Бывший в декабре 1871 г. в С.-Петербурге, устроенный императорским Русским археологическим обществом второй археологический съезд, между прочим, входил в рассмотрение предположений начальника Московского архива Министерства юстиции сенатора Калачова, имеющих целью упрочить в России архивное дело, как общую связь между всеми архивами, в особенности по предмету сохранения документов.
Имея в виду важное значение возбужденного вопроса, особая комиссия при съезде, на которую возложено было обсуждение предположения сенатора Калачова и разработка некоторых общих правил в руководство правительственным архивным учреждениям, пришла к заключению о необходимости учредить при Министерстве народного просвещения временную комиссию из представителей всех ведомств, с тем, чтобы комиссия эта, обсудив вопросы, относящиеся до устройства архивов и хранения в них документов, проектировала положение о главной архивной комиссии, как правительственном учреждении, и об ее отношениях к архивам разных ведомств.
|
|
О вышеизложенном доведено было до сведения августейшего председателя Русского археологического общества его императорского вы-
144
т
сочества государя великого князя Константина Николаевича и по поручению его высочества сообщено на усмотрение и дальнейшее распоряжение Министерства народного просвещения.
Признавая и с своей стороны весьма важным и даже необходимым в научном и административном отношениях дать более целесообразное устройство архивам наших правительственных учреждений, что может быть достигнуто лишь тщательною разработкою этого дела совокупными трудами специалистов по разным отраслям управления, приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее вашего императорского величества соизволение на учреждение с сею целью при Министерстве народного просвещения особой комиссии из представителей от разных ведомств, с возложением председательствования в сей комиссии на сенатора тайного советника Калачова, к каковому назначению г. Калачова со стороны Министерства юстиции препятствия не встречается.
Высочайше разрешено в С.-Петербурге, 27 февраля 1873 г.
Журналы высочайше учрежденной Комиссии об устройстве архивов.
I. Заседание 17-го марта 1873 года.
Под председательством Н.В. Калачова, присутствовали: А.И. Артемьев, П.И. Баранов, П.И. Боголюбов, А.Ф. Бычков, П.А. Гильтебрандт, Н.И. Григорович, А.Я. Гюббенет, князь В.М. Дондуков-Корсаков, Г.В. Есипов, К.К. Злобин, Л.Г. Иванов, С.А. Костливцев, Е.Н. Лазарев, С.Е. Леонтьев, И.И. Ореус, Н.Н. Пасмуров, Д.В. Поленов, Г.К. Репинский, А.С. Старынкевич, Ф.Ф. Тибо-де-Бриньоль, В.Г. Чубинский, И.С. Шумов и правитель дел комиссии Ф.К. Опочинин.
|
|
I. Заседание открыто сообщением председателя об основаниях, послуживших к высочайшему утверждению настоящей комиссии по всеподданнейшему докладу министра народного просвещения. Мысль касательно образования этой комиссии принадлежит второму археологическому съезду, имевшему свои заседания в С.-Петербурге в Декабре месяце 1871 года, который, вследствие единогласного заключения особой, бывшей в его среде, комиссии об устройстве архивов, положил ходатайствовать перед правительством об учреждении с высочайшего соизволения временной комиссии из представителей разных ведомств, с тем, чтобы она, обсудив все вопросы, представляющиеся относительно устройства архивов и хранения в них документов, составила положение о главной архивной комиссии, как правительственном учреждении, и об ее отношениях к архивам разных ведомств.
145
Министр народного просвещения, прежде доклада государю императору о таковом ходатайстве бывшего археологического съезда, счел долгом отнестись по сему предмету к гг. министрам и главноуправляющим разных ведомств как для сообщения ими своих заключений по вопросу, возбужденному съездом, так и для определения ими членов в предполагаемую комиссию. Назначая сих последних, гг. министры и главноуправляющие дали, вместе с тем, отзывы вполне благоприятные касательно предположения подчинить архивы разных учреждений (за исключением тех, в коих находятся так называемые секретные дела) однообразным правилам с целью сохранения дел и документов, которые имеют научное значение, а многие из них признали необходимым и учреждение для сего главной архивной комиссии, которая, преследуя чисто научные задачи, должна состоять из образованных специалистов и знатоков архивного дела. Приступая засим к занятиям, лежащим на обязанности комиссии, ныне высочайше учрежденной, Н.В.Калачов заявил, что хотя назначение этой комиссии заключается собственно в начертании положения о главной архивной комиссии, как правительственном учреждении, и об ее отношении к архивам разных ведомств, но эта цель не может быть достигнута иначе, как, с одной стороны, чрез собрание обстоятельных сведений членами нынешней комиссии об устройстве и состоянии наших архивов разных ведомств, так как без ближайшего знакомства с отечественными архивами невозможно объяснить себе, каких требуют они улучшений и каким образом главная архивная комиссия может удовлетворить этому требованию, а с другой стороны, чрез изучение архивов и архивного дела за границей, в том внимании, не найдется ли полезным и возможным существующие для архивов правила в иностранных законодательствах и практике применить и к нашим архивам. Сведения первого рода уже имеются отчасти в виду, вследствие того, что некоторые из столичных архивов доставили в комиссию, бывшую в среде второго археологического съезда, принятые в них правила касательно разбора документов и уничтожения тех из них, которые не нужны для справок, а от доставления в настоящую комиссию таких же правил, существующих для других столичных архивов, гг. начальники этих архивов, конечно, не откажутся; кроме того, каждый из членов комиссии может сам с большими удобствами изучить любой из с.-петербургских или московских архивов. Но провинциальные архивы остаются доселе большею частью неизвестными. Поэтому необходимо собрать и о них ближайшие сведения, а этому могли бы содействовать частью статистические комитеты, находящиеся в губерниях, частью же те из членов комиссии, коим предстоящим летом придется быть в провинции. Что касается до устройства иностранных архивов, то недостаточно запастись изданными по этому предмету сочинениями, но также
|
|
146
Т
необходимо, чтобы те из членов комиссии, которые намерены быть нынешним летом за границей, решились наглядно изучить для предлежащей им цели, по крайней мере, некоторые важнейшие архивы в Германии, Франции, Италии и Англии. Предложенные соображения председатель заключил приглашением гг. членов комиссии сообщить на них свои замечания и мысли.
II. Ввиду заявления председателя о лежащей на комиссии как бы
единственной обязанности начертать положение о главной архивной
комиссии, некоторыми из членов возбужден был вопрос: следует ли ог
раничиваться одной этой задачей или же комиссии предлежит разрабо
тать и другие вопросы, указанные в тех основаниях, которые, по мне
нию бывшей комиссии археологического съезда, должны быть приняты
для того, чтобы упрочить в России архивное дело чрез общую связь
между всеми архивами, в особенности по предмету сохранения доку
ментов? Принимая во внимание, что все эти основания касаются вооб
ще устройства архивов, которое и есть существенная задача и цель глав
ной архивной комиссии, положено: подвергнуть тщательной разработ
ке все, что относится до приведения в порядок архивных документов и
их разбора, равно и самого состояния архивов всех ведомств, так как без
того самый предмет занятий главной архивной комиссии и ее обязанно
сти в отношении к архивам вообще не могли бы быть достаточно выяс
нены и определены.
III. Князь В.М.Дондуков-Корсаков предложил: не признает ли
комиссия возможным просить каждое ведомство о доставлении в
оную сведений об устройстве, средствах и документах подчиненных
ему архивов, в том внимании, что сведения такого рода, доставлен
ные самими ведомствами, будут не только полнее, но и точнее тех,
какие могли бы быть собраны лицами других ведомств, долженствую
щими лишь временно заняться расспросами о том или другом архиве?
Соглашаясь вполне с таким замечанием, комиссия положила: про
сить гг. начальников архивов и других представителей разных ве
домств о доведении каждым из них до сведения своего министра или
главноуправляющего просьбы комиссии доставить ей означенные
сведения о подчиненных каждому из них архивах: для точнейшего же
уяснения предметов, подлежащих ближайшей отчетности в сведени
ях об архивах, составить программу вопросов, на которые желательно
получить определенные ответы от каждого архива. Начертание этой
программы по предложению председателя поручено, при участии его,
членам: А.И. Артемьеву, А.Ф. Бычкову, К.К. Злобину, Л.Г. Иванову,
С.А. Костливцеву, С.Е. Леонтьеву, И.И. Ореусу, Г.К. Репинскому и
В.Г. Чубинскому.
|
|
IV. А.Я. Гюббенет сообщил принятые в Государственном контро
ле высочайше утвержденные правила для хранения и уничтожения ре-
147
шенных дел, заявляя при этом, что некоторые из них имеют историческое значение и потому заслуживают особого внимания.Признавая полезным собрать в комиссии правила, существующие по разным ведомствам для хранения и уничтожения дел, председатель сообщил, что некоторые из таких правил уже прежде сего были ему доставлены, равно как и некоторые сведения, полученные им от начальников архивов и других лиц, о разного рода делах, хранящихся в архивах. Список тех и других при сем прилагается. Останавливаясь же на делах, подлежащих по означенным правилам уничтожению, С.А.Костливцев заявил, что было бы желательно, продолжая в архивах разбор дел, где таковой предпринят, приостановить их уничтожение, по крайней мере, до того времени, когда выяснятся результаты настоящей комиссии. Положено: просить гг. начальников архивов принять к тому зависящие от них меры и, в случае надобности, довести до сведения гг. министров и главноуправляющих просьбу комиссии о приостановлении сделанных ими распоряжений относительно уничтожения бумаг, хранящихся в подведомственных им архивах.
V. К.К. Злобин, имея в виду, что документы, принадлежащие част
ным лицам, составляющие иногда целые архивы, подвергаются неред
ко уничтожению по неимению места для их хранения или же по недо
статочному пониманию их важности, предложил: в положении о глав
ной архивной комиссии разрешить сей последней принимать для веч
ного хранения как архивы и бумаги частных лиц, так и все документы
упраздняемых ведомств. Заявление это признано комиссиею основа
тельным.
VI. Ф.Ф. Тибо-де-Бриньоль сообщил о следующих двух изданиях,
которые могут быть полезны для изучения иностранных архивов:
1)\\ЫГ: ОексЫсЫе ёег АгсЫуе ш \У1еп. \У1еп, 1871. 2) 1опапп Сеог§
5е12шлег: Тпеопе ипс! Ргах1$ ёег ВйэНоШекктвзепкспаи:, и в ней особое от
деление под заглавием: СгипйНшеп ёег АгсЫУзтззепвсЬаП. Огезёеп,
1836. Председатель заявил, что хотя у него есть в виду некоторые загла
вия сочинений и самые сочинения об архивах и архивном деле, особен
но в Италии, но было бы очень желательно для более полного собрания
таких книг, чтобы все гг. члены, кому какие знакомы такого рода изда
ния, доставили о них сведения в комиссию.
ПРИЛОЖЕНИЯ. А. Список членов Комиссии обустройстве архивов.
1. Артемьев, Александр Иванович — от Министерства внутренних дел.
2. Б а р а н о в, Платон Иванович — по приглашению председателя комис-
сии.
3. Боголюбов, Петр Иванович — от императорского Человеколюбиво
го общества.
4. Б ы ч к о в, Афанасий Федорович — от Министерства народного просве
щения.
5. Висковатов, Константин Александрович — от Государственной кан
целярии.
6. Гильтебрандт, Петр Андреевич — по приглашению председателя ко
миссии.
7. Григорович, Николай Иванович — от святейшего Синода.
8. Гюббенет, Адольф Яковлевич — от Государственного контроля.
9. Князь Д о н д у к о в-К о р с а к о в, Владимир Михайлович — от Минис
терства путей сообщения.
10. Е с и п о в, Григорий Васильевич — от Министерства императорского
двора.
11. 3 л о б и н, Константин Константинович — от Министерства иностран
ных дел.
12. И в а н о в, Лев Григорьевич — от Военного министерства.
13. Костливцев, Сергей Александрович — от Министерства финансов.
14. Л а з а р е в, Емельян Николаевич- от Главного управления государствен
ным коннозаводством.
15. Л е о н т ь е в, Семен Емельянович — от Министерства внутренних дел.
16. О п о ч и н и н, Федор Константинович — по приглашению председате
ля комиссии.
17. О р е у с, Иван Иванович — от Военного министерства.
18. П а с м у р о в, Николай Николаевич — от Кавказского комитета.
19. П о л е н о в, Дмитрий Васильевич — от II отделения Собственной его
императорского величества канцелярии.
20. Р е п и н с к и и, Григорий Косьмич — от Министерства юстиции.
21.Селифонтов, Николай Николаевич — по приглашению председа
теля комиссии.
22. С е м е в с к и и, Михаил Иванович — по приглашению председателя ко
миссии.
23. С т а р ы н к е в и ч, Александр Соломонович — от Комитета по делам
Царства Польского.
24. Т и б о-д е-Б р и н ь о л ь, Федор Францевич — от IV отделения Собст
венной его императорского величества канцелярии.
25. Ч у б и н с к и и, Василий Григорьевич — от Морского министерства.
26. Ш а м ш и н, Иван Иванович — по приглашению председателя комис
сии.
27. Ш о л ь ц, Эмилий Васильевич — от Комитета министров.
28. Ш у м о в, Илья Степанович — от Министерства государственных иму-
Ществ.
Сборник материалов, относящихся До архивной части в России. Т.2. Пг, 1917.С. 379-384.
148
149
№ 130. 1873 г.
Распоряжение Министерства внутренних дел. — О доставлении в Публичную библиотеку всего печатаемого, гравируемого и литографируемого по два экземпляра
На основании закона, ст.79 Уст. Ценз., т. XIV Св. Зак., цензурные комитеты и отдельные цензоры обязаны доставлять в императорскую Публичную библиотеку по два экземпляра всех вновь выходящих в России с их разрешения изданий; а пунктом статьи 3 высочайше утвержденного 20 февраля 1850 г. дополнительного положения об императорской Публичной библиотеке, распубликованного в № 20 «С.-Петербургских Сенатских ведомостей» того же года, на директора Библиотеки возложена обязанность и ответственность: «наблюдать и настаивать за исполнением закона о том, чтобы всего в России печатаемого, гравируемого и литографируемого, по какому бы то ведомству ни было, доставлялось в Библиотеку по два экземпляра». Как на этом основании никакие произведения тиснения или литографирования не изъяты от присылки в Библиотеку, хотя бы они появлялись в свет по высочайшему разрешению или по особым распоряжениям начальства, то о точном и безусловном исполнении этого закона в июле 1850 г. сообщено было начальникам губерний для надлежащего с их стороны распоряжения. Между тем, директор императорской Публичной библиотеки сообщил, что в Библиотеку все еще не доставляется весьма многих книг, издаваемых разными ведомствами с разрешения их главных начальств, в особенности же отдельных оттисков из официальных журналов, губернских ведомостей и проч., которые, быв иногда отпечатываемы в ограниченном числе экземпляров, более для авторов, чем для продажи, поэтому самому не представляются в цензурные комитеты для рассылки по принадлежности. Все это вовлекает Библиотеку в беспрерывную переписку, не только при малом составе ее канцелярии крайне обременительную, но и остающуюся еще нередко бесплодною, а между тем, отнимает средства к достижению одной из главных целей Библиотеки, именно — совмещения в ней на пользу общую всех произведений нашего книгопечатания. Вследствие чего статс-секретарь барон Корф просил сделать распоряжение о строжайшем подтверждении всем заведующим принадлежащими к Министерству внутренних дел типографиями и тому подобными заведениями, а также содержателям частных типографий, литографий и проч., чтобы они доставляли в Публичную библиотеку непосредственно от себя по два экземпляра как всех произведений, печатаемых в них по распоряжению начальства, без цензурного пропуска, так, равно, и отдельных оттисков (когда последние не отсылаются ими в цензуру) из повременных изданий, и притом со всеми следующими к ним чертежами, планами, картами, рисунками и проч. Что же касается тех изданий, которые по содержанию их должно оставлять
150
в тайне или, по крайней мере, без оглашения, то эти последние, согласно циркуляру Министерства внутренних дел 19 июля 1850 г., должны быть доставляемы на имя директора императорской Публичной библиотеки с надлежащим о том пояснением, дабы не выдавать их никому в Библиотеке. Об этом сообщено начальникам губерний для надлежащего исполнения.
Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1858, 1859, 1860 и 1861 годы. СПб., 1873. С. 300-301.
№131. 1876 г. мая 26.
Доклад министра народного просвещения Д.А. Толстого Александру II. — Об учреждении при Министерстве особой комиссии «для обсуждения предложений о мерах к охранению памятников древности»
Вторым археологическим съездом, происходившим в С.-Петербурге в 1871 г., выработан был проект положений о мерах к охранению на будущее время существующих в России памятников древности. Проект этот председателем совета означенного съезда камергером графом Уваровым представлен был в Министерство народного просвещения, а со стороны оного сообщаем был на заключение святейшего Синода и министров внутренних дел и военного, которые отозвались о неимении с их стороны препятствий как к осуществлению предположений съезда о мерах к сохранению отечественных памятников древности, так и к утверждению выработанного съездом проекта положений по сему предмету.
Затем упомянутый выше проект вместе с дополнительными к нему объяснениями, представленными впоследствии графом Уваровым, сообщаем был от Министерства народного просвещения на заключение императорских Академий наук и художеств, от которых и поступили отзывы их по сему предмету.
Ввиду несомненной важности своевременного принятия мер к охранению памятников нашей старины от дальнейшего разрушения, признавая необходимым означенный проект, со всеми поступившими по содержанию оного отзывами, подвергнуть всестороннему рассмотрению лиц, специально знакомых с этим делом, я остановился на предположении об учреждении для сего при Министерстве народного просвещения особой комиссии из представителей, по одному, от императорских Академий наук и художеств, от императорской Археологической Комиссии и от святейшего Синода, а также от всех археологических об-Ществ, с поручением председательствования в этой комиссии товарищу
151
министра внутренних дел, статс-секретарю тайному советнику князю Лобанову-Ростове кому, изъявившему на это свое согласие.
Министр внутренних дел, с которым я входил в сношение по сему предмету, отозвался, что к учреждению означенной комиссии и к возложению председательствования в оной на статс-секретаря князя Лобанова-Ростовского он, с своей стороны, препятствия не встречает.
По сделанным мною сношениям с государем великим князем Владимиром Александровичем, министром императорского двора и президентом императорской Академии наук получены отзывы их о том, что в комиссию эту могли бы быть назначены:
от императорской Академии художеств — ректор архитектуры действительный статский советник Резанов, а в случае его отъезда из С.Петербурга по служебным обязанностям, профессор архитектуры тайный советник Гримм.
От императорской Академии наук — ординарный академик тайный советник Веселовский.
От императорской Археологической комиссии — производитель дел оной надворный советник Лерх.
От святейшего Синода я полагал бы назначить начальника архива оного Григоровича.
На учреждение помянутой комиссии в означенном выше составе приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее вашего императорского величества соизволение. Граф Дмитрий Толстой.
Охрана памятников истории и культуры в России.
XVIII — начало XX вв.
Сборник документов. М., 1978. С. 98-100.
№ 132. 1877г. апрель.
«Проект правил о сохранении исторических памятников», подготовленный Комиссией А. Б. Лобанова-Ростовского
1. Все памятники, замечательные по своей древности, художествен
ному достоинству или историческому значению и составляющие пра
вительственную, церковную или общественную собственность, охраня
ются от разрушения и несоответственных исправлений.
2. К памятникам такого рода относятся: а) памятники зодчества, б)
памятники живописи и ваяния, в) изделия ремесленные и г) памятники
письма и печати.
Примечание. Под этими общими именованиями подразумеваются, например: курганы, могилы, валы и вообще все насыпи, каменные орудия и металлические памятники, древние зда-
152
ния, развалины древних построек, каменные бабы и другие изваяния, иконы, стенопись и памятники эпиграфические, церковная и домашняя утварь, одним словом, все остатки старины, заслуживающие сохранения по их историческому, художественному или археологическому значению.
3. Для наблюдения за сохранением памятников учреждается при Министерстве народного просвещения комиссия под названием: императорская Комиссия о сохранении исторических памятников.
4. Комиссия состоит из председателя, членов постоянных и совеща
тельных и секретаря.
5. Председатель Комиссии назначается и увольняется указом за соб
ственноручным высочайшим подписанием.
6. В случае болезни или отсутствия председателя Комиссии место
его занимает один из членов по назначению министра народного про
свещения.
7. Постоянные члены назначаются, в числе четырех, министром на
родного просвещения по представлению председателя Комиссии из
лиц, имеющих специальные сведения по четырем отраслям памятни
ков, указанных в § 2.
8. Членами совещательными состоят представители, по одному, от
духовного ведомства, от Министерств: императорского двора, военно
го, внутренних дел, народного просвещения и государственных иму-
ществ, императорской Академии наук, императорской Академии худо
жеств и тех археологических, исторических и других ученых обществ и
учреждений, которые изъявят согласие принять участие в занятиях Ко
миссии.
9. Для обсуждения дел Комиссия имеет заседания обыкновенные и
общие.
10. В обыкновенных заседаниях Комиссии участвуют одни только
постоянные члены. Предметы этих заседаний составляют:
а) Обсуждение мер к приведению в известность памятников.
б) Проверка и дополнение доставленных в Комиссию о них сведе
ний и изготовление на основании этих сведений докладов в общие за
седания, с ученою оценкою исторического, археологического и художе
ственного значения памятников.
в) Составление предварительных списков для их напечатания и от
чета.
г) Изыскание мер к сохранению памятников.
д) Составление инструкций отделам и блюстителям.
е) Наблюдение за точным исполнением на местах мер, предложен
ных Комиссиею.
ж) В случаях, не терпящих отлагательства, сообщение надлежащим
153
ведомствам о немедленной приостановке как работ по сломке или пере, стройке зданий, так и распоряжений по отчуждению и переделке пред. метов замечательных.
11. В общих заседаниях Комиссии, кроме членов постоянных, при
нимают участие и члены совещательные. В этих собраниях Комиссия:
а) окончательно обсуждает списки памятников;
б) делает постановление, в случае невозможности более поддержи
вать какой-либо памятник, об его уничтожении или видоизменении;
в) обсуждает меры, предначертанные для сохранения памятников,
рассматривает доставленные чертежи, сообщенные способы для вос
становления памятников и проч.;
г) составляет планы ученых командировок для освидетельствования
на местах памятников и избирает лиц, на которых возлагается исполне
ние этих поручений, и
д) вообще обсуждает по предложению председателя все дела, касаю
щиеся Комиссии.
12. Комиссия может приглашать в обыкновенные и общие заседа
ния с правом голоса всех лиц, содействие которых она признает полез
ным и необходимым.
13. Комиссия сносится со всеми учреждениями как правительствен
ными, так и общественными, а равно со всеми учеными обществами и
частными лицами, от которых может ожидать сведений и содействия.
14. Постановления общих заседаний по пунктам а и б § 11 поверга
ются через министра народного просвещения на высочайшее государя
императора воззрение и утверждение, а постановления по остальным
пунктам того же параграфа приводятся в исполнение председателем
Комиссии.
15. В тех случаях, когда оказывается невозможным сохранить ка
кой-либо памятник архитектурный или вещественный, Комиссия не
медленно распоряжается о снятии с него точных планов, подробных
рисунков, слепков или фотографических снимков, о верности которых
составляет протоколы.
16. Комиссия составляет ежегодно отчет о своей деятельности, ко
торый представляется государю императору министром народного про
свещения.
17. Комиссия печатает каждые полгода сведения о ходе своей дея
тельности и, кроме того, издает в неопределенные сроки «Известия» или
«Записки», в которых помещает списки памятников и собранные о них
сведения, а также протоколы своих заседаний. Извлечения из последних
печатаются в местных «Епархиальных» и «Губернских ведомостях».
18. Для ближайшего исследования памятников и наблюдения за их
целостью образуются археологические округа, в состав которых входят
одна или несколько губерний.
154
т
II
19. Каждый округ состоит в заведывании особого отдела император
ской Комиссии.
20. Число и состав округов определяются по представлению Комис
сии министром народного просвещения.
21. Каждый отдел Комиссии состоит из председателя и членов, из
бираемых императорскою Комиссиею из числа членов местных архео
логических обществ, ученых учреждений и лиц, известных своими уче
ными трудами. Председатель и члены отделов представляются на ут
верждение министра народного просвещения.
22. В случае отсутствия председателя отдела, по общему соглаше
нию членов, один из них заступает его место, о чем каждый раз доводит
ся до сведения Комиссии.
23. Сношения императорской Комиссии с своими отделами произ
водятся через председателей оных.
24. Отделы императорской Комиссии исполняют на месте все то,
что составляет предмет занятий обыкновенных заседаний самой Ко
миссии, за исключением пунктов д и ж § 10.
25. Духовному ведомству, а равно всем прочим правительственным
и общественным учреждениям, вменяется в обязанность, прежде како
го-либо отчуждения предметов, имеющих историческое значение, или
работ по исправлению и переделке памятников, входить в сношение с
подлежащим отделом Комиссии и без ведома и разрешения император
ской Комиссии не приступать ни к каким изменениям и подновлениям
памятников.
26. Отделы для наблюдения за целостию и для точного исполнения
мер к сохранению памятников избирают из местных жителей в каждой
губернии по одному или по нескольку блюстителей, которые утвержда
ются в этом звании императорскою Комиссиею.
27. Блюстители о своей деятельности и о своих мероприятиях к
изысканию и сохранению памятников доводят до сведения местного
отдела.
28. Члены отделов и блюстители, не находящиеся на действитель
ной службе, считаются, доколе состоят в этих званиях, первые в VI, а
вторые в VII классе, и носят мундир Министерства народного просве
щения, присвоенный этим классам.
Князь Алексей Лобанов-Ростовский. А. Бычков. К. Веселовский. П. Лерх. А. Резанов. Н. Григорович. Граф А.Уваров. А. Викторов. Н. Султанов.
Н. Мурзакевич при особом мнении.
Делопроизводитель Шелашников.
155