Необходимость реформ во внешнеэкономической сфере

Глубокие преобразования во внешнеэкономической сфере России, направленные на переход к открытой экономике,— неразрывная составная часть радикальной экономической реформы, осуществляемой в России. Переход на свободное ценообразование, ускорение приватизации, регулирование макроэкономических процессов с помощью налоговой и денежно-кредитной политики и другие элементы нового подхода к экономике находят отражение и в области внешнеэкономических отношений. Постепенный отказ от административных и использование экономических форм регулирования, курс на конвертируемость рубля не могут рассматриваться в отрыве от общих направлений экономической политики российского правительства. В то же время и общий поток экономических преобразований в России невозможен без серьезных перемен во внешнеэкономической сфере.

К сожалению, экономический фон, на котором проходят реформы, весьма неблагоприятен. Рост цен на нефть в середине и конце 70-х годов создавал иллюзию благополучия во внешнеэкономической сфере бывшего СССР. Однако глубокое падение цен на нефть в 1986 году положило качало резкому ухудшению внешнеэкономических позиций СССР.

В последние годы в развитии ВЭС, и прежде всего внешней торговли, стали складываться негативные тенденции. Темпы расширения товарооборота замедлились, а затем объем товарооборота по стоимости сократился со 142 млрд. руб. в 1985 году до 131 —в 1986 и 128 млрд. руб.— в 1987 году. Это в значительной степени объяснялось существенным снижением цен на наши важнейшие экспортные товары — нефть и нефтепродукты, за счет которых в конце 70 — начале 80-х годов в основном шло расширение экспорта СССР. Доля продукции обрабатывающей промышленности, особенно машин и оборудования, в эти годы в экспорте сокращалась. Существенно упал объем экспорта в промышленно развитые страны, что при необходимости закупки здесь определенных товаров, в том числе зерна, привело к росту дефицита платежного баланса СССР в отношениях с этой группой стран и росту нашей задолженности в свободно конвертируемой валюте (СКВ).

Положение ухудшилось в 1990—1992 годах. Отказ от административно-командной системы управления экономикой и отсутствие новых рыночных механизмов экономического взаимодействия привели к распаду хозяйственных связей между предприятиями, что, в свою очередь, вызвало падение производства, которое затронуло основные экспортные отрасли. Следствием этого стало резкое сокращение внешнеторгового оборота России (в 1992 г. в 2,1 раза по сравнению с 1990 г.). В силу высокой степени зависимости некоторых отраслей от импорта его снижение стало причиной дальнейшего спада производства в России. Принципиальной задачей для нее остаются поддержание экспорта и его рост, тем более что нужны крупные валютные средства для покрытия внешнего долга, составившего на начало 1993 года 81 млрд. долл.

Весьма отрицательно на состоянии ВЭС России сказывается крушение системы отношений с бывшими странами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), на которые в прошлые годы приходилось свыше 60% товарооборота Союза. Сокращение наших экспортных возможностей, особенно в области экспорта нефти и нефтепродуктов, и необдуманный резкий переход в отношениях с этими странами на расчеты в СКВ имели катастрофические последствия для отношений с ними. Товарооборот России с бывшими странами СЭВ сократился за один 1992 год на 43%, а их доля в российском товарообороте упала до 18%. Между тем в связи с развитием специализации и кооперации из этих стран мы получаем некоторые виды изделий, отсутствие которых тяжело отражается на состоянии целого ряда отраслей хозяйства.

Наконец, новая группа проблем возникает в области ВЭС России в связи с распадом бывшего Союза. С одной стороны, разрыв хозяйственных связей между предприятиями разных стран, входивших в Союз, еще более ослабляет экспортный потенциал России, впрочем, как и других его бывших республик. С другой стороны, осложняется создание нового механизма регулирования ВЭС.

В этих сложных условиях решаются проблемы включения России в мировое хозяйство, ее переход к открытой экономике. Тем не менее решение тех задач, которые возникают перед ВЭС в условиях перехода к рынку, невозможно без глубоких реформ в этой области, решительного поворота в сторону их либерализации.

Очевидно, что одной из причин положения, в котором оказались ВЭС бывшего СССР, являлась старая система их организации, при которой эти связи осуществлялись только специализированными внешнеторговыми организациями и которая была ориентирована главным образом на экспорт сырья. Для решения проблемы более активного участия промышленности в МРТ были расширены права предприятий во внешнеэкономической сфере и предоставлено им право непосредственного выхода на внешний рынок. Именно на это направлена реформа управления ВЭС, начатая в 1986 году.

Однако либерализация внешнеторговой деятельности (ВТД) России выявила и отрицательные моменты. Участие во внешней торговле, особенно в торговле сырьем, разных посреднических структур привело к уменьшению валютной выручки, поступаемой в страну, искусственному занижению цен на вывозимое сырье и оставлению части валюты за рубежом. Правительство было вынуждено пойти по пути ограничения числа внешнеторговых организаций, имеющих право торговли сырьевыми товарами, составляющими пока основу российского экспорта.

Но эти меры не касаются торговли продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения, где прямая связь предприятий с внешним рынком остается самой актуальной задачей.

Конечно, повышение степени открытости экономики России требует не только предоставления предприятиям права свободного выхода на внешний рынок, но и постепенного открытия внутреннего рынка для притока товаров извне. Однако в нынешней кризисной экономической ситуации, крайне низкой конкурентоспособности основной массы российских предприятий отмена импортных ограничений на ввоз промышленной продукции должна осуществляться постепенно, с учетом задач структурной политики, направленной на поддержание определенных отраслей отечественной промышленности, в том числе тех, которые в перспективе должны стать экспортными.

Вместе с тем в области государственного регулирования преимущественное развитие должны получить экономические формы воздействия.

В современном мире в условиях углубляющейся интернационализации хозяйственной жизни меняются характер и формы экономических отношений между странами. Если раньше они базировались на обычной торговле, то теперь все больше на производственной взаимосвязи, интернационализации капитала. Поэтому переход к открытой экономике связан также с созданием необходимых условий для движения капитала и рабочей силы как в Россию, так и из нее. Преобразования в организации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) России должны учитывать те изменения, которые происходят в этой области в других странах мира. Должны получить развитие различные формы ее экономических связей с другими странами, характерные для современности.

Глубокие изменения должны произойти и в сфере валютных отношений России. Переход к конвертируемости рубля как один из наиболее важных элементов перехода к открытой экономике является в то же время одной из наиболее сложных проблем, решение которой зависит от многих факторов, лежащих в сфере как внутренней экономики, так и внешнеэкономических связей.

ТЕМА 2. Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности. [2]

Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне государства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: