А. А. Бодалев восприятие человека человеком

Среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке кото­рых одинаково заинтересованы как теоретические науки о чело­веке, так и практика, важное место занимает проблема непо­средственного, наглядно-образного отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности. <...>

Познание и взаимное воздействие людей друг на друга — обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если ее целью не язляется прямое решение задач воспитания и она всецело направлена к достижению какого-то материального ре­зультата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и


 




116



117


поведение и оценивают возможности друг друга, во многом за­висят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. <...>

В процессе общения достигается взаимопонимание, слажен­ность при выполнении работы, растет способность прогнозиро­вать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные противоречия, раз­лад в работе, проявляется неспособность предугадать поведение партнера по общению. Достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным от­ражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. От­рицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточ­ности и неправильного истолкования информации, которой каж­дый из них располагает. Громадное значение в интерпретации чувственных данных отражения облика и поведения других лю­дей и регуляции взаимодействия с ними в общении имеет опыт труда, познания и общения, который накоплен человеком в ходе жизни, а этот опыт у каждого человека всегда индивидуаль­но своеобразен, и общающиеся всегда более или менее отличают­ся друг от друга как личности. Кроме того, взаимодействующие в процессе общения индивиды могут преследовать как одну и ту же, так и разные цели. Поэтому общение — это и сложнейшее пе­реплетение отношений общающихся /друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам и к самим себе и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оце­нить друг друга.

Общение как процесс непосредственного установления межин­дивидуальных связей и взаимодействий людей определяется сис­темой конкретных общественных отношений... Социальное и лич­ное связаны как в структуре, так и в динамике процесса общения самым теснейшим образом. Взаимодействуют в этом процессе общественные индивиды, формирование которых как личностей является конкретным выражением конвергенции труда, общения и познания. Средства коммуникации, которыми они пользуются для установления контакта друг с другом, общественны по сво­ему происхождению и индивидуальны по употреблению. Такова речь — индивидуальное проявление важнейшего средства связи, созданного обществом, — языка. Таковы мимика и пантомимика, когда они начинают выполнять коммуникативную роль, таковы, наконец, и способы поведения каждого человека по отношению к другим людям. <...>

Место человека в обществе, его классовая принадлежность, роль в процессе создания материальных ценностей и усваиваемые им в связи с этим морально-эстетические нормы всегда сказыва­ются на объективности восприятия и понимания этим человеком других людей, на том отношении, которое у него к каждому из этих людей складывается. <,..>


118


Сущность и роль познания человека человеком в процессе взаимодействия людей станут яснее, если мы подымаемся взгл-я,-- нуть на них, используя понятие кибернетики. Норберт Винер именно с кибернетической точки зрения рассматривает процесс 'взаимодействия людей, когда пишет: «Устанавливая связь с дру­гим лицом, я сообщаю ему сигнал, а когда это лицо в свою оче­редь устанавливает связь со мной, оно возвращает подобный сигнал, содержащий информацию, первоначально доступную для него, а не для меня. Управляя действием другого лица, я со­общаю ему сигнал, и, хотя сигнал дан в императивной форме, техника коммуникации в данном случае не отличается от техни­ки коммуникации при сообщении сигнала факта. Более того, чтобы мое управление было действенным, я должен следить за любыми поступающими от него сигналами, которые могут ука­зывать, что приказ понят и выполняется». Таким образом, не­обходимым условием взаимодействия между людьми является непрерывное получение информации каждым из его участни­ков о различных сторонах и компонентах процесса взаимодей­ствия.

Информация, поступающая в процессе взаимодействия людей к каждому из его участников, слагается, во-первых, из тех-сигна­лов, которые человек в ходе совместной деятельности получает непосредственно о других участниках, во-вторых, в нее обяза-, тельно входит информация, которую он также прямо черпает о себе через посредство своих экстеро-, проприо- и интер*ецептороп, \ сигнализирующих ему о ходе его собственного участия в деятель-; ности, достигнутых результатах, его состоянии и пр. В-третьих, он j постоянно получает информацию о внешних для всех участников I деятельности условиях, в которых, а может быть, и благода-| ря которым эта совместная деятельность людей развертывается. В-четвертых, он информируется об общих итогах деятельнос­ти. <...>

»Особенности, образующие внешний облик и поведение челове­ка, многообразны, и все они для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. По одним признакам, входящим во внешний облик человека, лю­ди судят о его расовой и национальной принадлежности, по дру­гим — о поле и возрасте, по третьим — о социальной принадлеж­ности и уровне культурного развития. Во внешнем облике и по­ведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые люди выводят заключение о характерологических особенностях другого человека, его способностях, испытываемом им состоя­нии. Наконец, по определенным признакам мы судим, чем занят человек и как он делает свое дело сейчас и т. д.

Анализ показывает, что признаки-сигналы, из которых сла­гаются внешний облик и поведение человека, могут иметь для других людей осведомительное значение и выполнять регулятив­ную, или прагматическую, функцию. <...> + / Нем ограниченнее опыт общения индивида, тем меньше его

119


способность (возможность) воспринять сигналы, которые несут только осведомительную, но не регулятивную информацию о взаимодействующем с ним человеке.» С другой стороны, смысло­вая наполненность сигнализации о другом человеке может воз-, растать при отражении его познающим субъектом в процессе совместной деятельности, но она может не использоваться при организации взаимодействия с этим человеком некоторое время или же не использоваться вообще. Регулирующим взаимодей­ствие людей такой сигнал будет в этом случае только потен­циально. И в самом деле, факты на каждом шагу убеждают, что, например, при нормальном течении процесса совместной деятельности, при реализации человеком целей, которые он хо­тел бы достичь, общаясь с другим человеком, определенная часть потока сигналов, получаемых при отражении облика и по­ведения партнера по деятельности, носит чисто осведомитель­ный характер. И лишь в тех случаях, когда взаимодействие лю­дей начинает идти не так, как хотелось бы одному из участни­ков деятельности, и, стало быть, когда оказывается под угрозой достижение желаемого им результата, указанные сигналы из разряда только осведомляющих индивида о другом челове­ке переходят в разряд регулирующих его действия и, связы­ваясь с другими прагматическими сигналами, более или менее перестраивают его поведение по отношению к этому челове­ку. <...>

Положение людей по отношению друг к другу в процессе совместной деятельности, их права и обязанности могут быть и одинаковыми, и различными. Это обстоятельство сказывается на содержании той информации друг о друге, которая имеет для каждого из них первостепенное значение. При сходстве задач деятельности и совпадении в главном путей решения этих задач характер признаков, которые в каждом из участников имеют сигнальное значение, для обоих участников одинаков. При не­сходстве задач, осуществляемых в деятельности каждым участ­ником, и несовпадении способов, с помощью которых эти задачи каждый из них решает, характер регулятивных признаков в партнере по деятельности для каждого свой.

Два человека пилят бревно. У них в этой совместной деятель­ности объективно равное положение и одинаковые обязанности. Осведомительную и одновременно регулятивную нагрузку для каждого из пильщиков в таких случаях несут те признаки в об­лике и поведении партнера, которые говорят об имеющемся у него запасе сил и умении. Фиксируются действия партнера: ско­рость отведения пилы к себе, нажим на ее ручку, угол, под кото­рым он удерживает полотно пилы по отношению к распиливае­мому стволу дерева, и т. п.

Для сражающихся на ринге боксеров одинаковой спортивной квалификации наиболее значимыми признаками в облике и действиях противника будут прежде всего признаки, свидетель­ствующие о его силе, технической и тактической подготовленнос-120


Щ' ти, волевой закалке. В ходе боя для обоих боксеров основную

*- рсведомительную и регулятивную роль будут играть особенности

облика и действий противника, сигнализирующие о его физическом

, и психическом состоянии, об общем плане боя, о намерении его

I провести тот или другой прием и т. д.

Иная картина, когда взаимодействующие в деятельности дюди различаются занимаемым в ней положением. Для мастера на производстве наибольшую информационную нагрузку о по­ступившем в его распоряжение рабочем несут те признаки, ко-оворят о производственной подготовленности, владении инструментом, средней производительности труда, качестве ра­боты при выполнении заданий разной сложности, знании пра­вил техники безопасности и т. п. Для рабочего же наиболее значимыми в мастере являются признаки облика и поведения, го­ворящие о его организаторских навыках, объективности и спра­ведливости при распределении работы, об умении помочь при возникновении трудностей, о внимании к рабочим, о способности; отстаивать законные интересы бригады в целом и отдельных ее членов.

Для провинившегося ребенка в облике и действиях воспи­тателя наибольшую информационную нагрузку несут признаки, осведомляющие о настроении взрослого, намерениях по отноше­нию к ребенку, степени объективности в оценке проступка. Для воспитателя же важнейшую осведомительную и регулятивную роль в облике и действиях провинившегося играют те признаки, которые свидетельствуют о понимании ребенком ложности моти­вов поступка, вреда его, о раскаянии, стыде и пр.

Таким образом, в первых двух случаях одинаковость объек­тивных условий и тождественность требований, предъявляемых к каждому из участников деятельности, заставляют последних выделять и оценивать совпадающие в содержании (хотя, может быть, и различные по степени выраженности) особенности в облике и действиях друг друга. В последующих двух случаях неодинаковость объективных условий деятельности и нетожде­ственность требований, предъявляемых к каждому из участвую­щих в ней л"юдей, вынуждают их фиксировать друг в друге не совпадающие в содержании особенности. <...>

Широта охвата сигналов информации, поступающих от другого человека, и преимущественный отклик на один из них и полное или частичное игнорирование других зависят не только от объек­тивного значения этих сигналов для результатов совместной дея­тельности, но и от их субъективного значения, которое может не совпадать с объективным.

Значимость сигнала, т. е. субъективное отношение человека к поступающей информации, влияет также и на скорость перера­ботки получаемой индивидом информации в ходе взаимодействия с другим человеком. <...>

Исходя из своего прошлого опыта общения с разными кате­гориями людей в разных обстоятельствах, индивид ожидает от

121


другого человека в каждой из ситуаций одни формы действий чаще, а другие реже. Это ожидание является субъективным вы­ражением объективного факта вероятности сигнала. <...>

Характер сигналов, поступающих от одного человека к дру­гому, может оказаться слишком неожиданным для последнего, и тогда выбор целесообразного ответа на эти сигналы потребует от него дополнительного времени. В этих случаях регуляционная переработка информации (отыскание адекватного способа реа­гирования) заключается часто в анализе истории появления нового сигнала. Когда субъект взаимодействия после появления соответствующего сигнального комплекса в облике или поведе­нии партнера по общению начинает прагматически перерабаты­вать полученную информацию, он, опираясь на свой опыт, до­страивает это отражаемое событие, «конструируя» в воображении его предыдущую часть, которая кажется ему причиной события. Одновременно он проецирует развитие этого события, тоже в воображении, в будущее, если им будет дан тот или иной ответ на полученный сигнал.

...Когда один человек воспринимает другого, смотрит на его лицо, фигуру, слышит речь, наблюдает за его действиями, то большая часть всех этих компонентов облика другого человека в данный момент воздействует на органы чувств и через них на мозг познающего субъекта. Но если у индивида не выработано умение истолковывать облик и поведение другого человека на основе выделения, сравнения и оценки составляющих их компо­нентов, поступающая к нему информация будет перерабаты­ваться только частично и однобоко использоваться в процессе последующего взаимодействия с этим человеком. С другой сторо­ны, если индивид более подготовлен как психолог-интерпретатор облика и действий других людей, получаемая им информация встречается с более развитой интерпретационной структурой, которая облекает многие компоненты облика и поведения от­ражаемого человека в форму, способную служить материалом для адекватной оценки и обоснованного выбора способа дей­ствия. <...>

Одним из необходимых условий взаимодействия, отвечающе­го сформированным у человека представлениям о нормальном течении этого процесса и о достижении в ходе его желательных целей, является непрерывное получение человеком информации о результатах его собственных действий в этом процессе. Это управление человеком своим поведением на основе действитель­ного совершения действий в соответствии с содержанием само­приказа, а не ожидаемого их выполнения достигается с помощью механизма обратной связи.

Высказывая другому человеку свое мнение и подкрепляя его соответствующими выразительными движениями, давая ему по­ручение, решая с ним вместе какую-то практическую задачу, индивид непрерывно получает сигналы о том, как он действует и какие результаты им достигаются. В центральный регули-


рующий аппарат его все время возвращается информация об! осуществляемом воздействии на внешний мир, на другого че- / ловека.

Благодаря действию механизма обратной связи человек на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое последующее поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми. <...>

Участвующие в регулировании взаимодействия одного чело­века с другим обратные связи отличаются друг от друга степенью сложности. В простейших обратных связях в грубой форме фик­сируется успех или неуспех в достижении несложной цели, напри­мер удалось ли нам произнести строгим тоном какую-то фразу, чтобы удержать детей от шалости, и пр. С помощью механизма более сложных обратных связей в регулирующий аппарат человека поступает информация не о результатах выполнения отдельных действий, а о поведении в течение более длительного времени и в системе многих обстоятельств. «Логический тип» такой обратной связи иной, чем в элементарных обратных связях.

Пройденный человеком путь воспитания развивает у него привычку давать способам действия другого человека опреде­ленное истолкование и, чаще наблюдая одни из них и реже дру­гие, заключать об устойчивых особенностях последнего. Человек накапливает статистические данные об особенностях поведения другого человека. Перерабатывая и обобщая их, он превращает эти сведения в командную информацию, участвующую в регу­лировании его поведения по отношению к этому человеку и по­зволяющую ему более или менее предугадывать наиболее веро­ятны* действия последнего.

Изменения в поведении индивида, которые диктуются появле­нием нового в действиях другого человека и определенно истолко­ванной информацией, в конечном итоге опять-таки связаны с проявлением очень общего вида обратной связи.

Хорошо функционирующая обратная связь выступает одним из необходимых условий успешной работы руководителя, вос­питателя, учителя. Неналаженность ее или пренебрежительное к ней отношение приводят субъекта деятельности к действиям вслепую, потому что отсутствие обратной связи фактически означает отрыв от действительности. Когда по какой-либо причине механизм обратной связи начинает «работать» с перебоями, че­ловек, взаимодействующий с другими людьми, не фиксирует всех их действий, отражает их выборочно, случайно, вне связи друг с другом, неправильно их интерпретирует и соответственно неадекватно на них отвечает. Контакт между людьми разлажи­вается, взаимодействие нарушается.

Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965, с. 3—15.


 


122


123


Жинкин

* н. и.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: