Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей 11
Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни — видоизменялись и конфликты. Не оставалось неизменным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В средние века и в новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира.
Проблему отношения к миру и войне, согласию и насилию не могли не ставить различные религиозные учения. Вопрос об отношении христианства к проблеме насилия сложен, а в некоторых аспектах неразрешим, поскольку в различных христианских культах позиции по данному вопросу оказывались противоположными. При всей своей опоре на концепцию многовариантности мирового устройства, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха, ислам также не исключает насилия, в том числе и между единоверцами. Наиболее последовательными в оценке силовых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике являются буддизм и индуизм. Основывающиеся на всеобщей любви людей, они не приемлют насилия, особенно — войну, в то же время здесь стирается противопоставление добра и зла.
|
|
Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в художественно-образных формах отражения действительности. Литература, живопись, скульптура, музыка, танец, кино, театр и другие виды искусства всегда художественно отражали конфликты, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читателей, слушателей. С момента своего появления искусство стало служить мощным фактором духовно-практического освоения людьми конфликтов, влиять на их определение своего поведения. Художественное осмысление реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликтов.
Очевидно, что использование искусства, литературы, средств массовой информа- ции является одним из весьма перспективных направлений повышения конфликтологической культуры российского общества. Включение данной проблематики в сферу интересов конфликтологии намного повышает практические возможности науки по изучению и регулированию прежде всего социальных конфликтов.
|
|
Еще одним из важных источников конфликтологических идей являются прак-
тические знания. Практические конфликтологические знания содержатся в ин-
дивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило,
определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфлик-
те. Эти знания представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным
путем и частично передаваемые от поколения к поколению сведения о принци-
пах, способах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуаци-
ях. Индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты опти-
мального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изучения
конфликтологической науки.
12 Раздел 1. История конфликтологии