10 ноября 1952 г. г. Москва
В соответствии с постановлением Совета Министров Союза ССР от 29 октября 1952 г. –
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать в Управлении милицейской службы Главного Управления милиции МГБ СССР одел вневедомственной наружной сторожевой охраны. Внести изменения по объявляемому в приложении перечню в штаты Главного Управления милиции МГБ СССР.
Архив МВД Респ. Беларусь. Ф. 51, оп. 1, д. 1, л. 81.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РАБОТЕ
БРИГАД СОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ
(Извлечение)
1. Помощь советской общественности органам милиции является важнейшим условием успешной работы милиции по охране общественного порядка, социалистической собственности, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Органы милиции должны дорожить поддержкой советского народа и широко привлекать трудящихся к участию в работе милиции.
2. Активной формой помощи трудящихся в работе милиции является добровольное участие граждан в бригадах содействия милиции (БСМ). Лица, входящие в бригады содействия милиции, называются членами бригад содействия милиции.
|
|
3. Бригады содействия милиции организуются каждым органом милиции:
– при участковых уполномоченных – для оказания помощи в борьбе с уголовной преступностью, в охране общественного порядка и социалистической собственности;
– при инспекторах детских комнат милиции – для оказания помощи в изъятии с улиц беспризорных и безнадзорных детей.
4. Руководство бригадами содействия милиции осуществляется начальниками органов милиции, которые определяют пункты, где должны быть созданы БСМ, и следят за их практическим использованием в работе милиции.
5. Участковые. уполномоченные, инспекторы детских комнат милиции являются непосредственными руководителями бригад содействия милиции, отвечают за воспитание, обучение и практическое их использование в работе.
6. Бригады содействия милиции при участковых уполномоченных создаются:
а) по месту работы и учебы членов БСМ – на заводах, фабриках, крупных стройках, лесо- и торфоразработках, в совхозах, колхозах, учебных заведениях;
б) по месту жительства членов БСМ – в населенных пунктах, общежитиях, при крупных домовладениях, сельских советах.
7. Бригады содействия милиции при инспекторах детских комнат создаются из педагогов, воспитателей, женщин-активисток и других лиц, имеющих опыт работы с детьми.
8. Численность бригад содействия милиции определяется условиями работы.
Большие по численности бригады содействия милиции для удобства руководства ими делятся на группы в составе от 3 до 10 человек.
|
|
9. Каждая бригада содействия милиции возглавляется старшим из наиболее активных членов БСМ, назначаемым руководителем бригады и утверждаемым начальником органа милиции.
Во главе групп, входящих в состав бригады содействия милиции, также назначаются старшие, которые подчиняются старшему бригады содействия милиции.
10. Старший бригады и группы подчиняется руководителю бригады и начальнику органа милиции, получает от них задания, непосредственно контролирует и учитывает работу каждого члена бригады содействия милиции.
11. Члены бригад содействия милиции могут привлекаться к участию в проводимых органами милиции мероприятиях:
а) по охране общественного порядка;
б) по борьбе с уголовной преступностью;
в) по охране социалистической собственности;
г) по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью, нищенством и бродяжничеством;
д) по надзору за санитарным состоянием и благоустройством населенных пунктов, за сохранением зеленых насаждений и лесопосадок;
е) по соблюдению правил паспортного режима.
Архив МВД Респ. Беларусь. Ф. 51, оп. 3, л. 399–410.
Органы внутренних дел в период либерализации советского общества, в условиях замедления социально-экономического, политического развития СССР и в период распада советского государства
(середина 50-х-1991 гг.)
Предлагаемые вниманию читателей документы данного раздела воссоздают криминогенную обстановку в стране сложившуюся в первые послевоенные годы и усилия властей по нормализации ситуации.
Включенные в подборку распоряжения, постановления и другие акты позволяют составить представление о деятельности по перестройке жизни на мирный лад.
Страницы публикуемых документов свидетельствуют о самоотверженных усилиях органов внутренних дел по борьбе с наиболее тяжкими преступлениями часто в экстремальных условиях.
Возвращение после смерти И.В. Сталина и ареста Л.П. Берии к законности в деятельности МВД в значительной степени оздоровило ситуацию в органах внутренних дел. 1 сентября 1953 г. было ликвидировано «Особое совещание при МВД СССР», 19 мая 1954 г. органы госбезопасности были отделены от органов внутренних дел. В 1956 г. был восстановлен принцип двойного подчинения ОВД, их работа стала подотчетна исполкомам советов и вышестоящим структурам министерства. Сокращались и упрощались штаты МВД.
Собранные в разделе документы иллюстрируют позитивные изменения начала эпохи хрущевской «оттепели».
Одновременно в 60-е годы в стране в целом и в органах внутренних дел в частности реализовывалась, как сегодня стало понятно, ошибочная политическая линия о путях стратегического развития советского общества.
Осуществляя выполнения антинаучных решений XXI съезда КПСС о возможности построения коммунизма в СССР, руководство страны навязывало обществу точку зрения о возможности ликвидации преступности на этапе продвижения к коммунистическому самоуправлению.
Документы раздела показывают, какие задачи в борьбе с преступностью при этом возложены на органы внутренних дел.
В итоге практика показала ошибочность принимаемых волюнтаристских решений об изменении принципов организации и деятельности органов внутренних дел.
Отставка Н.С. Хрущева в 1964 г. в очередной раз привела к реформе ОВД.
В ряде документов раздела отражены последующие события советской истории и роль органов внутренних дел во внутриполитической жизни. Нарастание негативных явлений в жизни общества отразились на деятельности органов внутренних дел. Завершают раздел документы, характеризующие эпоху неудавшейся «перестройки» в СССР и развал социалистического государства.