Отношение Министерства внутренних дел председателю Государственной Думы М.В. Родзянко с просьбой о возвращении законопроекта об охране памятников древности

Г. председателю Государственной думы.

Министерство внутренних дел 29 октября 1911 г. за № 27281 внесло на рассмотрение Государственной думы законопроект о мерах к охране­нию памятников древности.

В настоящее время война выдвинула ряд неотложных запросов в от­ношении охраны предметов старины и искусства.

Признавая необходимым ввиду сего подвергнуть пересмотру упо­мянутый законопроект, имею честь покорнейше просить, на основании ст. 47 Учр. Государственной думы, Св. Зак. т. I, ч. 2 изд. 1908 г., вернуть означенный законопроект Министерству. За министра внутренних дел товарищ министра, в должности] егермейстера (подписал) кн. Волконский. Директор (скрепил) Стремоухое.

Охрана памятников истории и культуры в России. ХУШ-начало XX вв. Сборник документов. М., 1978. С.315.

372


№ 189. 1916 г. апреля 16.

Отношение департамента общих дел Министерства внутренних дел председате­лю Археологической комиссии А.А.Бобринскому о необходимости создания комис­сии для переработки Положения об охране древностей

По докладе г. министру внутренних дел вопроса Государственного совета о предположенных ведомством мероприятиях для немедленного устранения дальнейшего расхищения, вывоза и уничтожения памятни­ков старины и искусства в России, его высокопревосходительство при­казал просить председателя Государственной думы возвратить внесен­ный Министерством внутренних дел в 1911 г. законопроект о мерах к охранению памятников древности, и по получении такового для пере­работки в соответствии с задачами, выдвигаемыми настоящей войной и теми замечаниями, кои были сделаны в свое время по упомянутому за­конопроекту различными учеными и художественными обществами, передать его в образуемое при Министерстве внутренних дел Особое со­вещание.

Ввиду сего департамент общих дел с своей стороны долгом считает доложить нижеследующее:

I. Сношение с председателем Государственной думы о возвращении
законопроекта сделано 8 апреля за № 10182.

II. Согласно доложенным г. министру справкам в задачу совещания
входит выяснение вопросов: 1) о своевременном в полной мере соблю­
дении в местностях, угрожаемых неприятелем, высочайше утвержден­
ного 17 июля 1914 г. Положения об обязательном вывозе древностей;
2) о категорическом воспрещении продажи предметов старины из
церквей и скитов, в остальных местностях империи принятие корен­
ных мер к прекращению наблюдаемой хищнической скупки иностран­
цами предметов древности и недопущение вывоза этих предметов за
границу чрез Финляндию, Архангельск и Владивосток и задержание
всего обнаруженного таможнями; 3) о скорейшей переработке в соот­
ветствии с поступившими от разных ученых и художественных об­
ществ поправками внесенного в Государственную думу в 1911 г. законо­
проекта, безотлагательное внесение его на уважение законодательных
учреждений и проведение его в жизнь; 4) частные вопросы, возбужден­
ные ген. Жиркевичем:

а) о принятии мер к розыску иконы Божией Матери Остробрам-
ской,

б) о необходимости издания в срочном порядке закона, объявляю­
щего все предметы старины национальной собственностью, и

в) о необходимости составления учета всем без исключения памят­
никам старины, в том числе: архивам, коллекциям правительственных
учреждений и частных лиц, святыням, картинным галереям и т.п.

373



Соответственно указанным задачам Комиссии заинтересованными в настоящем деле ведомствами являются Министерства: императорско­го двора, военное, внутренних дел, юстиции, народного просвещения, путей сообщения, финансов, государственный контроль, ведомство православного исповедания и государственная канцелярия.

От Министерства внутренних дел в упомянутую Комиссию жела­тельно было бы привлечь представителей следующих учреждений: де­партаментов: общих дел, полиции и духовных дел, главного управления по делам местного хозяйства, Техническо-строительного комитета и Института гражданских инженеров.

Представлялось бы крайне полезным участие в этой Комиссии чле­на Совета министра внутренних дел, действительного статского совет­ника И.Я.Гурлянда, как б. председателя образованной в 1909 г. Между­ведомственной комиссии по выработке законопроекта об охране па­мятников старины, автора внесенного в 1911 г. в Государственную думу законопроекта по сему предмету и единственного представителя Мини­стерства внутренних дел в комиссиях Государственной думы, обсуждав­ших проект, и причисленного к Министерству внутренних дел предсе­дателя Общества архитекторов художников и почетного члена Акаде­мии художеств, т. сов. ГТ.Ю.Сюзора, принимавшего активное и живое участие при обсуждении означенного законопроекта в различных его стадиях.

Из ученых и художественных учреждений и обществ в упомянутой комиссии могли бы быть представлены: Академия наук, Университет, Академия художеств, Археологическая комиссия, Эрмитаж, Археогра­фическая комиссия и Археологический институт. Существенно заинте­ресованными в настоящем деле являются также: императорское Рус­ское археологическое общество, императорское Московское археоло­гическое общество, Комитет попечительства о русской иконописи.

В предшествовавших комиссиях по выработке законопроекта об ох­ране памятников старины принимали участие некоторые члены Госу­дарственного совета и другие лица, приглашенные к участию в работах комиссии 1909 г. не в качестве представителей каких-либо обществ или организаций, как специалистов или лиц, много занимавшихся данным вопросом, самая же Комиссия по своему составу являлась совещанием представителей заинтересованных ведомств.

Если вашему сиятельству угодно будет и в настоящем случае обра­зовать Комиссию исключительно из представителей заинтересованных ведомств, то для привлечения представителей от различных художест­венных и научных обществ, организаций и отдельных сведущих лиц, представляется необходимым испросить разрешение г. министра на приглашение к участию в Комиссии лиц, участие коих будет признано вашим сиятельством полезным.

374


Представляя изложенное на благоусмотрение вашего сиятельства, а также копии упомянутых двух справок, перечень соответствующих ученых учреждений и обществ и список личного состава Комиссии 1909 г., имею честь испрашивать указаний о дальнейшем направлении этого дела.

Директор (подписал) Стремоухое.

За начальника отделения (скрепил) В.Гамдорв.

Охрана памятников истории и культуры

в России. XVIII — начало XX вв.

Сборник документов. М., 1978. С. 315—318.

№ 190. 1916 г. апреля 19.

Отношение председателя Государственной думы М.В. Родзянко министру внут­ренних дел Б. В. Штюрмеру о возвращении законопроекта об охране памятников древности

Министру внутренних дел.

Вследствие отношения от 8 апреля 1916 г. за № 10182, имею честь возвратить вашему высокопревосходительству, на основании ст. 47 Учр. Государственной думы, представление от 29 октября 1911 года за № 27281 — о мерах к охранению памятников древности.

Председатель Государственной думы М. Родзянко. За начальника отдела Ив. Батов.

Охрана памятников истории и культуры в России XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М., 1978. С. 319.

№191. 1916 г. августа 16.

Отношение канцелярии обер-прокурора Синода председателю Археологической ко­миссии о контроле Синода в вопросах охраны памятников церковной старины

Высшею церковною властью, в заботах об охранении памятников церковной старины, неоднократно делались соответствующие распоря­жения как в течение XIX, так и в настоящем XX столетии, касательно как предметов церковной древности (цирк. ук. 1914 г. № 19), так и мо­нументальных памятников. В частности, в 1909 году, обсудив возбуж­денное одним из епархиальных преосвященных ходатайство а) о предо­ставлении епархиальному начальству права на будущее время разре­шать перестройку и ремонт древних церквей епархии, по бедности их, без требуемых ныне сношений с императорскою Археологическою ко-

375



миссиею, при условии, что все древние храмы епархии будут зарисова­ны и что перестройки и ремонты оных, в потребных случаях, будут про­изводиться по прежним планам и б) об изменении в указанном смысле действующего ныне закона, и приняв во внимание, что по закону (ст. 78 и 95 т. XII, ч. \ Св. Зак., изд. 1900 г., Уст. Стр. и Уст. Дух. Коне. ст. 50) вос­прещается приступать без высочайшего разрешения к каким-либо об­новлениям в древних церквах, а епархиальные начальства обязаны на­блюдать, чтобы при возобновлении старинных церквей древний как на­ружный, так и внутренний вид их был тщательно сохраняем и никакие произвольные поправки и перемены не были допускаемы без ведома высшей духовной власти, и чтобы нигде ни под каким предлогом в древних церквах не дозволялось ни малейшего исправления, возобнов­ления и изменения живописи и других предметов давнего времени, а всегда испрашивалось на то разрешение святейшего Синода, по предва­рительном сношении с императорскою Археологическою комиссиею, святейший Синод изъясненное ходатайство одного из епархиальных преосвященных отклонил.

Вместе с тем, имея в виду, что, хотя святейшим Синодом по опреде­лению от 21 сентября — 16 ноября 1894 года за № 2640, распубликован­ному в № 49 «Церковных ведомостей» за 1894 г., дано было знать по ду­ховному ведомству для должного руководства и исполнения о воспосле­довавшем 11 марта 1889 года высочайшем повелении, во 2-м пункте ко­его изображено: «Реставрацию монументальных памятников древности производить по предварительном сношении с императорскою Археоло­гическою комиссиею и по сношении ее с императорскою Академиею художеств», а от императорской Археологической комиссии особым из­вещением в 1908 г. сообщено было консисториям о том, какие данные должны быть представляемы в означенную Комиссию при проектах на ремонт, реставрацию и расширение древних зданий, однако и после, как усматривалось из дел центрального управления святейшего Синода, в некоторых епархиях бывали случаи перестройки и ремонта древних церквей и других памятников церковной старины без разрешения свя­тейшего Синода и предварительного сношения с императорскою Архе­ологическою комиссиею, святейший Синод циркулярным указом от 30 ноября 1909 года за № 24 вновь подтвердил всем епархиальным пре­освященным, чтобы отнюдь не было приступаемо, вопреки закону, к каким-либо обновлениям в древних церквах без предварительного сно­шения с императорскою Археологическою комиссиею без разрешения святейшего Синода.

В 1915 году, с одной стороны, имея сведения, что в некоторых епар­хиях дело реставрации храмов совершается без надлежащего соблюдения существующих на этот предмет распоряжений, а с другой — желая облег­чить и даже устранить встречаемые епархиальным начальством затрудне-

376


ния, возникающие в случаях несогласия с императорскою Археологичес­кою комиссиею при разрешении ходатайств о постройке и ремонте церк­вей и других памятников древности, имеющих археологическое значе­ние, святейшим Синодом была образована, под председательством архи­епископа Новгородского Арсения, особая комиссия. Означенная комис­сия, приняв во внимание действующие законоположения об охранении памятников церковной древности и имея в виду восходившие на рассмо­трение святейшего Синода дела о пререканиях между духовным ведомст­вом и императорскою Археологическою комиссиею по поводу перест­ройки древних церквей, высказала следующие пожелания, при осуществ­лении коих могли бы быть устранены встречающиеся в настоящее время затруднения на местах при возникновении дел о ремонтах и перестрой­ках древних церквей: 1) чтобы преосвященные в тех случаях, когда импе­раторская Археологическая комиссия не выражает согласия на ремонт или перестройку той или другой древней церкви или какого-либо цер­ковного памятника, предоставляли соответствующие ходатайства по сим делам вместе с своими заключениями в святейший Синод, который и должен окончательно решать подобные дела, представляя означенные ходатайства, в потребных случаях, на высочайшее его императорского ве­личества благовоззрение; 2) чтобы, ввиду важности вопроса, с одной стороны, о разрешении реставрации древних церквей и церковных па­мятников, а с другой — насущности вопроса о необходимости удовле­творения духовных нужд паствы, входил в состав императорской Архео­логической комиссии один из преосвященных, по назначению святей­шего Синода и 3) чтобы при обсуждении вопроса о ремонте древних церквей в заседаниях Техническо-строительного комитета при хозяйст­венном управлении, кроме архитекторов, обращающих внимание, глав­ным образом, на техническую сторону в разрешаемом ремонте, присутст­вовало особое лицо, по назначению г. синодального обер-прокурора, ко­торое обращало бы внимание и на сторону археологическую. Обсудив журнал означенной Комиссии и признавая высказанные в пункте первом журнала оной пожелания о том, чтобы епархиальные преосвященные де­ла о ремонте или перестройке древних церквей представляли на разреше­ние святейшего Синода, вполне согласными с действующим законом (Уст. Стр., ст. 91, Уст. Дух. Коне., ст. 47) и с установившеюся практикою, и разделяя вполне пожелание Комиссии, выраженное в пункте 3-м того же журнала о необходимости назначения в заседания Техническо-строи­тельного комитета хозяйственного управления при святейшем Синоде, при рассмотрении дел о ремонте или перестройке древних церквей, лица, вполне осведомленного в церковной археологии, которое могло бы обра­щать внимание членов сего Комитета не на техническую, а на археологи­ческую сторону подлежащих ремонту храмов и других церковных зданий, святейший Синод, по определению от 24 апреля — 19 июня 1915 года за

377


№ 3557, признал благовременным подтвердить епархиальным преосвя­щенным, чтобы во всех указанных случаях они представляли дела о про­изводстве ремонта или перестройки древних церквей и других церковных памятников на разрешение святейшего Синода, поручив председателю Техническо-строительного комитета хозяйственного управления при святейшем Синоде приглашать при обсуждении в заседаниях сего Коми­тета дел о ремонте или перестройке и расширении древних церквей и других памятников церковной старины, особое лицо, по назначению г. синодального обер-прокурора, осведомленное в церковной археологии, о чем и был разослан епархиальным преосвященным циркулярный указ от 20-го июля 1915 года за № 20.

Что же касается суждения Комиссии о желательности, чтобы в со­став императорской Археологической комиссии входил один из преос­вященных, но назначению святейшего Синода, для обсуждения в оной дел касательно ремонта древних церквей и памятников церковной ста­рины, то, принимая в соображение: 1) что положение об императорской Археологической комиссии, высочайше утверждено (2 февраля 1889 г.; ПСЗ, № 31109), 2) что Комиссия эта состоит в ведении Министерства императорского двора (т.1, ч. 2 Св. Зак. изд. 1892 г., ст. 914); 3) что, кро­ме штатных членов в Археологической комиссии, входят в состав оной почетные члены, избираемые председателем Комиссии и утверждаемые в этих званиях министром императорского двора, и 4) что для назначе­ния в состав этой Комиссии одного из иерархов в качестве штатного члена потребовалось бы изменение в соответствующем порядке штата сей Комиссии, что в настоящее время представляется затруднитель­ным, назначение же одного из преосвященных почетным членом на­званной Комиссии не отвечало бы той цели, ради которой признается желательным участие иерарха в составе сей Комиссии, святейший Си­нод, не находя благовременным разрешение ныне настоящего вопроса по существу, в том же определении за № 3557, предоставил г. синодаль­ному обер-прокурору войти в сношение с министром императорского двора о том, чтобы императорская Археологическая комиссия во всех таких случаях, когда Комиссия, по рассмотрению возбужденных пред оною епархиальными начальствами ходатайств о ремонте или перест­ройке древних церквей и других церковных памятников, затрудняется удовлетворить таковые ходатайства, предварительно окончательного разрешения подобных дел, входила в сношение по сим делам с обер-прокурором святейшего Синода; о чем для исполнения и сообщено бы­ло в хозяйственное управление по надлежащему.

Между тем, председатель императорской Археологической комис­сии, член Государственного совета гофмейстер граф Бобринский, озна­комившись с циркулярным распоряжением святейшего Синода за № 20, представил г. синодальному обер-прокурору справку, в которой,

378


сославшись на закон от 11 марта 1889 г. (Собр. Узак. и Расп. Прав. 1889 г. № 43, ст. 352), коим, между прочим, установлено: «Реставрацию мону­ментальных памятников древности производить по предварительному соглашению с императорскою Археологическою комиссиею и по согла­шению с императорской Академией художеств», и указав, что означен­ное циркулярное распоряжение святейшего Синода отменяет выше­приведенный закон, просит о том, чтобы, во избежание пререканий с названной Археологической комиссией, святейшим Синодом было из­дано разъяснение сего указа в смысле согласования его с законом 11 марта 1889 года. О каковой просьбе гофмейстера графа Бобринского и было предложено святейшему Синоду.

Выслушав изложенное и принимая во внимание: 1) что в своих рас­поряжениях по духовному ведомству, и в частности, в циркулярном ука­зе от 30 ноября 1909 года за № 24 святейший Синод неизменно предпи­сывал епархиальным начальствам по вопросам о реставрации монумен­тальных памятников древности входить в соглашение с императорскою Археологическою комиссиею, 2) что синодальным определением от 24 апреля — 19 июня 1915 г. за № 3557, по содержанию п. 1-го какового определения был разослан циркуляр от 20 июля 1915 года за № 20, не только не предполагалось отменить или ослабить закон 11 марта 1889 г., а, наоборот, имелось в виду принять меры, с одной стороны, к установ­лению контроля в делах реставрации памятников древности над дейст­виями епархиальных начальств, которые, при разногласиях с импера­торскою Археологическою комиссиею, во всяком случае должны пред­ставлять обстоятельства дела в установленном порядке (Уст. Дух. Коне. ст. 51) на рассмотрение святейшего Синода, а с другой — к достижению возможных соглашений по этим вопросам между центральными учреж­дениями святейшего Синода и императорскою Археологическою ко­миссиею, святейший Синод находит, что при таких данных не имеется нужды в особом разъяснении епархиальным начальствам содержания циркулярного указа от 20 июня 1915 года, так как сим указом не отме­нены раннейшие распоряжения, и о таковом своем заключении по оп­ределению от 24 мая — 15 июня сего года за № 3685 предоставить г. си­нодальному обер-прокурору сообщить председателю императорской Археологической комиссии, с препровождением циркулярных указов святейшего Синода: 1909 г. № 24, 1914 г. № 19 и 1915 г. № 20.

О таковом определении святейшего Синода имею честь уведомить ваше сиятельство.

За обер-прокурора святейшего Синода товарищ обер-прокурора.

Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М., 1978. С. 319-325.

379


№192. 1916г. сентября 13.

Доклад министра внутренних дел А.А.Хвостова Николаю По необходимости обра­зования при Министерстве внутренних дел особого совещания для пересмотра за­конопроекта об охране памятников древности

В 1911 г. бывшим министром внутренних дел, сенатором Макаро­вым, был внесен на рассмотрение законодательных учреждений зако­нопроект о мерах к охранению памятников древности. Засим, в настоя­щем году в Министерство внутренних дел поступили сведения о том, что выселенные с начала войны из пограничных и центральных местно­стей, между прочим, в губернии, богатые остатками старины, поддан­ные воюющих с нами государств закупают на местах значительное ко­личество древностей, каковые, по окончании войны, могут быть выве­зены ими за границу, что повлечет за собою оскудение России предме­тами старины. В связи с сим, Государственный совет обратился к мини­стру внутренних дел за разъяснением о том, какие меры предполагает он принять для устранения дальнейшего расхищения, вывоза и уничто­жения памятников старины и искусства в России.

Признавая необходимым сообразовать означенный законопроект с теми задачами, которые выдвинуты настоящею войною, а также и с за­мечаниями, сделанными в свое время в комиссии по направлению за­конодательных предположений Государственной думы, а равно различ­ными учеными и художественными обществами и специалистами, предместник мой, гофмейстер Штюрмер, просил председателя Государ­ственной думы о возвращении помянутого выше законопроекта в Ми­нистерство для пересмотра.

Предполагая образовать с указанною целью при Министерстве вну­тренних дел особое совещание, в состав коего, быть может, окажется необходимым пригласить, помимо представителей подлежащих прави­тельственных учреждений, также и членов ученых и художественных обществ и установлений, а равно отдельных сведущих лиц и специали­стов, я находил бы соответственным, чтобы председательствование в таковом совещании возложено было на лицо, с одной стороны, занима­ющее высокое служебное положение, а с другой — пользующееся изве­стностью в области археологии. Изыскивая удовлетворяющее таковым условиям лицо, я находил бы наиболее оным отвечающим председателя императорской Археологической комиссии, члена Государственного совета, сенатора, гофмейстера высочайшего двора, министра земледе­лия, графа Алексея Бобринского.

Ввиду вышеизложенного и выраженного графом Бобринским на сие согласие, приемлю всеподданнейший долг испрашивать высочай­шее вашего императорского величества соизволение на возложение от имени вашего величества на графа Алексея Бобринского председатель-

380


ствования в предполагаемом мною к образованию при Министерстве внутренних дел особом совещании для пересмотра законопроекта о ме­рах к охранению памятников древности.

Подписал: министр внутренних дел сенатор Хвостов.

Верно: за начальника отделения В. Гамдорв.

13 сентября 1916 г.

Резолюция: на подлинном написано: Собственною его императорского

величества рукою начертано: «С» (согласен).

В Царской ставке. 15 сентября 1916 г.

Министр внутренних дел сенатор Хвостов.

Охрана памятников истории и культуры

в России. XVIII — начало XX вв.

Сборник документов. М., 1978. С. 326—327.

































ГЛАВА II

№193


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: