Выработанный Комиссией 1903 г. по пересмотру Строительного устава

Раздел II

Статьи Строительного устава, относящиеся к сохранению древних памятников.

ст. 1

Запрещается разрушать, разбирать или видоизменять без указанно­го разрешения (ст. 9) древние памятники церковной, гражданской и во­енной архитектуры со всеми их художественными принадлежностями или их остатки, находящиеся на казенных, общественных, церковных и принадлежащих разным установлениям землях, под ответственностью губернаторов, местной полиции, а равно и тех властей, в заведывании которых состоит самый памятник или земля, на которой он находится.

ст. 2

Воспрещение это распространяется также на древние храмы ино-славных вероисповеданий, на молитвенные здания всех прочих рели­гий, на всякого рода каменные надгробные сооружения, а равно и на отдельные камни, имеющие надписи и изображения или обделанные в какую-либо определенную форму.

Примечание: памятник признается древним, если со времени его соорУ" женил прошло не менее 150 лет.

192


,                                            ст- ^

Все памятники древности, а равно их остатки, находящиеся в губер­ниях и областях, разделяются на две категории:

а) памятники местного значения и б) памятники государственного значения.

ст. 4

Когда какой-либо памятник древности начинает приходить в вет­хость или является предположение в его преобразовании, губернатор или иной представитель власти, ему соответствующий, немедленно рас­поряжается составлением, при содействии местного археологического или исторического общества, или же архивной комиссии, а за отсутст­вием таковых, местных сведущих людей, подробной описи памятника, по возможности, с чертежами и фотографическими снимками, а равно и определением тех средств, которые необходимы для его поддержания. Один экземпляр этой описи представляется им в Министерство внут­ренних дел, а другой передается на хранение в местное строительное от­деление.

ст. 5

По рассмотрении представления губернатора, Министерство внут­ренних дел, по соглашению с имп. Археологической комиссией) и по сношению ее с имп. Академией художеств, а равно и с иными подлежа­щими ведомствами, признает памятник имеющим государственное или местное значение, или неподлежащим поддержанию, и состоявшееся решение сообщает губернатору.

Примечание: почин в деле признания за древним памятником того или другого значения представляется также учреждениям, упо­мянутым в этой статье.

ст. 6

Памятники общего государственного и местного значения никаким видоизменениям не подлежат и поддерживаются на счет тех учреждений, в ведении коих они состоят, а на счет государственного казначейства лишь в тех случаях, когда памятником, имеющим государственное значение, подлежащее ведомство не может пользоваться для своих надобностей. Та­ковые же памятники, находящиеся на городской земле, поддерживаются на счет городов, а находящиеся на церковной земле — на епархиальные средства или же на средства ведомства православного исповедания.

ст. 7

Попечение о сохранности памятников с их архитектурными и худо­жественными принадлежностями лежит на обязанности лиц и учрежде­ний, в ведомстве коих они и состоят.

Примечание: губернаторы имеют строгий надзор за должным содержани­ем всех находящихся в губерниях древних памятников.

193


Если памятник, признанный вышеуказанным путем (ст. 5) имею щим государственное или местное значение, находится в частном вла­дении, то он может быть отчужден за определенное вознаграждение (т X, ч. 1, изд. 1900 г. Зак. Гр., ст. 577 и ел.) и передан в подлежащее ведом^ ство для содержания его в надлежащем виде.

ст. 9

Реставрация древних памятников, указанных в ст. 1 и 2, произво­дится не иначе, как с разрешения имп. Археологической комиссии по соглашению с имп. Академией художеств. Обычный ремонт же их, не изменяющий внешнего вида памятника, может быть разрешен мест­ным начальством, но по соглашению его с ближайшим археологичес­ким или историческим обществом, или же местной архивной комисси­ей и под наблюдением сих последних.

Примечание: реставрация всякого рода памятников, имеющих государст­венное значение, производится не иначе, как с высочайше­го соизволения, испрашиваемого в подлежащих случаях имп. Археологическою комиссиею, и под ее наблюдением.

ст. 10

В древних соборах, церквах, часовнях, колокольнях и всякого рода церковных и монастырских сооружениях не позволяется делать ни вну­три, ни снаружи каких бы то ни было видоизменений, перестройки или пристроек, ни в целом здании, ни в частях его, без надлежащего на то разрешения. При сем, если храм или иное церковное сооружение нахо­дится в селе, то испрашивается разрешение местной епархиальной влас­ти по соглашению с ближайшим по местонахождению археологическим или историческим обществом, или же местной архивной комиссией; ес­ли же упомянутые сооружения находятся в городе или монастыре, то ис­прашивается разрешение св. Синода по соглашению его с имп. Археоло­гической комиссиею и имп. Академией художеств.

Примечание: правила эти относятся также и ко всякого рода внутренней церковной отделке, как — то: стенописи, надписям, иконо­стасам, святым иконам, священным картинам и прочим ар­хитектурным и художественным учреждениям храмов.

ст. 11

За перемещение, снесение, разрушение или изменение памятников древности (ст. 1 и 2) без надлежащего разрешения, когда таковые требу­ются законом, виновные в том подвергаются заключению в тюрьме на время от одного до четырех месяцев. Независимо от сего, виновный обязан восстановить за свой счет уничтоженные части памятников, ког­да это окажется возможным.

194


На подлинном подписи: Б. Штюрмер, гр. А. Бобринский, Н. Сул­танов, Гарин.

охрана памятников истории и культуры

России. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М, 1978. С. 158—162.

]\|Ъ 155. 1904 г. февраля 2.

Высочайше утвержденное положение об императорской Археографической ко­миссии

1. Императорская Археографическая комиссия имеет целью науч­
ное описание и систематическое издание источников отечественной
истории и памятников юридических и литературных от древнейших
времен до первой четверти XVIII века включительно.

2. Для выполнения своей задачи Комиссия имеет право: а) входить
в непосредственные сношения со всеми учреждениями и лицами, от
которых может ожидать содействия и сообщения нужных ей сведений,
как в пределах империи, так и за границею; б) для обозрения и разыс­
кивания необходимых ей материалов командировать лиц, принадле­
жащих к составу Комиссии, а также и посторонних, и в) получать по
непосредственному своему требованию рукописи, акты и печатные
издания из правительственных архивов, хранилищ и библиотек всех
ведомств и учреждений с соблюдением установленных по каждому ме­
сту хранения сих материалов особых на предмет их выдачи законопо­
ложений.

3. Комиссию составляют: председатель, члены и правитель дел; Ко­
миссия имеет сотрудников и корреспондентов. Члены Комиссии разде­
ляются на состоящих в должности в V и VI классе.

4. Председатель назначается именным высочайшим указом прави­
тельствующему Сенату.

5. Председатель руководит ученою и издательскою деятельностью
Комиссии. Он имеет право: а) созывать собрания Комиссии в случаях и
в сроки по своему усмотрению; б) сноситься непосредственно по делам
Комиссии со всеми правительственными местами и лицами; в) коман­
дировать служащих в Комиссии по ее делам; г) увольнять служащих в
Комиссии в отпуск внутри империи на сроки до четырех месяцев; и д)

расходовать остатки от ассигнуемых на личный состав Комиссии сумм на выдачу наград и пособий служащим.

6. На случай своего отсутствия председатель назначает себе замести­
теля из числа членов Комиссии, состоящих в должности в V классе.

7. В Члены комиссии избираются лица, известные своею деятельно­
стью на ученом поприще и могущие быть полезными для Комиссии
своими познаниями в отечественной истории, древнерусской письмен-

195


ности и археографии. При этом члены, состоящие в должности ц у классе, должны иметь ученую степень доктора или магистрата по спе. циальности, соответствующей предметам занятий Комиссии.

8. В сотрудники Комиссии избираются лица, которые могут быть ед
полезны своими сведениями по археографии или исполнением ее пору,
чений.

9. В корреспонденты Комиссии избираются лица, принесшие ей в
дар ценные рукописи, книги и т.п., а также оказавшие значительную
поддержку какому-либо из ее изданий.

 

10. Кандидаты в члены и сотрудники должны быть предложены не
менее, чем тремя членами Комиссии. Предложение это представляется
председателю и, в случае его согласия, заявляется им в ближайшем за­
седании Комиссии. В следующем затем заседании производятся выбо­
ры посредством закрытой баллотировки. Избранным признается полу­
чивший большинство 2/3 голосов, участвовавших в баллотировке. Кор­
респонденты избираются Комиссиею, по предложению председателя,
закрытою баллотировкою и простым большинством голосов. Отсутст­
вующие в заседании, на котором происходят выборы, члены могут для
избрания кандидатов на означенные в сей статье должности передавать
свое право голоса другим членам Комиссии посредством письменных о
сем заявлений.

11. Лица, избранные в члены Комиссии, утверждаются в должности
в общеустановленном порядке. Лица, избранные в сотрудники и корре­
спонденты, утверждаются председателем Комиссии.

12. Делопроизводством Комиссии заведывает правитель дел, назна­
чаемый по представлению председателя из числа членов, состоящих в
должности в V классе. При правителе дел состоят два помощника, на­
значаемые председателем из числа сотрудников.

13. Ответственность за целость как имущества самой Комиссии, так
и предоставляемых во временное ее пользование рукописей, актов и из­
даний, возлагается на правителя дел Комиссии. При отпуске же озна­
ченного имущества вне помещения Комиссии ответственность за со­
хранность отпускаемых материалов возлагается, сверх того, на лица или
учреждения, коим материалы эти предоставлены.

 

14. Комиссия имеет библиотеку и собрание древних рукописей и
актов.

15. Средства Комиссии составляют: а) суммы, ассигнуемые на ее со­
держание из Государственного казначейства, б) суммы, выручаемые от
продажи изданий Комиссии, и в) пожертвования. Суммы, означенные
в пунктах бив составляют специальные средства Комиссии, к которым
причисляются также остатки от штатных ассигнований на ее издания.
Специальные средства Комиссии могут быть обращаемы в государст­
венные или гарантированные правительством процентные бумаги.

196


16. Принадлежащие Комиссии суммы расходуются в пределах штат-
ассигнований и ежегодных смет специальных средств Комиссии по

постановлениям Комиссии или по определениям ее председателя.

17. По истечению каждого года Комиссия составляет всеподданней-
ц!ИЙ отчет о своей деятельности. Отчет, а равно вышедшие в течение от­
четного года издания Комиссии представляются его императорскому
величеству.

18. Комиссия имеет печать министерского образца (3-е Поли. Собр.
Зак., т.Ш, № 1401) с надписью своего наименования.

19. Подробные правила о деятельности Комиссии и о порядке и рас­
пределении занятий ее устанавливаются самою Комиссиею, с утверж­
дения ее председателя.






































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: