Раздел 1. Древневосточное государство и право

Передняя Азия в древности

Старовавилонское царство

В ХIХ в. до н.э.возвысился г.Вавилон (Баб-Или – «Врата Бога»). Он расположен на левом берегу Евфрата, где пересекались торговые пути. Цари Вавилона использовали выгодное географическое положение и объединили под своей властью Междуречье. Объединение завершилось в середине ХVIII в. до н. э. при Хаммурапи, который проявил себя прекрасным дипломатом, используя распри и столкновения соседних городов – государств. Он был и хорошим администратором - при нем был издан и введен в действие новый свод законов.

Природа Южной Месопотамии1

1935 г. до н.э. Вся Вавилония2, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен; в юго-восточном направлении он течет из Евфрата в другую реку – Тигр, на котором лежал город Нин. Из всех стран на свете, на сколько я знаю, эта земля производит безусловно самые лучшие плоды Деметры3. Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам – двести, а (в хорошие гости) даже сам – триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам4 бывают там высотой с дерева, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед…

 

Геродот. Указ. соч.

Законы царя Хаммурапи

Законы Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - шестого царя первой вавилонской династии - найдены французской археологической экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама), хранятся в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в 12 в. до н.э. Кодекс законов содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. В последствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - около 630 гг. до н.э.) в Ниневии. Клинописный текст состоит из трех частей: введение, собственно законов и заключение. В первой и последней частях Хаммурапи характеризует себя и свое правление, указывает цель составления законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове...). В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи стоящим в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Старовавилонского царства.

Введение

Я - Хаммурапи, пастырь... скопивший богатство и изобилие...

Сокрушитель четырех стран света...

Благоразумный царь, послушный Шамашу[1], могучий...

Защита страны...

Дракон среди царей...

Западня (для) врагов...

Владыка, достойный жезла и короны...

Усердный, совершенный...

Первейший среди царей, покоривший селения (по) Евфрату...

Я - заботливый, покорный великим богам...

Когда Мадрук[2] направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей.

Заключение

Я - Хаммурапи, царь совершенный...

Я - царь, который велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет (себе) равных.

Я - Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду!

Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных!

 

Хрестоматия по истории древнего

 востока / под ред. М.А. Коростовцева

и др.- М., 1980. - С.152-153,174-175.

 

 

Хозяйство

 

Ниже приведены статьи, из которых можно узнать какие отрасли хозяйства были развиты в Старовавилонском царстве.

7. Если человек купит из руки сына человека[3] или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо чтобы то ни было, то этот человек - вор, его должны убить.

53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплено возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

54. Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб которых унесла вода.

59. Если человек срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины[4] серебра.

229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу не прочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу не надежно, так что судно в том же году станет течь или получит другой недостаток, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна.

274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, то плату 5 шеумов[5] серебра, плата землекопа (?) 5 (?) - шеумов серебра, (плата портного (?) шеумов серебра, (плату кузнеца (?) - шеумов серебра, плата столяра 5 (?) шеумов серебра, (плата) кожевника... - шеумов серебра, плата плотника... - шеумов серебра, (плату строителя... шеумов серебра, (в) день он должен давать.

 

Долговая кабала

В эпоху Хаммурапи значительное развитие получила долговая кабала. В долговую кабалу попадали разорявшиеся крестьяне, ремесленники. Они, беря в долг зерно, деньги у богачей, обязывались возвращать долг с процентами. При возврате зернового долга уплачивали 30% годовых, а денежного - 20%. Человек, не погасивший в срок ссуду, становится должником своего кредитора или отдавал ему в кабалу члена своей семьи. Это приводило к обострению отношений между бедными и богатыми. Чтобы смягчить эти противоречия, Хаммурапи ограничил действия заимодавцев. Они обязаны были: 1) брать от должника хлеб в счет погашения денежного долга, но не имели права самовольно брать зерно из амбара или закрома должника; 2) по истечении трех лет на четвертый год отпускать задолжников на свободу; 3) в течение трех лет с задолжником нельзя было плохо обращаться. В случае смерти задолжника от побоев или дурного обращения по принципу равного возмездия казнили соответственно члена семьи заимодавца (дочь, сына, жену). Этими мерами Хаммурапи хотел защитить бедных от произвола богатых и тем самым укрепить единство свободных людей.

 

115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.

116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара[6], если взятый в залог - сын человека, то должно убить его сына, если он - раб человека, он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все данное им в долг.

117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.

118. Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, то тамкар может передать его или ее дальше, может отдать его или ее за серебро; он или она не может быть требуем или требуема назад судебным порядком.

 

Рабство

 

Из ниже приведенных статей законов видно, что рабами были военнопленные. Иногда в рабов обращали осужденных по суду. Раб находился в полной собственности своего хозяина. Раба можно было продать, передать наследнику. В наказание рабов обычно не убивали, не калечили. Им наносили физическое увечье - отрезали ухо, что не лишало раба трудоспособности. Убийство раба нанесло бы материальный ущерб его господину. В качестве протеста против порабощения и эксплуатации рабы убегали от своих хозяев, но их ловили, а тех, кто их укрывал, казнили. Законы Хаммурапи охраняли собственность рабовладельцев.

 

16. Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню принадлежащих дворцу или мушкенуму[7], и не выведет их на клич глашатая, то этого хозяина дома должно убить.

231. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба.

282. Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», то тот должен изобличить его как своего раба и затем его господин может отрезать ему ухо.

 

          Законы Вавилонии, Ассирии и

Хеттского царства/ пер. И.М.

 Дьяконова// Вестник древней

истории.-1952- № 1. С. 225-261.

 

 

Древняя Индия

Законы Ману

 

«Законы Ману» (II в. до н.э. – II в. н.э.) - сборник предписаний о долге, правилах поведения индийца в частной и общественной жизни содержит также наставления об управлении государством и по судопроизводству. Его составление приписывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности этот сборник создавался одной из брахманских научных школ в течение нескольких веков. В дошедшей до нас редакции он датируется примерно рубежом новой эры. Сборник написан на основании различных источников, поэтому, вероятно, в нем имеются повторы и противоречивые предписания. В сборнике описана система четырех варн. Отрывки из «Законов Ману» подобраны тематически.

Х-31. А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшья и шудру.

X-4. Брахманы, кшатрии и вайшьи - три варны дваждырожденных[8], четвертая же шудры - рожденные один раз, пятой же нет.

I-87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

 

Брахманы

Брахманы находились на особом положении. Ни в одной стране Древнего Востока жречество не достигало такого привилегированного положения, как в Индии. Жрецы были свободны от всяких повинностей, налогов, телесных наказаний, объявлялись земными божествами. В Древней Индии религиозному обряду приписывалась магическая сила, которая подчиняла жрецу, владеющему тайнами ритуала, природные стихии и богов, которые оказывались бессильными перед магией обряда при условии правильного его исполнения.

 

I-88. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.

I-100. Все, что существует в мире,— это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

II-135. Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих — отец — брахман.

IX-317. Брахман — ученый или неученый — великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.

X-81. Но, если брахман не может существовать своими, только что упомянутыми занятиями, он может жить (исполнением) дхармы кшатрия, ибо тот непосредственно следует за ним.


 


Кшатрии

 

I—89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.

X—118. Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

X—119. Его, (царя), дхарма — победа; он не может отступать в страхе; защищая оружием вайшьев, он может застав­лять вносить законный налог.

X—120. (Налог) на народ — одна восьмая в зерне, налог (с золота и скота) — одна двадцатая, (но) по крайней мере, каршапана; шудры, а также ремесленники и мастера по художественным ремеслам (вместо налога) исполняют работы.

Вайшьи

I—90. Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие— для вайшьев.

X—98. Вайшья, который не в состоянии существовать (ис­полнением) своей дхармы (обязанности), может существовать по образу жизни шудры, (но) не исполняя запрещенные (ему) дела и отвращаясь (от этого) как только может.

 

Шудры

Шудры не являлись членами общин. Они потеряли связь с общиной либо в результате имущественного и социального неравенства, либо во время войн. Варна шудр пополнялась за счет переселенцев, отбившихся от своего рода и племени. Шудры не имели земли и поэтому вынуждены были заниматься обслуживанием брахманов, кшатриев, вайшьев. За свои услуги они могли получать землю и вести хозяйство, служившее им источником существования. Земля и накопление шудрой имущество могли быть отобраны хозяином, которого он обслуживал. Жизнь шудры слабо охранялись законом. За его убийство полагалось лишь религиозное покаяние как за убийство, например, кошки. Шудра же, совершивший преступление, наказывался строго. Шудры не допускались к управлению государством и к прохождению обряда посвящения — «второго рождения», который проходили члены первых трех варн при достижении определенного возраста (брахманы — с 8—16 лет, кшатрии — с 11—22 лет, вайшьи—с 12—24 лет). Обряд восходит к инициации (лат. initiatio—посвящение) — посвятительному обряду первобытного общества, которым сопровождался переход юношей и девушек в группу взрослых.

 

I—91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением.

X—99. Шудра, не могущий исполнять услужение дваждырожденному, которому угрожает гибель сыновей и жены, может жить занятиями ремесленников.

X—100. (Ему надлежит следовать) тем занятиям ремесленников, таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дваждырожденные.

III—13. Для шудры предписана жена-шудрянка, для вайшья— (шудрянка) и своей (варны), для кшатрия — те (обе) и своей (варны), для брахмана — те (три), а также своей (варны).

 

Неприкасаемые

 

Низшую, самую приниженную и бесправную группу населения составляли «неприкасаемые», не входившие ни в одну варну. Возникновение понятия «неприкасаемости» связано с магическими представлениями о табу и ритуальной нечистоте. В дальнейшем с развитием общественного неравенства представление о неприкасаемости господствующий слой использовал в своих интересах. Стало считаться, что нечистоту могли навлечь, например, убийство брахмана, нарушение сословно-кастовых предписаний, выполнение некоторых работ: уборка нечистот, мусора, трупов и т. д. «Неприкасаемые» должны были жить вне селения и входить в него только днем с особой меткой на одежде. Их не допускали к колодцам, так как считалось, что они могли осквернить чистую воду. К ним причислялись отсталые племена охотников, рыболовов, включенные в жизнь классового общества. «Неприкасаемые» не являлись рабами, но закон их не защищал.

 

X—51. Местожительство чандалов и швапачей[9] (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы.

X—52. Одеждами — одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

X—53. Человеку, исполняющему дхарму[10], не следует общаться с ними; их дела (должны решаться) между ними; браки— с подобными им.

X—54. Их пища должна быть даваема им другими в разбитой посуде; ночью им не полагается бродить по деревням и городам.

X—55. Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, мо­гут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.

X—56. Им полагается всегда по приказу царя, согласно шастрам, умерщвлять приговоренных к казни; они могут заби­рать одежды казненных, ложа и украшения.

 

Рабство

Источником рабства в Индии являлись войны, долговая кабала, прода­жа себя в рабство и наказание за преступление. Рабов продавали, дарили, передавали в наследство. Рабство носило патриархальный характер. Поло­жение раба-должника зависело от его принадлежности к варне.

 

VIII—415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания — таковы семь разрядов рабов.

VIII—177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное (долгу) даже работой, (если он) равного или низшего происхождения, но если он более высокого, он может отдавать постепенно.

IX—229. Кшатрий, вайшья и шудра, не могущие уплатить штраф, освобождаются от долга работой; брахману полагается отдавать (долг) постепенно.

 

Законы Ману. -  М., 1960.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: