О рассмотрении поведения тех, которые сами знали дела по первым двум пунктам или слышали слово и дело, но вовсе не донесли, или в доносе замедлили

(1730 г., 16 апреля)

Сенатский

Понеже в указе Ее Императорского Величества о доносите­лях и о прочих, которые сказывать будут Ее Императорского Ве­личества слова и дела, в первом пункте написано: которые будучи в уезде, сведают про те великие дела, тем доносить, как возможно, в самом скором времени, а сроку не положено. Того де ради, по указу Ее Императорского Величества, Правительствующий Сенат приказали: ежели кто, сведав в уезде, а станет доносить упустя вре­мя, таких спрашивать, для чего они вскорости не доносили; и буде станут сказывать, что не доносили за дальним расстоянием, или за каким от кого препятствием, о том рассматривать и свидетельство­вать, как о расстоянии дальности места, так и о препятствии. И буде то замедление учинилось не от него, и по расстоянию места, или за каким препятствием прежде того доносить было ему не мож­но: то по тем их доношениям чинить, как о том в 1-м пункте напе­чатано. А буде по свидетельству и по рассуждению явится, что пре­пятствия к доношению никакого не было, и по расстоянию места доносить было прежде можно: о таких освидетельствовав подлин­но, писать в Сенат; а их, до получения указа, держать под карау­лом. А во 2-м пункте того ж указа и написано: кто такие великие дела сам сведает или от кого услышит, и доказать бы мог а нигде не донесет, а по том от кого обличен будет, что он про такое вели­кое дело ведал и доказательство имел, а нигде не донес, а хотя и доносить будет, да поздно, и тем время опустить, а сыщется про то допряма: и тем людям за то чинить смертная казнь без всякой по­щады. Однако ж ежели такие явятся, что про такое великое дело сам не ведал, и другие ему не сказывали, а слышал от кого-либо посторонним образом под каким сомнением, и доказать не мог, для того и не доносил: таких смертию не казнить, а обыскав о том под­линно, писать в Сенат.

Законодательство императрицы Анны Иоановны. - М., 2009. – С.21.

 

О РЕШЕНИИ ДЕЛ СУДЬЯМИ ПО ЧИСТОЙ СОВЕСТИ, СОГЛАСНО С ДАННОЮ ИМИ ПРИСЯГОЮ, НЕ СМОТРЯ НА ЛИЦА СИЛЬНЫХ

(1730 г., 1 июня)

Именной

Понеже при врученном Нам от Бога Самодержавном правительстве Российской Империи, при прочих в пользу Империи учреждениях, Мы, ревнуя закону Божию за наиглавнейшее в первых попечение имеем, об охранении и защищении закона Христианского Восточной Церкви, и прочих преданий, славы ради и хвалы Божия учрежденных и потом правый и Богу ж приятный между народом суд и правосудие утвердить. И для того о первом, что надлежит до защищения закона Христианского, при первом Нашем в Правительствующем Сенате присутствии прошедшего Марта 17 дня указ выдали и в народ печатными публиковать повелели. А о другом сим Нашим указом Всемилостивейше и ревностно повелеваем, во всей Нашей Российской Империи вышним и нижним судам иметь суд во всем повсюду равный, несмотря на лица сильных, и без богоненавистного лицемерия и злобы, и противных истине проклятых корыстей, так как и предки Наши, таковые злодейства прещением казней и штрафом отвращали, а правосудие вкореняли и утверждали, о чем в Уложении 7157 года, в 10 главе в первом пункте напечатано, чтоб судить всем людям от большого и меньшего чина в правду, а своим вымыслом по дружбе и по недружбе ничего не убавливать и не прибавливать, и ни в чем другу не дружить, а недругу не мстить, и никому ни в чем ни для чего не норовить, делать всякие государевы дела не стыдяся лица сильных, и избавляти обидимого от руки неправедного. Наипаче ж Дядя Наш Император Петр Великий, усмотря происходящие в судах неправосудия, многие указы выдал, и накрепко первым 1714 Июня 15, вторым 722 Апреля 17 чисел, Уложенье, Уставы и Регламенты подтвердил, чтоб по оным дела решили без всяких страстей под прещением жестоких штрафов, приводя к тому, дабы между народом правосудие было; такожде после кончины Его, при жизни и Самодержавстве Тетки Нашей Императрицы Екатерины Алексеевны в 725 и при Императоре Петре Втором, в 727 годах, те ж прежние Уложенья, Уставы и указы подтверждены. А понеже правосудие есть целость и здравие Государства, а где оного нет, там Божие благо, словение и милость отъемлются, и в праведный Его гнев впадают: того ради Мы от всех Наших учрежденных вышних и нижних судов, во всей Нашей Империи желаем и накрепко подтверждаем, дабы в судах поступали и дела решили по самой чистой совести и учиненной присяге, несмотря на лица сильных, избавляя обидимого от рук неправды, во всем так, как выше повелено, за что таковые нелицемерные и правду любящие Судьи от самого Бога приимут невидимое воздаяние, а от Нас обнадеживаются милостивым награждением. А напротив того, которые Судьи неправедно в судах, врученных им, будут поступать, и дела решить, или хотя и волочить ради своего лакомства и несытства, или маня кому, или боясь кого, или мстя кому, за что те не точию будущего Божиего суда, которого им за презрение клятвенного обещания не избегнут, но и здесь кто в том кого обличит, или вышние над ним командиры усмотрят, таких повелеваем штрафовать по государственным правам и указам, без всякой пощады, несмотря на какого бы чина и достоинства ни был, дабы на то смотря, другие судьи того чинить не дерзали. И сей Наш указ напечатав, публиковать, и во все судные места из Нашего Правительствующего Сената разослать.

Уложение 7157 года  - Уложение 1649 г.

Законодательство императрицы Анны Иоановны. - М., 2009. – С.23-24.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: