Терем, терем, теремок –
Он затейлив и высок,
В нём окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше – петушки
Золотые гребешки.
А в перилах на крылечке
Мастер вырезал колечки,
Завитушки да цветки
И раскрасил от руки.
- Жильё человека более обеспеченного отличалось от жилья бедного тем, что для кухни, спальни, гостиной строились отдельные клети (комнаты). Дома строили в несколько этажей. Иногда вокруг терема устраивался балкон с перилами – гульбище. Как вы думаете, почему он так назывался? (Там можно было гулять.)
- Окошки украшали резными рамами и расписными наличниками.
- Покажите на рисунках рамы и наличники.
- Особой красотой отличалась кровля (крыша). Они были украшены различными фигурами.
Дети показывают на рисунках различные кровли
- А где же жила царская семья? (Во дворце.)
Вот, как он выглядел.
Педагог показывает кадры из диафильма «По щучьему велению»
- Дворец был намного больше, чем терем и имел до 270 помещений. Был он удивительно красив. А как он выглядел, мы с вами подробнее поговорим позже.
Физминутка.
Давайте с вами вспомним народный хоровод. Вставайте в круг, запевайте!
Хоровод.
Обратная связь.
Дидактическая игра «Жилища древних славян».
- Соберите «осколочные» картинки с изображением жилых строений на Руси.
2) Разгадывание кроссворда с ключевым словом «плотник» (по вертикали).
1. Основное орудие труда плотника. (Топор.)
- Отдельное помещение в избе, которое мы называем комнатой. (Клеть.)
- Название крыши в старину. (Кровля.)
- Дом боярина. (Терем.)
- Чем освещали русскую избу. (Лучина.)
- Балкон с перилами вокруг терема. (Гульбище.)
- Как в старину называлось строительство дома. (Рубка.)
Заключительная беседа.
- Назовите по порядку жилища древних славян. (Землянка - изба - хоромы - дворец).
- Как выглядели землянки и где они строились? (Они находились почти полностью под землёй. В них не было окон.)
- Что значит топить «по-чёрному»? (В землянке не было трубы, дым выходил через дверь.)
- Чем отличаются хоромы от избы. (Несколько клетей. Может быть несколько этажей.)
- Кто жил во дворцах? (Царь и его семья.)
Итог.
- Мы ещё раз с вами убедились, что наши предки были трудолюбивыми, настоящими умельцами. Сами строили дома, очень красиво их украшали, просто с «золотыми руками».
Учись, дитя, и познавай
Премудрость светлого ученья –
В нём правды непочатый край,
К добру великое стремленье.