Інституції Гая (143 р. н. є.)

(Витяги) Книга І

О ЛИЦАХ

1. Все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются
частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: итак,
то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное
право и называется правом гражданским... А то право, которое между всеми
людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинако­
во у всех народов и называется правом общенародным (ins gentium)...

Таким образом, и римский народ пользуется отчасти своим собствен­ным правом, отчасти правом, общим всем людям.

2. Гражданское право римского народа состоит из законов, решений
плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов магистратов и
из ответов правоведов.

3. Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское
решение есть то, что плебеи одобрили и постановили. Плебс отличается от


народа тем, что словом «народ» обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев. Вот поэтому-то патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии был издан закон Гортензия, которым было определено, что постановления плебейских собраний обяза­тельны для всего народа.

4. Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и устанавли­
вает; оно имеет силу закона, хотя это было спорно.

5. Указы императора есть то, что постановил император или декретом,
или эдиктом, или рескриптом; и никогда не было сомнений в том, что указ
императора имеет силу настоящего закона...

6. Эдикты суть постановления и предписания тех должностных лиц,
которые имеют право их издавать. Право издавать эдикты предоставляется
магистратам римского народа; самое важное значение... имеют эдикты двух
преторов — городского и перегринского, юрисдикция которых в провинци­
ях принадлежит их наместникам. То же самое относится к эдиктам куруль­
ных эдилов, юрисдикцию которых в провинциях римского народа имеют
квесторы.

7. Ответы правоведов — это мнения и суждения юристов, которым по­
зволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц сходят­
ся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. Если же мнения юри­
стов не согласны между собою, то судье предоставляется право следовать
тому мнению, которое он считает самым лучшим, — что прямо выражается
в рескрипте блаженной памяти Адриана.

8. Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к
вещам (объектам), или к искам. Прежде всего рассмотрим значение лиц.

9. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди — или
свободные, или рабы.

 

10. Далее, из свободных людей одни — свободнорожденные, другие —
вольноотпущенные.

11. Свободнорожденные суть те, которые родились свободными; воль­
ноотпущенные — это те, которые отпущены на волю из законного рабства.

 

48. Затем следует другое деление в праве лиц. Именно одни лица само­
властны, другие подчинены чужому праву.

49. Из подвластных одни находятся под властью отца, другие — под
властью мужа, третьи — в кабальной зависимости (mancipio) от другого.

 

51. Сперва разберем тех, которые находятся под властью другого.

52. Итак, под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть
институт общенародного права; ибо у всех народов мы можем заметить, что


 


90


91


господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретае­тся рабом, приобретается господину.

55. Равным образом под нашей властью состоят наши дети, рожден­
ные в законном браке; право это есть особенность (исключительное достоя­
ние) римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы
над детьми такую власть, какую имеем мы.

56. Римские граждане тогда вступают в законный и действительный
брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на
римских гражданках или даже латинках и иностранках, с которыми сущест­
вовало ius connubii1; а так как connubium дает право детям наследовать сос­
тояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но
состоят также во власти отца.

 

58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключить
настоящего брака.

59....Браки не могут быть заключаемы между теми лицами, которые
состоят в родственной связи,...например между отцом и дочерью, между
сыном и матерью или дедом и внучкою; и если такие лица соединятся, то
брак, ими заключенный, считается преступным и кровосмесительным.
...Хотя бы они стали друг к другу в отношения восходящих и нисходящих
через усыновление — они не могут сочетаться браком; даже по прекраще­
нии усыновления существует то же запрещение.

60. Нечто подобное, хотя и не в столь большой степени, наблюдается
между теми лицами, кои соединены узами бокового родства.

61. В самом деле, брак между братом и сестрой безусловно запрещен,
рождены ли они от одного и того же отца и одной и той же матери, или от
одного из них.

62. Брат может жениться на дочери брата; это вошло в обычай с тех
пор, как блаженной памяти Клавдий женился на Агриппине, дочери своего
брата. Не позволяется, однако, жениться на дочери сестры: так постановля­
ют указы императоров.

82....От рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб, и, наоборот, от свободной и раба рождается свободный ребенок.

89. По естественным требованиям и соображениям решено, что, если рабыня забеременеет от римского гражданина, а затем, отпущенная на во­лю, родит, то ребенок рождается свободным, так как зачатые незаконно приобретают состояние с того времени, когда рождаются... Но законно зача­тые приобретают состояние с момента зачатия.

93. Если чужеземец получит для себя и своих детей права римского гра­жданства, то сыновья будут под его властью только в том случае, если импе­ратор подчинит их власти родителя, что он делает лишь тогда, когда после ис­следования дела такое подчинение окажется выгодным для сыновей.


 

97. Однако же не только родные дети... состоят во власти нашей, но и
те, которых мы усыновляем.

98. Акт усыновления совершается двумя способами: или властью на­
рода, или властью высшего магистрата, например, претора.

99. Властью народа можно усыновлять тех, которые пользуются пра*
вовою независимостью; этот вид усыновления называется arrogatio, потому
что и того, кто усыновляет, спрашивают, желает ли он того, кого намерен
усыновить, считать законным сыном, и того, кто усыновляется, спрашива­
ют, желает ли он этому подвергнуться... Властью магистрата усыновляют
тех, которые состоят под отеческой властью...

 

100. Первый вид усыновления, т. е. совершающийся властью народа,
может происходить только в Риме, а второй совершается и в провинциях,
в присутствии их наместников.

101. Равным образом, властью народа не усыновляются женщины...
В присутствии же претора (в Риме), а в провинциях перед проконсулом...
усыновляются также женщины.

104. Женщины ни в коем случае не могут усыновлять, ибо они и род­ных детей не имеют в своей власти.

107. Свойство усыновления, которое совершается властью народа та­
ково, что если тот, кто имеет детей в своей власти, отдает себя на усыновле­
ние другому, то не только сам подчиняется власти усыновителя, но и дети
его становятся во власть усыновителя в качестве внуков.

108. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью
мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам.

109. Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины,
семейной же власти мужа подчиняются только женщины.

110. Итак, некогда этот переход под власть мужа совершался тремя
способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею.

 

119. Манципация состоит... в мнимой (воображаемой) продаже. Эта
форма приобретения права собственности (ius proprium) свойственна римс­
ким гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее пя­
ти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того
еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы
и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так:
«Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он дол­
жен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных
весов». Затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покуп­
ную сумму тому, от кого он приобретает вещь посредством манципации.

120. Этим способом манципируются рабы и лица свободные, а также
животные, которые причисляются к res mancipi, как, например, быки, лоша-


 


92


93


19. А именно, res nee mancipi переходят в собственность другого лица
вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вслед­
ствие этого допускают передачу.

20. Следовательно, если я передаю тебе платье, или золото, или сереб­
ро, на основании продажи, дарения или каким-нибудь другим образом, то
вещь эта делается тотчас же твоею, без соблюдения каких-либо торжествен­
ных формальностей.

22. Res mancipi — это те, которые переходят к другому лицу посредст­вом манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, точно такую же силу имеет форма приобре­тения прав, называемая in jure cessio.

24. Сделка in jure cessio совершается следующим образом: перед (су­
дящим) магистратом римского народа, например, перед претором или наме­
стником провинции, тот, кому вещь переуступается, держа ее, произносит:
«Я утверждаю, что этот человек2 мой по праву квиритов». Затем, после того,
как он заявил такую виндикацию, претор спрашивает отчуждающего, не
имеет ли он какой-нибудь претензии (по отношению к спорному предмету)?
Когда этот последний скажет, что нет, или молчит, тогда претор присуждает
предмет виндицирующему (приобретающему)...

25. В большинстве случаев, однако,...мы прибегаем к манципацион-
ной форме, для которой всегда легко найти между друзьями свидетелей; по­
этому не нужно с целью совершать in jure cessio обращаться к претору или
наместнику провинции, что соединено с известными трудностями.

26а. Поземельные участки, находящиеся в провинциях, не только не считаются собственностью владельцев, но там даже нет никакой свободной

общины3.

40. Следует заметить, что у иностранцев есть только один вид собст­
венности, а именно — каждый будет или собственником, или таковым не
считается; таким же правом пользовался когда-то и римский народ, каждый
или был собственником по квиритскому праву, или таковым не считался.
Но впоследствии принято такое деление собственности, что один мог быть
собственником по квиритскому праву, а другой — простым обладателем (in

bonis habere).

41. Если вещи, принадлежащей к res mancipi, я ни манципирую, ни
уступаю тебе перед судящим претором и только передаю ее тебе, то ты бу­
дешь вещью просто обладать, а я буду ее квиритским собственником до тех
пор, пока ты не приобретешь собственности на основании давностного вла­
дения, ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей полной собст­
венностью, не только бонитарной (in bonis esse), но и по праву квиритов (м
iure Quiritium), как если бы она была передана другому лицу манципаци
или in iure cessio.

96


 

42. По законам XII таблиц срок давности для вещей движимых — го­
довой; для недвижимых — двухгодичный.

43. Впрочем, мы можем приобрести за давностью вещи, переданные
нам не их собственником, все равно будут ли это вещи, принадлежащие к чи­
слу mancipi или пес mancipi, если только мы получили таковые в доброй воле,
полагая, что тот, кто передавал, имел право на отчуждение данной вещи.

44. Это, по-видимому, введено для того, чтобы правоотношения соб­
ственности не оставались слишком долгое время неопределенными, так как
для собственника, чтобы он успел своевременно защитить свое право, до­
статочен тот годичный или двухгодичный срок, который предоставлялся
владельцу для приобретения собственности давностью.

 

66. И не только то, что делается нашей собственностью посредством
передачи, принадлежит нам по естественному праву, но также и то, что мы
приобретаем путем завладения, если вещи эти были бесхозяйными, напри­
мер те, которые захватываются на земле (дикие звери), в море (рыбы) или в
воздухе (птицы).

67. И если мы поймаем дикого зверя, или птицу, или рыбу, то пойман­
ное нами животное до тех пор признается нашим, пока мы держим его в на­
шей власти. Когда же оно уйдет из-под нашего надзора и получит опять ес­
тественную свободу, то снова делается собственностью первого завладев­
шего, так как оно перестало нам принадлежать...

69. По естественному праву нам принадлежит также и то, что мы за­хватываем у врагов.

73....Постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-
либо построил ее для себя, становится по естественному праву нашей, так
как построенное на поверхности принадлежит собственнику земли.

74....Применяется то же самое к растению, которое кто-либо посадил
на моей земле, если только растение пустило в нее корни.

75. То же самое случается и с хлебом, который кто-либо посеет на мо­
ей земле.

76. Но если мы виндицируем от него землю или постройку и не хотим
его вознаградить за истраченное на постройку, рассаду и посев, то ему пре­
доставляется против нас возражение злого умысла, если только он был доб­
росовестным владельцем.

 

86. Мы приобретаем не только сами, но также через тех, которых мы
имеем в нашей отеческой и супружеской власти или в кабале; мы приобре­
таем равным образом посредством тех рабов, которыми мы владеем на ос­
новании узуфрукта, и через свободных людей и чужих рабов, которыми до­
бросовестно обладаем.

87. Итак, все то, что приобретают наши подвластные дети, равным об­
разом и то, что получают в собственность наши рабы посредством манципа-

97
















































































































































7 2-51


ции, передачи или на основании стипуляции или каким-либо другим спосо­бом, — все это достается нам, так как находящийся в нашей власти ничего своего иметь не может...

88. Мы должны, однако, знать, что если раб составляет собственность
одного по преторскому праву, а другого — по квиритскому, то по всем за­
конным основаниям через этого раба приобретает только тот, кому он при­
надлежит по преторскому праву (кто обладает in bonis).

89. Через тех, кого мы имеем во власти, приобретаем мы не только
собственность, но и владение; ибо какая бы ни была вещь, владение которой
они приобрели, владельцами вещи признаемся мы, следовательно, через
них течет и срок давности.

99....Поговорим о наследствах. Свойство их двоякое: наследства пере­
ходят к нам или по завещанию, или по закону.

100. Сначала поговорим о тех, которые переходят к нам по завеща­
нию.

101. Вначале были в употреблении два рода завещаний: завещание со­
ставляли или перед лицом всего народа в куриатных собраниях..., или перед
выступлением в поход, то есть когда для войны брались за оружие и намере­
вались идти в сражение.

102. Позднее вошел в обычай третий род завещаний — посредством
меди и весов. Если кто не составил завещания ни в куриатных собраниях, ни
на поле сражения, то в случае, если ему неожиданно стала угрожать смерть,
он передавал в манципационной форме другу (постороннему лицу)... свое
имущество и просил его распределить это имущество согласно своей послед­
ней воле...

103. Но первые два рода завещаний с давних времен вышли из употреб­
ления; последний же вид завещания, который совершается посредством
меди и весов, остался.

104. Вся процедура совершается таким образом: в присутствии при­
глашенных по этому поводу пяти свидетелей — совершеннолетних граждан
и весовщика, как и в других манципационных сделках, составляющий заве­
щание уступает посредством мнимой продажи свое имущество посторонне­
му лицу, причем последний, т. е. покупатель имущества, произносит следу­
ющие слова: «Я утверждаю, что твоя семья и имущество твое, по квиритско­
му праву, находятся под моей опекой и моим надзором, и по праву
квиритов... все это покупается мною за цену наличной меди»...; потом он
прикасается медью к весам и отдает ее завещателю, как бы означая покуп­
ную цену. Тогда завещатель, держа в руке акт завещания произносит следу­
ющее: «Все так, как написано в этом завещании на восковых дощечках, '
даю, распоряжаюсь, свидетельствую, и вы, квириты, будьте свидетелями


Этот акт называется nuncupatio, что значит публично заявлять в торжествен­ных словах...

109. От обязанности соблюдать при составлении завещаний вышеука­занные формы освобождены императорскими указами воины по причине чрезвычайной их неопытности; поэтому их завещание считается действите­льным во всяком случае, хотя бы они и не призвали законного числа свиде­телей и не продали наследственного имущества мнимым образом и не за­явили бы торжественно о своей последней воле.

118. Кроме того, мы должны помнить, что женщина, которая остава­
лась в зависимости от опекуна, не может составлять завещания без его сог­
ласия; в противном случае завещание ее, по цивильному праву, будет недей­
ствительно.

119. Претор, однако, может предоставить назначенным наследникам
владение наследством согласно завещательному документу, если он будет
подписан семью свидетелями; и если нет наследника, к кому могло бы по за­
кону перейти наследство, например, брата, рожденного от того же отца, или
дяди по отцу, или сына от брата, — то назначенные наследники могут удер­
жать за собой наследство.

 

123....Тот, кто имеет в своей власти сына, должен озаботиться назна­
чить его наследником или, назвав его по имени, лишить наследства. Иначе,
если отец обойдет его молчанием, то завещание не будет иметь силы; по
мнению наших учителей (сабинианцев), никто не может быть наследником
по этому завещанию, даже если бы неупомянутый сын умирал раньше само­
го завещателя, потому что с самого начала этот акт не был завещанием.
Приверженцы другой школы (прокульянцы) согласны в том, что, если сын
жив ко времени смерти отца, то он, конечно, мешает назначенным наслед­
никам и делается ближайшим наследником по закону; но если сын умирает
раньше отца, то, как некоторые думают, можно в силу завещания принять
наследство, так как сын уже не препятствует; поэтому, по их мнению,...за­
вещание не становится недействительным с самого начала.

124. Если же завещатель обойдет молчанием прочих нисходящих, то
завещание не теряет силы; лица, обойденные в завещании, допускаются к
наследованию совместно с назначенными наследниками, — каждый в од­
ной доле, если те прямые наследники (свои), если же посторонние, то полу­
чают половину; то есть если кто, например, назначит трех сыновей наслед­
никами, а обойдет молчанием дочь, то она получает... четвертую часть на­
следства,... то, что получила бы в случае смерти отца без завещания, как
наследница по закону. Но если завещатель призывает к наследованию пос­
торонних и обойдет дочь, то она... приобретает половину наследства. То,
что мы сказали о дочери, считаем сказанным и о внуке, и о всех нисходя­
щих, все равно будут они мужского или женского пола.


 


98


99


127. Но если отец лишает сына наследства, то должен сделать это пои­
менно, в противном случае сын не лишается наследства. Поименное лише­
ние наследства имеет место в случае, если кто лишает сына такими словами:
«Сын мой Тиций да не будет моим наследником»...

128. Прочих же нисходящих обоего пола можно лишать наследства
посредством общей формулы следующими словами: «все прочие да будут
лишены наследства», каковые слова обыкновенно прибавляются тотчас по­
сле назначения наследников. Так предписывает цивильное право.

129. Претор же приказывает всех нисходящих мужского пола, т. е.
внуков и правнуков, лишать наследства поименно; нисходящих же женско­
го пола, т. е. дочерей, внучек, правнучек, можно лишать наследства или по­
именно, или посредством общей формулы.

Книга III

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

1. Наследства умерших без завещания принадлежат по закону XII таб­
лиц, во-первых, «своим» (ближайшим) наследникам.

2. «Своими» наследниками считаются те дети, которые состояли под
властью наследодателя (до самой его смерти), как, например, сын или дочь,
внук и внучка от сына, правнук и правнучка, рожденные от ближайшего ни­
сходящего агната по мужской линии, и безразлично, естественные ли они
дети или усыновленные. Но внук или внучка, правнук или правнучка только
тогда включались в число «своих» наследников, когда предшествующее ли­
цо перестает быть во власти (агнатской) восходящего, случится ли это
вследствие смерти или по другой причине, как, например, вследствие осво­
бождения из-под родительской власти. Поэтому, если сын будет во власти
отца во время смерти последнего, то внук от него не может быть «своим»
наследником...

 

3. Точно так же жена, которая находится под мужней властью того,
кто умирает, является «своей» наследницей, так как она занимает место до­
чери; равным образом и невестка, которая остается во власти сына (считает­
ся «своей» наследницей), так как она занимает место внучки...

4. «Своими» наследниками считаются также родившиеся по смерти
отца, которые были бы под властью отца, если бы родились при его жизни.

8. Так как было принято, что внуки и внучки, равно правнуки и прав­нучки наследуют вместо своего (агнатского) восходящего, то считали целе­сообразным... делить наследство не поголовно, а поколенно, так чтобы сын имел одну половину наследства, а два или более внуков от другого сына по­лучали другую половину;...если имеются внуки от двух сыновей, с одной стороны, один или два, с другой — три или четыре, то одна половина на­следства принадлежит одному или двум, а другая — троим или четверым.


9. Если (после умершего) не было «своих» наследников, то наследст­
во, по тому же самому закону XII таблиц, принадлежит агнатам.

10. Агнатами называются те лица, которые соединены гражданским
родством; гражданским считается то родство, которое возникает через лиц
мужского пола. Таким образом, братья, рожденные от одного и того же от­
ца, суть агнаты по отношению друг к другу... Точно так же дядя по отцу бу­
дет агнатом по отношению к сыну брата, и в свою очередь последний будет
агнатом по отношению к первому... Таким образом, мы могли бы насчитать
много степеней агнатства.

11. Однако, закон XII таблиц дает наследство не всем агнатам одно­
временно, а только тем, которые находятся в ближайшей степени родства...

 

17. Если (после умершего) не оставалось ни «своих», ни агнатов, то
тот же закон XII таблиц призывает к наследованию родичей (гентилов)... Но
так как... все родовое (гентильное) право совершенно вышло из употребле­
ния, то мы считаем излишним толковать здесь об этом предмете слишком
подробно.

18. В этих пределах заключаются по закону XII таблиц права наслед­
ства после лиц, умерших без завещания. Всякий может понять, какова была
строгость и сжатость этого закона.

19. Так, например, эманципированные дети по этому закону не имеют
никакого права на наследство агнатских восходящих, так как они перестают
быть «своими» наследниками.

 

25. Но эта чрезмерная строгость права была впоследствии исправлена
эдиктом претора.

26. Претор призывает всех детей, не имеющих по закону XII таблиц
прав наследования, совершенно как если бы они были во власти восходяще­
го еще во время его смерти, не делая разницы, будут ли они одни или совме­
стно со «своими» наследниками, то есть теми, которые оставались во власти
отца.

32. Лица, призываемые к наследованию претором, не делаются на­следниками в силу закона... Но если претор предоставляет им (не право, а) владение наследственным имуществом, то они считаются как бы наслед­никами.

80. Однако, имущество не переходит к преторским наследникам (вла­дельцам)... в полную собственность; но им предоставляется только облада­ние вещами; имущество делается их квиритскою собственностью только по истечении давности...

88. Теперь перейдем к обязательствам, главное деление которых рас­падается на два вида: каждое обязательство возникает или из договора, или из деликта.


 


100


101


89. Рассмотрим прежде те, которые происходят из договора; их четы­
ре вида: именно они возникают вследствие передачи вещи, или торжествен­
ными словами, или письменным образом, или простым соглашением.

90. Обязательство заключается передачей вещи, например, когда дают
в заем. Заем в тесном смысле возникает при тех вещах, которые определя­
ются весом, счетом и мерою, как, например, наличные деньги, вино, масло,
хлеб в зерне, медь, серебро, золото; эти вещи мы даем или счетом, или ме­
рою, или весом для того, чтобы они сделались собственностью получающих
и чтобы со временем были возвращены нам не те же самые вещи, но другие
того же свойства и качества.

 

92. Обязательство словами заключается посредством вопроса и отве­
та, например: «Обязуешься торжественно дать? Обязуюсь. Обещаешь? Обе­
щаю. Ручаешься? Ручаюсь. Сделаешь? Сделаю».

93. Но что касается следующего вида словесного обязательства: «Обя­
зуешься ли торжественно дать? Обязуюсь». (Dari spondes? Spondeo), — то
он свойственен только римским гражданам. Прочие же виды принадлежат
общенародному праву и употребляются между всеми людьми, как между
римскими гражданами, так и иностранцами...

128. Обязательство основывается на письменном документе, если, на­пример, оно заносится в приходо-расходную книгу...

134. Кроме того, письменное обязательство возникает, по-видимому,
вследствие долговых расписок... Этот вид обязательства свойственен иност­
ранцам.

135. Обязательства возникают путем простого соглашения (между
сторонами) при купле-продаже, найме, товариществе, поручении.

136. Говорят, что в этих случаях возникает обязательство в силу сог­
лашения (consensus) сторон; поэтому нет никакой необходимости ни в сло­
вах, ни в письме, но достаточно, чтобы те, кто заключает обязательство,
пришли к согласию. Вот почему такие сделки заключаются и между отсут­
ствующими...

139. Купля и продажа заключается, как скоро сошлись в цене, хотя бы цена не была еще уплачена, и не был дан задаток, ибо то, что дается в виде задатка, есть только доказательство заключения контракта.

142. Договор найма и купля-продажа подчинены одним и тем же за­конным правилам; договор найма признается заключенным тогда, когда точ­но определена наемная плата.

148. Товарищество мы обыкновенно заключаем или с тем, чтобы всту­пить в общение всем своим имуществом, или ради совершения какой-ни­будь сделки...


151. Товарищество продолжается до тех пор, пока существует взаим­ное соглашение членов; но если кто из товарищей выйдет из его состава, то товарищество прекращается.

182. Перейдем теперь к обязательствам, возникающим из деликтов, если, например, кто-либо совершил воровство, разграбил имущество, при­чинил убыток, нанес обиду; обязательства, возникающие во всех этих слу­чаях, относятся к одному роду...

209. Тот, кто грабит чужие вещи, отвечает по иску о краже; в самом
деле, кто более захватывает чужую вещь против воли собственника, если не
тот, кто насильно отнимает ее? И поэтому правильно сказано, что такой че­
ловек — бесчестный вор. Но претор ввел особый иск на случай такого прес­
тупления, который называется иском имуществ, отнятых насилием, и вле­
чет за собой в течение года четвертной штраф, по просшествии года — про­
стой. Этим иском можно пользоваться, хотя бы кто отнял одну вещь, даже
самой незначительной ценности.

210. Иск о вреде незаконно причиненном, установлен Аквилиевым за­
коном, в первой главе которого постановлено, что, если кто незаконно убьет
чужого раба или чужое четвероногое домашнее животное, тот обязывается
уплатить хозяину высшую рыночную стоимость убитого за этот год.

211. Незаконно убивающим считается тот, по умыслу или по вине ко­
торого совершается убийство; и нет никакого другого закона, по которому
можно было бы взыскать штраф за убыток, причиненный непротивозакон­
ным образом; вследствие этого не подвергается наказанию тот, кто причи­
нил вред как-нибудь случайно, без вины и умысла.

212....Не только тело убитого оценивается в иске этого закона, но ес­
ли, например, кто убьет раба и собственник понесет убыток, превышающий
стоимость самого раба, то и это берется во внимание; например, убили мое­
го раба, назначенного кем-либо наследником, прежде чем он по моему при­
казанию вступил торжественно во владение наследством. В этом случае бе­
рется во внимание не только стоимость его самого, но и потерянного на­
следства. Равным образом, если будет убит один из пары коней, или из
труппы актеров, или музыкантов, то делается оценка не только убитого, но
принимается в расчет и то, что потеряли в цене и прочие, оставшиеся в жи­
вых. То же правило применяется и в том случае, когда убьют одного мула из
пары или одну лошадь из четверки.

213. Тот, чей раб убит, волен обвинить убийцу в уголовном преступле­
нии, или отыскивать ущерб по этому (Аквилиеву) закону.

217. В третьей главе (Аквилиева закона) заключаются постановления, касающиеся всякого другого вреда. Итак, если кто ранит раба или четверо­ногое домашнее животное, или ранит или убьет такое животное, которое не считается домашним..., то иск устанавливается этою главою закона. Она на-


 


102


103


казывает также вред, противозаконно причиненный... во всех вещах неоду­шевленных. Если что-либо будет сожжено, или разрушено, или разломано, то иск установляется на основании этой главы... Подразумевается не только сожженное, разрушенное, сломанное, но также разорванное, разбитое, раз­литое и каким бы то ни было образом погибшее и испорченное.

218. Однако, по этой главе закона прИчинивший вред должен возмес-

ТИТЬ убыТКИ В размере ВЫСШеИ ЦеНЫ KaKVir*  т

іиіь j"»"  у  у                 ПЬ1> Кс1КУЮ вещь будет иметь не в течение

того года, но в течение ближайших 30 дней

220. Нарушение права (в смысле іпіпі-;„\

w              v \   адіе шщпа) совершается не только тогда,

когда кто-либо кулаком или палками будет бит или даже высечен, но и тог­да, когда кого-либо бесчестят, например, тем, что один объявляет о продаже имущества другого лица, как будто должника, зная, что тот ему ничего не должен, или тем, что напишут и обнародує к или стихотворение с це­лью обесславить лицо, или тем, что ухаживают постоянно за матерью се­мейства или отроком, наконец, многими Другими способами.

221. По-видимому, мы терпим обиду, не только нам самим нанесен.
ную, но и нашим подвластным детям, нащИм же  хотя бы они и не нах0.
дились в нашей супружеской власти; слеДовате    если ты нанесешь оби­
ду моей дочери, выданной замуж за Тиция, То иск об обиде может быть вне­
сен против тебя не только от имени этой Доч  но также от моего именИ;
как и от имени Іиция.

222. Собственно говоря, лично oafvu „                                                    - с

X              v °У не наносится никакой обиды, но

Через НЄГО СЧИТаеТСЯ ОСКОрбЛеННЫМ ЄГО Гпп„

чсрь-э пк, ^                                 v                  їм сі и господин,... но только в том случае,

когда действия столь важны и жестоки чт„                                                      с

м                                                                                     WUJN.M, что явно относятся к оскорблению

чести господина; если кто, напримео вью»,                                 с

„            м '                 \             v' Ь1Сечет чужого раба, то на этот слу-

чаи предлагается исковая формула но рг-т,                                 г               с

v w                                                     * v 3 d> ни если кто обругает раба или ударит

кулаком, то не составляется исковая форМула

223. По закону XII таблиц наказания за нанесение обиды были следу­
ющие: определялось возмездие по jus talionis, т. е. по принципу: око за
око, зуб за зуб; за сломанную или оачпо                                                        ' 2
"„"' *     J '              } ли ^-«давленную кость наказание было
300 ассов, если кость сломана у свободных,                                                                с

,""    '   ,                           J ^ъиии4Ного человека, а если у раба — то

150; за другие обиды взыскивалось по 25 ассов. Эти денежные наказания ка­зались в те времена достаточными ввиду большой бедности жителей.

224. Но теперь мы пользуемся другим                                                м.              ПОЗволяет нам
самим оценивать обиду, и судья присуждает нам такую сумму, на какую мы

ОЦеНИЛИ обИДУ, ИЛИ МеНЬШе, СОГЛаСНО ГИгч                  тт

4                            «.г,                     , л<и,ни своему усмотрению. Но так как жес-

токую ОбИДУ ОбЫКНОВеННО Оценивает Пп«,

3                   3                      ,                 ивсісі претор,... то мы на такую сумму и

предлагаем исковую формулу, и хотя cvn* „                                                          j j j

iiFv-/v                      j и- у j j> -^ли'-УДья может присудить меньшую сум-

му, однако, в большинстве случаев они»                                12.                 j j

у'                                                  J  ' н не решается уменьшить ее вследст-

вие авторитета претора.                                                                 J

104


тым человеком (низкого происхождения).

Книга IV ОБ ИСКАХ

что

 физическая вещь — наша, или поднимаем спор о том,

что-нибудь, называются кондикциями.

 иск, дол-

u=2

жем призвать в суд, мы не можем присудить дать обеспечение желания, разве если претор разрешил нам это.

ius connubii — это право вступления в римский брак со всеми его юридическими последствиями.

Т. е. продаваемый раб.

По словам Гая, земля в провинциях «принадлежит или римскому народу, или императору; мы

же, как кажется, имеем только право владения или полного пользования» (Кн. II, 7).

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. I / Под ред. К.И.Батыра и Е. В. Поликарповой. — М, 1996. — С. 89—128. Див. також: Гай. Институции: Пер. с латинс­кого Ф. Дадынского I Под ред. В. А. Савельева, Л. Л. Кофанова. — М, 1997.

105


 

Розділ II Держава і право Середніх віків

§ 1. Франкська держава


















































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: