1. Назовите три основные группы гендерных стереотипов
2. В каком возрасте наступает первичная гендерная идентификация
3. Выделите предпосылки возникновения гендерного конфликта в семье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном учебном пособии представлены работы различных авторов, занимающихся изучением гендерной проблематики как в западной, так и в отечественной психологии. Имея сравнительно небольшую историю своего существования, гендерная психология в настоящее время привлекает к себе все большее и большее внимание представителей различных научных сфер: философии, социологии, психологии т.д.
Достаточно полно на теоретическом уровне изучены различные социально-психологические явления гендерного характера, а именно: гендер, гендерная социализация, гендерные роли, гендерная идентичность и т.д. Однако, стоит отметить, что даже в определении этих основных гендерных категорий в самой гендерной психологии их однозначного определения не существует.
В то же время, развитие данной области знания имеет чрезвычайно важное значение не только для психологической науки, но и для общества в целом. Особенно остро это ощущается сейчас, в эпоху социо-культурных изменений. Так, достаточно, часто можно наблюдать нарушение гендерной идентичности у современной молодежи. Не редко встречаются в семьи, которые по своей структуре, противоречат основным гедерным стереотипам, существующим в обществе. Все эти и многие другие социальные феномены, ставят новые вопросы социального характера, на которые может дать ответы гендерная психология.
|
|
В свою очередь, учитывая специфику современного мира, одним из наиболее актуальнейших направлений в области гендерной психологии станоится психология гнедерных отношений, предметная область которой связана с изучением дифференциации и иерархии личных и групповых отношений в сфере межполового взаимодействия. Рассматривая эту работу как одну из главных задач современной гендерной психологии, представляется, что в рамках гендерной теории приоритетными также должны стать такие направления психологических исследований, как: 1) изучение сходства в психологических характеристиках и особенностях поведения мужчин и женщин; 2) изучение продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в плане преодоления традиционных гендерных стереотипов; 3) изучение личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин — в семейной; 4) изучение реальных отношений мужчин и женщин, а не распространенных гендерных стереотипов и др.
Литература
1. Алешина Ю.Е., Волович А.С., журнал «Вопросы психологии», 1993 г.
|
|
2. Бендас Ш. «Гендерная психология», СПб, 2000 г.
3. Берн Ш.М. «Гендерная психология», СПб, 2001 г.
4. Воронцов Д.В. «Социальная психология пола»: учеб.-метод. Пособие. - РГУ, 2003 г.
5. «Гендерная психология. Практикум. 2-е изд./ Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009 г.
6. Капрара Дж., Д. Сервон. «Психология личности», Москва – Санкт – Петербург: Изд-во «Питер», 2003 г.
7. Клецина И.С. «Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект», 2000 г.
8. Клецина И.С. «Гендерные исследования»/Общественные науки и современность №3, 2002 г.
9. Кон И.С. Психология половых различий // Вопр. психол. 1981. № 2.
10. Хорни К. «Женская психология», СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993 г.
11. Научно-методический журнал «Мир психологии №4»/ Под ред. Д.И. Фельдштейн. – Москва-Воронеж, 2001 г.