Совместная деятельность как главное основание системообразования трудового коллектива

Системный подход в исследовании психологии трудового коллектива требует его рассмотрения прежде всего в следующих планах: 1) как самостоятельного образования, обладающего специфическими закономерностями; 2) как части большего целого, в качестве которого последовательно могут выступать разные общности; 3) как результата взаимодействия коллектива с отдельными его элементами и подсистемами (членами или их микрогруппами); 4) в соотношении с внешними условиями формирования коллектива как системы, — в частности, его взаимодействия с другими трудовыми общностями.

Системный принцип многоплановости в исследовании данного объекта реализуется пока не полностью и как бы «по частям», т. е. каждое из перечисленных выше направлений (анализ психологической структуры коллектива, проблем его взаимодействия с обществом и личностью, психология межгрупповых отношений и др.) относительно самостоятельно. В настоящее время трудно привести пример многопланового исследования, хотя именно в этом направлении, видимо, должна развиваться психология коллектива.

При изучении трудовых коллективов следует определить фактор, объединяющий многочисленные явления в целостность. По нашему мнению, таковым является совместная деятельность. Она есть главное, ведущее основание, на котором становится, функционирует и развивается трудовой коллектив. Он образуется не для общения людей, а для выполнения общественно значимой деятельности, в процессе которой люди вступают в различные виды связей друг с другом.

Коротко обобщая можно утверждать, что основной (но не единственной) теоретической схемой анализа психологии трудового коллектива будет следующая: психология трудового коллектива — совместная трудовая деятельность — социально-психологический (групповой) процесс — предметно-направленное (целевое) взаимодействие. В представленной «цепочке» каждый перечисленный феномен может выступать в качестве системообразующего по отношению к предыдущему и в то же время может рассматриваться как система по отношению к последующему.

Многообразие и многоуровневость связей и отношений в трудовом коллективе.

В соответствии с системным подходом, трудовой коллектив необходимо рассматривать как систему, т. е. как определенное множество элементов, связанных между собой и образующих целостность. Поэтому задача социально-психологического исследования — выявить множественность (или многообразие) связей и отношений как внутри коллектива, так и вне его.

Элементами трудового коллектива как системы обычно выступают его члены. Последние имеют возможность объединяться в микрогруппы, которые выделяются в результате специального социально-психологического анализа и могут рассматриваться в качестве подсистем. В последнее время роль таких микрогрупп постоянно возрастает. Связано это, прежде всего с тем, что в условиях современного производства увеличивается активность так называемых неформальных (неофициальных) образований.

Было выполнено специальное исследование совокупности связей и отношений, в которые реально вступают члены трудовых коллективов. Установлено, что основными являются пространственно-временные, технологические, функциональные, экономические (прежде всего распределительные), организационно-управленческие и социально-психологические. Существуют также и другие связи: например, вещественные, т. е. обусловленные общими средствами труда (оборудованием, инструментом и т. п.), или основанные на социально-демографических характеристиках людей (возраст, пол, квалификация и т. д.) и др. Их совокупность обеспечивает как структурную целостность коллективного субъекта, так и процессуальную, т. е. совместную трудовую деятельность.

Системный подход требует не рядоположного рассмотрения различных связей и отношений как равнозначных, а выделения разных их уровней, определения ведущего системообразующего фактора. Реализация принципа многоуровневости (иерархичности) неизбежно приводит к необходимости соотнесения друг с другом выделенных выше связей. Результаты исследования показали, что формирование целостного коллектива как субъекта совместной трудовой деятельности может происходить на основе разных видов доминирующих в нем связей. Это позволило сформулировать и обосновать понятие «тип совместной деятельности» (по сути своей тип связей между участниками).

Таким образом, это понятие рассматривается как более емкая характеристика по сравнению с формами организации совместной деятельности, так как включает в себя не только пространственно-временные и технологические (операциональные) связи, но и экономические, функциональные, организационно-управленческие и социально-психологические. Различные типы совместной деятельности составляют разную основу формирования целостности трудового коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: