Основные направления развития западной конфликтологии (по А.И. Шипилову, 1999 г.)

                                                                                                                                                                                                             

Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей                                                   13

Зарубежная психология имеет значительные традиции в изучении внутрилич-ностных и социальных конфликтов. Можно условно выделить два этапа в исто­рии изучения конфликтов: начало XX в. — 50-е гг. (конфликт рассматривался как составная часть более широких концепций) и конец 50-х гг. — настоящее время (непосредственное исследование конфликта как такового).

Среди представителей различных направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются:

• психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

• социотропное (У. Мак-Дугал, С. Сигеле и др.);

• этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

• теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

• фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);

• поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);

• социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

• интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
Современные подходы:

• теоретико-игровое (М. Дойч);

• теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

• теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер,
У. Юри).

В истории изучения конфликта в западной социологии выделяются три этапа:

• вторая половина XIX в. — социал-дарвинизм (Г. Спенсер и др.), описавший
проявления социальной борьбы при столкновении интересов, унаследован­
ные нормы и новых идеи, привлекшие внимание к проблеме конфликта,
и марксистская теория где классовый конфликт рассматривался без теоре­
тического анализа его разнообразных поведенческих форм;

• первая половина XX в. — функциональная теория конфликта (Г. Зиммель)
и структурный функционализм (Т. Парсонс), ставивший задачу найти эф­
фективные методики разрешения конфликтных ситуаций в организациях,
на производстве, при этом конфликты оценивались как негативные процес­
сы, сдерживающие развитие общества;                

• вторая половина XX в. — теория позитивно-функционального конфликта
(Л. Козер), конфликтная модель общества (Р. Дарендорф), общая теория
конфликта (К. Боулдинг), рассматривавшая конфликт в виде всеобщей ка­
тегории, присущей всему живому и неживому миру, служащей базой для
анализа любых процессов.

В отличие от психологии и социологии, где концепции конфликта стали уже классическими, в политологии собственно конфликтологические теории выде­лить сложно. Правомернее говорить о взглядах политологов на роль конфликтов в обществе, на управление политическими конфликтами. '"";., ;! f Политологические исследования конфликта связаны со следующими направле­ниями: теории политических групп (В. Парето и Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгей-мер, А. Бентли), теории политической стабильности (Дж. Блондел, Д. Истон, С. Лип-сет, Д. Сандерс) и этнополитические теории (И. Гектер, Т. Нейрн, Дж. Ротшильд


14                                                                                      Раздел 1. История конфликтологии

Конфликт в культурно-исторической психологии


Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей                                                                15

Как отмечает Б. И. Хасан, в традиции культурно-исторической психологии конфликт занимает достаточно весомое место, но не является предметом иссле­дования. В определенных точках процесса развития он проявляется как видимый в поведении: внутреннее взаимодействие разворачивается своей конфликтной стороной.

Тем не менее, можно выделить три основания, по которым этот термин исполь­зуется в культурно-исторической концепции.

Конфликт как диагностический и формирующий прием — рассматривает кон­структивную и продуктивную функцию как само собой разумеющееся педагоги­ческое и психологическое построение, указывается необходимость конфликта для успешности учения.

Конфликт как диагностическая ситуация — в этом контексте он используется не в качестве привычного в психологии понятия, применяемого для выявления особенностей и закономерностей, а как понятие, позволяющее фиксировать оп­ределенные достижения. В ситуациях, представленных в виде столкновения, так называемых, натуральной и культурной форм поведения ребенка, видны возмож­ности его обращения к противоречивым способам поведения.

Конфликт как основа ситуации учения-обучения — позитивный смысл состо­ит в раскрытии для самого ребенка его собственных возможностей. Как только сложившиеся формы поведения перестают соответствовать связке «потребности и мотивы-конкретный объект», так сразу же появляются детские конфликты, для решения которых используются новые специфические детские способы.

Б. И. Хасан делает ряд выводов, существенных для понимания конфликта и его инструментальных функций в культурно-исторической концепции.

• Конфликт представлен в виде противоречий возраста, с одной стороны
(Л. С. Выготский), и в виде реальных противоречий учения — с другой

(Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). И те, и другие противоречия рассмат­
риваются как движущие силы в столкновении натуральных и культурных
форм поведения ребенка.       ...,,,,

• Отношение к конфликту строится как искусственное, т. е. его необходимо
проектировать, инициировать и разрешать для решения задач развития.

• Предметом конфликта в культурно-исторической концепции является раз- '
рыв (пустота) в виде противопоставленности натуральных и культурных
форм поведения.

• Природа конфликта позитивна, т. е. конфликт является продуктивной осно­
вой культурного развития, особенно в детском возрасте.

.• Культурно-историческая концепция изучает внутренние конфликты, име­ющие внешний конфликт своей генетически исходной формой при неопре­деленности самого понятия (структурных и динамических характеристик) конфликта.

• Феноменально конфликт представлен как противоречивость в одном пове­
дении способов его организации.

• Урегулирование-разрешение конфликта происходит за счет овладения
(Л. С. Выготский) поведением и построения его на новом уровне.





























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: