Подготовительный период.
Речь устная и письменная. Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой - моделью, отражающей его слого - звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.
|
|
Букварный (основной) период
Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.
Развитие устной речи.
Звуковая культура. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках).
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названия предметов, признаков, действий - и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
|
|
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: 132 ч; в неделю 4 ч
№ п/п | Тема урока. Основное содержание | Кол-во часов | ||
Добукварный период (26 ч) | ||||
1 | «Азбука» - первая учебная книга. | 1 | ||
2 3 | Здравствуй, школа! Письменная и устная речь. Предложение. | 2 | ||
4 | Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово. | 1 | ||
5-6 | Люби всё живое. Слово и слог. | 2 | ||
7-8 | Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение. | 2 | ||
9-10 | Согласие крепче каменных схем. Звуки в окружающем мире и речи. | 2 | ||
11-12 | Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки. | 2 | ||
13-14 | Век живи, век учись. Как образуется слог? | 2 | ||
15-16 | Повторение – мать учения. | 2 | ||
17-18 | Азбука - к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. | 2 | ||
19-20 | Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о. Их функция в слоге-слиянии. | 2 | ||
21-22 | Нет друга - ищи, а нашёл – береги. Звук [и]. Буквы И, и; их функция в слоге – слиянии. | 2 | ||
23-24 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква ы. Её функция в слоге-слиянии. | 2 | ||
25-26 | Ученье – путь к уменью. Звук [у]. Буквы У, у; их функция в слоге – слиянии. | 2 | ||
Букварный период (88 ч) | ||||
27-28 | Труд кормит, а лень портит. Звук [н], [н'], Буквы Н, н. | 2 | ||
29-30 | Старый друг лучше новых двух. Звук [с], [с'], Буквы С, с. | 2 | ||
31-32 | Каков мастер, такова и работа. Звук [к], [к'], Буквы К, к. | 2 | ||
33-34 | А. С. Пушкин Сказки. Звук [т], [т']. | 2 | ||
35-36 | Звук [т], [т']. Буквы Т, т. | 2 | ||
37-38 | К. И. Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л'], Буквы Л, л. | 2 | ||
39-40 | А. С. Пушкин. сказка о рыбаке и рыбке. Согласные звуки[ р], [р'], Буквы Р, р. | 2 | ||
41-42 | Век живи, век учись. Согласные звуки[ в], [в'], Буквы В, в. | 2 | ||
43-44 | Русская народная сказка. Звуки [ й'э], ['э]. Буквы Е, е. | 2 | ||
45-46 | Красуйся, град Петров! Звуки [п], [п'], Буквы П, п. | 2 | ||
47-48 | Москва – столица России. Согласные звуки [м], [м'], Буквы М, м. | 2 | ||
49-50 | Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках. | 2 | ||
51-52 | О братьях наших меньших. Согласные звуки [з], [з'], Буквы З, з. | 2 | ||
53-54 | Закрепление умения чтения предложений с буквами З, з. | 2 | ||
55-56 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Звуки [б], [б']. Буквы Б, б. | 2 | ||
57-58 | Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б – П. | 2 | ||
59-60 | Терпение и труд всё перетрут. Звуки [ д], [д']. Буквы Д,д. | 2 | ||
61-62 | Буквы Д,д (закрепление). Сопоставление букв д – т в слогах и словах. | 2 | ||
63-64 | Россия – Родина моя. Звуки [ й'а], ['а]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я,я. | 2 | ||
65-66 | Сад, садовые растения. Чтение текстов с буквой Я. | 2 | ||
67-68 | Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Звуки [ г], [г']. Буквы Г,г. | 2 | ||
69-70 | Закрепление знаний о буквах Г,г. Смысловая связь в предложении. | 2 | ||
71-72 | Делу время, а потехе час. Звук [ч']. Буква Ч. Правописание сочетаний ча – чу. | 2 | ||
73-74 | Буква Ч (закрепление). | 2 | ||
75-76 | Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков. | 2 | ||
77-78 | Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. Буквы Ш,ш. | 2 | ||
79-80 | Буква Ш (закрепление) | 2 | ||
81-82 | Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж]. Буквы Ж,ж. | 2 | ||
83-84 | Буквы Ж,ж, сочетания ЖИ-ШИ (закрепление) | 2 | ||
85-86 | Люби всё живое. Звуки [ й'о], ['о]. Буквы Ё, ё. | 2 | ||
87-88 | Жить – Родине служить. Звук [ й']. Буква й. | 2 | ||
89-90 | Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х']. Буквы Х,х. Чтение текстов о животных. | 2 | ||
91-92 | Закрепление знаний о буквах Х,х. Чтение текстов морально-этического характера. | 2 | ||
93-94 | С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» Звуки [ й'у], ['у]. Буквы Ю, ю. | 2 | ||
95-95 | Буквы Ю,ю. Закрепление. | 2 | ||
97-98 | Делу время, потехе час. Звук [ц]. Буква Ц,ц. | 2 | ||
99-100 | Звук [ц]. Буква Ц,ц. Закрепление. | 2 | ||
101-102 | Как человек научился летать. Звук [э]. Буква Э,э. | 2 | ||
103-104 | Гласный звук [э]. Буква Э,э. Закрепление. | 2 | ||
105-106 | Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ']. Буквы Щ,щ. | 2 | ||
107-108 | Звук [щ']. Буквы Щ,щ. Закрепление. | 2 | ||
109-110 | Играют волны, ветер свищет… Звуки [ ф], [ф']. Буквы Ф, ф. | 2 | ||
110-112 | Бог не в силе, а в правде. Буквы ь и ъ. | 2 | ||
113 | Доброе дело – великое счастье. Отработка техники чтения. | 1 | ||
114 | Русский алфавит. Повторение. | 1 | ||
Послебукварный период (28 ч)
| ||||
115-116 | В. Д. Берестов «Читалочка». Е. И. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Повторение изученного в букварный период. | 2 | ||
117 | «Наше Отечество» К. Д. Ушинского | 1 | ||
118 | Чтение и анализ статьи В. Н. Крупина «Первоучители словенские» | 1 | ||
119 | «Первый букварь» В. Н. Крупинина | 1 | ||
120 | А. С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне…» | 1 | ||
121 | Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. | 1 | ||
122 | Рассказы К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно». | 1 | ||
123- 124 | Сказка К. И. Чуковского «Телефон» | 2 | ||
125 | К. И. Чуковский «Путаница». | 1 | ||
126 | В. В. Бианки «Первая охота» | 1 | ||
127 | С. Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». | 1 | ||
128 | М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока». | 1 | ||
129 | А. Л. Барто «Помощница», «Зайка». | 1 | ||
130 | А. Л. Барто «Игра в слова». | 1 | ||
131 | С. В. Михалков «Котята». Б. В. Заходер «Два и три». В. Д. Берестов «Пёсья песня», «Прощание с другом». | 1 | ||
132 | Презентация проекта «Живая Азбука». Конкурс чтецов. | 1 |
|
|