Аристотель. Афинская полития

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) древнегреческий философ и уче­ный -энциклопедист.

 

22. В результате этих изменений государственный строй стал го­раздо более демократичным, чем солоновский. Это и понятно: законы Со­лона упразднила тирания, оставляя их без применения; между тем, изда­вая другие, новые законы, Клисфен имел в виду интересы народа. В их числе издан был и закон об остракизме.

 

Аристотель. Афинская полития.  

М.- Л., 1936. - С. 51.

Плутарх. Аристид

 

Остракизм не был наказанием за какой-нибудь низкий поступок; бла­гопристойности ради он назывался «усмирением и обузданием гордыни и чрезмерного могущества», но по сути дела оказывался средством утащить ненависть, и средством довольно милосердным: чувство недоброжелательст­ва находило себе выход не в чем-либо непоправимом, но лишь в десятилет­нем изгнании того, кто это чувство вызвал...

Обыкновенно суд происходил так. Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем нес к определенному месту на площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала архонты подсчитывали, сколько всего набралось черепков: если их было меньше шести тысяч, остракизм признавали несостоявшимся. Затем все имена раскладывались порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее число раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущест­ва.

Рассказывают, что когда надписывали черепки, какой-то неграмот­ный, неотесанный крестьянин протянул Аристиду[19] - первому, кто попался ему навстречу, - черепок и попросил написать имя Аристида. Тот удивился и спросил, не обидел ли его каким-нибудь образом Аристид. «Нет, - отве­тил крестьянин, - я даже не знаю этого человека, но мне надоело слышать на каждом шагу «Справедливый» да «Справедливый»... Аристид ничего не ответил, написал свое имя и вернул черепок.

 

Плутарх. Указ. соч. Т. 1.

Филохор [20]. Фрагмент № 30

...Народ производил предварительное голосование перед восьмой пританией по вопросу, находит ли он нужным «подавать черепок». Если это признавалось нужным, рыночная площадь (агора) огораживалась досками, причем оставляли десять входов; через них входила каждая фила отдельно, а черепки подавали, поворачивая их надписью вниз. Наблюдали за этим де­вять архонтов и Совет. Затем черепки подсчитывали, и тот, против кого было подано больше всего голосов, и притом не менее шести тысяч, должен был удалиться из города на десять лет (впоследствии на пять). Перед этим он должен был в течение десяти дней дать другим и сам получить удовле­творение по своим личным делам; он сохранял право пользоваться дохо­дами, но не имел права приближаться к черте Гереста, мыса на Эвбее...

...Из людей малоизвестных один только Гипербол был изгнан посред­ством остракизма за свою нечестность, а не потому, что его подозревали в стремлении к тирании. После него прекратился этот обычай, который вел свое начало от законодательства Клисфена, когда этот последний из­гнал тиранов и хотел также изгнать их друзей.

 

Хрестоматия по истории древнего мира/

под ред. В. Г. Боруховича. Изд-во

 Саратов. ун-та. 1973. - С. 127.

Афинская рабовладельческая демократия

 

На основе развития рабовладельческой системы, подъема ремесла и торговли, победы демократии в Афинах возникает более прогрессивная фор­ма государства - афинская рабовладельческая демократия.

Старые аристократические учреждения или теряют свое значение, или перестают существовать. Наоборот, демократические учреждения, такие, как народное собрание (экклесия), суд присяжных (гелиэя), совет пятисот (буле), приобретают главное значение в государстве.

Афинским гражданам предоставлялись большие права. Каждый афинский гражданин независимо от своего имущественного положения участвовал в народном собрании, мог быть избранным на любую должность, получал день­ги на театральные представления и т. д.

В то же время афинская демократия была ограниченной. Во-первых, она была рабовладельческой и рабы были совершенно бесправны. Во-вторых, даже свободные не все могли быть афинскими гражданами, а только те, у которых и отец, и мать были афинянами. Метеки - по своему происхождению из других греческих городов, сколько бы они ни жили в Афинах, афинского гражданства не получали. Женщины вообще не пользовались политическими правами.

В последующих отрывках из трудов античных авторов описываются афинские государственные учреждения, права граждан и вождь афинской де­мократии Перикл.

 

Аристотель об афинской демократии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: