378.В каждой губернии учреждается по одному приказу под названием «приказ общественнаго призрения»,
379.В приказе общественнаго призрения председает губернатор сам, и заседают два заседателя верьхняго земскаго суда, два заседателя губернскаго магистрата, да два заседателя верьхней расправы (где есть, где же которых нет, то само собою разумеется, что в заседании не будут), и дозволяется приказу общественнаго призрения, буде случится надобность, для сведения подробнаго или местнаго призвать для заседания в приказ общественнаго призрения уезднаго котораго дворянскаго предводителя или городскаго главу для общаго уважения дел.
380.Приказу общественнаго призрения поручается; попечение и надзирание о установлении и прочном основании 1. народных школ; 2. установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужескаго и женскаго пола, оставшихся после родителей без пропитания; 3. установление и надзирание гошпиталей или больниц для излечения больных; 4. установление и надзирание богаделен для мужескаго и женскаго пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют, 5. установление и надзирание особаго дома для неизлечимых больных, кои пропитания не имеют, 6. установление и надзирание дома для сумасшедших; 7. установление и надзирание работных домов для обоего пола; 8. установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей.
|
|
381.Из попечения и надзирания приказа общественнаго призрения изключаются те училища или установления, кои особыми привиллегиями или жалованными грамотами снабдены, или особым правлениям духовным или светским поручены повелением ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА.
382.Приказу общественнаго призрения жалуется из казны ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА на установления, выше сего в 380 статье прописанныя, единожды на каждую губернию пятнадцать тысяч рублей из доходов той губернии и предписывается приказу общественнаго призрения с сими деньгами поступать так, чтоб они действительно обращены были в пользу тех установлений, и отнюдь утрачены не были понапрасну, и не были обращены на другия употребления, илм бы не пропадали злоупотреблениями, или ухищрениями отчасти, или вовсе. Дозволяется приказу общественнаго призрения отдавать сии деньги в узаконенные проценты на верные заклады на основании Дворянскаго банка, но с тою отменою, чтоб заложенное имение действительно в той губернии находилось, и чтоб деньги не долее, как на год раздаваемы былж. В одни же руки не отдавать более тысячи рублей и не менее пятисот рублей. Дозволяется приказу общественнаго призрения умножить сей капитал как частию процентных денег, так и принятием от доброхотных людей к благим установление добровольнаго подаяния, что кому разсудится, и для котораго установления кто за благо разсудит назначить, то так и употреблять. Дозволяется приказу общественнаго призрения учредить аптеку, с которой доходы употреблять в пользу установлений, в 380 статье прописанных, но оным установлениям лекарство получать от приказа без платы.
|
|
383.Приказ общественнаго призрения ведет весьма верныя и точныя приходныя книги о всех принимаемых им деньгах как казенных, так и от доброхотных подателей, а расходам и кому деньги розданы, и что именно употреблено как на установление, так и на содержание, котораго установлен сколько погодно расходится, сочиняет погодно особливыя расходныя исправныя книги, кои отсылаются для ревизии в казенную палату всякий раз, когда о том от государева наместника прислано будет повеление.
Погодно – по годам.
384.В разсуждении народных школ приказ общественнаго призрения долг имеет стараться, чтоб оныя были установлены, во-1, по всем городам, а потом в тех многолюдных селениях, кои подсудны верьхней расправе, для всех тех, кои добровольно пожелают обучаться в оных (в чем однако же не чинить никому принуждения, но отдать на волю родителей отдавать детей в школу или оставлять их дома); 2. чтоб неимущие могли учиться без платежа, а имущие за умеренную плату, 3. учение в народных школах имеет на перьвый случай состоять в научении юношества грамоте, рисовать, писать, арифметике, детей же греко-российскаго исповедания учить катихизису для познания оснований православныя веры, толкованию десяти заповедей божиих, для вкоренения нравоучения всеобщаго; 4. во всякой школе надлежит иметь смотрение, дабы горницы были чисты и всякий день выметены, и воздух в них переменялся открытием окон летом во весь день, а зимою всякий день на короткое время, дабы дети от духоты в горницах не претерпели в здоровье своем повреждения. Учение производиться имеет всякий день, выключая воскресные и табельные дни, но не более двух часов сряду по утру до двух часов сряду после обеда для одних детей одной науке, по середам же и по субботам после обеда дается отдохновение; 6. учителям запрещается наказывать детей телесным наказанием; 7. приказ общественнаго призрения имеет прилежное попечение, чтоб учители и школы все определенное получали повсюды исправно, нерадивых же и неисправных учителей, по разсмотрению жалоб, сменяет и определяет на место их радетельных и исправных.
Греко-российское исповедание – православие.
Катехизис – начальное, основное учение о христианской вере.
385.В разсуждении установления и надзирания сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужескаго и женскаго пола, оставшихся после родителей без пропитания, приказу общественнаго призрения предписывается: буде где неудобно установить таковых общих домов для воспитания для того, что строение требует иждивения, превосходящаго подаяние, или же содержание приставников для научения и воспитания питомцов отнимало бы способы к умножению их числа, тогда приказ общественнаго призрения, имея в единственном виде распространение добра для много требующих от онаго помощи, неимущих сирот по их рождению или состоянию отдаст на руки надежным, добродетельным и добронравным людям за умеренную плату для содержания и воспитания сирот с обязательством, чтоб представить их приказу общественнаго призрения во всякое время, детей ремесленных людей для научения ремесла, торговых для научения торга и всяких иных сирот для научения или прокормления по их полу, роду или состоянию.
385.В разсуждении установления и надзирания гошпиталей или больниц для излечения больных надлежит приказу общественнаго призрения стараться учредить оныя для многолюдных городов вне города, но близ онаго, вниз по реке, а отнюдь не выше города, буде можно на высоком месте и свободном воздухе, и весьма прилежно смотреть должно, чтоб строение было не тесное и не низкое, чтоб покои чисто содержаны были, и чтоб в покоях воздух переменялся открытием, хотя на короткое время окон, чтоб больные мужескаго пола особо содержаны были от больных женскаго пола, чтоб больные прилипчивыми болезнями особливые покои имели, чтоб излишними ненужными людьми, или приставниками, или иными ненадобными издержками не убавлялась и не тратилась сумма, которая бы могла быть употреблена с лучшею пользою для излечения наивящшаго числа больных. Приказу общественнаго призрения равномерно непрестанное бдение и старание иметь надлежит, дабы до больниц и в них находящимся дошло все то, что им определено. Для примернаго обозрения прилагается здесь учреждение одной больницы.
|
|
387.В разсуждении установления и надзирания богаделен для мужескаго и женскаго пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют, надлежит приказу общественнаго призрения смотреть, где в оных нужда состоит (понеже во многих местах таковыя установления уже заведены), и буде найдет, что где в губернии число обоего пола убогих, увечных или престарелых, кои пропитания не имеют, превосходит число положенных мест по богадельням, тогда приказу общественнаго призрения отдается на разсмотрение, или распространить установленныя богадельни и умножить места в оных, или же завести вновь в удобных к тому местах богадельни, имея всегда в виду, дабы таковые убогие, увечные и престарелые, кои пропитания не имеют, получали покров, одежду и прокормление в богадельнях, и к общему стыду и соблазну не были бы принуждены испросить оных вне установленных для них мест. При установлении богаделен приказ общественнаго призрения наблюдать имеет и то, чтоб мужескаго пола богадельни были особо, а женскаго пола богадельни особо же заведены, чтоб до богаделен и в них находящимся дошло все то, что им определено, чтоб внутри богаделен благочиние было сохранено, чтоб горницы были чисто содержаны, чтоб в богадельнях молодых людей обоего пола отнюдь не было, и где таковые найдены будут, то приказ общественнаго призрения, смотря на лета, пол или состояние, отдаст оных или в школы, или поместит во услужение, или поручит добронравным людям для научения, или ремесла, или иных работ, или же отошлет в работные домы для прокормления, и отнюдь не допустит, чтоб с молодости в праздности жили и к праздности привыкали. Приказ общественнаго призрения наблюдает и то, дабы внутри богаделен сохранялось добронравие, и чтоб никаких неистовств, обществу соблазнительных, не происходила найденных же паче чаяния в таковых соблазнительных противностях приказ общественнаго призрения по разсмотрению отсылать может в смирительные домы на время или навсегда, чего весьма довольно будет для удержания продерзостей всякаго рода обоего пола людей.
|
|
388.В разсуждении установления и надзирания особаго дома для неизлечимых больных, кои пропитания не имеют, приказу общественнаго призрения предписывается таковый дом установить для того, что в гошпиталях или больницах, хотя и стараются о излечении разными недугами одержимых, однако же случаются болезни таковыя, кои по существу своему бывают неизлечимы, и буде где не будет особеннаго установления для неизлечимых неимущих, тогда случиться может, что в гошпиталях или больницах число неизлечимых неимущих занимать будет места без пользы тех, кои, будучи одержимы временными болезнями, могли бы получить пользованием излечение в гошпиталях или больницах (не упоминая и о том, что бывают болезни неизлечимыя, кои еще при том и прилипчивы) или же неизлечимые неимущие останутся без покрова; и для того приказу общественнаго призрения надлежит стараться о доставлении неизлечимым неимущим покрова, прокормления, услужения и призрения, и чрез то да подастся неизлечимым неимущим хотя облегчение в их недугах.
389.В разсуждении установления и надзирания дома для сумасшедших приказу общественнаго призрения надлежит иметь попечение, чтоб дом избран был довольно пространный и кругом крепкий, чтоб утечки из него учинить не можно было. Таковый дом снабдить нужно пристойным, добросердечным, твердым и исправным надзирателем и нужным числом людей для смотрения, услужения и прокормления сумасшедших, к чему нанимать можно или из отставных солдат добрых и исправных, или же иных людей за добровольную плату, кои бы обходились сумасшедшими человеколюбиво, но при том имели за ними крепкое и неослабное во всякое время смотрение, чтоб сумасшедший сам себе и никому вреда не учинил; и для того держать сумасшедших по состоянию сумасшествия, или каждаго особо заперта, или же в таком месте, где от него ни опасности, ни вреда учиниться не может, и приложить старание о их излечении. Сумасшедших неимущих принимают безденежно, а имущих имение принимают в доме не инако, как за годовую плату на содержание, присмотр и на приставников.
390.В разсуждении установления и надзирания работных домов для обоего пола людей приказ общественнаго призрения имеет строго и точно наблюдать, чтоб таковое учреждение соответствовало совершенно тому намерению, для котораго таковые домы заводить предписывается, а именно: дабы работою доставить прокормление неимущим; какою же работою, сие отдается на усмотрение приказа общественнаго призрения (ибо не везде одинакия удобности бывают, в Москве каменья пилить, в других местах приготовлять лен или прясть и тому подобное) и понеже в работных домах всякий кормится своею работою, то и принимают в оные совершенно убогих обоего пола людей, кои работать могут, и сами добровольно туда приходят (и кои не привязаны к иной работе) в оных домах дают им работу, а по мере работы — пищу, покров, одежду, или деньги, или же в работные домы принимают пристанища не имеющих, кои присланы будут на время или навсегда из какого ни на есть места, на то власть имеющаго в той губернии. Живущих в работных домах людей мужескаго пола содержат особенно от женскаго пола, и в сих установлениях, как и во всех протчих, сохраняют правила добронравия, отдаляют всякое злоупотребление и соблазны, превращающие доброе установление во зловредное. Определяют к сим домам пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишества.
391.В разсуждении установления и надзирания смирительных домов для обоего пола людей приказу общественнаго призрения предписывается учреждать оные с великим прилежанием, дабы установление совершенно соответствовало намерению, ибо доброучрежденный смирительный дом ограждает общество от многих продерзостей, добронравие повреждающих, и, следовательно, бывает нужен для общаго благочиния и спокойствия семей. Смирительный дом установляется ради таких людей обоего пола, которые непотребнаго и невоздержнаго жития, яко: 1. сыновья или дочери, кои родителям своим не послушны, или пребывают злаго жития, или ни к чему доброму не склонны; 2. люди, которые впадут в непотребное житие, начнут разточать имение, долги накоплять вдвое против имения, дом разорять и чинить непотребности, противныя чести; 3. люди, которые начнут без стыда и зазора иметь явно поведение, добронравию и благочинию противное; 4. рабы непотребные, которых никто в службу не принимает; 5. рабы ленивые и гуляки, кои все пропивают или проматывают, 6. люди, которые, не хотя трудиться для своего пропитания, едят хлеб вотще, и сим подобные; 7. непотребнаго, неистоваго и соблазнительнаго жития женскаго пола. В смирительный же дом не инако принимают на время или навсегда вышеписанных людей, обществу стыд и зазор наносящих, как по повелению наместническаго правления, или по приговору прочих судов, или же по прошению в приказе общественнаго призрения отцов, или матерей, или по прошению трех родственников (сим представить свидетельство для чего), или по требованию помещика, или хозяина с прописанием причины, для которой ссылает человека в смирительный дом. Смирительному дому надлежит быть довольно пространну, построену на вольном воздухе, кругом крепку со стеною или таким забором, чтоб утечки из онаго дома отнюдь никто учинить не мог, и чтоб числа людей для присмотра или караула излишно не умножить, внутри смирительнаго дома иметь все нужныя для дома строения и бани. К смирительному дому надлежит приставить пристойнаго и исправнаго надзирателя, а для надлежащаго во всех частях дома присмотра определить из отставных солдат добропорядочнаго состояния и исправных людей. В смирительном доме сосланных людей должно содержать мужескаго пола особо от женскаго, и как скоро кто в смирительный дом принят будет, и имя, отчество и прозванье его в книге дома того запишутся, то называть уже его тем именем, как при крещении назван, а не отчеством или прозваньем. В смирительном доме всего более смотреть надлежит, чтоб сосланные, кроме нужнаго человеку времени для сна и пищи, отнюдь праздны не были, но обращались в безпрерывной работе внутри дома, а оттуда ни под каким видом отнюдь выпускаемы не были; ленивых же принуждать к работе, а роптивых и непослушных дозволяется надзирателю наказывать прутьями, но не более трех ударов за один проступок, или сажать на хлеб и на воду на три дни или в темную тюрьму того дома на неделю. Сосланным в смирительный дом производить нужную для жизни пищу без излишества, а одежду самую простую, больным же из них стараются излечением возвратить здоровье. Сосланных в смирительный дом по прошению родителей, родственников, помещиков или хозяев сами родители, родственники, помещики и хозяева должны снабдевать содержанием, без чего смирительный дом сосланных не принимает или принятых освобождает. В смирительном доме, как и во всех прочих установлениях, приказ общественнаго призрения строго наблюдает, чтоб сохранены были правила добронравия и благочиния, и отдаляет всякое злоупотребление и соблазны, превращающие доброе и полезное заведение во зловредное.
392.Буде же случится, что частный человек, или какое общество, или город, или селение захотят установить которое-нибудь из вышеписанных учреждений или к установленным прибавить пожелают своим иждивением, то приказ общественнаго призрения не чинит в том никому препятствия, лишь бы установление сходствовало общим для установлений предписанным правилам и оных не повреждало, ибо приказ общественнаго призрения везде оказывать долженствует доброхотство к роду человеческому и споспешествовать повсюду делам, основанным на человеколюбии; дворянские же предводители и градския главы обязаны по благотворительным предметам, о коих попечение возложено на приказ общественнаго призрения, сделать по своим местам примечания и представления в приказ общественнаго призрения, что ко общей пользе их мест им покажется быть нужным.
Доброхотство – доброжелательность,
Споспешествовать – способствовать.
393.Приказ общественнаго призрения имеет один срок заседания в году, а именно: от 8 генваря до Страстной недели.