Раздел II
Статьи Строительного устава, относящиеся к сохранению древних памятников.
ст. 1
Запрещается разрушать, разбирать или видоизменять без указанного разрешения (ст. 9) древние памятники церковной, гражданской и военной архитектуры со всеми их художественными принадлежностями или их остатки, находящиеся на казенных, общественных, церковных и принадлежащих разным установлениям землях, под ответственностью губернаторов, местной полиции, а равно и тех властей, в заведывании которых состоит самый памятник или земля, на которой он находится.
ст. 2
Воспрещение это распространяется также на древние храмы ино-славных вероисповеданий, на молитвенные здания всех прочих религий, на всякого рода каменные надгробные сооружения, а равно и на отдельные камни, имеющие надписи и изображения или обделанные в какую-либо определенную форму.
Примечание: памятник признается древним, если со времени его соорУ" женил прошло не менее 150 лет.
192
, ст- ^
|
|
Все памятники древности, а равно их остатки, находящиеся в губерниях и областях, разделяются на две категории:
а) памятники местного значения и б) памятники государственного значения.
ст. 4
Когда какой-либо памятник древности начинает приходить в ветхость или является предположение в его преобразовании, губернатор или иной представитель власти, ему соответствующий, немедленно распоряжается составлением, при содействии местного археологического или исторического общества, или же архивной комиссии, а за отсутствием таковых, местных сведущих людей, подробной описи памятника, по возможности, с чертежами и фотографическими снимками, а равно и определением тех средств, которые необходимы для его поддержания. Один экземпляр этой описи представляется им в Министерство внутренних дел, а другой передается на хранение в местное строительное отделение.
ст. 5
По рассмотрении представления губернатора, Министерство внутренних дел, по соглашению с имп. Археологической комиссией) и по сношению ее с имп. Академией художеств, а равно и с иными подлежащими ведомствами, признает памятник имеющим государственное или местное значение, или неподлежащим поддержанию, и состоявшееся решение сообщает губернатору.
Примечание: почин в деле признания за древним памятником того или другого значения представляется также учреждениям, упомянутым в этой статье.
ст. 6
Памятники общего государственного и местного значения никаким видоизменениям не подлежат и поддерживаются на счет тех учреждений, в ведении коих они состоят, а на счет государственного казначейства лишь в тех случаях, когда памятником, имеющим государственное значение, подлежащее ведомство не может пользоваться для своих надобностей. Таковые же памятники, находящиеся на городской земле, поддерживаются на счет городов, а находящиеся на церковной земле — на епархиальные средства или же на средства ведомства православного исповедания.
|
|
ст. 7
Попечение о сохранности памятников с их архитектурными и художественными принадлежностями лежит на обязанности лиц и учреждений, в ведомстве коих они и состоят.
Примечание: губернаторы имеют строгий надзор за должным содержанием всех находящихся в губерниях древних памятников.
193
Если памятник, признанный вышеуказанным путем (ст. 5) имею щим государственное или местное значение, находится в частном владении, то он может быть отчужден за определенное вознаграждение (т X, ч. 1, изд. 1900 г. Зак. Гр., ст. 577 и ел.) и передан в подлежащее ведом^ ство для содержания его в надлежащем виде.
ст. 9
Реставрация древних памятников, указанных в ст. 1 и 2, производится не иначе, как с разрешения имп. Археологической комиссии по соглашению с имп. Академией художеств. Обычный ремонт же их, не изменяющий внешнего вида памятника, может быть разрешен местным начальством, но по соглашению его с ближайшим археологическим или историческим обществом, или же местной архивной комиссией и под наблюдением сих последних.
Примечание: реставрация всякого рода памятников, имеющих государственное значение, производится не иначе, как с высочайшего соизволения, испрашиваемого в подлежащих случаях имп. Археологическою комиссиею, и под ее наблюдением.
ст. 10
В древних соборах, церквах, часовнях, колокольнях и всякого рода церковных и монастырских сооружениях не позволяется делать ни внутри, ни снаружи каких бы то ни было видоизменений, перестройки или пристроек, ни в целом здании, ни в частях его, без надлежащего на то разрешения. При сем, если храм или иное церковное сооружение находится в селе, то испрашивается разрешение местной епархиальной власти по соглашению с ближайшим по местонахождению археологическим или историческим обществом, или же местной архивной комиссией; если же упомянутые сооружения находятся в городе или монастыре, то испрашивается разрешение св. Синода по соглашению его с имп. Археологической комиссиею и имп. Академией художеств.
Примечание: правила эти относятся также и ко всякого рода внутренней церковной отделке, как — то: стенописи, надписям, иконостасам, святым иконам, священным картинам и прочим архитектурным и художественным учреждениям храмов.
ст. 11
За перемещение, снесение, разрушение или изменение памятников древности (ст. 1 и 2) без надлежащего разрешения, когда таковые требуются законом, виновные в том подвергаются заключению в тюрьме на время от одного до четырех месяцев. Независимо от сего, виновный обязан восстановить за свой счет уничтоженные части памятников, когда это окажется возможным.
194
На подлинном подписи: Б. Штюрмер, гр. А. Бобринский, Н. Султанов, Гарин.
охрана памятников истории и культуры
России. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М, 1978. С. 158—162.
]\|Ъ 155. 1904 г. февраля 2.
Высочайше утвержденное положение об императорской Археографической комиссии
1. Императорская Археографическая комиссия имеет целью науч
ное описание и систематическое издание источников отечественной
истории и памятников юридических и литературных от древнейших
времен до первой четверти XVIII века включительно.
2. Для выполнения своей задачи Комиссия имеет право: а) входить
в непосредственные сношения со всеми учреждениями и лицами, от
которых может ожидать содействия и сообщения нужных ей сведений,
как в пределах империи, так и за границею; б) для обозрения и разыс
кивания необходимых ей материалов командировать лиц, принадле
жащих к составу Комиссии, а также и посторонних, и в) получать по
непосредственному своему требованию рукописи, акты и печатные
издания из правительственных архивов, хранилищ и библиотек всех
ведомств и учреждений с соблюдением установленных по каждому ме
сту хранения сих материалов особых на предмет их выдачи законопо
ложений.
|
|
3. Комиссию составляют: председатель, члены и правитель дел; Ко
миссия имеет сотрудников и корреспондентов. Члены Комиссии разде
ляются на состоящих в должности в V и VI классе.
4. Председатель назначается именным высочайшим указом прави
тельствующему Сенату.
5. Председатель руководит ученою и издательскою деятельностью
Комиссии. Он имеет право: а) созывать собрания Комиссии в случаях и
в сроки по своему усмотрению; б) сноситься непосредственно по делам
Комиссии со всеми правительственными местами и лицами; в) коман
дировать служащих в Комиссии по ее делам; г) увольнять служащих в
Комиссии в отпуск внутри империи на сроки до четырех месяцев; и д)
• расходовать остатки от ассигнуемых на личный состав Комиссии сумм на выдачу наград и пособий служащим.
6. На случай своего отсутствия председатель назначает себе замести
теля из числа членов Комиссии, состоящих в должности в V классе.
7. В Члены комиссии избираются лица, известные своею деятельно
стью на ученом поприще и могущие быть полезными для Комиссии
своими познаниями в отечественной истории, древнерусской письмен-
195
ности и археографии. При этом члены, состоящие в должности ц у классе, должны иметь ученую степень доктора или магистрата по спе. циальности, соответствующей предметам занятий Комиссии.
8. В сотрудники Комиссии избираются лица, которые могут быть ед
полезны своими сведениями по археографии или исполнением ее пору,
чений.
9. В корреспонденты Комиссии избираются лица, принесшие ей в
дар ценные рукописи, книги и т.п., а также оказавшие значительную
поддержку какому-либо из ее изданий.
|
|
10. Кандидаты в члены и сотрудники должны быть предложены не
менее, чем тремя членами Комиссии. Предложение это представляется
председателю и, в случае его согласия, заявляется им в ближайшем за
седании Комиссии. В следующем затем заседании производятся выбо
ры посредством закрытой баллотировки. Избранным признается полу
чивший большинство 2/3 голосов, участвовавших в баллотировке. Кор
респонденты избираются Комиссиею, по предложению председателя,
закрытою баллотировкою и простым большинством голосов. Отсутст
вующие в заседании, на котором происходят выборы, члены могут для
избрания кандидатов на означенные в сей статье должности передавать
свое право голоса другим членам Комиссии посредством письменных о
сем заявлений.
11. Лица, избранные в члены Комиссии, утверждаются в должности
в общеустановленном порядке. Лица, избранные в сотрудники и корре
спонденты, утверждаются председателем Комиссии.
12. Делопроизводством Комиссии заведывает правитель дел, назна
чаемый по представлению председателя из числа членов, состоящих в
должности в V классе. При правителе дел состоят два помощника, на
значаемые председателем из числа сотрудников.
13. Ответственность за целость как имущества самой Комиссии, так
и предоставляемых во временное ее пользование рукописей, актов и из
даний, возлагается на правителя дел Комиссии. При отпуске же озна
ченного имущества вне помещения Комиссии ответственность за со
хранность отпускаемых материалов возлагается, сверх того, на лица или
учреждения, коим материалы эти предоставлены.
14. Комиссия имеет библиотеку и собрание древних рукописей и
актов.
15. Средства Комиссии составляют: а) суммы, ассигнуемые на ее со
держание из Государственного казначейства, б) суммы, выручаемые от
продажи изданий Комиссии, и в) пожертвования. Суммы, означенные
в пунктах бив составляют специальные средства Комиссии, к которым
причисляются также остатки от штатных ассигнований на ее издания.
Специальные средства Комиссии могут быть обращаемы в государст
венные или гарантированные правительством процентные бумаги.
196
16. Принадлежащие Комиссии суммы расходуются в пределах штат-
ассигнований и ежегодных смет специальных средств Комиссии по
постановлениям Комиссии или по определениям ее председателя.
17. По истечению каждого года Комиссия составляет всеподданней-
ц!ИЙ отчет о своей деятельности. Отчет, а равно вышедшие в течение от
четного года издания Комиссии представляются его императорскому
величеству.
18. Комиссия имеет печать министерского образца (3-е Поли. Собр.
Зак., т.Ш, № 1401) с надписью своего наименования.
19. Подробные правила о деятельности Комиссии и о порядке и рас
пределении занятий ее устанавливаются самою Комиссиею, с утверж
дения ее председателя.