Источники конфликтологических знаний


Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей                                  11

 


Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представ­ляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древ­них источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни — видоизменялись и конфликты. Не оставалось неизменным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В средние века и в новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мысли­телей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и уста­новлении вечного мира.

Проблему отношения к миру и войне, согласию и насилию не могли не ставить различные религиозные учения. Вопрос об отношении христианства к проблеме насилия сложен, а в некоторых аспектах неразрешим, поскольку в различных хри­стианских культах позиции по данному вопросу оказывались противоположны­ми. При всей своей опоре на концепцию многовариантности мирового устрой­ства, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха, ислам также не исключает насилия, в том числе и между единоверцами. Наиболее последовательными в оценке силовых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике явля­ются буддизм и индуизм. Основывающиеся на всеобщей любви людей, они не приемлют насилия, особенно — войну, в то же время здесь стирается противопо­ставление добра и зла.

Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и обще­ства, во все времена находил свое место в художественно-образных формах от­ражения действительности. Литература, живопись, скульптура, музыка, танец, кино, театр и другие виды искусства всегда художественно отражали конфликты, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читателей, слушателей.  С момента своего появления искусство стало служить мощным фактором духов­но-практического освоения людьми конфликтов, влиять на их определение сво­его поведения. Художественное осмысление реальности не противостоит, а до­полняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликтов.

Очевидно, что использование искусства, литературы, средств массовой информа- ции является одним из весьма перспективных направлений повышения конфлик­тологической культуры российского общества. Включение данной проблематики в сферу интересов конфликтологии намного повышает практические возможно­сти науки по изучению и регулированию прежде всего социальных конфликтов.

Еще одним из важных источников конфликтологических идей являются прак­-
тические знания. Практические конфликтологические знания содержатся в ин­-
дивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило,
определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфлик­-
те. Эти знания представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным
путем и частично передаваемые от поколения к поколению сведения о принци­-
пах, способах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуаци­-
ях. Индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты опти­-
мального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изучения
конфликтологической науки.                                 

 


12                                                                             Раздел 1. История конфликтологии














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: