О приказе общественнаго призрения и его должности

378.В каждой губернии учреждается по одному приказу под названием «приказ общественнаго призрения»,

379.В приказе общественнаго призрения председает губер­натор сам, и заседают два заседателя верьхняго земскаго суда, два заседателя губернскаго магистрата, да два засе­дателя верьхней расправы (где есть, где же которых нет, то само собою разумеется, что в заседании не будут), и дозволяется приказу общественнаго призрения, буде случится надобность, для сведения подробнаго или местнаго призвать для заседания в приказ общественнаго призрения уезднаго котораго дворянскаго предводителя или городска­го главу для общаго уважения дел.

380.Приказу общественнаго призрения поручается; попечение и надзирание о установлении и прочном основании 1. народных школ; 2. установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужескаго и женскаго пола, оставшихся после родителей без пропитания; 3. установление и надзирание гошпиталей или больниц для излечения больных; 4. установление и надзирание богаделен для мужескаго и женскаго пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют, 5. установление и надзирание особаго дома для неизлечимых больных, кои пропитания не имеют, 6. установле­ние и надзирание дома для сумасшедших; 7. установление и надзирание работных домов для обоего пола; 8. установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей.

381.Из попечения и надзирания приказа общественнаго при­зрения изключаются те училища или установления, кои особыми привиллегиями или жалованными грамотами снабдены, или особым правлениям духовным или светским по­ручены повелением ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА.

382.Приказу общественнаго призрения жалуется из казны ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА на установления, выше сего в 380 статье прописанныя, единожды на каждую губер­нию пятнадцать тысяч рублей из доходов той губернии и предписывается приказу общественнаго призрения с сими деньгами поступать так, чтоб они действительно обращены были в пользу тех установлений, и отнюдь утрачены не были понапрасну, и не были обращены на другия употребления, илм бы не пропадали злоупотреблениями, или ухищрениями от­части, или вовсе. Дозволяется приказу общественнаго призре­ния отдавать сии деньги в узаконенные проценты на верные заклады на основании Дворянскаго банка, но с тою отменою, чтоб заложенное имение действительно в той губернии нахо­дилось, и чтоб деньги не долее, как на год раздаваемы былж. В одни же руки не отдавать более тысячи рублей и не менее пятисот рублей. Дозволяется приказу общественнаго призре­ния умножить сей капитал как частию процентных денег, так и принятием от доброхотных людей к благим установление добровольнаго подаяния, что кому разсудится, и для котораго установления кто за благо разсудит назначить, то так и употреблять. Дозволяется приказу общественнаго призрения учредить аптеку, с которой доходы употреблять в пользу установлений, в 380 статье прописанных, но оным установле­ниям лекарство получать от приказа без платы.

383.Приказ общественнаго призрения ведет весьма верныя и точныя приходныя книги о всех принимаемых им деньгах как казенных, так и от доброхотных подателей, а расходам и кому деньги розданы, и что именно употреблено как на установление, так и на содержание, котораго установлен сколько погодно расходится, сочиняет погодно особливыя расходныя исправныя книги, кои отсылаются для ревизии в казенную палату всякий раз, когда о том от государева наместника прислано будет повеление.

Погодно – по годам.

384.В разсуждении народных школ приказ общественнаго призрения долг имеет стараться, чтоб оныя были установле­ны, во-1, по всем городам, а потом в тех многолюдных селениях, кои подсудны верьхней расправе, для всех тех, кои добровольно пожелают обучаться в оных (в чем однако же не чинить никому принуждения, но отдать на волю родителей отдавать детей в школу или оставлять их дома); 2. чтоб неимущие могли учиться без платежа, а имущие за умеренную плату, 3. учение в народных школах имеет на перьвый случай состоять в научении юношества грамоте, рисовать, писать, арифметике, детей же греко-российскаго исповедания учить катихизису для познания оснований православныя веры, тол­кованию десяти заповедей божиих, для вкоренения нравоуче­ния всеобщаго; 4. во всякой школе надлежит иметь смотрение, дабы горницы были чисты и всякий день выметены, и воздух в них переменялся открытием окон летом во весь день, а зимою всякий день на короткое время, дабы дети от духоты в горницах не претерпели в здоровье своем повреждения. Учение производиться имеет всякий день, выключая воскрес­ные и табельные дни, но не более двух часов сряду по утру до двух часов сряду после обеда для одних детей одной науке, по середам же и по субботам после обеда дается отдохнове­ние; 6. учителям запрещается наказывать детей телесным наказанием; 7. приказ общественнаго призрения имеет при­лежное попечение, чтоб учители и школы все определенное получали повсюды исправно, нерадивых же и неисправных учителей, по разсмотрению жалоб, сменяет и определяет на место их радетельных и исправных.

Греко-российское исповедание – православие.

Катехизис – начальное, основное учение о христианской вере.

385.В разсуждении установления и надзирания сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужескаго и женскаго пола, оставшихся после родителей без пропитания, приказу общественнаго призрения предписывается: буде где неудобно установить таковых общих домов для воспитания для того, что строение требует иждивения, превосходящаго подаяние, или же содержание приставников для научения и воспитания питомцов отнимало бы способы к умножению их числа, тогда приказ общественнаго призрения, имея в един­ственном виде распространение добра для много требующих от онаго помощи, неимущих сирот по их рождению или состоянию отдаст на руки надежным, добродетельным и добронравным людям за умеренную плату для содержания и воспитания сирот с обязательством, чтоб представить их приказу общественнаго призрения во всякое время, детей ремесленных людей для научения ремесла, торговых для науче­ния торга и всяких иных сирот для научения или прокормле­ния по их полу, роду или состоянию.

385.В разсуждении установления и надзирания гошпиталей или больниц для излечения больных надлежит приказу обще­ственнаго призрения стараться учредить оныя для многолюд­ных городов вне города, но близ онаго, вниз по реке, а отнюдь не выше города, буде можно на высоком месте и свободном воздухе, и весьма прилежно смотреть должно, чтоб строение было не тесное и не низкое, чтоб покои чисто содержаны были, и чтоб в покоях воздух переменялся открытием, хотя на короткое время окон, чтоб больные мужескаго пола особо содержаны были от больных женскаго пола, чтоб больные прилипчивыми болезнями особливые покои имели, чтоб из­лишними ненужными людьми, или приставниками, или иными ненадобными издержками не убавлялась и не тратилась сумма, которая бы могла быть употреблена с лучшею пользою для излечения наивящшаго числа больных. Приказу общест­веннаго призрения равномерно непрестанное бдение и стара­ние иметь надлежит, дабы до больниц и в них находящимся дошло все то, что им определено. Для примернаго обозрения прилагается здесь учреждение одной больницы.

387.В разсуждении установления и надзирания богаделен для мужескаго и женскаго пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют, надлежит приказу общественнаго призрения смотреть, где в оных нужда состоит (понеже во многих местах таковыя установления уже заведены), и буде найдет, что где в губернии число обоего пола убогих, увечных или престарелых, кои пропитания не имеют, превосходит число положенных мест по богадельням, тогда приказу обще­ственнаго призрения отдается на разсмотрение, или распро­странить установленныя богадельни и умножить места в оных, или же завести вновь в удобных к тому местах богадельни, имея всегда в виду, дабы таковые убогие, увечные и преста­релые, кои пропитания не имеют, получали покров, одежду и прокормление в богадельнях, и к общему стыду и соблазну не были бы принуждены испросить оных вне установленных для них мест. При установлении богаделен приказ общественнаго призрения наблюдать имеет и то, чтоб мужескаго пола бога­дельни были особо, а женскаго пола богадельни особо же заведены, чтоб до богаделен и в них находящимся дошло все то, что им определено, чтоб внутри богаделен благочиние было сохранено, чтоб горницы были чисто содержаны, чтоб в богадельнях молодых людей обоего пола отнюдь не было, и где таковые найдены будут, то приказ общественнаго призре­ния, смотря на лета, пол или состояние, отдаст оных или в школы, или поместит во услужение, или поручит добронрав­ным людям для научения, или ремесла, или иных работ, или же отошлет в работные домы для прокормления, и отнюдь не допустит, чтоб с молодости в праздности жили и к праздности привыкали. Приказ общественнаго призрения наблюдает и то, дабы внутри богаделен сохранялось добронравие, и чтоб ника­ких неистовств, обществу соблазнительных, не происходила найденных же паче чаяния в таковых соблазнительных противностях приказ общественнаго призрения по разсмотрению отсылать может в смирительные домы на время или навсегда, чего весьма довольно будет для удержания продерзостей всякаго рода обоего пола людей.

388.В разсуждении установления и надзирания особаго дома для неизлечимых больных, кои пропитания не имеют, при­казу общественнаго призрения предписывается таковый дом установить для того, что в гошпиталях или больницах, хотя и стараются о излечении разными недугами одержи­мых, однако же случаются болезни таковыя, кои по суще­ству своему бывают неизлечимы, и буде где не будет особеннаго установления для неизлечимых неимущих, тогда случиться может, что в гошпиталях или больницах число неизлечимых неимущих занимать будет места без пользы тех, кои, будучи одержимы временными болезнями, могли бы получить пользованием излечение в гошпиталях или больницах (не упоминая и о том, что бывают болезни неизлечимыя, кои еще при том и прилипчивы) или же неизлечимые неимущие останутся без покрова; и для того приказу общественнаго призрения надлежит стараться о доставлении неизлечимым неимущим покрова, прокормле­ния, услужения и призрения, и чрез то да подастся неизле­чимым неимущим хотя облегчение в их недугах.

389.В разсуждении установления и надзирания дома для сумасшедших приказу общественнаго призрения надле­жит иметь попечение, чтоб дом избран был довольно пространный и кругом крепкий, чтоб утечки из него учинить не можно было. Таковый дом снабдить нужно пристойным, добросердечным, твердым и исправным над­зирателем и нужным числом людей для смотрения, услу­жения и прокормления сумасшедших, к чему нанимать можно или из отставных солдат добрых и исправных, или же иных людей за добровольную плату, кои бы обходи­лись сумасшедшими человеколюбиво, но при том имели за ними крепкое и неослабное во всякое время смотрение, чтоб сумасшедший сам себе и никому вреда не учинил; и для того держать сумасшедших по состоянию сумасшест­вия, или каждаго особо заперта, или же в таком месте, где от него ни опасности, ни вреда учиниться не может, и приложить старание о их излечении. Сумасшедших неимущих принимают безденежно, а имущих имение при­нимают в доме не инако, как за годовую плату на содер­жание, присмотр и на приставников.

390.В разсуждении установления и надзирания работных домов для обоего пола людей приказ общественнаго призре­ния имеет строго и точно наблюдать, чтоб таковое учреждение соответствовало совершенно тому намерению, для котораго таковые домы заводить предписывается, а именно: дабы ра­ботою доставить прокормление неимущим; какою же работою, сие отдается на усмотрение приказа общественнаго призрения (ибо не везде одинакия удобности бывают, в Москве каменья пилить, в других местах приготовлять лен или прясть и тому подобное) и понеже в работных домах всякий кормится своею работою, то и принимают в оные совершенно убогих обоего пола людей, кои работать могут, и сами добровольно туда приходят (и кои не привязаны к иной работе) в оных домах дают им работу, а по мере работы — пищу, покров, одежду, или деньги, или же в работные домы принимают пристанища не имеющих, кои присланы будут на время или навсегда из какого ни на есть места, на то власть имеющаго в той губернии. Живущих в работных домах людей мужескаго пола содержат особенно от женскаго пола, и в сих установлениях, как и во всех протчих, сохраняют правила добронравия, отдаляют вся­кое злоупотребление и соблазны, превращающие доброе уста­новление во зловредное. Определяют к сим домам пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишества.

391.В разсуждении установления и надзирания смирительных домов для обоего пола людей приказу общественнаго призре­ния предписывается учреждать оные с великим прилежанием, дабы установление совершенно соответствовало намерению, ибо доброучрежденный смирительный дом ограждает обще­ство от многих продерзостей, добронравие повреждающих, и, следовательно, бывает нужен для общаго благочиния и спо­койствия семей. Смирительный дом установляется ради таких людей обоего пола, которые непотребнаго и невоздержнаго жития, яко: 1. сыновья или дочери, кои родителям своим не послушны, или пребывают злаго жития, или ни к чему добро­му не склонны; 2. люди, которые впадут в непотребное житие, начнут разточать имение, долги накоплять вдвое против име­ния, дом разорять и чинить непотребности, противныя чести; 3. люди, которые начнут без стыда и зазора иметь явно поведение, добронравию и благочинию противное; 4. рабы непотребные, которых никто в службу не принимает; 5. рабы ленивые и гуляки, кои все пропивают или проматывают, 6. люди, которые, не хотя трудиться для своего пропитания, едят хлеб вотще, и сим подобные; 7. непотребнаго, неистоваго и соблазнительнаго жития женскаго пола. В смирительный же дом не инако принимают на время или навсегда вышеписанных людей, обществу стыд и зазор наносящих, как по повелению наместническаго правления, или по приговору прочих судов, или же по прошению в приказе общественнаго призрения отцов, или матерей, или по прошению трех родственников (сим представить свидетельство для чего), или по требованию помещика, или хозяина с прописанием причины, для которой ссылает человека в смирительный дом. Смирительному дому надлежит быть довольно пространну, построену на вольном воздухе, кругом крепку со стеною или таким забором, чтоб утечки из онаго дома отнюдь никто учинить не мог, и чтоб числа людей для присмотра или караула излишно не умно­жить, внутри смирительнаго дома иметь все нужныя для дома строения и бани. К смирительному дому надлежит приставить пристойнаго и исправнаго надзирателя, а для надлежащаго во всех частях дома присмотра определить из отставных солдат добропорядочнаго состояния и исправных людей. В смири­тельном доме сосланных людей должно содержать мужескаго пола особо от женскаго, и как скоро кто в смирительный дом принят будет, и имя, отчество и прозванье его в книге дома того запишутся, то называть уже его тем именем, как при крещении назван, а не отчеством или прозваньем. В смири­тельном доме всего более смотреть надлежит, чтоб сосланные, кроме нужнаго человеку времени для сна и пищи, отнюдь праздны не были, но обращались в безпрерывной работе внутри дома, а оттуда ни под каким видом отнюдь выпускаемы не были; ленивых же принуждать к работе, а роптивых и непослушных дозволяется надзирателю наказывать прутьями, но не более трех ударов за один проступок, или сажать на хлеб и на воду на три дни или в темную тюрьму того дома на неделю. Сосланным в смирительный дом производить нужную для жизни пищу без излишества, а одежду самую простую, больным же из них стараются излечением возвратить здоро­вье. Сосланных в смирительный дом по прошению родите­лей, родственников, помещиков или хозяев сами родители, родственники, помещики и хозяева должны снабдевать содержанием, без чего смирительный дом сосланных не принимает или принятых освобождает. В смирительном доме, как и во всех прочих установлениях, приказ общест­веннаго призрения строго наблюдает, чтоб сохранены были правила добронравия и благочиния, и отдаляет всякое злоупотребление и соблазны, превращающие доброе и по­лезное заведение во зловредное.

392.Буде же случится, что частный человек, или какое об­щество, или город, или селение захотят установить кото­рое-нибудь из вышеписанных учреждений или к установ­ленным прибавить пожелают своим иждивением, то приказ общественнаго призрения не чинит в том никому препятст­вия, лишь бы установление сходствовало общим для уста­новлений предписанным правилам и оных не повреждало, ибо приказ общественнаго призрения везде оказывать дол­женствует доброхотство к роду человеческому и споспеше­ствовать повсюду делам, основанным на человеколюбии; дворянские же предводители и градския главы обязаны по благотворительным предметам, о коих попечение возложе­но на приказ общественнаго призрения, сделать по своим местам примечания и представления в приказ общественна­го призрения, что ко общей пользе их мест им покажется быть нужным.

Доброхотство – доброжелательность,

Споспешествовать – способствовать.

393.Приказ общественнаго призрения имеет один срок засе­дания в году, а именно: от 8 генваря до Страстной недели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: