Социальная психология гендера

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Гендерная психология является сравнительно молодой отраслью социальной психологии. При этом в последние годы тематика, связанная с социальным и культурным осмыслением человеческого пола - гендерная тематика, в системе отечественного высшего образования приобретает всё большее распространение и популярность. Во многом это связано с теми социально-психологическими изменениями, которые происходят в современном обществе. Социальные, экономические и политические перемены естественным образом приводят к изменению общественного и индивидуального сознания, проявлениями которого являются гендерная идентичность личности и система представлений о той или иной гендерной позиции (роли). Это, в свою очередь, способствует более успешной адаптации личности в обществе, что является необходимым условием эффективного функционирования общества как единой социальной системы в целом.

Однако данный процесс сильно усложняется, если гендерное поведение личности не соответствует требованиям, предъявляемым обществом к той или иной гендерной роли. Например, широко распространенным явлением становится женоподобные мужчины, мужеподобные женщины и стиль «унисекс», а с учетом специфики гендерных стереотипов, существующих в обществе, с большой долей вероятности можно прогнозировать, что в случае заключения брака между ними, будет наблюдаться развитие ролевых конфликтов.

Таким образом, специалисту-психологу крайне важно владеть системой представлений о гендерной идентичности и её месте в Я – концепции личности, о специфике гендерной социализации и гендерных отношениях между людьми. Это позволит более гибко подходить к выбору адекватных методов психологической помощи.

Кроме вышесказанного, знакомство с современными концепциями в рамках гендерного подхода является необходимым условием формирования «профессиональной картины мира» психолога, позволяющей разграничить бытовые и научно-обоснованные представления о закономерностях психической жизни человека.

В данной хрестоматии представлены статьи ведущих специалистов в области гендерной психологии как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Материал подобран в соответствие с содержанием учебного плана по дисциплине «Гендерная психология». Так, в первой и во второй главах раскрываются такие темы, как: «Введение. Понятие гендера. История возникновения гендерных исследований за рубежом и отечественной психологии», «Основные категории и направления развития гендерной психологии». Третья глава посвящена рассмотрению основных понятий в гендерной психологии. В ней нашли отражение ряд следующих тем: «Гендерная идентичность, ее роль в развитии личности и формировании межличностных отношений», «Гендерный анализ межгрупповых отношений», «Прикладные аспекты гендерной психологии» и т.д. Это, на наш взгляд, будет способствовать более эффективному усвоению данной дисциплины.



РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

От составителя. В данной главе рассматривается история развития гендерной психологии как в западной, так и в отечественной психологии. Здесь представлены наиболее ранние работы по данной тематике. Стоит отметить, что во многих статьях понятия пола и гендера во многом употребляются как тождественные. В свою очередь, их разграничение произошло в более поздних работах по гендерной психологии.

Бендас Ш.

Социальная психология гендера

<…Социальная психология — это нау к а, изучающая, как общество влияет на мысли, чувства и поведение отдельного человека. А ее подраздел — социальная психология гендера — занимается исследованием социальных норм, обусловливающих то, как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество. Пожалуй, что ни в одной области социальной психологии не найдется столь ярких примеров парализующей силы конформности, невозможности отойти от навязанных обществом ролей и присущих человеческому сознанию принципов обработки информации….>

(От составителя: Необходимо учитывать, что данное определение социальной психологии как науки не является единственным. Во многом это связано в первую очередь с тем, что в современной психологической теории до сих пор не существует единого мнения относительно предмета социальной психологии, что не позволяет говорить о единстве методологии. При этом, в отечественной психологии одним из наиболее распространенных определений социально психологии как науки является определение, предложенное Т.Г. Андреевой, согласно которому социальная психология – это отрасль психологии, занимающаяся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. (Андреева Г.М. «Социальная психология»., М.: Аспект-Пресс, 1999, 375 стр.)).

<…Конформность (Conformity). Тенденция изменять свое поведение или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы.

Предрассудок (Prejudice). Неоправданно негативная установка по отношению к определенной группе и отдельным ее членам.

Дискриминация (Discrimination). Неоправданно негативное поведение по отношению к определенной группе и отдельным ее членам.

Самоуважение (Self-esteem). Всеобъемлющая оценка человеком самого себя, или чувство собственного достоинства.

Гендерная роль (Gender role). Набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Стереотип (Stereotype). Мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Социальная психология гендера — это широчайшее поле для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия (social perception) и самовосприятия (self-perception), самоуважения, возникновения социальных ролей и норм.

Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки скорее состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов. Впрочем, это закономерно, ведь социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается скорее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин (Hyde, 1991).

Лотт отметил, что социальная психология в любом случае пересекается с гендерными исследованиями, поскольку «изучать условия, которые формируют и поддерживают социальное поведение, означает изучать то, как культура выстраивает гендер» (Lott, 1991, р. 506).

Однако, изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, социальная психология вплоть до конца 60—70-х годов практически игнорировала гендерные отношения и даже не рассматривала женщин как дискриминируемую социальную группу.

Гендерные исследования сдвинулись с мертвой точки лишь когда в науку пришло новое поколение — целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной психологии для выпускников вузов. Они на собственном опыте прочувствовали, что значит находиться на правах меньшинства: даже просто получить возможность участия в этих программах и то стоило огромного труда — ведь они не были мужчинами….> (стр.18-19)

Клецина И.С.

Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: