Глава 10. Государство как институт политической системы

БОДЕН Ж.

Шесть книг о государстве

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях.

Народ или властители государства могут без каких-либо условий отдать суверенную и вечную власть какому-нибудь лицу, с тем, чтобы он по своему усмотрению распоряжался имуществом государства, лицами и всем государством. Что касается законов божеских и естественных, то им подчинены все государи земли, и не в их власти нарушать эти законы.

Однако необходимо, чтобы суверены не подчинялись повелениям других людей и чтобы они могли давать законы подданным и отменять, лишать силы бесполезные законы, заменяя их другими, чего не может совершать тот, кто подчинен законам и людям, которые имеют право ему повелевать.

Каким бы способом ни были разделены земли, не может быть сделано так, чтобы все имущество, вплоть до женщин и детей, стало общим, т.к. единственный признак государства: если нет ничего, принадлежащего каждому, то нет и ничего, принадлежащего всем

Кроме того, нет ничего более опасного для государя, чем попытка пустить в ход против своих подданных силу, когда нет уверенности в том, что это приведет к цели.

КАНТ И.

Метафизика нравов в двух частях

УЧЕНИЯ О ПРАВЕ

Государство — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

В каждом государстве существует три власти: верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя и судебная власть в лице судьи.

Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. Объединенные для законодательства члены такого общества, т.е. государства, называются гражданами, а неотъемлемые от их сущности правовые атрибуты суть: основанная на законе свобода каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал свое согласие; гражданское равенство — признавать стоящим выше себя только, на кого он имеет моральную способность налагать такие же правовые обязанности, какие этот может налагать на него; в-третьих, атрибут гражданской самостоятельности — быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам как член общности.

Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина; а эта способность предполагает самостоятельность членов общества. Это последнее качество делает необходимым различение граждан активных и пассивных. Лишь в соответствии с условиями свободы и равенства народ может стать государством и вступить в состояние гражданского устройства. Но иметь в этом устройстве право голоса, т.е. быть гражданами, а не просто принадлежащими к государству, — этому удовлетворяют не все с равным правом.

Каждая из трех указанных властей в государстве представляет собой определенный сан. Все эти власти содержат в себе отношение общего главы к разрозненной массе народа как к подданному - это первоначальный договор, согласно которому все в составе народа отказываются от своей внешней свободы, с тем, чтобы снова тотчас же принять эту свободу как члены общности, т.е. народа, рассматриваемого как государство.

 

ГЕГЕЛЬ

Государство есть в себе и для себя разумное. Это единство есть абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства.

Поскольку государство есть объективный дух, сам индивид обладает объективностью, истиной и нравственностью лишь постольку, поскольку он член государства. назначение индивидов состоит в том, чтобы вести всеобщую жизнь

Государство есть нравственное целое, осуществление свободы, и абсолютная цель разума состоит в том, чтобы свобода действительно была. Это есть дух, пребывающий в мире и реализующийся в нем сознательно. Это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю.

Идея государства обладает:

а) непосредственной действительностью

b) внешнее государственное право

с) всеобщая идея как род и абсолютная власть

Патриотизм - умонастроение, которое в обычном состоянии и обычных жизненных условиях привыкло знать государство как субстанциальную основу и цель.

Внутреннее государство как таковое есть гражданская власть, направленность вовне — военная власть.

Самоопределение понятия внутри себя - источник абсолютного происхождения различенных властей, и лишь благодаря ему государственная организация есть внутри себя разумное и отображение вечного разума.

Власти должны быть различены только как моменты понятия. О трех властях, о законодательной, исполнительной и судебной, то первая соответствует всеобщности, вторая — особенности, но судебная власть не есть третий момент понятия, ибо ее единичность лежит вне указанных сфер.

субстанциальные различия:

a) власть определять и устанавливать всеобщее — законодательную власть;

B) власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее — правительственную власть,

c) власть субъективности как последнего волевого решения, есть вершина и начало целого — кон-ституционной монархии.

Государственное устройство - большее, чем порождение мысли. К аждый народ имеет то государственное устройство, которое ему соответствует и подходит.

Государство должно в своем устройстве проникать все отношения.

Государственные функции и власти не могут быть частной собственностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: