Государство и право Древнего мира

Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал

Кафедра теории и истории государства и права

 

Хрестоматия

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

(ДРЕВНИЙ МИР И СРЕДНИЕ ВЕКА)

Направление подготовки: 030900 – «Юриспруденция»

Квалификация выпускника: бакалавр

 

                                                   

Ростов-на-Дону

2011

Автор:

С.В. Рыбак, доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук, доцент

           

Ответственный за выпуск

Н.В. Киселева, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, доктор исторических наук, профессор

 

Рецензенты:

Л.Н. Борисова, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин РСЭИ, кандидат юридических наук, доцент

Н.В. Киселева, профессор кафедры теории и истории государства и права, доктор исторических наук, профессор

 

 

Включенные в хрестоматию исторические документы взяты из юридических памятников, государственных актов, хронистов и историков, а также других источников, которые достаточно ярко характеризуют такие исторические типы государств и правовых систем таких как: древневосточный, античный и феодальный. Материалы изучаются в юридических вузах в рамках курса истории государства и права зарубежных стран.

Хрестоматия снабжена методическими рекомендациями, в которых содержится характеристика каждой группы документов.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………….5

 

Часть I

Государство и право Древнего мира

Раздел 1. Древневосточное государство и право..…………………..............8

Древневосточное государство и право. Передняя Азия в древности……...….8

Законы царя Хаммурапи…………………………………………………………9

Древняя Индия. Законы Ману…………………………………………………..14

 

Раздел 2. Античное государство и право…………………………………….20

Установление рабовладельческого строя и образование городов-государств в Греции в VII-VI вв. до н.э. Природа Аттики…………………………………..20

Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н.э. ……..22

Афинское рабовладельческая демократия……………………………………..28

Спартанское государство………………………………………………………..46

Древний Рим. Образование римской республики……………………………..56

Римская республика в V – IV вв. до. н.э.……………………………………….63

Падение республики в Риме. Римская империя в период

своего могущества……………………………………………………………….70

 

Часть II

Средневековое государство и право

 

Раздел 1. Государство и право древних франков ……………………........84

Правление Хлодвига……………………………………………………..……..86

Салическая правда………………………………………………………………90

Гинкмар. «Об управлении дворцом и королевством»………………………..99

Эйнгард. Из «Жизни Карла Великого»………………….…………………..101

 

Раздел 2. Государство и право средневековой Англии………..…………103

Закон об ордалии……………………………………………………………….103

Великая хартия вольностей………..…………………………………………..103

О парламенте……………………………………………………………………107

Раздел 3. Государство и право средневековой Франции………………..111

Приглашение представителей городов на Генеральные штаты (XIV в.)…..111

Петиция дворян и простолюдинов 1314 г. ………………………………….111

Кутюмы Бовези (ХIII в.)…………..…………………………………………..113

Указ «Сорок дней короля» (XIII в.)……………..……………………………121

Людовик IX «Поучение короля своему сыну»……………………………….122

Нантский эдикт (1598 г.)………………………………………...……………..123

Ришелье «Политическое завещание» (XVII в.)………………………………124

Ришелье «Записки» (XVII в.)…………………………………………...……..126

Эдикт против дуэлей (1626 г.)……………………………..………………….127

 

Раздел 4. Государство и право средневековой Германии……………….128

Саксонское зерцало (XIII в.)…………………………………………………..128

Золотая булла (1356 г.)…………………………………………..…………….129

Городское право Страстбурга…………………………………………………130

Послание о Магдебургском праве…………………………………………….132

Каролина (1532 г.)…………………………………………………………..…133

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

    

 

Изучение истории государства и права связано с использованием документального материала – основного источника знаний о прошлом. Действительно, знакомство непосредственно с первоисточниками дает возможность твердо опираться на факты, заимствованные из подлинных документов, в которых отражены время и ритм жизни той далекой эпохи.

Документальный материал хрестоматии помогает как преподавателю, так и студентам обеспечить более прочное и глубокое усвоение основных понятий.

Документы привлекают внимание студентов к изучаемому материалу, активизируют восприятие и организуют мышление, способствуют развитию познавательных интересов, помогают в формировании первоначальных приемов самостоятельного анализа исторического текста. Все это обеспечивает более успешное усвоение учебного материала.

Ценность познавательной работы с документом очевидна, т. к. постепенно приводит к формированию навыков творческой работы, умению делать самостоятельные обобщения и тем самым становится важным элементом исследовательской работы.

Система подбора документов в хрестоматии преследует цель помочь обеспечить четкое и ясное изложение основных понятий и определений.

В первую часть хрестоматии (Древний мир и Средние века) включены различные по происхождению, типу и содержанию документальные материалы, последовательно характеризующие период зарождения, установления и смены рабовладельческого и феодального государства. В пределах каждого раздела документы расположены по главам, а в пределах глав – по отдельным странам и проблемам в хронологической последовательности.

Как правило, приводимые документы значительно сокращены за счет второстепенных фактов или необязательных деталей. Но реальный смысл конкретного исторического источника всюду сохранен. Сложные понятия и термины, встречающиеся в документах, объяснены.

Каждой теме предпослан комментарий, в котором дана характеристика очередной группы документов, включающая в себя источниковедческую справку, определены обстоятельства появления этого источника, его общая характеристика. В темах, где требуется более развернутое толкование содержания документа (например, при использовании памятников права таких как «Законы царя Хаммурапи», «Законы ХII таблиц», «Салическая правда», «Велика хартия вольностей» и др.), такая характеристика помещена непосредственно перед документом.

Специалист-правовед должен уметь мыслить творчески, понимать происходящие исторические и правовые процессы, иметь четко выраженную собственную жизненную позицию, твердые убеждения.

 Обращается особое внимание обучаемых на документальный материал, являющийся одним из условий получения научно достоверных исторических знаний. Важнейшими документами по истории права и государства являются памятники права – наиболее значимые нормативно-правовые акты прошлого.

Имея полный текст памятника права, студенты знакомятся с его заглавием и преамбулой, где, как правило, содержится указание о должностном лице, его подписавшем, содержат сведения о процедуре разработки и принятия, введении в действие нормативно-правового акта, времени его действия и юридической силе.

Изучая памятники права, необходимо выявлять тенденции развития правового регулирования и нормы, в которых конкретно выражается политическая направленность памятника. Для объективной характеристики памятников права следует избегать догматического и одностороннего подхода. Важно выяснить смысл и значение изучаемых положений, как для периода их появления, так и в современных условиях, не допускать произвольного толкования фраз, терминов. При этом студенты должны понять причины появления тех или иных правовых актов, выявлять те социальные слои и группы, интересам которых они служат.

 

 

ЧАСТЬ I

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: