О.В. Решетников
Учебно-методическое пособие
Российский государственный социальный университет
Роль добровольчества в личностном развитии добровольцев
Личностный рост. Личностный рост добровольцев обусловлен их активным, ответственным участием в жизни других людей, готовностью к жертвенному служению родине и ближним. В добровольческом служении активируется развитие всех составляющих личностного роста:
Нравственное развитие – готовность к жертвенному служению, сострадание, нравственное совершенствование, навыки планирования личностного роста и развития;
Социальное развитие – формирование социальной ответственности, навыки эффективного взаимодействия в обществе, установление с членами общества солидарных, доверительных отношений;
Психическое развитие – развитие различных психических функций, благодаря разнохарактерной, отвечающей личностным потребностям деятельности.
Выражение гражданской позиции. Участие в добровольческой работе позволяет гражданам занять активную позицию, реализовать собственные права и обязанности, выполнить долг перед обществом. Активность участия граждан в добровольческой, общественной работе является показателем социальной зрелости общества. Добровольческая деятельность создает социально значимую альтернативу оппозиционным гражданским настроениям, выражающимся исключительно в политической активности. Добровольческая работа позволяет выразить свою гражданскую позицию в решении насущных социальных задач в деятельности, направленной на изменение местных сообществ и мира в целом к лучшему.
Социальное взаимодействие. В процессе добровольческой деятельности между людьми устанавливаются неформальные, дружеские отношения, приобретается опыт эффективного социального взаимодействия. Добровольческая работа, как для самих добровольцев, так и для тех, на кого направлена их помощь, становится фактором консолидации. Добровольческая деятельность позволяет человеку обрести единомышленников, получить дополнительные возможности для поддержки со стороны членов сообщества, преодолеть отчужденность, возникающую в равнодушном, безынициативном сообществе.
Реализация творческого потенциала. Эта цель является одной из наиболее актуальных в добровольческой работе. Для всех членов развитого, справедливого гражданского общества необходимо создать условия, способствующие самостоятельному развитию возможностей, направленных на общее благо. Добровольческая деятельность позволяет ее участникам более полно выразить свой творческий и человеческий потенциал, реализовать индивидуальные способности и интересы. Основой добровольческой деятельности может стать хобби, увлечения, творческие интересы, способности, нереализованные в процессе основной профессиональной занятости.
Профессиональное развитие. Добровольческая работа позволяет молодым людям приобрести первичный профессиональный опыт, узнать лучше различные виды профессиональной деятельности. В добровольческой деятельности можно приобрести профессиональные навыки важные для повседневной жизни, например: строительные, медицинские, сельскохозяйственные, образовательные и многие другие. Добровольческая деятельность позволяет реализовать потенциальные профессиональные навыки, неосуществленные в процессе основной трудовой занятости. Добровольческая работа может стать началом профессиональной карьеры, дать важные навыки участия в профессиональной деятельности.
Развитие компетентности
Компетенция – это единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать, навыков поведения индивида, определяемых целью деятельности и квалификационными требованиями. «Сегодня компетентность чаще всего определяют как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции»2.
Необходимо четко определить комплекс профессиональных знаний, навыков и уровня компетентности для каждого рабочего места добровольца. Проведение тренингов, семинаров, специализированных курсов позволит постоянно поддерживать и повышать необходимый для добровольца уровень компетенции.
Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций:
1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.
2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным для работы в общественной сфере. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, значение которого возрастает.
4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание особенностей их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни».
Мотивационная и морально-нравственная компетентность
Ожидания добровольца от его участия в выбранной деятельности должны соответствовать возможностям. Руководители добровольцев должны постоянно заботиться о поддержании мотивации, о повышении ее уровня, корректировать возникающие мотивационные конфликты.
Нравственное развитие:
- Профессиональная ответственность.
- Моральная ответственность и чистота помыслов.
- Сформированность системы нравственных ценностей.
- Развитие чувства долга, патриотизм.
- Товарищество, готовность к взаимопомощи.
Готовность к саморазвитию:
- Осознание сильных и слабых сторон собственного развития.
- Способность намечать ближайшие и перспективные цели собственного развития.
- Постоянный динамический рост развития личностных качеств.
- Способность к анализу собственных успехов и неудач в личностном росте.
- Достаточная самостоятельность в достижении поставленных целей.
Социальная зрелость:
- Готовность и способность к сотрудничеству.
- Способность поставить себя на место другого.
- Способность увидеть себя со стороны.
- Соизмерение собственных прав и обязанностей в обществе.
- Соответствие общественного поведения возрасту, отсутствие черт инфантилизма.