Задания для работы с текстом

1. Найдите в тексте цитаты, подтверждающие материализм, механицизм и деизм Ламетри.

2. Какой подход выбрал философ, чтобы объяснить природу человека? Что в человеке интересует его в первую очередь?

3. Выделите все фрагменты, где говорится о душе. Как понимает душу автор текста?

4. Выделите все фрагменты, касающиеся сравнения человека с животными. Что общего и различного у человека и животных? Можно ли считать человека животным?

5. Как происходило развитие человечества? Каков главный фактор, породивший современное состояние человека?

6. Что Ламетри называет механикой воспитания?

7. Объясните, почему автор проводит аналогию человека со звучащей струной?

8. Что думает Ламетри о Боге, высшем существе, бессмертии и смысле жизни человека? Выделите цитаты.

9. Выпишите все метафоры человека, которые употребляет философ, т.е. всё то, с чем он сравнивает человека. Есть ли какая-то логика в выборе сравнений?

10.  Как доказывается тезис о том, что человек – это машина? Что общего у человека с механизмом?

11.  Найдите отличия точек зрения Ламетри и современной науки относительно человека.



Иммануил Кант

ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ?

О ПОГОВОРКЕ «МОЖЕТ, ЭТО ВЕРНО В ТЕОРИИ, НО НЕ ГОДИТСЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ»

 

Иммануил Кант (1724-1804) – философ эпохи Просвещения, сделавший ряд открытий в области устройства человеческого сознания. Родоначальник немецкого классического идеализма. Всю жизнь прожил в Кёнигсберге, где преподавал в университете. Основатель трансцендентального идеализма.

В качестве образцов кантовской мысли ниже приведены фрагменты их двух его статей «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?» и «О поговорке…». Эти фрагменты посвящены ценности и достоинству человека, перспективам его самообоснования, что для Канта было неизменно связано с такими двумя сущностными качествами человека, как мораль и разум.

 

 

ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ?

 

П росвещение —это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собствен­ной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина ко­торого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-либо другого. Sapere aude! — Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком! Таков, следовательно, девиз Просвещения.

Леность и малодушие — вот причины того, почему многие люди, уже после того, как природа освободила их от чужого руководства, все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними и почему другие так легко присваивают себе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним! Если у меня есть книга, думающая на меня, духовник, совесть которого заменяет мою, врач, предписывающий мне какую-либо диету и т. д., то я не нуждаюсь в том, чтобы утруждать себя. Мне нет необходимости мыслить, если только я в состоянии платить; другие займутся за меня этим докучливым делом.

…Итак, каждому отдельному человеку трудно выбраться из состояния несовершеннолетия, ставшего для него почти естественным. Оно ему даже приятно, и на первый взгляд, он, действительно, не способен самостоятельно пользоваться своим собственным рассудком, так как ему никогда не позволяли сделать подобную попытку. Положения и формулы, эти ме­ханические орудия разумного употребления своих природных дарований [или], скорее, злоупотребления ими, являются кандалами, удерживающими в постоянном несовершеннолетии. Даже тот, кто сбросил бы их, сделал бы всего лишь неуверенный прыжок через небольшую канаву, потому что он не привык к такого рода свободному движению. Поэтому лишь немногим, благодаря совершенствованию своего духа, удалось выбраться из состояния несовершеннолетия и обрести уверенную походку…

Для такого просвещения не требуется ничего, кроме свободы, причем самой безобидной из всего того, что может называться свободой, а именно свободы во всех случаях публично пользоваться своим разумом…

Гражданин не может отказаться от уплаты возложенных на него налогов… Но все же, несмотря на это, его действия не противоречат долгу гражданина, когда он, если он ученый, публично высказывает свои мысли о неприемлемости или даже о несправедливости подобных предписаний. Точно так же священнослужитель обязан читать проповеди своим ученикам, обучающимся закону божьему, и своей пастве согласно символу церкви, которой он служит, ибо на этом условии он и принят [на службу]. Но, выступая в качестве ученого, он располагает полной свободой и даже обязан сообщать публике свои тщательно проверенные и благонамерен­ные мысли об ошибках в упомянутом символе и свои предложения относительно лучшего устройства религиозных и церковных дел.

Текст печатается по изданию: Кант, И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? // Кант, И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. / Подготовлено к изд. Н. Мотрошиловой и Б. Тушлингом. - Том 1. Трактаты и статьи (1784-1796) – М.: Изд. Фирма АО Ками, 1993. – С. 125-140.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: