Конфликт, как и проблема, еще не является кризисом, хотя очень приближен к последнему и может легко перерасти в серьезный кризис. Конфликт – это динамический тип социальных взаимоотношений при потенциально возможном или реальном столкновении субъектов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпочтений, интересов или ценностей.
Действия по управлению конфликтом:
Первый этап - институциализация - установление составляющих конфликта, а так же норм и правил его разрешения.
Второй этап – легитимизация – это выяснение, присутствует ли у большинства участников конфликта добровольная готовность соблюдать предложенные нормы и правила, а затем соблюдать процедуру разрешения проблемы в соответствие с уровнем легитимности.
Третий этап – структурирование конфликтующих групп предполагает выявление и закрепление индивидуальных и коллективных субъектов – носителей имеющихся проблем.
Четвертый этап – редукция конфликта, или его постепенное ослабление за счет перевода на другой уровень.
В процессе реализации практически любого проекта – политического, экономического, культурного и т.д. важно учитывать:
- прогнозируемые сложности (исследование, формирование баз данных по проблемам, вокруг которых в перспективе возможен конфликт),
- тестирование опасности (проверка конфликтных гипотез),
- нейтрализация конфликтного потенциала (разработка коммуникационной стратегии, создание и распределение соответствующих информационных потоков).
Для регулирования конфликтных ситуации можно использовать псевдоконфликты. Они специально инициируются для того, чтобы:
а) ослабить какой-то другой, более важный и опасный конфликт;
б) набрать дополнительный «вес» в конкурентной борьбе.
В деятельности некоторых организаций всегда существует определенный риск возникновения кризисной ситуации. Отсюда, наряду с вышеперечисленными мероприятиями им необходимо отдельное внимание уделить информированию общественности об этих рисках. Подготовленная общественность не так остро и негативно может воспринять неожиданно возникшую кризисную ситуацию. При планировании программы информирования о риске нужно уделить внимание следующим моментам:
1. Информирование о риске должно стать составной частью более широкой программы управления риском.
2. Руководство должно присоединиться к системе коммуникаций, уметь эффективно пользоваться СМИ.
3. Важно иметь за пределами организации авторитетных экспертов, которые служили бы источником новостей для журналистов.
4. PR-мену необходимо стать внутренним экспертом по определенному вопросу риска и пользоваться доверием у журналистов.
5. На СМИ необходимо выходить лично с солидными достоверными фактами и данными, не дожидаясь инициативы со стороны журналистов.
6. Необходимо анализировать восприятие организации СМИ и группами общественности для установления уровня доверия к ней и проверки того, пользуются ли доверием ее сообщения.
7. Необходимо понимать целевые аудитории и знать, каким образом СМИ способны помочь эффективнее общаться с ними.
Как и во всякой другой сфере public relations, коммуникация по вопросам риска зависит в основном от действий организации. Как и везде, тут в конечном итоге срабатывают дела, а не слова.