Среди полученных результатов есть один, как раз наиболее интересный для изучения логики ребенка и представляющий некоторые гарантии достоверности — это отношение эгоцентрической
речи к общей сумме высказываний ребенка. Эгоцентрическая речь — это, как мы видели, группа высказываний, состоящая из 3 первых вышеуказанных категорий: повторения, монолога и коллективного монолога. Свободная речь — это совокупность семи первых категорий, т. е. всех высказываний, минус те, которые считаются ответом на вопрос взрослого или ребенка.
Эта пропорция эгоцентрической речи по отношению к сумме спонтанной (свободной) речи выразилась:
!&. = 0,47 для Льва; ^- „ 0,43 для Пи.
(Эгоцентрическая речь по отношению ко всей речи, включая сюда и ответы, равна 39% У Льва и 37% у Пи.) Близость результатов у Пи и Льва уже сама по себе является счастливым признаком.
Такие же вычисления, сделанные приблизительно в отношении 1500 высказываний, произнесенных в целой зале, дали результаты, в 0,45 (ср. разн. — 0,05).
|
|
Какой вывод можно сделать на основании всего сказанного выше? По-видимому, такой: до 6-—7 лет де^и думают и действуют более эгоцентрично, чем взрослые, и менее сообщают друг другу свои интеллектуальные искания, чем мы. Конечно, когда дети бывают вместе, то кажется, что они больше, чем взрослые, говорят о том, что делают; но большей частью они говорят только для самих себя. Мы, наоборот, меньше говорим о наших действиях, но наша речь почти всегда социализована.
196
МЫШЛЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ