Файоль А. Определение управления

Все операции, какие только встречаются в пред­приятиях, можно разбить на шесть следующих групп:

1. Технические операции (производство, выделка и обработка).

2. Коммерческие операции (покупка, продажа и обмен).

3. Финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими).

4. Страховые операции (страхование и охрана иму­щества и лиц).

5. Учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и г. д.).

6.А дминистративные операции (предвидение, орга­низация, распорядительство, координирование    и кон­троль).

Каким бы ни было предприятие: простым или слож­ным, небольшим или крупным,—эти шесть групп опе­раций, или существенные функции, мы встречаем в нем всегда.

1. Первые пять групп хорошо известны; достаточно будет нескольких слов, чтобы разграничить их соот­ветственные области. На административной же группе нам придется остановиться подробнее.

Техническая функция.

Число, разнообразие и важность технических опе­раций и участие техников во всех без исключения видах производства, начиная с материального и кон­чая интеллектуальным; почти исключительно техни­ческое образование наших профессиональных школ;

широкие возможности, предоставляемые техникам—все это выдвигает на первый план техническую функцию, а следовательно, и технические „установки" работни­ков, оставляя на втором плане другие „установки", не менее, а иногда и более полезные для развития и про­цветания предприятий.

Как бы то ни было, техническая функция не всегда самая важная из всех. Даже в промышленных пред­приятиях бывают обстоятельства, когда какая-либо из других функций может иметь гораздо больше влияния на ход дела, чем техническая.

Не надо упускать из вида, что шесть существен­ных функций находятся в тесной зависимости друг от друга. Например, техническая функция не может осу­ществляться без наличия сырья, без возможности сбыта, без капитала, без страховых мероприятий и без предвидения.

Коммерческая функция.

Процветание промышленного предприятия часто зависит в такой же мере от коммерческой функции, как и от технической; если продукт не имеет сбыта— крах неизбежен.

Уметь покупать и продавать так же важно, как уметь производить.

Коммерческая искусность характеризуется, наряду с чуткостью и решительностью, глубоким знанием рынка и силы соперников, далеким предвидением и все более и более—в крупных предприятиях—практи­кой соглашений.

Наконец, когда какие-либо продукты проходят в одном и том же предприятии через ряд производств, коммерческая функция заботится о том, чтобы цены, назначаемые высшим управлением, называемые „твер­дыми", не были источником опасных заблуждений.

Финансовая функция.

Ничто не осуществляется без участия этой функ­ции. Средства нужны на оплату труда персонала, на недвижимость, на оборудование, на сырье, на выдачу дивиденда, на улучшения, на непредвиденные расходы и т. д. Нужно искусное финансовое руководство, чтобы обеспечить предприятию средства, чтобы извлечь воз­можно большую выгоду из имеющихся в распоряжении средств, чтобы избежать безрассудных займов под залог.

Многие из предприятий, которые могли бы про­цветать, гибнут от болезни—недостатка средств.

Никакая реформа, никакое улучшение немыслимы без наличия свободных средств или кредита.

Существенное условие успеха—всегда иметь перед глазами финансовое положение предприятия.

4. Страховая функция.

Задача этой функции—охранять имущество и лиц от грабежей, огня, наводнений; страховать от стачек, покушений и вообще всяких препятствий социального свойства, могущих причинять ущерб ходу и даже жизни предприятия.

В простейших предприятиях для этого достаточен глаз хозяина и сторожевой пес; в государстве сюда привлекаются и полиция и армия. Вообще же страховой функцией является всякое мероприятие, которое обес­печивает предприятию безопасность, а персоналу—не­обходимое ему душевное спокойствие.

Учетная функция.

Это орган зрения предприятий. Эта функция должна давать предприятию возможность знать, какие им до­стигнуты результаты и куда оно идет. Она должна давать полные, ясные и точные сведения относительно экономического положения предприятия.

Хорошее счетоводство—простое н ясное, дающее точное представление о работе предприятия и ее усло­виях—является могущественным средством управления.

Необходимо известное посвящение в эту функцию, как и в остальные. Заметное безразличие к ней в круп­ных промышленных школах свидетельствует о том, что люди не дают себе полного отчета в ее важном служебном значении.




double arrow
Сейчас читают про: