Царствование Александра III (1881—1894)

№ 135. 1884 г. апреля 13.

Высочайше утвержденное положение Комитета министров. — Об учреждении гу, бернских исторических архивов и ученых архивных комиссий

Государь император по положению Комитета министров в 13 день апреля 1884 г. высочайше соизволил на учреждение, в виде опыта, в гу­берниях Тверской, Тамбовской, Рязанской и Орловской губернских ученых архивных комиссий и исторических архивов на предложенных министром внутренних дел основаниях, предоставив ему, министру, в случае надобности и имеющихся средств, разрешать открытие подоб­ных же учреждений и в других губерниях.

Сообщая вашему превосходительству о таковом высочайшем пове­лении для сведения, долгом считаю присовокупить, что основания, на которых Министерством внутренних дел предположено учреждение гу­бернских ученых архивных комиссий и исторических архивов, заклю­чаются в следующем:

1) Для сосредоточения и вечного хранения архивных дел и докумен­
тов, не требующихся для текущего делопроизводства, но более или ме­
нее важных в историческом отношении, учреждаются в губерниях мест­
ные исторические архивы.

2) Собирание и приведение в порядок означенных архивных дел и
документов возлагаются на учреждаемую для сего в губернии ученую
архивную комиссию.

3) Ученые губернские архивные комиссии составляются, по взаим­
ному соглашению директора Археологического института в С.-Петер­
бурге с местным губернатором, как из служащих, так и несостоящих на
службе в губернии лиц, могущих быть полезными комиссии своими по­
знаниями и усердием к делу. Губернатор есть непременный попечитель
таковой комиссии.

4) Председатель и правитель дел ученой комиссии, а в случае надоб­
ности, и помощник председателя избираются самою комиссиею в пер­
вое ее заседание.

5) На обязанности ученой комиссии лежит: а) разбор дел и докумен­
тов, предназначенных в губернских и уездных архивах разных ведомств
к уничтожению, для выделения из них тех столбцов и бумаг, которые по
представляемому ими интересу в научном отношении подлежат переда­
че для хранения в исторический архив, б) составление таковым докУ'
ментам и делам надлежащих описей и указателей и в) расположение их
в таком порядке, чтобы они были доступны для ученых занятий.

6) Копии с упомянутых выше описей и указателей и годовые отчеты
о своих занятиях ученые комиссии представляют в конце года (не поЗ'

160


т


же ноября) директору Археологического института, который доводит о них до сведения императорской Академии наук в виде отчета о трудах за истекший год по архивному делу в тех губерниях, в которых учреждены такие комиссии.

7) Ученые комиссии, независимо от своей прямой обязанности, мо­
гут по местным обстоятельствам включать в круг своих занятий розыс-
кание, описание и объяснение всяких других памятников старины.

8) Расходы, необходимые на содержание и занятия ученых губерн­
ских архивных комиссий, покрываются из средств, имеющихся в рас­
поряжении директора Археологического института, и из местных по­
жертвований на пользу науки. О лицах же, оказывающих Комиссии
особые услуги своим усердием, директор Института представляет на ус­
мотрение президента императорской Академии наук.

ПСЗ-3, т.4, № 2149

№ 136. 1884 г. мая 31.

Циркуляр Министерства внутренних дел гражданским губернаторам. — О под­тверждении распоряжений о запрещении кладоискательства и о порядке сдачи ар­хеологических находок

Г. губернатору.

Циркулярными распоряжениями от 4 ноября 1866 г и 31 июля 1882 г. за № 229 и 26 Министерство внутренних дел просило гг. губернаторов ни под каким видом не допускать кладоискательства и неизбежного от того разрушения памятников древности и о непременном доставлении на рассмотрение императорской Археологической комиссии всех нахо­димых предметов древности.

Между тем, как видно из отзыва означенной Комиссии, по некото­рым губерниям вовсе не доставлялись сведения о находимых древнос­тях, хотя из этих губерний вывозились даже за границу различные най­денные там памятники старины, имеющие весьма важное значение в научном отношении. По другим губерниям городские управы предпри­нимают кладоискательства, поручая, притом, раскопки лицам, совер­шенно невежественным в археологии.

Вследствие сего имею честь покорнейше просить ваше превосходи­тельство наблюсти за точным и непременным соблюдением на будущее время во вверенной вам губернии помянутых циркуляров за №№ 229 и 26 и сделать настоятельное об исполнении их распоряжение.

Подписал: за министра внутренних дел товарищ министра сенатор Дурново.

Скрепил: директор В. Заика. Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII - начало XX вв. Сборник документов. М„ 1978. С.114-115.

161


 


№137. 1886г. ноября 27.

Циркуляр Министерства внутренних дел гражданским губернаторам. — Озапреще. нии производить раскопки на государственных, церковных и общественных землях без разрешения Археологической комиссии

Господину губернатору.

Циркулярными распоряжениями от 4 ноября 1869 г. за № 229, 31 июля 1882 г. за № 26 и 31 мая 1884 г. за № 11 Министерство внутренних дел просило гг. губернаторов сделать настоятельное распоряжение о бе­зусловном воспрещении кладоискательства и неизбежного от того раз­рушения памятников старины и о непременном, согласно прилож. к 589 ст., 1 ч., X т. Св. Зак. Гражд. и 6 п. прил. к 2318 ст., 1 т., 2 ч. Учрежде­ния министерств, о доставлении на рассмотрение императорской Архе­ологической комиссии всех находимых предметов древности.

Между тем, по многим губерниям, как сообщает Археологическая комиссия, не только раскопки производятся без предварительного уве­домления Комиссии, но даже о находимых при подобных раскопках предметах Комиссия не получает никаких сведений от губернаторов, а узнает об них только из частных сообщений и газетных статей.

По закону императорская Археологическая комиссия обязана «сле­дить за всеми делающимися в государстве открытиями предметов древ­ности, о которых извещают ее также и местные начальства, а если не представляется затруднения, то пересылают и самые находимые древ­ности на ее рассмотрение» (Учреждение министерств, ст.2318, дополн.2, прил., по прод.1876 г.). Кроме того, закон подробно указывает Комис­сии, каким образом она должна следить за раскопками, земляными ра­ботами и т.п., производящимися в пределах империи.

Очевидно, однако, что без соучастия местной администрации, Ко­миссия почти бессильна в бдительном надзоре за производящимися в разных местах России раскопками. Посему Комиссия неоднократно об­ращалась к содействию Министерства внутренних дел по ограждению отечественных памятников древности от разного рода посягательств.

Комиссия, по ее отзыву, вовсе не имеет в виду совершенно запре­тить лицам, желающим заняться археологическими исследованиями, производить раскопки в избранных ими местах. Напротив, Комиссия всегда оказывала и намерена оказывать всякое содействие лицам, дей­ствительно желающим предпринять археологические исследования с научною целью, но считает себя обязанною настойчиво требовать, что­бы такие раскопки не производились без ее ведома и без ее разрешения, и чтобы все найденные при раскопках предметы доставляемы были в Комиссию для представления оных на высочайшее государя императо­ра усмотрение, согласно указанию закона.

162


т


Такое требование Комиссии, не говоря о неизбежности его ввиду существующего закона, представляется еще, кроме того, необходимым для пользы археологии России.

Только при единстве действий и сосредоточении указания мер, кло­нящихся к сохранению памятников отечественной старины, в однех ру­ках, можно достигнуть действительно полезного результата.

Дозволение же всем желающим производить раскопки, где им угод­но, располагать по усмотрению найденными вещами и сообщать отче­ты о своих изысканиях, лишь когда и как вздумается, должно, очевид­но, повести только к окончательному разрушению и без того уже реде-[оших памятников древней России.

Ввиду сего императорская Археологическая комиссия просит со­действия Министерства внутренних дел к достижению преследуемой ею цели строгим запрещением кому бы то ни было предпринимать ка­кие-либо раскопки на казенных, церковных или общественных землях без специального на то дозволения со стороны императорской Археоло­гической комиссии.

Согласно такому ходатайству императорской Археологической ко­миссии, имею честь покорнейше просить ваше превосходительство сде­лать распоряжение о непременном и неуклонном соблюдении во вверен­ной вам губернии циркулярных распоряжений Министерства внутрен­них дел от 4 ноября 1866г., 31 июля 1882г. и 31 мая 1884г. за №№ 229,26 и 11 и о строгом, согласно сему, воспрещении кому бы то ни было пред­принимать какие-либо археологические раскопки на казенных, церков­ных или общественных землях без специального разрешения на то импе­раторской Археологической комиссии, с донесением об этом, на осно­вании 554 ст., Пт., 1 ч.,Общ.Губ.Учр., Министерству внутренних дел.

За министра внутренних дел товарищ министра сенатор [подписал] Плеве.

Директор [скрепил] В. Заика.

Охрана памятников истории и культуры

в России. XVIII - начало XX вв.

Сборни к документов. М., 1978. С.116—118.

№138. 1887 г. января 21.

Доклад Археологической комиссии президенту Академии художеств вел. кн. Вла­димиру Александровичу. — О необходимости предоставить право на разрешение производства раскопок и реставрационных работ памятников старины исключи­тельно Археологической комиссии совместно с Академией художеств

Императорская Археологическая комиссия по § 6 Устава следит за Всеми делающимися в государстве открытиями предметов древности и

163


По § 7 обязана принимать все зависящие от нее меры, когда предстоит надобность уничтожить какой-либо остаток древности.

Двадцативосьмилетняя практика убедила Комиссию, что ее заботы и меры по этому делу не вполне достигают цели, столько же вследствие равнодушия общества и местных властей, сколько — и еще более — вследствие отсутствия должной системы и порядка в направлении раз­личных частных обществ и любителей древности.

В последнее время замечается усиленная деятельность археологиче­ских обществ и учреждений, направленная не на серьезное изучение и научную разработку добытых материалов, но преимущественно на спешное собирание древностей и весьма часто на беспорядочные кур­ганные раскопки. К крайнему же сожалению и прямому вреду для па­мятников эти раскопки производятся нередко лицами, совершенно не­подготовленными, занимающимися этим делом лишь в интересах про­стого любопытства или ради снискания известности наиболее легким способом. С одной стороны, наука отечественной древности настолько еще теперь молода, что она не в силах охватить массу добываемого сы­рого материала. С другой стороны, настанет время, когда этой науке за повальным уничтожением массы курганов придется решать свои во­просы по обезображенным их остаткам. Наконец, этим уничтожается всякая возможность разумного сосредоточения важного научного мате­риала в правительственных собраниях, единственно свободно доступ­ных для общего пользования и навсегда сохранных, ибо наши древно­сти расходятся во множестве по различным коллекциям и стали пред­метом спекуляции.

В том же печальном положении находится в России дело сохране­ния и реставрации монументальных памятников древности, редких и потому еще более драгоценных. Отсутствие законного правительствен­ного надзора и здесь оказало обильный вред, неизбежно проистекаю­щий от излишнего, хотя бы и благонамеренного, увлечения местных уч­реждений и лиц, не располагающих научною и художественною подго­товкою.

Противодействовать этому злу не смогли и не смогут никакие при­думывавшиеся в последнее время, как в этом убедился и сам Государст­венный совет, новые особые и притом в различных пунктах учреждае­мые комиссии, которые только напрасно потребуют от правительства лишних расходов. В других государствах давно уже стало аксиомою, что надзор за драгоценною историческою собственностию государства мо­жет быть поручен только государственным учреждениям, а не частным обществам и деятельности любителей. К тому же убеждению пришли императорская Академия наук и императорская Академия художеств в своих отзывах по возбужденному в 1874 году вопросу о сохранении па­мятников. Они же признали единственно нормальным сосредоточить

164


дело этого надзора в существующем уже государственном учреждении, раковым является императорская Археологическая комиссия.

Все надежды на обеспечение судьбы памятников отечественной древности могут быть единственно возложены на всемилостивейшее принятие их под непосредственное покровительство государя импера­тора. Высочайшее покровительство монарха даст единство разрознен­ной деятельности, пробудит сознание государственной важности этого дела и убедит смотреть на памятники древности на всем пространстве России, как на общее достояние отечества.

И тогда возможно станет установить следующие основные пункты по делу об открытии и сохранении памятников древности в России:

1. Право производства и разрешения раскопок принадлежит исклю­
чительно императорской Археологической комиссии и, помимо пред­
варительного с нею соглашения, никакое общество и частное лицо не в
праве предпринимать раскопок на казенных, общественных, городских
и церковных землях.

2. Дело сохранения и возобновления монументальных памятников
древности в России вручается императорской Археологической комис­
сии совместно с императорскою Академиею художеств и без разреше­
ния и руководства этих правительственных учреждений никакая реста­
врация не может быть производима.

3. Все как существующие, так и вновь возникающие городские и об­
щественные музеи обязываются по требованию Комиссии, доставлять
ей сведения о своих собраниях древностей и всех поступающих в эти со­
брания предметах.

Императорская Археологическая комиссия глубоко убеждена в не­отложной необходимости представить ныне же о всем вышеизложен­ном вашему императорскому высочеству, как президенту император­ской Академии художеств, и всепреданнейше просить ваше император­ское высочество повергнуть соображения Комиссии на высочайшее его величества благосоизволение.

Председатель Комиссии: в звании камергера двора его величества

граф А. Бобринский.

Члены Комиссии: барон В.Тизенгаузен, профессор Н.Кондаков,

граф Ив. Толстой.

21 января 1887 года.

Охрана памятников истории и культуры

в России. XVIII — начало XX вв.

Сборник документов. М., 1978. С. 118—122.

165


..


№139. 1887 г. марта 8.
















































Из доклада министра народного просвещения И.Д. Делянова в Комитет минисщ, ров с просьбой о подтверждении указов об охране памятников церковной старины «от истребления, порчи и самовольных переделок»

Изложение дела.

Охранение древних памятников искусства издавна предусмотрено действующими законами; так, в ст.207 Строительного устава в отноше­нии памятников церковного зодчества воспрещается приступать без высочайшего разрешения к каким-либо обновлениям в древних церк­вах и предписывается вообще тщательное сохранение как наружного, так и внутреннего их вида, причем установлено, что никакие произ­вольные поправки и перемены не дозволяются без ведома высшей ду­ховной власти и, кроме того, повелено епархиальным архиереям на­блюдать, дабы нигде и ни под каким предлогом в древних церквах не дозволялось ни малейшего исправления, возобновления и изменения живописи и других предметов давнего времени, а всегда испрашивалось на то разрешение от святейшего Синода. Статьею же 209 того же устава предписывается, чтобы при распространении и возобновлении старин­ные церкви, замечательные в каком-либо отношении историческом, возобновлялись с сохранением прежнего вида.

Несмотря на приведенное законоположение, не только в отдален­ных местностях памятники древнего зодчества подвергаются передел­кам и уничтожению, но даже в центральных местностях, вблизи Моск­вы, памятники эти не охраняются, как бы следовало. Так, архитектор, занимавшийся по поручению императорской Академии художеств сня­тием рисунков с памятников зодчества в храме св. Иоанна Предтечи в подмосковном селе Дьякове, обнаружил искажение и порчу означенно­го храма, о чем и сообщил по принадлежности.

На основании сего донесения, а также ввиду того, что храм св. Ио­анна Предтечи, сооруженный в начале XVI века в память рождения и тезоименитства царя Иоанна Васильевича Грозного, по своеобразной художественной форме своей послужил прототипом для храма Василия Блаженного в Москве и представляется одним из самых замечательных и пользующихся всемирною известностью памятников искусства, Мос­ковское архитектурное общество, С.Петербургское общество архитек­торов, а также императорское Русское и Московское археологические общества сочли нужным произвести в 1882 г. освидетельствование хра­ма. Из такового осмотра оказалось, что: 1) древняя перекрышка цоколя, богатого шаблона, уничтожена по всей восточной части и заменена но­вою простою кирпичною кладкою; 2) в северо-восточном приделе окна переделаны и растесаны, причем большая часть древних наличников обрублена; в трапезной же его части прежний деревянный потолок за-

166


кирпичным сводом такого подъема, при котором пришлось под­нять наружную стену на 7 рядов кирпича, вследствие чего крыша за­крыла значительную часть древнего фасада; 3) все эти работы произво­дятся, очевидно, при совершенном отсутствии технического и художе­ственного руководства, вследствие чего крайне обезображивается внешний вид древнего храма. Засим, по сличении настоящего вида хра­ма с рисунками, помещенными в «Памятниках древнего русского зод­чества» (издание Рихтера), оказалось, что в более или менее недавнее время еще произведены следующие искажения: 1) упомянутая выше древняя перекрышка цоколя уничтожена на всех наружных стенах хра­ма и, к счастию, сохранилась только над пилястрою северо-западного угла; 2) на западном фасаде, по бокам, у основания звонницы уничто­жено два выкруга; 3) пол колокольни поднят; каменные стенки между столбами колокольни выломаны и заменены досчатою обшивкою; 4) из трех окон под звонницею в двух крайних дуговые перемычки заменены плоскими, причем отверстия окон спущены и нижние части их налич­ников срублены; 5) на южном фасаде окно в среднем осьмиграннике значительно увеличено с полным уничтожением древнего кирпичного наличника, замененного штукатурною тягою; 6) в юго-восточном при­деле окно обезображено растескою и уменьшением высоты; 7) в юго-за­падном приделе вновь пробито окно прямоугольное; 8) в полукружии главного алтаря три окна растесаны с уничтожением древних налични­ков; 9) в алтаре юго-восточного придела древнее окно расширено с за­меною дуговой перемычки прямою; 10) в шее средней главы древние окна заложены наглухо, вследствие чего верх храма внутри совершенно темен; 11) также точно заложены окна и в шеях малых глав; 12) древние кованые железные крючки для лампад пред местными иконами иконо­стаса, описанные и нарисованные в вышеупомянутом издании Ф.Рих­тера, не оказались на месте.

Представляя о вышеизложенном, С.-Петербургское общество архи­текторов ходатайствовало в Министерстве внутренних дел о возбужде­нии вновь вопроса об учреждении «Императорской Комиссии о сохра­нении исторических памятников» на началах, проектированных при участии представителя Общества в 1876 г. особою комиссиею, высочай­ше учрежденною при Министерстве народного просвещения и состояв­шей под председательством бывшего товарища министра внутренних Дел князя Лобанова-Ростовского. Таковое ходатайство Общества архи­текторов было передано из Министерства внутренних дел на усмотре­ние Министерства народного просвещения.

Посему я сообщил как Министерству внутренних дел, так и обер-прокурору святейшего Синода о том, что бывшая при Министерстве Народного просвещения особая комиссия под председательством князя Лобанова-Ростовского для обсуждения предположений о мерах к охра-

167


нению на будущее время памятников древности выработала по сему во­просу проект правил, по коему предполагалось учреждение император­ской Комиссии о сохранении исторических памятников. На содержа­ние этой Комиссии вместе с археологическими округами требовался ежегодный расход в 36 900 руб. Ввиду того, что Министерство финансов в 1877 г. не изъявило согласия на отпуск указанной суммы, учреждение комиссии было приостановлено.

Не полагая, чтоб и в 1883 г. Министерство финансов изъявило со­гласие на отпуск потребного для помянутой Комиссии содержания, я не находил удобным возбуждать вновь вопрос об учреждении сей Ко­миссии, а признавал полезным испросить установленным порядком высочайшее его императорского величества соизволение на под­тверждение всем правительственным местам и лицам о неуклонном соблюдении ст. 207 и 209 Строит, уст., воспрещающих без высочайше­го разрешения приступать к каким-либо обновлениям в древних церк­вах и в других памятниках старины и предписывающих тщательно со­хранять как наружный, так и внутренний вид церквей, и не дозволять никаких произвольных поправок и перемен без ведома высшей духов­ной власти, причем означенные статьи следовало бы дополнить пра­вилом, чтобы все необходимые переделки и ремонтные исправления каких бы то ни было казенных древних зданий и сооружений делались не иначе, как с разрешения высшего начальства того ведомства, в ко­тором оные состоят, и чтобы таковые разрешения, в свою очередь, да­вались не иначе, как по истребовании заключения о предполагаемых переделках и исправлениях от одного из существующих археологичес­ких обществ. По таковому предположению мною было сделано сно­шение с министром внутренних дел и обер-прокурором святейшего Синода.

Министерство внутренних дел от 6 февраля 1883 г. за № 2024 отозва­лось, что, в видах сохранения памятников древности от истребления и порчи при перестройках и переделках, оно вполне соглашается с пред­положением Министерства народного просвещения о подтверждении всем правительственным местам и лицам соблюдения существующих законоположений по сему предмету и о дополнении таковых изложен­ным в отношении Министерства народного просвещения правилом от­носительно порядка разрешения переделок и ремонтных исправлений казенных древних зданий и сооружений.

Обер-прокурор святейшего Синода отношением от 30 марта того же 1883 г. за № 1381 сообщил, между прочим, что по поводу возбужден­ной в 1879 г. председателем Московского археологического общества переписки о переделках, произведенных в Покровской церкви близ Боголюбова монастыря Владимирской епархии, святейшим Синодом сделано было особое по духовному ведомству циркулярное распоряЖб'

168


ние о порядке производства починок и исправлений памятников ста-рцны, находящихся в ведении епархиальных начальств. По силе этого циркуляра, распубликованного в официальном органе духовного ве­домства «Церковном вестнике» (№ 5 за 1879г.), епархиальные началь­ства обязаны на основании ст.207 Строит, уст. наблюдать, дабы нигде ни под каким предлогом в древних церквах не было приступаемо к по­правкам и переделкам, а тем более уничтожению памятников старины без соглашения с одним из ближайших к месту их нахождения археоло­гических или исторических обществ: Петербургским, Московским и Одесским. Таким образом, со стороны святейшего Синода уже сделано надлежащее распоряжение по духовному ведомству как о неуклонном соблюдении ст. 207 Уст. строит., так и вообще об охранении памятни­ков старины.

Тем не менее, вполне соглашаясь с вышеизложенным мнением Ми­нистерства народного просвещения касательно подтверждения всем правительственным местам и лицам о тщательном соблюдении требо­ваний ст. 207 и 209 Уст. строит., Свод Зак., изд. 1857 г., и дополнения оз­наченных статей правилом о производстве переделок и исправлений в древних зданиях с разрешения высшего начальства, действительный тайный советник Победоносцев уведомляет Министерство народного просвещения, что со стороны духовного ведомства не только не встре­чается препятствий к предполагаемому Министерством народного про­свещения испрошению особого высочайшего повеления по сему пред­мету, но что такое ходатайство вполне отвечает воззрению святейшего Синода на памятники отечественной древности вообще, и церковной в особенности. К сему обер-прокурор присовокупил, что в видах боль­шей определительности выражения «древние церкви», встречающегося в ст. 207 Уст. строит., при издании предполагаемых правил представля­лось бы полезным удержать пояснение в сем отношении, содержащее­ся в п. 2 ст. 206 Уст. строит., по прод. 1876 года...

Закон.

Свод. Зак. т. XII, ч.1, Уст. строит., по прод.1876 года.

Ст. 206. Постройка, перестройка и распространение соборных, при­ходских, кладбищенских и домовых православных церквей и построе­ние часовень как в городах, так и в селениях, а также церковные соору­жения в монастырях, разрешаются самими епархиальными архиереями. Из сего исключаются: 1) все церкви в столицах, в том числе и домовые, а также часовни; 2) городские древние церкви, т.е. построенные вообще Не позже начала XVIII века, или, хотя и не древние, но замечательные по зодчеству или историческим воспоминаниям; 3) случаи, когда на по­стройку или исправление церкви, или на содержание имеющего быть

169


при ней причта, по недостатку местных средств, предполагается испро­сить у святейшего Синода отпуск денег. Во всех означенных выше, в пп. 1—3, случаях на исполнение предположений по постройке или пе­рестройке и исправлению церквей испрашивается разрешение святей­шего Синода, а в потребных случаях высочайшее соизволение.

Ст.209. Проекты на церковные постройки и перестройки, разреше­ния коих предоставляются власти епархиальных архиереев, передаются из духовных консисторий в местные строительные отделения при гу­бернских правлениях, с тем, чтобы последние в случаях, превышающих предоставленную им власть по утверждению проектов, сами представ­ляли таковые в подлежащее министерство и, по утверждении в оном, возвращали в консисторию для исполнения; по тем же постройкам и перестройкам церквей, на производство коих необходимо разрешение святейшего Синода или высочайшее соизволение, епархиальные на­чальства должны вносить рассмотренные в местных строительных отде­лениях планы и фасады в святейший Синод.

Ст. 207. Заменена правилами, изложенными выше в ст.206.

Свод. зак. т. I, ч. 1, учр. Ком. Мин.:

Ст. 12. Из числа текущих дел представляются в Комитет от минис­терств: 1) Дела, по коим нужно общее соображение или содействие раз­ных министерств.... 3) Дела, разрешение коих превышает предел влас­ти, вверенной в особенности каждому министру, и требующие высочай­шего разрешения.

Заключение.

В видах сохранения памятников древности от истребления и порчи при перестройках и переделках лицами, не имеющими достаточных специальных сведений о значении и сохранении древних памятников, имею честь, согласно с отзывами Министерства внутренних дел и обер-прокурора святейшего Синода, обратиться в Комитет министров с по­корнейшею просьбою об исходатайствовании высочайшего его импера­торского величества соизволения.

Подтвердить всем правительственным местам и лицам о неуклон­ном соблюдении ст. 206 и 209, т. XII, ч. 1 Уст. строит., по прод. 1876 г., воспрещающих без высочайшего разрешения приступать к каким-либо обновлениям в древних церквах и во всех подобных памятниках и пред­писать всем правительственным местам и лицам, до коих сие может от­носиться, как наружный, так и внутренний вид церквей и казенных зда­ний, тщательно сохранять и не дозволять никаких произвольных по­правок без ведома и разрешения высшего начальства того ведомства, которому принадлежит здание, причем таковые разрешения, в свою очередь, должны быть даваемы не иначе, Как по истребовании заключе-

170


Т


о предполагаемых переделках и исправлениях от одного из сущест-ууюших археологических обществ.

Подписал: министр народного просвещения статс-секретарь Делянов. Скрепил: директор Н. Аничков.

Охрана памятников истории и культуры в россии. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М., 1978. С.122—129.

№140. 1888 г. марта 19.

Отношение Русского археологического общества И.Д. Делянову о необходимости согласования деятельности Археологической комиссии и Археологического общест­ва по сбору и охране памятников старины

Господину министру народного просвещения. На отношение вашего высокопревосходительства от 12 января сего года за № 581 имею честь сообщить, что мною было внесено на обсуж­дение императорского Русского археологического общества отношение императорской Археологической комиссии по вопросу об установле­нии для государственной пользы и в интересах науки необходимого по­рядка в деле собирания и охранения предметов древности, находимых в курганах, расположенных на казенных и общественных землях. По вы-слушании означенного отношения в среде Общества образовалось два мнения, из которых одно, разделяемое небольшим числом членов, при сем прилагается, а другое, принадлежащее совету Общества и большин­ству его членов, заключается в нижеследующих пунктах:

1. Императорское Русское археологическое общество вполне согла­
шается с Комиссией относительно необходимости установить при со­
действии правительства единение и порядок в общей деятельности уче­
ных археологических обществ и учреждений по разысканию и сохране­
нию памятников древности и вполне готово признать в императорской
Археологической комиссии тот правительственный центр, который мо­
жет установить связь для успешного ведения общего дела.

2. Так как лишь путем тесного единения между правительственным
органом и обществами, целесообразным разделением труда и установ­
лением взаимных прав и обязанностей может быть достигнута общая
цель на пользу отечественной науки, Общество считает желательным
входить с Комиссией в соглашение по всем вопросам, касающимся от­
крытия и сохранения памятников древности.

3. Ввиду предоставленного высочайше утвержденным положением
императорской Археологической Комиссии права производить раскоп­
ки на казенных и общественных землях и следить за ними, император­
ское Русское археологическое общество, сохраняя, вместе с тем, свое

171


право, выраженное в § 4 его устава, производить раскопки и снаряжать ученые экспедиции для исследования местностей, охотно принимает на себя обязательство до начала раскопок сообщать о сем Комиссии для сведения, с указанием местности и предполагаемого объема раскопок. Когда раскопки имеют быть произведены почетным или действитель­ным членом или членом-сотрудником императорского Русского архео­логического общества, Комиссия выдает этому лицу открытый лист, под ответственностью Общества за лицо, которое будет производить раскопки. Во всех остальных случаях разрешение раскопок предостав­ляется Комиссии.

4. По окончании раскопок Общество сообщает на просмотр Комис­
сии список всех предметов, найденных на казенных и общественных зем­
лях, причем, на основании взаимного соглашения председателей Обще­
ства и Комиссии, определяются те вещи, которые по своему археологи­
ческому значению заслуживают быть представленными государю импе­
ратору и сохраняться в правительственных собраниях. Со всех прочих
предметов Комиссия снимает рисунки или фотографии. Общество согла­
шается доставлять Комиссии копии с дневника раскопок или с отчета о
них. Найденные при раскопках на частной земле и пожертвованные ча­
стными лицами в музей Общества предметы составляют неотъемлемую
собственность Общества, но и с них Комиссия может снимать рисунки и
фотографии. Сведения о случайных находках, приобретенных Общест­
вом, тоже будут сообщаться Комиссии на тех же основаниях.

5. Сообщая Комиссии, согласно 4-му пункту, найденные предметы
древности или предоставляя ей делать снимки с них, Общество сохра­
няет за собой преимущественно право на издание их.

6. Искренно желая, чтоб императорской Археологической комис­
сии удалось объединить деятельность археологических обществ и уч­
реждений, а также и частных лиц, и таким образом превратить свой ар­
хив в центральный археологический архив, Общество в интересах дела
выговаривает для себя и для своих членов право свободного научного
пользования этим архивом, а также и предметами, поступающими в
Комиссию, и, наконец, право издания документов и самих памятников,
если их не предполагает сама Комиссия обнародывать.

Имея честь ходатайствовать от имени императорского Русского ар­хеологического общества пред вашим высокопревосходительством о поддержании справедливых, на мой взгляд, желаний большинства чле­нов Общества, считаю долгом добавить, что глубоко убежден в пользе взаимного соглашения Комиссии и археологических обществ в общем для них деле. Следует надеяться, что подобное соглашение установит крайне желательный порядок в разработке отечественной археологии, спасет много драгоценного материала от напрасной гибели и даст пло­дотворные результаты для науки. Распространившаяся за последнее

172


время страсть к раскопкам в среде лиц, часто совершенно неподготов­ленных к этому делу, нередко с целями, ничего общего с истинной на­укой неимеющими, грозит не только уничтожить массу драгоценных памятников и остатков старины, но и лишить в будущем археологию, как науку, почвы, оставив ей в наследие лишь обрывки фактов, вместо цельной картины прошлого.

Как на разительный пример грустного хозяйничанья в области па­мятников старины, которые должны почитаться достоянием государст­венным и народным, укажу на Кавказ, этот богатейший кладезь для по­знания прошлого. Раскопки производятся там на всем пространстве края с разрешения и без разрешения чуть ли не первым встречным любителем с целью добыть хотя несколько вещей; при этом, конечно, нет и речи о каком-либо научном ведении дела, а происходит лишь сплошное уничто­жение курганов, городищ и могильников и исчезновение из пределов России драгоценных и по материалу, и по художественному достоинству находок. Невежественные раскопщики и спекулянты ведут обширный торг государственным достоянием с иностранными скупщиками и загра­ничными музеями, а в распоряжение наших государственных и общест­венных музеев поступает лишь самая незначительная часть вещей, кото­рую, сверх того, нет возможности к чему бы то ни было приурочить.

Такова печальная картина результатов полного отсутствия прави­тельственного надзора в деле раскопок, на которую считаю долгом об­ратить просвещенное внимание вашего высокопревосходительства и которая, по моему мнению, могла бы быть отчасти устранена запреще­нием вывоза предметов древности за границу. Подлинное отношение императорской Археологической комиссии с приложениями имею честь при сем возвратить.

Помощник председателя А. Стычков.

Секретарь граф И. Толстой.

Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М.,1978. С. 129—133.

№141. 1889г. марта 11.

Высочайшее повеление, объявленное министром юстиции. — О предоставлении императорской Археологической комиссии исключительного права производства и Разрешения раскопок с археологическою целью на землях казенных, принадлежа­щих разным установлениям и общественных

Министр императорского двора уведомил министра юстиции, что госу-Дарь император 11 марта 1889 года высочайше изволил повелеть: 1) ис­ключительное право производства и разрешения с археологическою це-

173


лью раскопок в империи на землях казенных, принадлежащих разныщ установлениям и общественных — предоставить императорской Архео­логической комиссии. Все учреждения и лица, предполагающие произ­водить подобные раскопки, обязаны, независимо от сношения с на­чальством, в ведении которых состоят упомянутые земли, входить в предварительное соглашение с императорскою Археологическою ко-миссиею. Открываемые при раскопках ценные и особо важные в науч­ном отношении предметы должны быть присылаемы в императорскую Археологическую комиссию для представления на высочайшее воззре­ние. 2) Реставрацию монументальных памятников древности произво­дить по предварительному соглашению с императорскою Археологиче­скою комиссиею и по сношению ее с императорскою Академиею худо­жеств.

РГИА, ф.1278, оп.6, д.94, л.20об.

№ 142. 1890 г. апреля 23.

Правила Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологи­ческом обществе

1. Комиссия имеет целью разрешение вопросов по охранению древ­
них памятников, причем рассматривает представленные проекты, на­
сколько в них, в предполагаемых пристройках, перестройках, возобнов­
лении и сломке зданий или частей оных, может быть нанесен ущерб
произведениям, имеющим археологическое значение.

Примечание. Рассмотрению Комиссии подлежат все памятники до XIX ст.

2. Члены Комиссии избираются Московским археологическим об­
ществом на 3 года в годичном общем собрании.

3. Комиссия состоит из 12 человек, в число которых входят обяза­
тельно председатель и секретарь Общества.

Примечание. В случае, если кто из членов Комиссии без объяснения уважительных причин не примет участия в делах Комиссии в течение года, член этот считается вы­бывшим и на его место избирается другое лицо.

4. Комиссия выбирает из своей среды в годичном заседании предсе­
дателя и кандидата на эту должность на 3 года, который и заботится об
устройстве заседаний Комиссии, о ее деятельности по сохранению па­
мятников и о своевременном движении всего хода дел.

Примечание. Секретарь Комиссии приглашается председателем.

5. Комиссия имеет право на основании § 3 устава Московского ар­
хеологического общества привлекать к своим занятиям лиц и непрИ"

174


надлежащих к числу членов Общества; в случае, если бы лица эти отве­чали требованиям § 11 и 19 устава Общества, членам Комиссии предо­ставляется право предлагать их на общепринятых основаниях (§ 23 и 24) в члены Общества и просить об их баллотировке.

6. Комиссия имеет еженедельные собрания в день и час, условлен­
ный между председателем и членами.

7. Заседание считается состоявшимся и решение законным, если на
заседании присутствуют 3 члена, считая в том числе и председателя (но
не секретаря).

8. Все бумаги, направляемые в Комиссию, получает секретарь, со­
общает их председателю и докладывает их в первое очередное заседа­
ние. Бумаги эти должны быть внесены в общую входящую книгу Обще­
ства.

9. Все бумаги, исходящие из Комиссии, подписываются председате­
лем Комиссии и секретарем ее, вносятся в книгу Общества и отправля­
ются за номером и печатью Общества.

10. Комиссия полагает свои решения: 1) на основании данных, по­
лучаемых из консисторий и др. ведомств, обращающихся в Общество;
2) на основании сведений, имеющихся или собираемых членами Ко­
миссии; 3) на основании осмотров памятников, поручаемых Комисси­
ей одному или нескольким из своих членов.

Примечание. Г.г. члены, которым поручен осмотр, обязаны представить в Комиссию письменный отчет об исполнении возложенных на них поручений в определенный Комиссией срок.

11. Члены Комиссии, которым поручается осмотр древних памят­
ников, получают от Общества открытый на то лист.

12. В случае необходимости при осмотре зданий устройства подмо­
стей, раскрытия кровли, отбития штукатурки, означенные работы про­
изводятся по соглашению на средства подателя прошения или самого
Общества.

13. Члены Комиссии не получают за свои труды никакого вознаг­
раждения, но поездки их оплачиваются Обществом, и в случае поездки
вне г. Москвы им выдаются суточные в размере 5 руб.

14. Наблюдение за производством архитектурных реставраций, если
они будут приняты на себя Обществом, Комиссия обязана поручить од­
ному из своих членов архитекторов.

15. Проекты реставраций, ввиду неразрывной связи между археоло­
гическим и художественным значением приемов, рассматриваются и
Утверждаются Комиссией.

16. Член Комиссии, взявший на себя поручение наблюдать за рес­
таврацией памятников, становится единственным ответственным рас­
порядителем всего дела и мнение его должно быть обязательно и для

175


того архитектора или техника, которому поручено дело местным на­чальством.

17. Член Комиссии, ведущий дело реставрации, обязан сообщить
Комиссии о ходе дела, представить ей расценки, чертежи и пр. и отве­
чать на все запросы, которые будут ему сделаны Комиссией.

18. В случае капитальной реставрации древнего здания Комиссия
обязана составить подробный протокол состояния здания до и после
произведенной реставрации.

19. В случае необходимости допустить совершенное уничтожение
древнего памятника Комиссия должна озаботиться о снятии с него ри­
сунков, планов, фотографий и слепков, которые следует, по возможно­
сти, хранить и издавать.

20. Обсуждения и решения Комиссии заносятся секретарем в про­
токолы, которые подписываются присутствующими членами и докла­
дываются в ближайших заседаниях Московского археологического об­
щества.

21. К годовому собранию председатель и секретарь Комиссии озабочи­ваются приготовлением отчета о деятельности Комиссии, который и печатается вместе с отчетом Общества. Председатель графиня Уварова.

Охрана памятников истории и культуры

в России. XVII] — начало XX вв.

Сборник документов. М, 1978. С. 134—137.

№ 143. 1890 г. октября 31,

Правила рассмотрения императорскою Археологическою комиссией) совместно с императорскою Академиею художеств поступающих от различных ведомств хо­датайств о восстановлении древних монументальных памятников или капиталь­ном ремонте их

1) Каждый раз, когда в Археологическую комиссию поступит ходатай­ство о восстановлении древнего монументального памятника или о ка­питальном ремонте его, сопряженном с изменениями внешних и внут­ренних частей его, Комиссия, прежде всего, озабочивается представле­нием ей со стороны ведомства, вносящего таковое предложение, тща­тельно выработанного проекта реставрации и капитального ремонта, с необходимыми при этом рисунками и соображениями.

2) По получении проекта Археологическая комиссия обращается в совет императорской Академии художеств с просьбою командировать от себя специалистов для обсуждения проекта совместно с Археологи­ческой комиссией и с делегатом того ведомства, которое ходатайствует о реставрации.

176


 

3) По усмотрению Археологической комиссии в заседания, в кото­
рых будет обсуждаться проект, могут быть приглашаемы и другие ком­
петентные лица.

4) По окончательном рассмотрении и утверждении проекта рестав-
| рации, он препровождается к выполнению в надлежащее ведомство,

которое уже и принимает на себя составление сметы, приискание де-«жных средств и обязанность следить за точным выполнением работы, |;огласно утвержденному проекту.

5) Для осмотра произведенных работ может быть командировано
эсобое специальное лицо со стороны Археологической комиссии или
операторской Академии художеств.

6) Все чертежи и рисунки по выполненной реставрации по оконча-
-ши работ сдаются в архив Археологической комиссии.

1>ГИА., ф. 1278, оп. 6, д.94, л.21.

| № 144. 1892 г. июня П.

!з городового положения. — О средствах на содержание общественных зданий и амятников

Гл.УТ. О городских расходах, сметах и отчетах по исполнению смет.

(...) 138. На средства городского поселения относятся следующие |1редметы расходов:

...2) Содержание лежащих на отчете городского поселения общест-гнных зданий и памятников.

|»ГИА, ф.1278, оп.6, д. 94, л.26.

Ч°145. 1894г. мая 5.

положение об Археологической комиссии, состоящей при Западно-Сибирском от-* ле императорского Русского географического общества

§ I. При Западно-Сибирском отделе императорского Русского гео-эафического общества из числа членов отдела учреждается Археологи-Цеская комиссия,

§ II. В круг занятий Комиссии входит все то, что составляет про-эамму деятельности как археологических обществ, так и губернских Архивных комиссий, а именно:

1) Изучение и описание всякого рода памятников древности.

2) Собирание коллекций и составление археологического музея.

3) Производство исследований местных древностей, раскопки и т.п.

177


4) Разбор и описание архивных дел и документов как подлежащих
хранению, так и предназначенных к уничтожению, для выделения из
них дел, имеющих историческое значение.

5) Устройство и составление исторического архива.

6) Наблюдение за сохранением древних памятников, церквей и др
зданий.

7) Составление библиотеки, преимущественно относящейся до ис-
торико-археологических наук, а также из книг, касающихся Западной
Сибири.

8) Издания трудов, в программу коих должно входить описание ар­
хивных дел и документов, всякого рода историко-археологических ма­
териалов и исследований.

Примечание. О распространении на учрежденную при Отделе Комиссию всех тех прав, которыми пользуются губернские архивные комиссии в силу высочайшего повеления 13 апреля 1884 го­да относительно разбора архивных дел и составления исто­рического архива, испрашивается Отделом разрешение ус­тановленным порядком.

§ III. Комиссия подчиняется уставу Отдела, но в пределах своей дея­тельности пользуется самостоятельностью, входя непосредственно от себя в сношения с различными учреждениями и лицами и предприни­мая всякого рода научные исследования, согласно сметы Отдела и спе­циальных средств Комиссии.

§ IV Комиссия сама избирает себе председателя, товарища предсе­дателя и секретаря.

§ V. На расходы Комиссии (канцелярские принадлежности, иссле­дования, раскопки, витрины, приобретение покупкой древних вещей и др.) Отдел ассигнует определенную сумму по назначению общего со­брания Отдела.

§ VI. Заседания Комиссии происходят в помещении Отдела.

§ VII. Библиотека Комиссии входит в состав библиотеки Отдела.

§ VIII. Музей Комиссии, составляя особое отделение музея Отдела, находится в заведывании лица, избираемого Археологической комис­сией, но по общему порядку под наблюдением распорядительного ко­митета.

§ IX. Труды Комиссии печатаются в «Записках» Отдела на общем ос­новании.

§ X. Выборы председателя, товарища председателя и секретаря Ко­миссии производятся собранием членов Комиссии на четыре года при­менительно к уставу императорского Русского географического обще­ства.

§ XI. Комиссия ежегодно в течение января месяца следующего за отчетным года представляет Отделу чрез распорядительный комитет

178


отчет о своей деятельности, каковой входит в состав общего отчета Отдела.

§ XII. Все денежные поступления, имеющие характер специальных средств Археологической комиссии, поступают в ведение Отдела, но расходуются исключительно на нужды Комиссии.

§ XIII. Собрания членов Археологической комиссии происходят под председательством г. председателя Комиссии или, за отсутствием его, товарища председателя, причем, протоколы собраний заносятся в особую книгу протоколов Комиссии.

С подлинным верно: делопроизводитель императорской Археоло­гической комиссии И.Суслов.

Резолюция: На подлинном написано: «Утверждаю». Генерал от кавалерии барон Таубе. 5 мая 1894 года.

Охрана памятников истории и культуры

в России. XVIII — начало XX вв.

Сборник документов. М., 1978. С. 139—141.

№ 146. 1894 г. сентября 21ноября 16.











































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: