Глава вторая - о службе божии и о священниках

Артикул 9.Служба божия имеет отправлятися по утра и вечеры и полдень (как о том установлено уже: публиковано в печатных молитвах) с пением и молением, в лагерях. И дабы при том все духовные присудствовали того ради надлежит, как при начинании, так и при окончании службы божия, в трубы у командующего генерала над войском, знак дать, и потом от полку до полку барабаны бить, или на трубах трубить, и тако службу божию начинать и оканчивать.

Артикул 10.Есть ли офицер без важной притчины при молитве присудствен не будет, тогда надлежит за каждую небытность по полтине штрафу с него в шпиталь брать, а редового в первые и вдругоредь ношением ружья, а в третие заключением в железа на сутки наказать.

Вдругоредь – во второй, в другой раз.

Заключение в железа – заключение в оковы.

Артикул 11.Когда офицер при молитве пьян явится, а чрез оное пиянство другим соблазн учинит: тогда оный имеет в первые и вдругоредь арестом у профоса наказан, а в третие на несколько времяни от службы отставлен, и рядовым учинен быть.

Профос – воинский служитель, убирающий нечистоты, он же – палач.

Артикул 12.А рядовой, которой в таковом же образе обрящется, имеет быть в железы посажен.

Обрящется – окажется.

Артикул 13.Всем офицерам и рядовым надлежит свя­щенников любить и почитать. И никто да не дерзает оным как словом, так и делом досаду чинить, и презирать, ругатся. А кто против того погрешит, имеет по изобретению его преступления вдвое так, как бы то над простолюдином (над другим) учинил, наказан быть.

Артикул 14.Насупротив того учрежденныя свяшенники в гарнизонах и при полках и везде должны прлежать к непорочной, трезвой и умеренной жизни. А есть ли который из священников обрящется в своей науке, живо­те и поступках нечестив и беззаконен, и другим жизнию своею соблазн чинит, оный имеет за сие к духовному суду отослан быть, и от оного, по изобретению вины наказан, чина и достоинства своего лишен.

Артикул 15.Когда священник без знатной причины (а имянно: разве за болезнию и таковыми подобными) служ­бу божию отправлять не будет, тогда имеет, вместо нака­зания, за каждое свое отбытие по 1 рублю в шпиталь дать. А ежели оный во время службы божия пиян будет, тогда оный имеет в первый и другий раз от начальнаго священ­ника при войске жестоко за то наказан. А в третий к духовному суду отослан, и потом своего чина и достоин­ства лишен быть.

Артикул 16.Сколь скоро к молитве и службе божией звычаиный знак дан будет, имеют тогда все маркетентеры, купцы, харчевники и шинкари лавки свои запереть, и отнюдь никаких товаров, ни пива, ни вина, не продавать. Разве когда больной для своей нужды требовать будет. Кто против того погрешит, оного все товары отписаны будут, и из тех едина часть в шпиталь, а другая евалтигеру, который будет над тем надзирание иметь, дастся.

Маркетентеры – торговый человек, следующий в военное время за войском, торгуя съестными и другими припасами.

Шинкари – хозяин кабака, питейного заведения.

Евалтигер – полицейский чин в армии.

Артикул 17.Банкеты и все суетныя излишния забавы надлежит во время службы божия отставить. Кто против того преступит, оный имеет штрафу несколько денег в шпиталь дать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: