Требованиях к организации учебного процесса
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
· рассаживать учащихся с учётом особенностей зрительных возможностей;
· непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;
· использовать тетради в широкую линейку;
· выполнять записи без наклона ручкой с черной пастой;
· при изготовлении печатных пособий использовать полужирный шрифт Arial не менее 14, печать через 1,5 интервала;
· чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки; фронтальной и индивидуальной формы работы; теоретической и практической работы;
· достаточное разнообразие соответствующих карточек, наглядности и пособий.
· проводить физкультминутки;
· использовать индивидуальные средства коррекции;
· использовать подставку;
|
|
· использование ТСО не более 15 минут;
· изображение на экране должно быть качественными, ярким и контрастным;
· расстояние от центра экрана до пола должно составлять 1,0–1,5 м;
· не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;
· в солнечные дни использовать жалюзи;
· осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
· материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, ширина которого не более 5 мм)
· содержать небольшое количество деталей;
· сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать учащимся целостный образ;
· изображения должны быть не крупнее ладони;
· на контрастном фоне: черно-желтый, сине-желтый, черно-белый, зеленый.
Дидактические пособия и учебное оборудование:
· подставка для учебника;
· дополнительные источники освещения (по необходимости);
· тифлосредства для слабовидящих (мультимедийная доска, увеличивающие устройства различной модификации)
· фланелеграф;
· дидактический материал для фронтальной работы (схемы слогов, предложений и т.д.);
· касса букв для фронтальной и индивидуальной работы;
· указки для чтения;
· контрастный фон для рассматривания рисунков;
· ТСО;
· карточки по обучению грамоте
· электронное приложение к «Азбуке»;
· комплект портретов писателей.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В. А. и др. Русская Азбука. 1 класс. - М.: Просвещение (версия для слабовидящих обучающихся)
|
|
2. Крылова О.Н. Карточки по обучению грамоте.
3. Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. Обучение грамоте: методическое пособие с поурочными разработками. - М.: Просвещение, 2004.
4. Электронное приложение к «Азбуке».
5. Содержание и организация образования слабовидящих в свете ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ /сост. Г.В. Никулина, Е.В. Замашнюк, А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева. – М: Граница, 2015.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По учебному предмету «Литературное чтение» к концу учебного года слабовидящий первоклассник должен научиться следующему.
Развитие речи
Обучающийся научится:
· первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
· слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
· пересказывать сюжет известной сказки по рисунку;
· составлять текст из набора предложений;
· выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст;
· различать устную и письменную речь;
· различать диалогическую речь;
· отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
· соотносить заголовок и содержание текста;
· составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
· составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
· различать звуки речи;
· понимать различие между звуками и буквами;
· устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
· различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
· определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
· различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
· различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
· различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
· устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
· различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
· правильно называть буквы в алфавитном порядке;
· различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
· различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости/мягкости согласных звуков;
· определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
· наблюдать над образованием звуков речи;
· определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
· обозначать на письме звук [й’];
· располагать заданные слова в алфавитном порядке;
· устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
· находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
· произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
· различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
· различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
· определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
|
|
· классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
· определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
· осознавать слово как единство звучания и значения;
· на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
· подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
· на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
МАТЕМАТИКА. 1 КЛАСС