Любой человек с опытом работы в менеджменте узнает здоровую организационную структуру с первого взгляда (хотя увидеть ее можно нечасто). В этом он похож на врача, который сразу же определяет, что пациент здоров. Но вряд ли врач точно скажет, наличие каких качеств свидетельствует о здоровье пациента; скорее он определит "здоровье" как отсутствие заболеваний, дефектов и патологических процессов.
Так же трудно описать здоровую организацию. Но симптомы плохой организации описать можно. Если они есть, необходимо провести как можно более полное исследование организационной структуры. Наличие этих симптомов говорит о том, что в организации не соблюдаются правильные структурные принципы.
Один из явных симптомов плохой организации — увеличение числа уровней менеджмента, что обусловливает неправильные или неясные глобальные цели, невозможность избавляться от плохих работников, излишнюю централизацию и отсутствие надлежащего анализа деятельности. Плохая организация проявляется также в потребности постоянных "стыковок на высшем уровне", когда появляются многочисленные координаторы, агенты по связям с поставщиками, "помощники". Все эти люди не имеют конкретных обязанностей; по идее они должны помогать своему патрону, исполнять его обязанности. Плохую организацию можно узнать и по необходимости принимать специальные меры для координации действий и налаживания коммуникаций между менеджерами, что выражается в создании специальных комитетов, непрерывных совещаний, введении должностей для "специалистов по связям" с полной занятостью и т.д.
|
|
Столь же красноречива и широко распространена практика "обращения с запросами", которая заменяет прямое обращение к специалисту, который владеет необходимой информацией или который должен знать о том, что происходит. Это особенно серьезно при функционализме, поскольку он существенно усиливает стремление людей в функциональном подразделении думать больше о своем подразделении, чем обо всей компании в целом. Функциональная организация, даже в высшей степени децентрализованная, служит мощным фактором разобщения. "Обращение с запросами" — это уже не симптом плохой организации, это причина.
Наконец, каковы бы ни были модель и структура организации, менеджмент должен остерегаться серьезного и деформирующего конституционного нарушения: несбалансированной возрастной структуры менеджмента.
В последнее время часто приходится слышать об угрозе преобладания в менеджменте пожилых людей. Но не менее опасен и слишком молодой менеджмент. Ведь менеджеры-старики довольно скоро уйдут в силу естественных причин; и если предприятие доживет до этого момента, повторения этого печального опыта можно будет избежать. Слишком молодое руководство означает, однако, что в течение очень долгих лет для молодежи не будет возможности продвижения. Все хорошие должности заняты служащими, впереди у которых десятилетия трудовой деятельности. Перспективные сотрудники не пойдут в такую компанию, а если они уже работают в ней, следует ожидать их ухода. Если они останутся, то вскоре превратятся из многообещающих менеджеров в разочарованных бездельников, с нетерпением дожидающихся конца рабочего дня. Спустя 20 лет молодая команда менеджеров превратится в команду одновозрастных стариков — при полном отсутствии кадров, которые смогли бы достойно заменить их. Собственно говоря, в 40-е и 50-е годы любая компания, страдавшая от засилья стариков в топ-менеджменте, пожинала плоды собственной ошибки, сделанной 20 лет назад, когда после Великой депрессии на работу набрали молодых менеджеров.
|
|
Обеспечение сбалансированной возрастной структуры должно быть одной из основных забот при планировании управленческих ресурсов. Должно быть, разумное количество немолодых сотрудников, чтобы начинающие менеджеры видели перспективы роста, и достаточно молодежи, чтобы обеспечить преемственность; достаточно стариков, чтобы дать мудрость, и достаточно молодежи, чтобы давать импульс к движению. Возрастная структура менеджмента — это как обмен веществ в человеческом теле; если он нарушен, все основные процесс: не будут здоровыми.
Хорошая организационная структура сама по себе не обеспечивает высокоэффективности — как хорошая конституция не гарантирует хорошего президента, а хорошие законы — высокоморального общества. Но плохая организационная структура делает хорошую работу невозможной, независимо от того, насколько хорош каждый из менеджеров сам по себе. Поэтому улучшение организационной структуры — через максимальную федеральную децентрализацию и через применение принципа децентрализации к областям деятельности, организованным по функциональному признаку, - всегда улучшает эффективность. Это позволит хорошим менеджерам, скованным плохой организацией, всегда работать эффективно, это превратит множество средних исполнителей в отличных менеджеров, расширив их кругозор и общие требования, предъявляемые к ним. Это выявит плохих менеджеров и даст возможность заменить их на лучших. Хорошая организационная структура – не панацея. Она не является, как полагают некоторые теоретики организационных процессов, единственным фактором, значимым в управлении менеджерами. Другими словами анатомия – это еще не вся биология в целом. Но правильная организационная структура является обязательным требованием; в ее отсутствие попытки со стороны руководства эффективно работать будут бессмысленными, и обречены на провал.
Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Организационный контекст управления персоналом [13]
Много, много птичек
Запекли в пирог:
Семьдесят синичек,
Сорок семь сорок.
Трудно непоседам
В тесте усидеть —
Птицы за обедом
Громко стали петь.
Английская песенка
Понятие " организация " произошло от французского "organisation; organiser" — устраивать, создавать; объединить, сплотить; упорядочивать. Этим словом можно определять:
• строение чего-либо. Обычно в этом значении слово употребляется в естественных науках (физике, химии,..);
• совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи, или социальный институт. Именно в этом значении мы и будем использовать данное понятие;
• саму деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других. В предыдущей главе, рассматривая управленческие роли, мы использовали термин "организатор", описывая деятельность специалиста по организационному проектированию, созданию специфических организационных структур, наиболее эффективных в заданных условиях, т. е. специалиста, который с помощью задания особых форм взаимодействия людей, подструктур формирует план и порядок осуществления деятельности.
|
|
И все-таки, следуя инстинкту, номы продолжали соблюдать иерархию. Мир испокон веку четко делится на тех, кто указывает другим, что следует делать, и тех, кто выполняет эти указания. Так неким загадочным образом у номов
сформировалась новая элита. Рулевые.
Принадлежность к разряду рулевых определялась в зависимости от того, где тот или иной ном находится во время Большой Гонки. Те, кто оказался в кабине Грузовика, причислялись к рулевым. Все остальные считались просто пассажирами. Правомерность подобного разделения никто не подвергал сомнению, но и не признавал официально. Это как бы само собой разумелось: на нома, сумевшего управлять Грузовиком, можно положиться. Однако не следует думать, что быть рулевым так уж приятно.
Терри Пратчетт.