но этого нельзя сказать относительно обязанности его охранять интересы индивидов; так, например, весьма многие не признают, что государство должно отправлять правосудие даром; обыкновенно утверждают, что если бы тяжущиеся стороны не несли убытков, то судебные места были бы наводнены бесчисленным множеством дел; при этом, однако, забывают, что при бесплатном судебном разбирательстве число преступлений уменьшилось бы и что плательщики податей имеют право на внимание государства к их интересам.
§ 360. Нужно еще упомянуть об обязанности государства заботиться о территории: об ее улучшении, о путях сообщения и т. п.
§ 361. В чем состоит общая черта всех этих обязанностей государства? Очевидно в поддержании условий, необходимых для полного развития жизни. Основной обязанностью государства является охранение основного условия существования – соответствия между деятельностью и ее результатами для самого деятеля. Имеет ли государство еще и другие обязанности? – это вопрос, к рассмотрению которого мы сейчас приступим.