Вопросы и задания для самопроверки

1. Назовите три основные группы гендерных стереотипов

2. В каком возрасте наступает первичная гендерная идентификация

3. Выделите предпосылки возникновения гендерного конфликта в семье.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном учебном пособии представлены работы различных авторов, занимающихся изучением гендерной проблематики как в западной, так и в отечественной психологии. Имея сравнительно небольшую историю своего существования, гендерная психология в настоящее время привлекает к себе все большее и большее внимание представителей различных научных сфер: философии, социологии, психологии т.д.

Достаточно полно на теоретическом уровне изучены различные социально-психологические явления гендерного характера, а именно: гендер, гендерная социализация, гендерные роли, гендерная идентичность и т.д. Однако, стоит отметить, что даже в определении этих основных гендерных категорий в самой гендерной психологии их однозначного определения не существует.

В то же время, развитие данной области знания имеет чрезвычайно важное значение не только для психологической науки, но и для общества в целом. Особенно остро это ощущается сейчас, в эпоху социо-культурных изменений. Так, достаточно, часто можно наблюдать нарушение гендерной идентичности у современной молодежи. Не редко встречаются в семьи, которые по своей структуре, противоречат основным гедерным стереотипам, существующим в обществе. Все эти и многие другие социальные феномены, ставят новые вопросы социального характера, на которые может дать ответы гендерная психология.

В свою очередь, учитывая специфику современного мира, одним из наиболее актуальнейших направлений в области гендерной психологии станоится психология гнедерных отношений, предметная область которой связана с изучением дифференциации и иерархии личных и групповых отношений в сфере межполового взаимодействия. Рассматривая эту работу как одну из главных задач современной гендерной психологии, представляется, что в рамках гендерной теории приоритетными также должны стать такие направления психологических исследований, как: 1) изучение сходства в психологических характеристиках и особенностях поведения мужчин и женщин; 2) изучение продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в плане преодоления традиционных гендерных стереотипов; 3) изучение личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин — в семейной; 4) изучение реальных отношений мужчин и женщин, а не распространенных гендерных стереотипов и др.

 

Литература

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С., журнал «Вопросы психологии», 1993 г.

2. Бендас Ш. «Гендерная психология», СПб, 2000 г.

3. Берн Ш.М. «Гендерная психология», СПб, 2001 г.

4. Воронцов Д.В. «Социальная психология пола»: учеб.-метод. Пособие. -  РГУ, 2003 г.

5. «Гендерная психология. Практикум. 2-е изд./ Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009 г.

6. Капрара Дж., Д. Сервон. «Психология личности», Москва – Санкт – Петербург: Изд-во «Питер», 2003 г.

7. Клецина И.С. «Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект», 2000 г.

8. Клецина И.С. «Гендерные исследования»/Общественные науки и современность №3, 2002 г.

9. Кон И.С. Психология половых различий // Вопр. психол. 1981. № 2.

10. Хорни К. «Женская психология», СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993 г.

11. Научно-методический журнал «Мир психологии №4»/ Под ред. Д.И. Фельдштейн. – Москва-Воронеж, 2001 г.

        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: